План-конспект урока.
учебно-методический материал по технологии (8 класс) по теме
Бюджет семьи. Виды бюджета. Бюджетное устройство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_byudzhet_semi_2.docx | 105.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Семейный бюджет»
Класс: 8
Учитель: Чивилев Андрей Васильевич
Цель: Формирование знаний по теме «Бюджет семьи».
Задачи:
- Повторить пройденный материал, дать теоретические сведения по теме «Бюджет семьи», раскрыть основные понятия.
- Воспитывать экономическое мировоззрение, инициативность, самостоятельность, формирование бережливости и экономии.
- Развивать познавательную активность, умение анализировать, работать в группе, применять полученные знания на практике.
Наглядное пособие: плакаты, карточки, учебники, тетради.
УМК: учебник технологии под редакцией В.Д.Симоненко.
Методы: словесные( беседа, объяснение, самостоятельная работа учащихся), наглядные, практические приемы( Самостоятельная работа учащихся, тест), контроль.
Вопросы: 1) Бюджет.
2) Виды бюджета.
3) Бюджетное устройство.
4) Семейный бюджет.
5) Бюджет школьника.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Занятие 1.
1. Организационный момент:
- название темы
- постановка цели.
2. Развитие внимания и мышления
ʼ (Банк) , В ʼ А ( Валюта),
О Г
л ( Налог) ,
РА/ ИН ( Заработок),
ʼ ЛА (Реклама).
- Постановка проблемного вопроса.
Задача: Бабка на рынке продавала щенка. Шли мимо три парня. Собрали по 100 рублей, отдали бабке 300 рублей и ушли. Бабка подумала: « Что-то я очень дорого продала щенка!» Подозвала мальчишку дала ему 50 рублей и велела отдать парням. Тот подумал: « А как они разделять 50 рублей на троих? Отдам-ка я им 30 рублей,а 20 оставлю себе». Так он и сделал. Получилось,что каждый парень заплатил за щенка по 90 рублей,т.е. все вместе они отдали 270 рублей, а 20 рублей осталось у мальчика.Т.е. всего 290 рублей.
Куда делись 10 рублей?
(Расход парней 270 рублей. Доход бабушки 250 рублей и доход мальчика 20 рублей= 270 рублей).
- Изложение нового.
- Слово «Бюджет» означает буквально «денежная сумма».
Бюджет определяет финансовое состояние, наклонение денег, соответствие доходов и расходов.
Бюджет в прямом смысле этого слова есть роспись доходов и расходов в денежной форме на определенный срок:на год,полгода,квартал,месяц.
Понятие «Бюджет» имеет двоякое толкование. Это- соотношение между доходами и расходами,соответствие дохода и расхода денег.
Но бюджет – это и совокупность,запас,количество финансовых ресурсов,средств,которыми располагает государство,предприятие,семья.
2)Бюджетное устройство – это способ организации бюджета,распределения и перераспределения денежных средств между отдельными частями экономики.
Изучение бюджета позволяет получить конкретное представление о том,откуда и в каких количествах приходят деньги, на какие цели и в каких масштабах они расходуются.
Схема бюджетной системы
Государственный бюджет
↓
Бюджет территориальных единиц
↙ ↓ ↓ ↓ ↘
Республик Краев Областей Городов Районов
↓
Отраслевые бюджеты
↙ ↓ ↓ ↘
Министерств Предприятий Организаций Предпринимательсто
↓
Семейные и личные бюджеты
Отметим,что собственно государственный бюджет называют федеральным, а с учетом бюджетов республик и областей,входящих в состав государства – консолидированным.
Чтобы получить более предметное представление бюджетах,приведем примерный государственный бюджет.
Пример носит чисто иллюстрированный характер и ставит своей целью показать какие статьи доходов и расходов учитываются в государственных бюджетах.
Предлагаю детям выбрать из стопы карточек названия доходов бюджета карточки с расходами.
Доход бюджета | Расход бюджета |
1) Налог на добавленную стоимость 600 | 1) На народное хозяйство 660 |
2) Налог на прибыль 400 | 2) На оборону 200 |
3) Акцизный сбор 110 | 3) На науку 200 |
4) Подоходный налог 120 | 4) На оплату государсвенного долга 400 |
5) Доход от внешней экономики 450 | 5) Внешнеэкономические расходы 200 |
6) Доход от приватизации 90 | 6) На содержание государственного аппарата 170 |
По закону доходы должны равняться расходам.
Но бюджет не всегда удастся в полной мере сбалансировать, и возникает превышение расходов над доходами. То есть наблюдается дефицит государственного бюджета.
Отдохнем.
Двое крестьян делили 7 рублей. Причем один получил на 3 рубля больше другого. Сколько рублей досталось каждому?
- Семейный бюджет.
Бюджет семьи-это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год).
Под доходом понимают деньги или материальные ценности,получаемые от предприятия,отдельного лица или какого-либо рода деятельности.Все полученные средства составляют совокупные доходы.
Расходы- затраты,издержки,потребление чего-либо для определенных целей.
Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы
На другую гирки в виде расходов, так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Если весы находятся в равновесии- расходы равны доходам.
Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи.
Зароботная плата Выплаты и льготы
Членов семьи из общественных организаций
Пенсии и Доходы Доходы от других источников
Стипендии семейного
бюджета
Доходы от Доходы от приусадебного
Ценных бумаг участка
Доходы от сдачи недвижимости и предпринимательской
Деятельности
Ребята,кто из вас знает пословицы о труде?
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Овчинка выделки не стоит.
- Не бравшись за топор, избы не срубишь.
- Без топора не плотник, без иглы не портной.
Структура доходов семьи россиян в процентах.
Социальные выплаты Доходы от собственности
15.4 и предпринимательства
38%
Заработная плата 46.6%
Большое влияние на доход оказывает инфляция, т.е. выпуск в стране чрезмерного количества денег.
Планировать семейный бюджет—дело довольно сложное. Чтобы планировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и знать цены на товары.
Мы имеем 4 основных группы расходов:
_ Обязательные платежи
_ Питание
_ Промтовары
_ Культурно-бытовые услуги
Обязательные платежи: - погашение ссуд в банке; оплата коммунальных услуг( квартира, отопление ,газ, вода, электроэнергия, телефон); детсад; транспортные расходы; дополнительные услуги образования( кружки, секции).
Подоходный налог- вид налогового обложения, при котором облагается доход физического лица.
4) Бюджет школьника.
- Ребята. Вы когда- ни будь задумывались над тем сколько денег тратят родители на ваши прихоти? Молодые люди любят ходить в кино, покупают сладости_ это личный бюджет.
У школьника __ имеются постоянные расходы-это те, которые в течении года почти не изменяются( плата за кружок).
Переменные расходы - включает в себя периодические ( покупка дисков).
Непредвиденные расходы –сломалась ручка.
Занятие 2.
- Прежде чем мы с вами начнем вторую часть нашего занятия мне хотелось бы узнать. Что в вашей жизни деньги?
Тест:
- Есть ли у вас хобби, на которое уходит большая часть ваших денег?
А. Не хочу тратить на ерунду.
Б. У меня нет на хобби лишних денег.
В. Есть. А что дорого- хобби есть хобби.
- Как по- вашему, почему люди берут в долг.
А. Потому что слишком мало получают.
Б. Потому что не умеют жить по средствам.
В. Потому что в этом виноваты непредвиденные расходы.
- Кого из двух вы предпочитаете: богатого, но глупого, не богатого, но интересного в общении?
А. Выберу более симпатичного.
Б. Выберу богатого.
В. Выберу более эрудированного.
- Как вы относитесь к людям, которые считают, что « рай в шалаше» невозможен?
А. Мне их жалко.
Б. Ненавижу людей, для которых в жизни, кроме денег, ничего не существует.
В. Согласны с ними. И если уж « рай в шалаше» , все же существует, то надолго.
- Хватает ли вам ваших ежемесячных доходов?
А. Почти никогда не хватает.
Б. Когда как.
В. Хватает.
- Как вы воспринимаете театральную премьеру, «светские тусовки»?
А. Мне это интересно.
Б. В зависимости от настроения.
В. Мне это не интересно.
Ответы:
1 2 3 4 5 6
А. 2 4 3 2 4 2
Б. 1 1 5 0 3 1
В. 3 2 1 4 1 0
- Если вы набрали от 4 до 9 баллов, то для вас духовные ценности важнее материальных.
- Если вы набрали от 10 до 16 баллов, то вы относитесь к категории таких людей, которые могут довольно долго находиться без денег.
- Если вы набрали от 17 до 24 баллов, то вам в жизни нужны только деньги.
6) Практическое задание
По психологии и развитию учащихся. От простого к сложному.
Составить структуру семейного бюджета.
Семейный доход | рубли | Семейные расходы | Рубли |
1 2 3 4 5 6 |
7) Закрепление:
« Соединение слова»
Для решения этих задач вам необходимо определить, какие два слова соединены в одной строчке. Причем последние буквы первого слова одновременно является началом второго слова.
н | а |
Ц е л о г а) Денежное выражение стоимости товара.
б) Обязательный платеж, взымаемый государством в государственный или местный бюджет.
о | к |
Р ы н л а д а) Система экономических отношений, для которой характерна свобода в выборе покупателей и продавцов, определении цен.
б) Размер месячной заработной платы работников, руководителей, установленный в зависимости от должности.
8) Подведение итогов.
- Кто скажет куда девались 10 рублей?
9) Домашнее задание.
Рассчитайте затраты на приобретение необходимых вещей и принадлежностей учащегося 8 класса.
Литература:
- Учебник « Технология» 8 класс Москва.
- Сборник игр А.С. Прутченков. Москва.
- Увлекательно об экономике Мунтян А.В. Ижевск.
- Экономика Липсиц И.В. Москва.
- Введение в экономику Ранзберг Б.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...