Программа по технологии 10-11 класс
рабочая программа по технологии (10 класс) по теме
В программе пояснительная записка, ожидаемые результаты в соответствии с новыми ФГОСами, содержание учебного материала и КТП, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
Томская область
Кожевниковский район
МБОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1»
РАССМОТРЕНО Протокол НМС №___ от _______________ 20___ года Адаменко О.А.______________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «КСОШ №1» Костырева Л.А._____________ Приказ №___________ от _____________20____года |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
технология
возраст обучающихся 16-17 лет,
срок реализации — 2 года
Автор-составитель:
Титкова Наталия Витальевна,
учитель технологии, экономики и обществознания, первой категории.
Кожевниково - 2012
Пояснительная записка
Данная программа является частью программы развития МБОУ «Кожевниковская СОШ № 1» и разработана в соответствии с требованиями проекта ФГОС средней школы, где подчеркивается, что стандарты направлены на обеспечение формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. Изменения, произошедшие в обществе и экономике России, переход к рыночным отношениям и связанные с ним объективные процессы, обусловили повышенный интерес к прикладным экономическим наукам и возросшую потребность в их изучении. Этот интерес подкреплён необходимостью социальной адаптации выпускников к условиям реальной экономической среды. Одной из важнейшей задач современной школы является подготовка социально адаптированной личности, в условиях рыночной экономики. В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка.
Настоящая программа актуальна, так как в настоящее время, в период перехода от сырьевой экономики к экономике знаний признается важность ознакомления всех обучающихся старшего подросткового возраста с основами предпринимательства. Это объясняет появление в образовательной области «Технология», входящей в БУП (инвариантная часть) российских школ, раздела «Основы предпринимательства» нашедшего отражение и в «Образовательном минимуме содержания основного общего образования».
Необходимость изучения основ предпринимательской деятельности в школе подтверждается и тем, что в экономически развитых странах первичные знания и умения о бизнесе, в основном формируются именно в рамках трудовой и технологической подготовки в старшем подростковом периоде.
Новизна программы в использовании местного материала и интерактивных методов обучения.
Основная цель данной программы – развитие экономического мышления и инновационной творческой деятельности обучающихся..
При этом необходимо решать следующие задачи:
- развивать способности личности к удовлетворению познавательных интересов;
- создать условия для формирования ключевых компетенций, составляющих основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
- создать условия для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности;
- продолжить формирование у обучающихся экономической грамотности.
Ожидаемые результаты учебной деятельности включают в себя:
Формирование:
- ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития и общественной практики, учитывая социальное, культурное, экономическое разнообразие современного мира;
- коммуникативной компетентности в отношении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияние на качество жизни человека и качество окружающей среды.
Требования к образовательному результату | Характеристика результата | Способы оценки результата |
Личностные | Сформированность навыков образовательной, общественно-полезной деятельности, уверенности в собственных силах и возможностях по осуществлению несложной, доступной возрасту предпринимательской деятельности как важном способе социальной защиты в условиях нестабильности рынка труда. | Мониторинг и наблюдение |
Метапредметные | Владение навыками проектной деятельности, умение самостоятельно определять цели и составлять планы, вооружать некоторыми методиками выбора своего дела, принятия решений, самоконтроля и самооценки; оценивать потребительские качества товаров и услуг | Творческая работа, реферат, ролевая игра, самопрезентация, защита проекта. |
Предметная | Получение новых знаний в рамках модульного курса, преобразование знаний и их применение в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, обучить составлению резюме и способам самопрезентации. | Тест, опрос, проверочная работа, групповая работа, практикум. |
В программу заложено использование разнообразных традиционных и инновационных форм проведения занятий - индивидуальные и фронтальные, тестирование, подготовка рефератов, самоконтроль и взаимный контроль семинарские занятия и встречи с интересными людьми, подготовка и публичное выступление, разработка бизнес-проектов и т.д. Изучение нового материала проводится в форме лекций и практических занятий. Часть материала выносится на самостоятельное изучение. Обучающиеся готовят сообщения по выбранным ранее темам. Занятия проводятся 1 раз в неделю в рамках БУПа.
Программа рассчитана на 2 года теоретических и практических занятий в количестве 70 часов.
Содержание учебного материала
10 класс
1. Основы предпринимательства (26ч.)
Понятие о предпринимательской деятельности, история её развития. Малое предпринимательство. Виды о формы организации бизнеса. Проведение ролевой игры. Спрос и предложение. Представление о производстве: сферы производства, отрасли объединения и предприятия. Разделение и кооперация труда, нормирование и оплата труда. Налогообложение. Менеджмент и маркетинг на предприятии. Трудовой коллектив. Беседы по теме.
2. Имидж и этикет современного человека (4ч.)
Условия создания имиджа фирмы и работников фирмы. Служебно-деловой этикет.
3.Информационные технологии (3ч.)
Роль информационных технологий в развитии предпринимательства. Развернутый ответ по теме.
11 класс
1.Технология профессионального самоопределения и карьеры (13ч.)
Рынок профессий. Требования к квалификации специалистов разных профессий. Овладение основами культуры труда: трудовая и технологическая дисциплина, эстетика труда. Классификация профессий. Основы выбора профессии. Возможности профессионального роста. Встречи с интересными и преуспевающими людьми. Деловая игра. Экскурсия.
2. Экологические проблемы. Природоохранные технологии (8ч.)
Развитие НТР и её воздействие на окружающую среду. Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов. Публичное выступление по выбранной теме с презентацией. Подготовка публичного выступления с презентацией. Итоговое семинарское занятие.
3. Основы потребительской культуры (13ч.)
Кто является потребителем. Общее представление о потребностях. Психология потребителя. Права и обязанности потребителей. Встреча с представителями РПН. Реклама, её достоинства и недостатки. Символы на этикетках. Товарные знаки. Ролевая игра. Органы по защите прав потребителей. Закон РФ «О защите прав потребителей».
Поурочное тематическое планирование учебного материала
10 класс (35 ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Количество часов | Вид занятия | Внеаудиторная самостоятельная работа | ||
Всего | В том числе практических
| Вид контроля | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 8 | |
1. | Основы предпринимательства | 26 | ||||
Предпринимательство в России. | 1 | |||||
Предпринимательство и бизнес. | 1 | Урок-беседа | ||||
Виды предпринимательской деятельности. | 1 | |||||
Организационно-правовые формы предприятия. | 2 | 1 | Сообщение по теме | |||
Ресурсы и факторы производства. | 1 | |||||
Предпринимательская идея. Структура бизнес-плана | 3 | 2 | Мозговой штурм | |||
Предпринимательская фирма. | 1 | |||||
Нормативная база предприятия. | 1 | |||||
Устав. Учредительный договор. | 2 | |||||
Маркетинг в деятельности предприятия. Себестоимость продукта. | 2 | |||||
Математическая модель оценки потребительского спроса. Способы изучения. Спроса. | 1 | Урок-практикум | Закончить работу | |||
Прайс-лист фирмы. Выбор ассортимента. | 1 | |||||
Менеджмент. Организация и уровни управления на предприятии. | 2 | Составить схему работы фирмы | ||||
Организация управления и кадровая структура. | 2 | |||||
Налогообложение. Налоговая политика. | 1 | |||||
Трудовой коллектив. Производительность и система оплаты труда. | 1 | |||||
Условия заключения трудового договора. | 1 | 1 | Урок-ролевая игра | |||
Презентация законченного проекта | 2 | |||||
Имидж и этикет современного человека. | 4 | |||||
1. | Имидж и дизайн офиса. | 1 | ||||
2. | Имидж современного делового человека | 1 | ||||
3. | Служебно-деловой этикет. | 2 | Реферат по выбранной теме. | |||
Информационные технологии. | 3 | |||||
1. | Мобильные средства связи. Офисная оргтехника. | 1 | ||||
2. | Компьютерная поддержка предпринимательства. | 1 | 1 | |||
3. | Сетевые коммуникации на основе компьютерной техники. | 1 | Публичное выступление по выбранной теме. | |||
Итоговый урок | 1 | |||||
ВСЕГО | 35 | |||||
11 класс (35 часов)
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Количество часов | Вид занятия | Внеаудиторная самостоятельная работа | ||
Всего | В том числе практических
| Вид контроля | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 8 | |
Технология профессионального самоопределения и карьеры | 13 | |||||
Профессиональная деятельность. Классификация профессий. | 1 | Урок-лекция | Таблица | |||
Формы разделения труда. | 1 | |||||
Сферы профессиональной деятельности. | 1 | Встреча с интересными людьми | ||||
Культура труда. Профессиональная этика. | 2 | 1 | Урок-беседа | Сообщение по теме | ||
Профессиональное становление личности. | 1 | |||||
Профессиональная карьера. | 1 | |||||
Подготовка к профессиональной деятельности. | 1 | Урок-выступление | ||||
Профессиональные интересы, склонности и способности. | 1 | 1 | ||||
Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. | 1 | 1 | ||||
Мотивы и ценностные ориентации. Профессиональная пригодность. | 1 | 1 | Делова игра | |||
Здоровье и выбор профессии. Профессиональная проба. | 1 | 1 | Экскурсия. | |||
Итоговый урок по теме: «Профессиональное самоопределение» | 1 | Семинарское занятие. | ||||
Экологические проблемы. Природоохранные технологии | 8 | |||||
1. | Глобальные проблемы человечества. Энергетика и экология. | 1 | Урок нового материала | |||
2. | Загрязнение атмосферы. Загрязнение гидросферы. | 3 | Сообщение по выбранной теме. | |||
3. | Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства. | 2 | ||||
4. | Природоохранные технологии. Экологическая мораль. | 2 | Урок-семинар | |||
Основы потребительской культуры | 13 | |||||
1. | Потребительская культура. Потребитель и закон. | 1 | ||||
2. | Закон РФ «О защите прав потребителей». | 2 | Встреча с представителем РПН | |||
3. | Психология потребителя. Виды и способы торговли. | 1 | ||||
4. | Информация для потребителя. | 1 | ||||
5. | Реклама. Виды рекламы. | 2 | 1 | Творческая работа | ||
6. | Пищевые добавки: все «за» и «против». | 2 | 1 | |||
7. | Потребительская культура в сфере услуг. | 1 | 1 | |||
8. | Потребитель у нотариуса. Что такое моральный вред и как он возмещается. | 1 | ||||
9. | Государственные и общественные организации защиты прав потребителей. | 1 | ||||
10. | Итоговый урок по теме: «Защита прав потребителей». | 1 | 1 | Ролеваяигра | ||
Резерв | 1 | |||||
. | ВСЕГО | 35 |
Литература:
- Технология. Учебник для общеобразовательных учреждений.-2-е изд., переработанное./ под ред.В.Д.Симоненко.-М.: Вентана-Графт, 2005.
- Основы потребительской культуры, учебник для старших классов общеобразавательных учреждений./ Симоненко В.Д., Степченко Т.А.-М.: Вита-Пресс, 2004.
- Школьникам о предпринимательстве: пособие для 10-11 кл. общеобр. учрежд./Е.Н. Соболева, А.В. Бусыгин.- М.: Просвещение, 2005г
- Введение в предпринимательство: учебник для 10,11 классов общеобразовательных учреждений, Черняк В.З. – М.: Вита-Пресс, 2003.
- Технология предпринимательства. 9кл.:учебник для общеобразовательных школ, Леонтьев А.В. – 2-е изд., испр.-М.: Дрофа, 2001г. – 192с.:ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/02/picture-475828-1409687191.jpg)
Рабочая программа по "технологии" 10-11 класс (учебник "Технология профессионального успеха" под ред С.Н. Чистяковой)
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень), рассчитана на 68 часов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/23/picture-27529-1377273362.jpg)
Рабочая программа по технологии 5-7 классы. Направление "Индустриальные технологии"
Рабочая прогамма модифицированная с учетом материально-технического обеспечения образовательного учреждения, интересов и потребностей учащихся, разработана на основе примерной программы...
Рабочая программа по технологии(девочки) 6 класс к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной
Рабочая программа к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках направления «Технология ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-500750-1420278425.jpg)
Рабочая программа по технологии для 5 класса по направлению "Технологии ведения дома"
Проект данной рабочей программы был представлен в качестве выпускной работы в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Отвечает требованиям ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/15/picture-103282-1455563875.jpg)
Рабочая программа по технологии ФГОС 6 класс по направлению "Технологии ведения дома"
Рабочая программа по технологии в 6 классе составлена в соответствии с ФГОС ООО по направлению "Технологии ведения дома". Рассчитана на 35 учебных недель, по 2 часа в неделю....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/15/picture-103282-1455563875.jpg)
Рабочая программа по технологии ФГОС 5 класс по направлению «Индустриальные технологии»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендов...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-139920-1352383115.jpg)
Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский
Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...