рабочая программа по ТПК
рабочая программа по технологии (10 класс) по теме

Савоста Наталья Владимировна

рабочая программа для 10 класса по ТПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Проблема выбора профессии стара как мир. С изменением экономической, политической, социально-культурной ситуации в стране необходимо и новое понимание его содержания. Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор образа жизни с помощью профессии. Профессия уже выступает как средство для достижения желаемого образа жизни. Все это приводит к трудностям в помощи педагогов, психологов, родителей, пытающихся оказать помощь старшеклассникам, которые находятся в состоянии неопределенности, либо сделать сомнительный и примитивный профессиональный выбор, попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.

Опрос учащихся 10-11 классов показал, что определились со своим профессиональным выбором 15 % учащихся, сделали выбор, который их не вполне устраивает 32 % , не определились 53 % старшеклассников. Социологические исследования показали, что больше половина учащихся старших классов не сделали выбора относительно своего профессионального выбора. В чем же причины? Опрос дал следующие результаты:

  1. Недостаток информации 27 %;
  2. Не умение ориентироваться в образовательных услугах 11%;
  3. Нет четкого видения своего профессионального будущего 41 %;
  4. Не знание своих потенциальных способностей 31%.

Из опроса старшеклассников следует, что возникла прямая насущная потребность в профессиональной ориентации как целостной системы. Теоретические и практические наработки прошлых лет по данной проблеме могут использоваться в качестве исходного, но они часто не отвечают потребностям сегодняшнего дня. Новое теоретическое осмысление позволило разработать и использовать адекватные психодиагностические методики, методические блоки, технологии индивидуальной и групповой работы со старшеклассниками, способствующей выбору профессии. Удачный выбор повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, усиливает удовлетворенность жизнью. Данная программа направлена на решение вышеизложенных вопросов.

  1. Цели и задачи программы

Главной целью программы является подготовка старшеклассника к адаптации, самореализации и социализации личности в жизни общества.

Задачи программы:

  1. Создание условий для успешной социализации школьника в образовательном пространстве.
  2. Вооружение знаниями о социуме.
  3. Развитие умений и навыков, необходимых для успешной интеграции во взрослое общество.
  4. Выявление основных способностей выпускников для последующего сознательного выбора профессии.
  5. Соотношение школьниками своих способностей, личностных особенностей возможностей с предполагаемой профессией.

Исходя из вышеуказанных задач, общий замысел программы состоит в том, чтобы выпускник приспособился к тем или иным условиям, активно включиться в поиск своего места в жизни сообразно своим возможностям и психологическим особенностям, ориентироваться и успешно трудиться в жизни.

Требования к уровню усвоения содержания программы.

Выпускник 10 класса должен

 знать:

  1. Сущность понятий “построение карьеры”, “должность”, “специальность”, “уровень интеллекта”, “профиль личности”, “социальный тип личности”, “образовательные учреждения государственного, негосударственного, коммерческого типа”, “собеседование”, “подготовительные курсы”, “коммуникативные способности”, “организаторские способности”, “вакансия”, “временная и постоянная занятость”, “резюме”, “трудовой договор”, “имидж”;
  2. Особенности профессионального самоопределения в современных условиях;
  3. Пути развития профессионально-важных качеств личности для успешного продвижения карьеры;
  4. Уровень развития интеллекта;
  5. Типы и особенности средних специальных и высших учебных заведений;
  6. Социальный тип личности, профиль личности;
  7. Особенности приема в различные учебные заведения;
  8. Учебные заведения города, региона, страны, зарубежья;
  9. Вакансии рабочих мест города, региона, страны, зарубежья;
  10. Порядок приема на работу, составление трудового договора, права и обязанности работника и работодателя.

Уметь:

  1. Планировать социально-профессиональное развитие карьеры;
  2. Заполнять документы для поступления в учебные заведения;
  3. Ориентироваться в сфере образовательных услуг;
  4. Подавать апелляцию в период вступительных экзаменов;
  5. Отбирать информацию о вакансиях рабочих мест города, региона, страны, зарубежья;
  6. Составлять резюме в период поступления на работу;
  7. Формировать личный имидж для построения карьеры.



Тематическое планирование

Тема

Форма

Метод

Теор.

Прак.

1.

Предмет и задачи курса .

1

 

Лекция, беседа

2.

Понятие о деятельности. Виды деятельности

1

 

Лекция, беседа

3

Профессиональная деятельность, ее функции

1

 

Лекция, беседа

4.

Психологическая и социальная готовность к выбору профессии.

 

1

Анкетирование, ролевые игры

5.

Понятие профессия, специальность, должность.

1

 

Лекция, ролевые игры

6..

Разнообразие профессий. Хобби.

 

1

Ролевая игра

7.

Психологическая и социальная готовность к выбору профессии.

 

1

Тестирование

8.

Профессионально-важные качества личности (ПВК).

 

1

Тренинг

9.

Изучение уровня сформированности  ПВК

 

1

Тренинг

10.

Диагностика уровня интеллекта.

 

1

Тестирование

11.

Диагностика уровня интеллекта.

 

1

Тестирование

12.

Факторы, влияющие на выбор профессии.

1

 

Беседа

13.

Ошибки при выборе профессии.

 

1

Ролевая игра

14.

Понятие предмета труда

1

 

Лекция

15.

Классификация профессий

 

1

Анкетирование

16.

Определение предмета труда

 

1

Тестирование

17.

Структуру образования в России. Единое образовательное пространство.

1

 

Лекция

18.

Учреждения профессионального образования.

1

 

Лекция

19.

Анализ информации об учебном заведении

 

1

Экскурсия

20.

Анализ информации об учебном заведении

 

1

Практическая работа

21.

Анализ информации об учебном заведении

 

1

Практическая работа

22.

Развитие коммуникативных способностей

 

1

Тренинг

23.

Отношение к будущей профессии

1

 

Беседа

24..

Построение профессиональной карьеры

 

1

Анкетирование

25.

Стратегия профессионального выбора

 

1

тренинг

26.

Права и обязанности участников образовательного процесса. Документ о профессиональном образовании.

1

 

Лекция

27.

Договор об образовании, его структура.

1

 

Лекция

28.

Договор об образовании, его структура.

 

1

Практическая работа

29.

Психологическая готовность к сдаче экзаменов. Особенности приема в различные учебные заведения.

 

1

Тренинг, практическая работа

30.

Ярмарка образовательных учреждений города, региона, страны.

 

1

Деловая игра

31.

Поиск вакантных рабочих мест. Временная и постоянная занятость.

 

1

Практическая работа

32.

Наем на работу. Собеседование.

1

 

Лекция

33.

Конституция РФ о занятости населения. КЗОТ. Трудовой договор.

1

 

Лекция

34.

Формирование имиджа.

 

1

Тренинг

 

Теоретических занятий

13

 

Практических занятий

21

Резерв 2

Список рекомендуемой литературы

Айзенк А.  Проверьте ваши способности М., 1992.

Андреева И.В., Иванов В.Ф. Практикум по психологии. Л., 1991.

Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 1990.

Аткинсон В. Память и уход за ней. Орел, 1992.

Брэн Рикк  Как жить в ладу с собой и с миром? М.,1992.

Васильева И.А. Магомет-Эминов М. Мотивация и контроль за действиями. МГУ, 1991.

Воробьев А.Н. Тренинг интеллекта М., 1989.

Гамезо М.В. Домашенко И.В. Атлас по психологии М., 1986.

Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. С.-Пб, 1994.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии  Л., 1991.

Ермолаева Л.И. Психотерапия личного самочувствия. М., 1992.

Кадыров Б.Р.  Способности и склонности. Ташкент, 1990.

Как построить свое «Я» / Под ред. В.П.Зинченко. М., 1991.

Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение,1990.

Козлов Н.Н. Как относиться к себе и к людям, или практическая психология на каждый день. М., 1993

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993.

Леви В.Л. Искусство быть другим.  С.-Пб,, 1993.

Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1990.

Мерлин В.С. Структура личности - Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.
Мир профессий: Человек-природа. М.: Молодая гвардия, 1985.

Мир профессий: Человек-человек. М.: Молодая гвардия, 1986.

Мир профессий: Человек-художественный образ. М.: Молодая гвардия, 1987.

Мир профессий: Человек-знаковая система. М.: Молодая гвардия, 1988.

Мир профессий: Человек-техника. М.: Молодая гвардия, 1988.

Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1992.

Петухов В.В. Психология мышления. МГУ, 1987.

Психологическое сопровождение выбора профессии./Под.ред. Митиной Л.М., М., Флинта, 1998.
Программы общеобразовательных учреждений

Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. М., 1991.

Твоя профессиональная карьера: Учеб.для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений./ Под.ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. М.:Просвещение, 2003.

Технология профессионального успеха: 10-11 кл. М.: Просвещение, 2003.

Тойч Л. К. Второе рождение, или как изменить свою жизнь к лучшему. М., 1992.

Франкл В. Человек в поисках смысла . М., 1990.

Ежегодные справочники для поступающих в вузы и средние специальные заведения.

Оборудование

  1. Индивидуальные опросные листы для проведения диагностических методик
  2. Информация об образовательных учреждениях города, региона, страны.
  3. Документация для абитуриента.
  4. Примерные варианты договоров об образовании, трудового договора.
  5. Материалы для подготовки к вступительным экзаменам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...