Педагогическая конференция ПЛ-78 имени О.В. Терешкина «Организация творческой работы и развитие познавательной деятельности учащихся на уроке п/о »
статья (технология) по теме

Фаттахова Светлана Анатольевна

 

Педагогическая конференция

«Организация творческой работы и развитие познавательной деятельности учащихся на уроке п/о »

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая конференция

ПЛ-78 имени О.В. Терешкина

«Организация творческой работы и развитие познавательной деятельности учащихся на уроке п/о »

Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Большое значение имеет формирование производственника такого типа, основу действий которого составляли бы высокое профессиональное мастерство, инициатива и творчество. От уровня образования учащихся в не малой мере зависит их профессиональное становление. Чем выше образование, тем, как правило быстрее осваивается профессия, повышается квалификация, раньше начинается участие в творческой деятельности.

Цель обучения учащихся НПО основам творческого труда-пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности. Это обучение вырабатывает повышенный интерес к своей профессии, потребность в поставленном поиске неиспользованных резервов, в ускоренном приведении их в действие через совершенствование технологии выполняемой работы и улучшение (или создание новых приспособлений, инструментов и т.д). Выполнение учащимися учебно-производственных работ на уроках п/о связано с осуществлением определенного технологического процесса. Строгое выполнение установленной технологии-закон для рабочего. Однако творческое отношение к технологическому процессу, поиск рациональных путей его совершенствование с целью повышения производительности  труда и качества выполняемых работ не противоречат этому закону.

Совершенствование учащихся технологического процесса- один из показателей его профессионального мастерства, поэтому на уроках п/о необходимо воспитывать у учащихся творческое отношение к работе. Сущность творчества в процессе производственного обучения заключается в умении учащимися самостоятельно выполнять технические и технологические задания, выбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические процессы.

Развитие творческой личности невозможно в бесцельной деятельности, которая не окрашена интересом к познанию. Часто учащиеся, безразлично относящиеся к учению, в практической деятельности становятся активными, проявляют инициативу в приобретении и использовании знаний. Воспитание самостоятельности в работе способствует развитию творческих возможностей учащихся. Самостоятельность учащихся в процессе обучения способствует сознательному усвоению ими учебного материала. Выделяются такие элементы самостоятельной работы учащихся, как:

- организационно-техническая самостоятельность

- самостоятельность в процессе познавательной деятельности

- самостоятельность в практической деятельности и др.

Применение методов проблемного обучения позволяют повысить профессиональный интерес учащихся, развить познавательные и творческие способности. На основе проблемных методов обучения разработана и успешно используется в системе НПО и группа методов активного обучения. Применение активного обучения  на уроке позволяет решить ряд задач, трудно достижимых при традиционном обучении, а именно:

- Формировать и развивать у учащихся профессиональный интерес

 - Развивать техническое и технологическое мышление

- Формировать профессиональную самостоятельность учащихся и навыки самостоятельной познавательной деятельности

- Развивать коммуникативные  способности у учащихся.

Необходимо систематически  использовать эффективные методы  и методические приемы активизации  познавательной и учебно-производственной деятельности учащихся, в том числе поисковый метод и создание проблемных ситуаций. Дидактическим средством, способствующим формированию творческого отношения к технологическому процессу, служит учебная инструкционно-технологическая документация. На уроках п/о следует использовать учебные карты на выполнение отдельных упражнений, учебные инструкционно - технологические карты на выполнение трудовых операций и карточки-задания на комплексные работы. Их структура и содержание определяются целями и задачами обучения.  Технологические процессы на учебно-производственные работы по карточкам-заданиям учащиеся составляют в качестве домашнего задания. После приобретения учащимися определенного опыта, мастер расчленяет технологический процесс на элементы и дает учащимся задания с постоянным усложнением этих элементов. Работа с карточками-заданиями расширяет возможности мастера в использовании эффективных методов п/о. Шире внедряется поисковый метод. Так, на вводных инструктажах уроков п/о мастер не объясняет   технологический процесс выполняемых работ-эти делают сами учащиеся, обосновывая разработанные технологические процессы и их элементы. Если представлены различные варианты технологических процессов, мастер не оценивает эффективность того или иного варианта, а дает задание учащимся на практический поиск лучшего. Некоторые работы учащиеся выполняют по одному варианту, другие по другому. Критерии эффективности-затраченное на выполнение работы время, качество работы, и условия труда. Приобретя опыт работы по этому  методу, я перехожу к созданию проблемных ситуаций, основой которых является поиск решений и его  обоснования в более сложных технологических процессах. Таким образом, работа учащихся с учебной инструкцией на уроках п/о, способствует воспитанию у них творческого отношения к работе, развитию мотивации к образовательному процессу и позволяет создавать им разработку технологического  процесса выполняемых работ. Широкое использование учебной инструкционно-технологической документацией- активизирует учебную деятельность будущих рабочих приучает их к обоснованию разработанной технологии, расширяет мои возможности в использовании эффективных методов производственного обучения, а также развивает познавательную деятельность на уроках п/о, формирую мотивацию к выбранной профессии, что является основой для повышения качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: «Личностно-ориентированный подход как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики»

В современной педагогике появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к изучению более глубоких оснований знания. Процесс проникновения в глубину позволяет ...

Роль творческих задач в развитии познавательной активности учащихся на уроках географии.

Роль творческих задач в развитии познавательной активности учащихся на уроках географии. Умение уч-ся составлять конспекты.  Конспект - краткое изложение, запись содержания какого-либо текст...

Описание педагогического опыта по теме: «Использование интерактивных методов обучения как средства развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания».

В материале изложены теоретические аспекты интерактивной технологии обучения и практический опыт реализации данной технологии на уроках обществознания для развития познавательной активности учащихся....

Доклад «Использование практических и творческих заданий для развития познавательной активности учащихся на уроках биологии»

Познавательный интерес основан на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников показатель серьёзных недостатков в организации обучения. Одним из направ...

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности...