Главные вкладки

    Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Введение в специальность» (1 курс) по теме «Здравствуй, боярыня Масленица!» для специальности 260502 Технология продукции общественного питания
    методическая разработка по технологии по теме

    Камолина Светлана Анатольевна

     

    Методическая разработка открытого урока по дисциплине

    «Введение в специальность» (1 курс) по теме «Здравствуй, боярыня Масленица!»

    для специальности 260502

    Технология продукции общественного питания

     

    Тема открытого урока:

    Здравствуй, боярыня Масленица!

    Тип занятия:

    урок закрепления знаний и формирование умений

    Вид:

    деловая игра с элементами презентации и дегустации

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vvedenie_v_spec.otkrytyy_urok.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка открытого урока по дисциплине

    «Введение в специальность» (1 курс) по теме «Здравствуй, боярыня Масленица!»

    для специальности 260502

    Технология продукции общественного питания

    Тема открытого урока:

    Здравствуй, боярыня Масленица!

    Тип занятия:

    урок закрепления знаний и формирование умений

    Вид:

    деловая игра с элементами презентации и дегустации

    Форма обучения:

    групповая

    Методы обучения:

    1. словесный,
    2. наглядный,
    3. практический.

    Дидактические цели:

    Обучающая и познавательная:

    - формирование профессиональных качеств и умений будущих специалистов,

    - демонстрация практических умений,

    - умение работать в команде,

    - активизация познавательной деятельности с применением современных способов передачи учебной информации обучающимся на основе использования компьютерных технологий.

    Развивающая:

    - расширение знаний обучающихся о праздновании Масленицы, традициях, обрядах,

    - пробуждение интереса к будущей профессии, посредством изучения праздничных блюд русской кухни, которые готовили на сырной неделе,

    - развитие художественного мастерства, эстетического вкуса и наблюдательности;

    - развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог,

    - развитие творческой активности, самостоятельности, ответственности и познавательного интереса.

    Воспитательная:

    - формирование культуры отношений в процессе учебного труда,

    - воспитание уверенности в своих силах,

    - воспитание бережливости и аккуратности при выполнении работы,

    - воспитание любви к Родине, к своей культуре и обычаям.

    Средства обучения:

    - наглядные пособия, чучело Масленицы, слайды, презентации,

    - музыкальное оформление праздника,

    - предметы сервировки стола: самовар, чайные пары, резные салфетки,

    - блины, конфеты, мед, варенье, пироги, чай.

    - мультимедийный проектор, ноутбук.

    Место проведения:

    аудитория №25

    Продолжительность: 90 минут

    Ход урока

    1.Организационный момент.(2 мин)

    1)Приветственное слово преподавателя

    2) Проверка готовности аудитории к занятию.

    2.Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (10 мин)

    Сегодня у нас необычный урок, мы с вами попробуем провести праздник Масленицы и вспомнить все 7 дней сырной недели. Мы соприкоснемся с истинно русской традицией, моментом жизни наших предков. Надеюсь, что в душе каждого из вас загорится огонек, а может, пока искорка. Пусть они согреют вашу душу, чувства, заставят задуматься о себе, о близких, о нашей родной земле.

    Давайте вспомним, откуда вообще пошел обычай справлять праздник Масленицы. Корни этого праздника уходят глубоко в древность. Это давний праздник проводов зимы, который отмечали еще древние славяне. Масленица - это своего рода недельный карнавал. Это время пиршеств и удовольствий. Главное блюдо праздничного стола - это, конечно же, блины и оладьи. Часто в период празднования Масленицы устраивались веселые маскарады, на улицах появлялись балаганы, карусели, ледяные горки, с которых съезжали на санках, играла музыка и царила атмосфера радости.

    Широкая Масленица - Сырная неделя!
    Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
    Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
    Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

    Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
    Яркие салазки с горочек скользят.
    Целый день веселье. Наступает вечер...
    Накатавшись вволю, все блины едят.

    "ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
    Все гулять, резвиться вышли, как один!
    Игры и потехи, а за них - награда:
    Сдобный и румяный масленичный блин!

    Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
    Каждая хозяюшка колдует у печи.
    Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
    Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

    А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
    Ледяные крепости, снежные бои...
    Тройки с бубенцами на поля выходят.
    Парни ищут девушек - суженых своих.

    ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
    Тёща приглашает зятя на блины!
    Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
    Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

    Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".

    Вся родня встречается, водит хоровод.
    Праздник продолжается, общее веселье.
    Славно провожает Зимушку народ!

    ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
    Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
    Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
    Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

    Пышные гуляния Ярмарка венчает.
    До свиданья, Масленица, приходи опять!
    Через год Красавицу снова повстречаем.
    Снова будем праздновать, блинами угощать!

    3.Деловая игра.(50 мин)

    Группа поделилась на 7 команд, каждая команда должна представить один день Масленицы и рассказать о тех традициях и обычаях, которые соблюдались именно в этот день

    1) Презентация команд.

    Каждая команда должна сделать презентацию своего праздничного дня и рассказать о его необычности.

    Первый ведущий:

    Здравствуйте, гости дорогие! Собрались мы сегодня праздник старорусский вспомнить, порадоваться, позабавиться, как наши деды забавлялись на Масленицу. Масленица - cырная неделя - справляется за семь недель до Пасхи. Ждали ее всегда с нетерпением. Каждый день Масленой недели имеет свое название:

    1. понедельник - «встреча»;
    2. вторник - «заигрыш»;
    3. среда - «лакомка»;
    4. четверг - «разгул», «широкий»;
    5. пятница - «тещина вечерка»;
    6. суббота - «золовкины посиделки»;
    7. воскресенье - «прощеный день».

    Вся неделя именовалась «Честная, широкая, боярыня Масленица».

    Понедельник –  день встречи.  Ребятишки накануне  сооружали снежные горы, произнося   скороговоркой следующее приветствие:

    «Душа ли ты, моя Масленица!

     Приезжай ко мне в гости на широкий двор

     На горах покататься, в блинах наваляться,

     Сердцем потешиться, умом повеселиться,

     Речью  насладиться!»

    В домах  делали чучело Масленицы  из соломы, одевали его в девичий наряд, наряжали, сажали на санки  и везли  на горку.  Дети  встречали её  песнями,  катали  с горок и кричали: «Приехала Масленица!». Это тоже своеобразное колдовство: чем выше гора — тем выше рожь и пшеница, чем дольше прокатишься с горы — тем длиннее лен. Поэтому на горах катались самые лучшие мастерицы и  мастера

    Понедельник - встреча. К этому дню достраивались горки, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

    Второй ведущий

    Дети и взрослые,  как и в святки,  ходили от дома к дому,   поздравляли  с наступлением Масленицы и выпрашивали блины.

    Тин-тинка, подай блинка,

    Оладышка-прибавышка, масляный кусок!

    Тетушки, не скупися, масляным кусочком поделися!

    Если хозяйка  угощала, и  не скупилась, ей желали:

                           Дай тебе Бог на поле прирост,

     Коровы дойны, сметаны толсты,

    Сметану-то снимают,

    Ложки ломают,

    За окошко бросают,

    Наши ребята все подбирают!

     С праздником!

    Если хозяйка подавала мало, ребята убегали со словами:

    Паршивые блины

    По аршину длины!

    Этот день посвящался молодожёнам. Неделю – две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы, при этом призывая родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены – просим жаловать».

      В старину  в этот день не только гуляли, но и гадали. В эти дни молодые люди  высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом.

    Вторник - заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены - просим жаловать».

    Третий ведущий:

    Масленица – обряд древний!

    Праздник общий, мирской!
    И все-таки самый важный!
    Праздник семейный, домашний!
    Ведется порядком строгим давно:
    Не нами, а умными заведено!

    С этого дня родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. Главное угощение - блины - круглые, горячие. Они представляли собой как бы миниатюрные изображения солнца. К тому же настоящие русские блины имели красный цвет. Пекли блины из гречневой или пшеничной муки. "Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, крепких браков и здоровых детей", - писал А. Куприн. К блинам подавались: сметана, варенье, сливочное масло, мед, икра, яйца.

    Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины».

    Ой, ты Лакомка - среда!

    Масляна сковорода!

    Повелось со старины,

    Едем к тёще на блины!

    Среда - лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

    Четвертый ведущий:

    В этот день было больше всего  развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы.  Продолжали  кататься на конях по деревне. Съезжали с гор  на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались  блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы.

     Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели величальные да хороводы водили. Ведь когда хоровод водят, в круг становятся, а круг – тоже символ солнышка.

    Четверг - широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои, шумные пирушки.

    Пятый ведущий

    Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем,  присылала зятю всё, из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

    Пятница - тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

    Шестой ведущий

    Масленица - древний славянский праздник с многочисленными обычаями, через века дошедший наших дней.

    Масленица, открывающая сырную неделю, - это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как суббота перед масленицей почиталась как «родительский день» - славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

    А в субботу не безделки – золовкины посиделки!

    Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте! Обычно молодежь играла в народную игру «Бояре, а мы к вам пришли…»или «Колечко».

    В  субботу, золовка – сестра мужа,  приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.

    Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.

    Седьмой ведущий

    В воскресенье ездили в гости по родным, одаривали подарками, пряниками. Этот день называется «Прощеным воскресеньем», все друг у друга просили прощение. Вечером при пении песен сжигали соломенное чучело.

    1. Приходите в Воскресенье –
      Будем мы просить прощенья, 
      Чтоб с души грехи все снять, 
      С чистым сердцем Пост встречать!
    2. Скрепим дружбу поцелуем,
      Хоть и так мы не воюем.
      Ведь на Масленицу нужно 
      Укреплять любовь и дружбу!

    Последний день Масленицы - Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит».

    2).Конкурс пословиц и поговорок.

    Каждая команда должна назвать как можно больше пословиц и поговорок, касающихся праздника Масленицы. Конкурс проводится в форме аукциона. Каждый называет свою пословицу по очереди, выигрывает тот, кто называет последнюю пословицу.

    Пословицы: «Без блина не Маслена»;

    «На горах покататься, в блинах поваляться»;

    «Не житье, а Масленица»;

    «Масленица – объедуха, деньгам приберуха»;

    «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить»;

    «Не все коту Масленица, будет и Великий пост»;

    «Не житье, а Масленица»,

    «Масленица семь дней гуляет»;

    «Милости просим к нам об Масленице со своим добром, с честным животом»;

    «Сваталась Маланья на Масленице, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что Масленица только ставит молодых напоказ»;

    «Блин хорош не один»;

    «Блин не клин, брюхо не расколет!»;

    «Первый блин – комом»;

    «Блины брюхо не портят».

    «Боится Маслена горькой редьки да пареной репки»;

    «Была у двора Масленица, да в избу не зашла»;

    «В Прощеный день, как на Пасху, все целуются».

    3).Викторина.

    Дополнительные баллы может получить команда, ответив на вопросы:

    1. А знаете ли вы, какую муку используют для блинов на Масленицу?

    Ответ: пшеничную, ячную, овсяную, гречневую.

    1. Что символизирует блин?

    Ответ: восточные славяне в 9-10 веках поклонялись богу солнца Яриле, очевидно, именно символом солнца и является горячий блин.

    1. С чем, было принято, есть блины?

    Ответ: с красной и черной икрой, с соленой семгой, с маслом, с медом, со сметаной, с различными вареньями, кашами и т. д.

    1. Что такое сбитень?

    Ответ: традиционный русский напиток. Приготовить его очень просто. Заваривается мята, зверобой (подойдут любые душистые травы) со специями (корицей, гвоздикой), добавляется мед. Употребляется напиток только в горячем виде.

    4 Домашнее задание.(20 мин)

    Вам, ребята, было дано домашнее задание: приготовить традиционное масленичное лакомство – блины. Представители команд должны представить блины и сервировать стол, соблюдая все традиции.

    5.Подведение итогов.(5 мин)

    Ответьте на вопросы:

    1.  Основная обрядовая еда.
    2. Главные потехи и обряды  праздника
    3. Главный образ праздника
    4. Когда празднуют Масленицу?
    5. Назови дни Масленичной  недели.
    6. Какие народные игры  вы узнали?

     6.Рефлексия. (3 мин)

    •         Что понравилось на празднике?

    •         Какую команду вы хотели бы особо отметить и почему?

    •         Какие традиции и обычаи  соблюдаются в вашей семье?

    •         Какие трудности испытали при  подготовке?

     

     Праздник заканчивается совместным чаепитием, вручением сувениров и призов участникам  открытого мероприятии.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (английский)» НА ТЕМУ «Учебная речевая деятельность по теме «Страна изучаемого языка»

    Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних  специальных учебных заведений, использующих активные методы обучения для решения дидактических задач....

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».

    ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...

    методическая разработка открытого урока по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» на тему «Воинские звания и военная форма одежды Вооруженных Сил Российской Федерации»

    План-конспект открытого урока по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»  тему «Воинские звания и военная форма одежды Вооруженных Сил Российской Федерации»...

    Методическая разработка. Открытого урока по дисциплине «Башкирский язык» Тема: «Салават Юлаев – поэт и сәсән»

    Предлагаемая методическая разработка урока по дисциплине «Башкир-ский язык» составлена на основе требований государственных образовательных стандартов (или ФГОС) для обучающихся социально-экономически...

    Методическая разработка открытого урока по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности. I курс СПО

    Тема урока: Применение информационных технологий графической обработки информации для решения ряда математических задач.Цели урока:1.  Обучающая – сформировать новые знания и умения при решении н...

    Методическая разработка открытого урока по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности. I курс СПО

    Тема урока: Применение информационных технологий графической обработки информации для решения ряда математических задач.Цели урока:1.  Обучающая – сформировать новые знания и умения при решении н...

    Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Информатика»для специальности: «Технология металлообрабатывающего производства»

    Методическая разработка открытого урока  по дисциплине: «Информатика»для специальности: «Технология металлообрабатывающего производства»...