тематическое планирование по электротехнике в 5-7классах.
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс) по теме

Тематическое планирование по электротехнике с характеристикой видов деятельности учащихся. Широкое применение электрических и автоматических устройств требует элементарных знаний в области электротехники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная область технология.

 Раздел программы «Электротехнические работы»

                                    5 – 7 класс.

Широкое применение разнообразных электротехнических и автоматических устройств в производственной сфере и в быту требует ознакомления учащихся с элементами электротехники и автоматики. Это важная составная часть их политехнического образования, содействующая развитию конструктивно-технологических представлений, творческих способностей, профессиональному самоопределению.

В изучении этого материала имеются определенные трудности: отсутствие у пятиклассников начальных знаний по физике, недостаточное оборудование учебных мастерских, ограниченность в выборе объектов труда, слабое методическое обеспечение и др. Учитель труда сталкивается с необходимостью раскрывать сложные электротехнические явления на доступном ученикам уровне, но в строгом соответствии с научными основами. Для этого следует широко использовать различные средства наглядности, демонстрационные опыты, образцы материалов и изделий, действующие модели, таблицы, плакаты, инструкционные карты, инструменты, источники тока и др.

Для усвоения и закрепления на практике теоретических сведений на каждом занятии проводится лабораторно-практическая работа, что позволяет выработать знания и умения по монтажу и демонтажу электроцепей, усвоить приемы обслуживания электротехнических устройств, познакомить школьников с проведением элементарных экспериментов.

Оборудование и наглядные пособия

Для проведения лабораторно-практических работ по электротехнике в качестве источника питания мы используем безопасный и надежный прибор "Источник электрического питания ИПТ-04-220-У4". Его понижающее устройство преобразует напряжение сети 220 В в переменный ток напряжением 36 (42) В на три выходных штепсельных гнезда — для проверки электроцепей с установочными изделиями в V классе. К штепсельным гнездам можно подключать выпрямители постоянного тока на 4 В марки ВУ- 4/36-УХЛ4 или ЛИП90-42-4В, которые есть в кабинетах физики. Используя эти блоки питания на 4 В (или соединив их последовательно, получим напряжение 8 В), можно выполнять лабораторно-практические работы по сборке электромоделей различных устройств. В качестве источника тока мы используем ЛАТР.

В мастерской, как правило, имеются комплекты арматуры для электромонтажных работ, электроконструкторы для IV — VIII классов, конструкторы электромеханические. Часть оборудования мы изготовили самостоятельно на уроках (ножи для зачистки проводов, подкладные доски и т.п.).

Правила безопасной работы

Обеспечение безопасности труда в процессе выполнения практических работ — важнейшая задача, стоящая перед учителем.

Уже на первом занятии учащихся необходимо ознакомить со всем оборудованием, инструментами индивидуального и общего пользования. Необходимо разъяснить им, что опасность работы с электроприборами усугубляется тем, что поражающие величины силы тока и напряжения не имеют характерных внешних признаков, которые заставили бы органы чувств (зрение, слух, обоняние и др.) обнаружить грозящую опасность и принять необходимые меры предосторожности. Действие электрического тока на человека сложно и многообразно: оно может быть термическим (ожоги), механическим (электрический удар) и химическим (электролиз крови). Но главное его действие — биологическое. При поражении электротоком нарушается биологическое равновесие организма, что приводит к различным опасным исходам, болезням.

Величина поражающего тока прямо пропорциональна напряжению, под действием которого оказался человек, и обратно пропорциональна сопротивлению его тела. Правилами техники безопасности установлено, что опасными для человека являются следующие напряжения: 65 В — в сухих помещениях (квартиры, классы и т.п.); 36 В — в сырых помещениях (подвалы, склады); 12 В — в особо сырых помещениях (бани, прачечные).

При проведении лабораторно-практических работ учащиеся должны соблюдать следующие правила:

1.Не включать источники электропитания без разрешения учителя.

2.Проверить сначала, отключен ли источник электропитания, и только после этого производить сборку электроцепей, переключения в них, монтаж и ремонт электрических устройств, замену предохранителей.

3.Следить, чтобы изоляция проводов была исправна, при сборке электроцепи провода располагать аккуратно, их концы плотно соединять с контактами (зажимами), не допускать, чтобы оголенный провод выступал за контакт (изолируйте его).

4.Не прикасаться к конденсаторам даже после отключения электроцепи от источников тока: их сначала нужно разрядить.

5. Обнаружив неисправность в электроустройствах, находящихся под напряжением, немедленно   отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю.

Литература:

 Программа по технологи (трудовое обучение) 1-4 5-11 классы Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко/ Москва/ «Просвещение» 2007.

Учебно-методический комплект учителя:

К. Бешенков, Е. В. Васильченко, трудовое обучение Москва; Просвещение, 1990г.

Бешенков А. К. Технология. Технический труд: Методическое пособие5-7кл. Коваленко В. И. Дидактический материал по трудовому обучению 5-7кл; М.: Просвещение 2000г.

Справочник по техническому труду под редакцией А. Н. Ростовцева; Технический труд 5-7кл.; под редакцией В. Д. Симоненко.М.; 2001г.

Учебно-методический журнал «Школа и производство».

Технология: поурочные планы по учебнику В.Д.Симоненко.

К.Л. Дерендяев; поурочные разработки по технологи.

Учебно-методический комплект ученика:

Карабанов И. А., технология обработки древесины, М; Просвещение 1995г. Муравьёв Е. М., технология обработки металла, М; Просвещение 1995г.

 А. К. Бешенков, Е. В Васильченко; « Трудовое обучение 5класс».

 А. К. Бешенков, Е. В. Васильченко; « Трудовое обучение 6класс».

 А. К.Бешенков, Е. В. Васильченко; « Трудовое обучение 7класс».    Коваленко В. И.  Дидактический материал по трудовому обучению 5-7кл;   М.: Просвещение 2000г.

Тематический план

Класс. Число часов, отводимых на данный раздел программы

Примерные темы, входящие в данный раздел программы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

5 класс

8ч.

Источники и потребители электроэнергии. Проводники и изоляторы. Электромонтажные работы.

Общее понятие об электрическом токе. Источники и потребители электроэнергии.  Условные графические обозначения на электрических схемах. Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.

Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.

Чтение электрической схемы. Сборка электрической цепи. Электромонтажные работы с проводами и установочными изделиями. Подключение проводов к электропатрону, выключателю, розетке, распределительной коробке. Использование пробника для поиска обрыва в цепи. Соблюдения правил безопасности труда и электробезопасности.

6 класс

8ч.

Изготовление устройств с электромагнитом

Электромагнитные явления. Условные обозначения элементов электротехнических устройств на принципиальных схемах. Электромагнит и его применение в электротехнических устройствах. Принцип действия и устройство электромагнитного реле, электрозвонка, электродвигателя. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических устройств.

Чтение электрических схем цепей. Разработка схем и сборка моделей электротехнических установок и устройств. Проверка моделей в действии. Изготовление и проверка работы электромагнита. Сборка устройств с электромагнитом.

7класс

8ч.

Изготовление электротехнических устройств с элементами автоматики

Виды и назначение автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Преобразование неэлектрических величин в электрические сигналы. Виды датчиков.  Полупроводниковый диод. Выпрямитель электрического тока. Принципы автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Работа счетчика электрической энергии. Пути экономии электрической энергии.  Влияние электротехнических и электронных приборов на     окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с         производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

Сборка из деталей электроконструктора модели автоматических устройств. Изучение работы полупроводникового диода.

Сборка и испытание выпрямителя. Изучение схем квартирной электропроводки. Сборка модели квартирной проводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты.

Календарно – тематический план занятий.  

                                 5 класс.

№п/п

дата

Тема занятия

Цели занятия

Оборудование

Практическая работа

Кол-во часов

1.

Электрический ток. Электрическая цепь.

Понятие об источниках и потребителях электрической энергии. Условные обозначения. Электрическая цепь, электрическая схема.

Электроконструктор, гальванические элементы, таблицы, электротехнический инструмент.

Сборка и изучение последовательного и параллельного соединения. Чтение и составление электрических схем.

2

2.

Электроустановочные изделия.

Познакомить с устройством и применением ламп накаливания, патрона, выключателя, проводов.

Лампы накаливания, провода, выключатели, штепсельные вилки, набор инструментов.

Разборка и сборка электроарматуры. Оконцовывание и подключение проводов.

2

3.

Сборка электрических цепей с использованием установочных изделий.

Научить читать и собирать электрическую цепь с несколькими потребителями.

Таблицы, схемы, электроконструктор, электроарматура, электротечнический инструмент.

Сборка разветвлённых электрических цепей.

2

4.

Бытовые электрические светильники.

Познакомить с устройством одно и двухлампового светильника и их электрическими схемами.

Образцы изделий, технологические карты, инструменты. Таблицы по технике безопасности.

Сборка одно и двухламповой электрической цепи.

2

Календарно – тематический план занятий.  

                                 6 класс.

№п/п

дата

Тема занятия

Цели занятия

Оборудование

Практическая работа

Кол-во часов

1.

Понятие об электромагните. Изучение его устройства. Сборка и испытание электромагнита.

Ознакомить учащихся с устройством электромагнита и его действием.

Электроконструктор. Образцы постоянных и электромагнитов. Наборы инструментов.

Сборка и испытание электромагнита из деталей конструктора.

2

2.

Применение электромагнитов в технике. Сборка и изучение электрического звонка.

Применение электромагнита в технике. Устройство и работа электрического звонка.

Электроконструктор Наборы инструментов. Таблицы. Операционные карты.

Сборка и испытание  электрического звонка из деталей конструктора.

2

3.

Изучение устройства и принципа действия коллекторного электродвигателя. Сборка модели электродвигателя.

Ознакомить с устройством и принципом действия коллекторного электродвигателя.  Правилами подключения к электрической цепи.

Электроконструктор Наборы инструментов. Таблицы. Операционные карты.

Сборка и испытание электродвигателя из деталей конструктора.

2

4.

Изучение устройства и принципа действия электромагнитного реле. Магнитный пускатель.

Ознакомить с устройством и принципом действия электромагнитного реле. Применение реле в технике.

Электроконструктор Наборы инструментов. Таблицы. Операционные карты.

Сборка и испытание  электромагнитного реле из деталей конструктора. Подключение магнитного пускателя к электродвигателю.

2

Календарно – тематический план занятий.  

                                 7 класс.

№п/п

дата

Тема занятия

Цели занятия

Оборудование

Практическая работа

Кол-во часов

1.

Элементы автоматики. Автоматические устройства.

Познакомить с устройством простого автомата, применением автоматов технике и быту.

Детали конструктора. Таблицы. Операционные карты.

Сборка по схеме автоматического устройства.

2

2.

Монтаж электрической цепи и испытание автоматического устройства.

Закрепить знания и умения монтажа электрических цепей.

Образцы изделий. Комплекты деталей для сборки. Инструменты.

Сборка по схеме автоматического устройства. Регулировка и испытание данного устройства.

2

3.

Полупроводниковый диод. Изучение односторонней проводимости диода.

Сформировать понятия об устройстве действии и применении полупроводникового диода.

Детали конструктора. Таблицы. Операционные карты. Полупроводниковые диоды. Измерительные приборы.

Чтение схем с полупроводниковым диодом. Проверка исправности диода. Сборка электроцепи с диодом.

2

4.

Сборка и испытание выпрямителя электрического тока.

Познакомить с устройством и действием выпрямителя электрического тока. Устройство и работа трансформатора.

Детали конструктора. Таблицы. Полупроводниковые диоды. Источник переменного тока, микроэлектродвигатель.

Сборка выпрямителя на одном диоде. Испытание выпрямителя.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование спецкурса "Электротехника"

Планирование составлено на  основе: примерной программы по направлению «Технология. Технологический труд» на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...

Календарно-тематическое планирование +хронограф+программа по физике 7класс

Рабочая программа учебного предмета                       «ФИЗИКА» базовый уровень 7 ...

Календарно – тематическое планирование по курсу « ИСТОРИЯ РОССИИ» 7класс ФГОС (70 часов, 2 часа в неделю)

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Рабочей программы  по всеобщей истории для 5–9 классов к предметной ли...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка для 7класса

Календарно -тематическое планирование составлено с учётом программы  и учебника под редакцией Е.А.Быстровой. Количество часов в неделю -5....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7классе (Ладыженская, Баранов) 154 ч.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе.Учебник: Ладыженская, Баранов.Количество часов: 154 (34 учебных недели, 4 часа в неделю; + 18 часов во II полугодии)....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Физическая культура" 7класс

         Рабочая программа по физической культуре в 7 классе разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта ос...

Календарно- тематическое планирование по родной (русской) литературе.7класс

Календарно-тематическое планировние по родной (русской) литературе в 7классе....