Разработка урока с использованием кейс-метода "Вышивка лентами"
методическая разработка (технология) на тему

Урок по рукоделию с применением инновационных технологий. Кейс-метод позволяет активизировать работу обучающихся, сокращает время на подготовку, помогает лучшему восприятию материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_s_primeneniem_k-m.docx39.73 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №4

Ворошиловского района г.Волгограда

Разработка урока с применением кейс-метода обучения

Тема «Вышивка лентами»

Выполнила:

учитель технологии

МОУ гимназии №4

Санарова Галина Энверовна

Волгоград  2012

Актуальность применения кейс-технологии в учебном процессе.


         Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность.  Поэтому без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету, к деятельности.

Кейс-технология (кейс-метод) – это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленных не столько на усвоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений и  позволяет взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.

Суть метода:

слушателям даётся описание определённой ситуации. Обучающиеся должны познакомиться с проблемой и обдумать способы её решения.  

Главное  предназначение метода  – развивать способность разрабатывать различные проблемы и находить пути их решения, учиться работать с информацией.

Этапы выполнения кейсов

  1. первый этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
  2. второй этап — выделение основной проблемы
  3. третий этап -  построение критериев решения проблемы,   предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
  4. четвёртый этап – выработка конструктивных идей
  5. пятый этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий

Новизна метода

Метод предназначен для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя; отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы,

Результатом применения метода становятся знания и приобретённые в работе навыки.

Преимущества кейс-метода

  1. использование принципов проблемного обучения — получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле;
  2. получение навыков работы в команде;
  3. выработка  навыков  простейших обобщений;
  4. выработка навыков вести презентации; пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

План-конспект урока с использованием кейс-метода обучения

Тема урока «Вышивка лентами»

Цель урока:

  1. расширить представления учащихся о видах вышивки;
  2. познакомить с основными приемами вышивки лентами;
  1. развивать навыки учебного труда: умение рационально планировать свою деятельность, выделять главное в учебном материале; решать практические задачи; умение работать в коллективе
  2. развивать самостоятельность в поиске способов и путей решения проблемной ситуации при использовании  кейс-метода обучения.

Задачи урока:

-  развитие  наглядно - образного мышления, познавательного интереса, творческих способностей обучающихся;  

-  расширение кругозора учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества,

- применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

-  формирование трудолюбия, делового сотрудничества  в ходе выполнения практической работы, технологической дисциплины, взаимопомощи и взаимоконтроля.

           Тип урока:  комбинированный  (освоение новых знаний, обобщение и систематизация ранее изученного, контроль и коррекция знаний и умений).

           Методы обучения: кейс метод (рассмотрение конкретных проблемных ситуаций и принятие по ним решения), объяснение, рассказ, работа учащихся в малых (микро) группах,  самостоятельная работа, организация презентации решений в малых группах, дискуссия по принятым решениям, обобщающее выступление преподавателя, анализ ситуации.

Методическое оснащение урока:

компьютер, проектор, экран, набор учебно-методических материалов (презентации, кейс-презентация, интеллект-карта)

Набор тканей, игл, лент, образцы вышивок, иллюстрации работ в технике вышивки лентами

Структура урока

Этапы урока, приемы и методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный  Приветствие.

Контроль посещаемости. Проверка готовности учащихся к уроку.

   Приветствие учащихся.

Отмечает отсутствующих.

  Внешний вид учеников, наличие спец.формы Организация внимания

   Учащиеся приветствуют учителя.

2 . Проверка выполнения домашнего задания

   Выявление уровня  подготовленности по выполнению домашнего задания.

   Представляют книги, журналы, информационные ресурсы,  подобранные дома,  материалы, инструменты и приспособления.

3  . Подготовка к активной познавательной деятельности.

   Сегодня мы переходим к разделу «Вышивка». Какие виды вышивки вам известны?

  Какие инструменты и приспособления используют для вышивки?

    Учащиеся высказываются: вышивка «крест», односторонняя гладь, белая гладь, мережка, «ришелье».

  Для вышивки используют иглы с большим ушком, ножницы,  пяльца, нитки мулине.

4.  Сообщение темы и целей урока

   Тема нашего урока «Вышивка лентами»(слайд 1 презентации).

Откройте тетради, запишите тему урока

   Записывают в тетрадях тему урока

5 . Постановка познавательной задачи

   Поставьте перед собой задачи: что каждому предстоит узнать, чему научиться?

   Формулируют задачи

6 . Усвоение новых знаний

6.1 Рассмотрение конкретной проблемной ситуации.

Анализ ситуации

6.2 Исследование и анализ

  Дискуссия

6.3 Поиск идей, их оценка и выбор лучшей идеи

6.4 Проработка идеи и определение возможности ее реализации.

6.5 Выполнение пробных образцов, их  рекламирование

 

Самостоятельная работа

   Предлагаю вашему вниманию  проблемную ситуацию  (слайд 3).

   Уточняю задание:

   Какие приемы работ и приспособления необходимо использовать для  вышивки лентами?

 

  Контекст задания:

    Подберите и изучите информацию о технике и основных приемах работы  вышивания лентами, о материалах, инструментах и приспособлениях для вышивки лентами.

   Руководит обсуждением решения проблемы, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями об истории возникновения вышивки лентами (слайды 5-10), дополняет информацию о материалах, инструментах и  приспособлениях   (слайды 11-15).

   Учитель предлагает провести исследование техники вышивания шелковыми лентами, изучить виды швов и приемы работ,  выполнить анализ

   Предлагает каждой творческой группе  сделать выбор базового шва и обосновать свое решение.

   Контролирует правильность принятия решений по отбору идеи из альтернативных вариантов

    Перед началом практической работы повторим правила техники безопасности при работе с ножницами и иглой.

    Учитель контролирует изготовление  пробных образцов. Представляет на слайдах  выполнение  основных  швов вышивания лентами            (слайды 16-33).

№1 Шов «стежок с завитком» 

№2 Шов «стежок с завитком» (малый)

№3 Шов «узелок»

№4 Шов «наметка обвитая»

№5 Шов «петелька с прикрепом"
№6 Шов «перекрученный"
№7  Шов «листик»

№8 Шов «петелька под корешок»

   Осмысливают поставленную перед ними задачу, анализируют, формируют рабочие группы.

   Определяют материалы, инструменты, приспособления  для вышивки лентами

   Обсуждают задание, информацию на слайдах, высказывают свою точку зрения по вопросу решения проблемы

   Учащиеся работают с книгами, журналами, исследуют возможные варианты вышивки, проводят анализ, ищут альтернативные варианты, определяют  основные базовые  швы.

   Каждая группа выбирает и предлагает один из основных видов швов, используемых в вышивке лентами, обосновывает свой выбор.

   Определяют возможности реализации своей идеи

   Оценивают идеи с учетом наличия уровня знаний, умений и навыков, времени, оборудования, материалов, необходимых для реализации выбранного способа решения предложенной ситуации

   Учащиеся  повторяют правила безопасной работы с ножницами и иглой.

   Каждая группа готовит и представляет пробные образцы вышитых  изделий, обосновывают свой выбор и принятие решения, придумывает рекламу.

7 . Закрепление знаний

Полилог

     Сегодня на уроке мы с вами освоили новый вид вышивки на основе кейс-метода. Вы познакомились с историей возникновения вышивки лентами, используемыми материалами, инструментами и приспособлениями.

    Ответьте, пожалуйста, на вопросы:  (Слайд 34)

     Какие виды лент используют в вышивке?

Назовите основные  виды швов при вышивании лентами?

Какие ткани можно использовать для вышивки лентами?

Какие иглы используют для вышивки лентами?

Чем вышивка лентами отличается от  других вышивок?   В чем ее преимущества?

Отвечают  на вопросы

8. Самопроверка знаний

Решение кроссворда

   Обобщение нового материала, кроссворд

 (слайд 35)

Решают  кроссворд

9 . Подведение итогов урока

Рефлексия

   Сделайте вывод:

Достигли ли вы цели урока?

Какие трудности возникли? Почему?

Что удалось ?

Позволяет ли кейс-метод быстрее и доступнее изучать новый материал?

Как вы оцениваете полученные сегодня знания и навыки?

Учитель просит ответить на вопрос карточками:

- С каким настроением вы работали на уроке?

  1. Было интересно (красная)
  2. Не очень интересно (зеленая)
  3. Совсем неинтересно  (синяя)

Анализируют  свою деятельность

Отвечают на вопросы

Поднимают цветные кружочки

10.  Задание на дом

  На дом дается задание, согласно новой теме:

- выполнить образец вышивки лентами одним или несколькими видами швов

- найти дополнительную информацию о видах и способах вышивания лентами

Записывают домашнее  задание

        

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема «Вышивка лентами»

Этапы урока

Время

Дидактические задачи этапа

Методы

Формы организации учебной деятельности

Виды деятельности

учителя

ученика

1 . Организационный

2мин

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе

Устное сообщение учителя.

Фронтальные

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Обучающиеся  приветствуют учителя

2 . Проверка выполнения  домашнего задания

3мин

Выявление уровня подготовленности к уроку

Мотивация побуждение к поиску

Сочетание фронтальных и индивидуальных

Проверяет степень выполнения домашнего задания

   Представляют подобранные дома книги, журналы, информационные ресурсы,    материалы, инструменты и приспособления

3 . Подготовка к активной учебной деятельности

3мин

Активизация  знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала. Формирование познавательных мотивов.

Мотивация побуждение к поиску

Сочетание фронтальных и индивидуальных

Осуществляет опрос  ранее изученного материала

Отвечают на вопросы учителя

4 .Сообщение темы и целей урока  Постановка познавательной задачи

3мин

Организация учащихся по принятию познавательной задачи

Устное сообщение учителя

Фронтальные

Озвучивает тему и цель урока

Осмысливают поставленную перед ними задачу

5 . Усвоение новых знаний

45мин

Формирование конкретных представлений о предмете изучения и способах действий.

Развитие  творческих способностей обучающихся, умений самостоятельно делать выводы и  принимать решения.

Формирование умений работать в коллективе

Проблемнопоисковый

дискуссия

Групповые

Предлагает проблемную  ситуацию .

 Руководит обсуждением решения проблемы.

Осмысливают поставленную перед ними задачу, анализируют, формируют рабочие группы. Определяют материалы, инструменты, приспособления  для вышивки лентами.

Исследуют возможные варианты вышивки, проводят анализ, поиск альтернативных вариантов.

6 . Закрепление знаний

10мин

Закрепление полученных знаний, умений, навыков

Самостоятельная работа Демонстрация

Работа в малых группах

Контролирует выпуск пробных образцов. Побуждает к высказыванию своих решений

Представляют пробные образцы вышитых  изделий, обосновывают свой выбор и принятие решения, придумывают рекламу.

7 . Самопроверка

7мин

Выявление уровня усвоения материала

Самостоятельная работа (решение кроссворда)

Индивидуальные, групповые

Отвечают  на вопросы

Решают  кроссворд

9 . Подведение итогов урока

5мин

Анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся

Устное сообщение учителя, учащегося

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке

Формулируют выводы

8  Задание на дом

2мин

Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию

Консультация

Дает комментарий к домашнему заданию

Записывают домашнее задание

Заключение

Данная разработка урока «Вышивка лентами»  с применением кейс-метода  может быть использована  в учебном процессе для повышения образовательного уровня  обучающихся, позволит расширить представления учащихся о видах художественной обработки изделий  и данного вида прикладного творчества, познакомить с основными приемами вышивки лентами,  развивать наглядно - образное мышление,  мелкую моторику рук, умение самостоятельно выполнять упражнения (приемы работы), научить применять полученные знания и умения в практической деятельности,  повысить интерес к  предмету у обучающихся.

Применение кейсов в образовательном процессе позволяет обучающимся самостоятельно добывать знания и поддерживать взаимосвязь «учитель↔ученик» и «ученик↔ученик»

Используемые источники

Вышивка шелковыми лентами. Москва “АСТ-ПРЕСС” 2001г.

Журнал “Чудесные мгновения”, Москва, "Роспечать" № 1–12, 2005.

Учись рисовать В.И. Коморскийг. Москва “Дрофа” 2000г

Искусство вышивания г. Москва “Просвещение” 2000г

Узоры русского серебряного века. М. Сафронова. г. С.Петербург 1994г

Декоративное вышивание по ткани Т.Н.Андрианова г. С.Петербург 2005г

Шелковые фантазии. Искусство вышивки ленточками Элен Эрикссон М. “ Альбом”

www.fabrikaglamura.ru 

vyshivka-shema.ru 

za-rukodeliem.com.ua 

neva-mozaika.ru 

vishivalochka.at.ua 

video.mail.ru 

blog.kp.uausers/3651719/rubric/1345509/ 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов

Данный урок способствует развитию социокультурной компетенции учащихся.Используется   игровая технология обучения и групповые формы работы. Применение цифровых образовательных ресурсов делае...

Разработка урока с использованием информационных технологий в 5-м классе по математике по теме "Десятичные дроби" (Обобщающий урок-путешествие).

Урок демонстрационный : как использовать презентации на уроке.  На нём предложены приёмы контроля знаний учащихся  по темам “Сложение и вычитание десятичных дробей” и «Умножение десяти...

Разработка урока по технологии"Вышивка шелковыми лентами",6 класс

Урок-конспект"Вышивка шелковыми лентами",с презентацией...

Разработка урока с использованием проблемного метода обучения в 7 классе к УМК "New Millennium English". «Использование настоящего совершенного длительного времени".

Цель данного урока: ознакомить учащихся с Настоящим Совершенным длительным временем в процессе решения проблемной ситуации....

Методические рекомендации по использованию презентаций в учебной деятельности . Разработки уроков с использованием ИКТ

Информационные технологии способствуют развитию и распространению электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе. ЭОР легко копируются на различные электронные носители: л...

Методическая разработка урока в музее "Вышивка атласными лентами как вид рукоделия и декоративно-прикладного творчества"

Урок спланирован по программе "Рукоделие". Программа синтезирует цели и задачи творческого и художественного восприятия мира вышивки. Для расширения визуального ряда учащихся на уроке используются мат...

Разработка урока с использованием элементов технологии проблемного обучения. Тема урока: Упрощение выражений. 5 класс

Урок с использованием элементов технологии проблемного обучения.  Тема урока: Упрощение выражений.  Урок «открытия новых знаний»Цель урока: формирование умений применять рас...