Национальный колорит- как компонент уроков технологии
статья по технологии по теме

Гордиенко Алла Андреевна

Статья о воспитании толерантного отношения к представителям других культур

Скачать:


Предварительный просмотр:

Национальный колорит – как компонент в преподавании технологии

Гордиенко Алла Андреевна, учитель технологии ГБОУ СОШ №124 с углубленным изучением английского языка  г. Санкт-Петербург

Проблема формирования толерантности актуальна для Санкт-Петербурга –многомиллионного и многонационального города. Очевидно, что процесс формирования «уважения к другим, к другой культуре», неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания, следует начинать как можно раньше. Именно поэтому в городской программе «Толерантность», «воспитание культуры толерантности через систему образования» рассматривается как одно из приоритетных направлений.

В соответствии с особым контингентом школьников, специфики учебных предметов каждый педагог выбирает собственные формы и способы формирования позитивных отношений к «другим» - одноклассникам, соседям по дому, жителям Петербурга, народам России и мира.

В государственном образовательном учреждении, школе №124 Выборгского района, с углубленным изучением английского языка, сложились благоприятные  условия для осуществления педагогического процесса формирования толерантности.

 В школе учатся дети разных национальностей из 13 государств. Они составляют 11% от общего числа учеников. В плане воспитательной работы школы на 2012-2013г проекту «школа – поликультурное пространство, отведено основное место.

 С 2010 года школа участвует в российско-австрийском проекте «Многообразие как возможность». Цель проекта – оценить качество образования в условиях полиэтнической образовательной среды.

 Проект решает следующие задачи : -обучать детей- инофонов с использованием современных педагогических методов, в эмоционально-комфортных условиях образовательной среды

- обучать учащихся бережному отношению к своей культуре и культуре других народов.

Автор данной статьи видит большие возможности в решении этих задач на уроках технологии.

С самобытностью и многообразием русской кухни, с кулинарными традициями и обычаями разных народов учащиеся знакомятся в разделе программы – Кулинария. При изучении материаловедения акцентируется внимание на возделывании культур и получении ткани из хлопка и шелка в бывших республиках Средней Азии и Закавказья. Темы по истории костюма обязательно включают в себя национальный костюм. В темах по моделированию и технологии обработки ткани представляется возможность создать изделия с использованием национальных мотивов, в национальном стиле

Автор данной статьи ставит конкретные задачи: выявить общее и уникальное, специфическое для каждой культуры, достойное уважения, внимания и изучения.

В качестве иллюстрации рассмотрим некоторые уроки, внеклассные мероприятия, конкурсы, проводимые автором данной статьи.

  1. Русский костюм, традиции гостеприимства.

 Моя работа по реализации российско- австрийского проекта «Многообразие как возможность - состояла из участия в организации встречи иностранных гостей школы детьми, со всеми атрибутами русского гостеприимства: гостей встречали у входа в школу в национальных костюмах, с хлебом-солью, с традиционными пожеланиями. Сопровождали гостей и познакомили с выставкой, где были представлены творческие работы учеников, а также вещи, обладающие этнографической ценностью.

  1. Знакомство с культурой народов, представители которых учатся в одном классе.

Проект «Национальная кухня». Цель проекта узнать как можно больше о национальных традициях одноклассников, продемонстрировать умения и навыки привитые в семье, привлечь внимание родителей к творчеству детей.

Работая в 6 классе, я столкнулась с крайне натянутыми отношениями между девочками. Часто возникали конфликты, ссоры. Улучшить отношения помогла коллективная работа над проектом по кулинарии - «Национальная кухня». Были разработаны и представлены блюда русской, таджикской и грузинской кухни. В процессе работы девочкам приходилось общаться между собой, работать с различной информацией. У них сформировался познавательный интерес, повысилась мотивация. Большую помощь оказали родители. Они помогали советом, знанием особенностей национальной кухни. Работа над общим проектом объединила детей. С рассказом о своей национальной кухне они выступали на классных часах в параллели. Проект был представлен на районном туре Всероссийской олимпиады по технологии, где занял 1е место в районе среди 6-х классов. Победа повысила самооценку учениц, взаимообогатила знанием национальных традиций, истории народов. Выработались умения и навыки практической работы. Повысился культурный уровень учащихся.

  1. Участие нашей школы в районных интегрированных конкурсах по технологии и иностранным языкам «Любимое блюдо зарубежной кухни»

В этом конкурсе обычно участвуют ученики старших классов. Наша школа представляла на конкурсах французскую и немецкую кухни. Готовили учеников учителя иностранных языков и технологии.

Интегрированные конкурсы имеют ряд преимуществ в воспитании толерантности:

        -знакомят с самобытностью национальных культур, с традициями и обычаями

        -развивают языковые навыки и умения учащихся

        -развивают их коммуникативные способности

        -расширяют представления о национальных кухнях зарубежных стран

        -учащиеся овладевают языковой, этической, исторической культурой

Задача учителя состоит в формировании творческой атмосферы, атмосферы созидания.

 В этих конкурсах принимали участие юноши и девушки разных национальностей. Французский луковый суп, запеканка по-баварски и особенно выступления с творческим представлением своих кулинарных шедевров, очень понравились участникам и членам жюри конкурсов.

В конкурсах 2010 и 2011г. наши ученики стали победителями и были награждены дипломами 1 степени

  1. Открытые уроки и выставки

Ежегодно, в апреле месяце, в школе проходит неделя предметов художественно–эстетического цикла, где учителя и ученики могут раскрыть свой творческий потенциал. В кабинете технологии оформляется выставка творческих работ учащихся, где каждая ученица может показать все, чему она научилась в школе и за ее пределами. Юбки и фартуки, вышивка и роспись, вязанье крючком и спицами, плетенье из лозы и шпона, фенички, лоскутная мозаика и бисер – можно увидеть всем желающим: ученикам, учителям и родителям.

В рамках предметной недели проводятся открытые уроки, расширяющие рамки школьной программы, такие как: «Русский костюм как представление о мире», «Традиционная народная кукла» и др, где основное внимание уделено вопросам воспитания толерантности.

Подробнее остановимся на уроке о народной кукле в 5-м классе. Кукла была выбрана не случайно, ведь в кукле закодированы общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, жизнь. Салтыков-Щедрин писал: «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».

Учащимся были продемонстрированы куклы народов России (вепсы, коми, удмурты, татары, марийцы) и Украины. Куклы народов Кавказа, Средней и Юго-Восточной Азии. Цель урока - дать представление о национальной кукле, найти общие черты, объединяющие все народы, познакомить с бытом и культурными традициями разных народов, представители которых учатся в нашей школе, научить девочек делать тряпичную куклу. По окончании урока было проведено анкетирование.

На уроке присутствовало 10 человек.

Были предложены следующие вопросы:

  1. Понравился ли тебе урок? Да -10 ответов.
  2. Узнал ли ты новое о традициях своего народа? Да -10 ответов.
  3. Какие куклы тебе понравились особенно? (2-3 куклы)
  4. а) русские -10, б) народов России -8, в) народов Кавказа –5, г) стран Азии и Востока – 7
  5. Хотела бы ты сделать понравившуюся тебе куклу? Да – 10 ответов
  6. Хотела бы ты узнать больше о традициях разных народов? Да – 9 ответов

Уроки по формированию толерантности всегда вызывают живой интерес у учащихся и проходят на высоком эмоциональном уровне. Рады интересу детей и их родители. После таких уроков родители приходят с благодарностью, с предложением помощи, а часто за советом.

Предполагается развить эту тему и познакомить с народной куклой учащихся начальной школы.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что содержание учебного предмета       «Технология», позволяет содействовать формированию уважения к национальной культуре других народов, о чем свидетельствует познавательный интерес ребят, а также результаты их учебной деятельности.

 Литература:

1.Программа гармонизации межкультурных полиэтнических и межконфессиальных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на1011-2015годы. (Программа «Толерантность») Постановление правительства Санкт-Петербурга от 23.09.2010г. №1256

2 .Мишина М.А, Агаева И.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.Изд. Белый город.

3. Куклы в народной традиции многонационального Петербурга и Ленинградской области. Сост. Мишина М.А, Сомова Т.А. С-П.2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Колорит местного говора урок конференция

Цель урока-конференции показать красоту народной речи, значение народного языка в художественной литературе...

Интегрированный урок географии и музыки "Национальный колорит России" 8 класс.

Интегрированный урок географии и музыки "Национальный колорит России" 8 класс....

Национально-региональный компонент здоровьесберегающей технологии в образовательном учреждении

Национально-региональный компонент здоровьесберегающей технологии в образовательном  учреждении...

Национально-региональный компонент на уроках технологии

Смысл уроков и внеклассных занятий по технологии с использованиемрегионального компонента - в ознакомлении школьников с традициями народного творчества малой Родины, в развитии эстетических чувств дет...

Контроль знаний и умений в национально-региональном компоненте на уроках технологии

Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль ...