ИКТ при работе с обучающимися на уроках технологии
консультация (технология) по теме

Миндалиева Екатерина Сергеевна

Текст доклада на областной методической конференции "Опыт лучший учителей и школ как фактор инновационного развития регионального образования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya.doc75 КБ
Office presentation icon konferenciya.ppt40 КБ

Предварительный просмотр:


«
Опыт лучших учителей и школ,
как фактор инновационного развития
регионального образования
»

ИКТ в работе с учащимися на уроках технологии

Применение информационно – коммуникационных технологий  на современном уроке становится все более актуальным. Это обусловлено и интенсивным внедрением компьютера во все сферы человеческой деятельности, отсюда объективно существующей потребностью в современном обществе в молодых специалистах, профессиональная подготовка которых отождествлена с высоким уровнем владения компьютерными и информационными технологиями. Очевидно, применение новых компьютерных технологий в преподавании технологии - одной из содержательной областей учебного плана общеобразовательных учреждений, позволяет средствами мультимедиа достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление, усиливает творческую составляющую учебного труда, что способствует осознанию потребности, личной и общественной значимости обучаемых, таким образом, способствуя развитию ценностного мировоззрения индивида – полноправного члена информационного общества.

На основе анализа научной психолого-педагогической и специальной литературы, а также в ходе практического использования ИКТ на уроках выявлено шесть основных отличительных особенностей компьютерных технологий как средства обучения в комплексном их использовании с программными средствами различного назначения на уроках технологии.

1. возможность работы учащихся в режиме диалога. Данная возможность компьютерных технологий обусловлена их интерактивностью. Общаясь с электронным средством, каждый ребенок успешен, а значит, он сможет избавиться от комплекса неудач, непонимания, изучая в дружественной среде технологические процессы. Рассмотрим на конкретном примере (гиперссылка – слайды 1 - 5). Перед вами  фрагменты обучающей программы «Швея – Закройщик – Модельер», которая прекрасно зарекомендовала себя при изучении раздела «Конструирование и моделирование швейных изделий». Существование обратной связи, возможности манипулирования экранными объектами позволяет пользователю погрузиться в имитируемый компьютером и программой мир. В данном случае возможность работы учащихся в диалоговом режиме посредством компьютерной технологии оказывается полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря интерактивности, гибкости и интеграции различной наглядной информации, а также возможности учитывать индивидуальные особенности обучаемых и способствовать повышению мотивации их творческой деятельности.

Объединение компьютеров в локальную сеть  позволяет в режиме диалога использовать различные формы обучения: фронтальную, групповую и индивидуальную.

2. возможность организации полноценной индивидуальной работы учащихся на качественно новом уровне. Как известно, процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков всегда индивидуален. Не раз нами акцентировалось внимание на то, что в учебной деятельности важно насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, умений и навыков. Использование компьютерных технологий позволяет намного полнее учитывать в учебном процессе возможности каждого ученика, предлагая посильные темпы работы и обеспечивая необходимую коррекцию результатов.

Наглядный пример: (гиперссылка: слайды 1 - 9) результаты практической работы, выполненной ученицами 5 класса при изучении темы «Моделирование фартука». Одна из учениц, долгое время отсутствовала на уроках по причине болезни. Однако это не помешало ей проявить свою фантазию и творческий потенциал при выполнении задания.

Наличие разнообразных графических примитивов позволяет учащимся представить себя в качестве профессионального модельера или художника. Возможно, данные эскизы выглядят несколько неуклюже и нелепо, но, как известно, в подобном  творческом поиске всесторонне развивается личность ученика. Учитывая психологические особенности учащихся подросткового возраста,  возможность проявить себя в образе профессионала, очень привлекает детей, помогает им раскрыться, перестать замыкаться в себе и чувствовать себя неуверенным, что не маловажно в процессе творческого саморазвития подростков.

3. возможность моделирования объектов на основе динамики изображения и высокой степени наглядности – работая с компьютером, учащийся может увидеть, а затем и проанализировать те или иные процессы или явления, которые стали следствием принятых им решений. Например, первоначальный неправильно выбранный масштаб поделки, неудачное цветовое сочетание, неверная последовательность действий при выполнении практической работы, процесс которой смоделирован, приведет к тактичной подсказке и возможности поработать над моделью еще раз, но уже с учетом допущенных ошибок. 

Рассмотрим на частном примере (гиперссылка слайды 1-2). 

С построением простейшей графической модели — рисунка, эскиза — учащиеся знакомятся с 5-ого класса не только при изучении тем «Особенности конструирования, моделирования изготовления швейных изделий», но и также в процессе изучения раздела «Разработка интерьера квартиры». Программа моделирования АrСоn Home, в отличие от аналогичных, например Home Design 3D, имеет большой каталог, предлагающий широкий выбор мебели различных стилей — от классики до авангарда, бытовой техники известных марок, осветительных приборов, отделочных материалов,

Находясь в виртуальном пространстве подобной моделирующей программы, учащиеся раскрывают для себя много нового и интересного, с удовольствием импровизируя над каждым проектом, создавая в очередной раз, более тщательно проработанный и продуманный макет, вложив в него частицу своего неисчерпаемого творчества.

4. автоматизация рутинных операций и связанная с этим экономия времени.

Опыт показывает, что использование на занятиях по технологии компьютера не уменьшает, а, наоборот позволяет увеличить опыт работы с конструкционным материалом, так как облегчает выполнение технических рисунков, схем, расчетов, технологической документации.

Докажем на примере (гиперссылка: слайды 1-2).

Создание схем орнамента и мережек в программе Excel более увлекательно и требует намного меньше времени, чем обычные наброски на бумаге. Возможность экспериментировать, используя различные цветовые сочетания, создавая интересные мотивы, является не маловажным фактором развития творческих способностей учащихся.

Большинство учащихся не обладают большими художественными способностями, компьютерные технологии значительно облегчают эту задачу. Например, возможности программы Adobe Photoshop позволяют обрабатывать собственные рисунки, фотографии, картинки из иллюстрированных журналов и книг (слайды 3-6). Также данная программа позволяет на основе имеющегося рисунка, картинки или фото создать схемы для вышивки крестом и гладью, вязания, изготовление эскиза для чеканки. При этом не требуется углубленного изучения самой компьютерной программы.

5. доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа. Использование ресурсов Интернет и программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ учащимся к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажном носителе) практически не реализуема. Они учатся осваивать ее с помощью компьютера: поиск, запуск программ, навигация по электронным справочникам, выделение требуемых сведений, их печатание (слайд 1).

Применение познавательных и обучающих программ на компакт-дисках, таких, как например: «От плуга до лазера», «Кухни мира», Энциклопедия «КиМ», «Учимся парикмахерскому искусству», «Учимся шить», «Беседы с доктором Б.Споком»  и пр. приемлемо при изучении теоретического материала, обобщении и закреплении знаний и проведении практических работ многих разделов нашего предмета. В качестве примера предложим алгоритм использования обучающей системы на CD-ROMе – «Швея – Закройщик – Модельер» (слайды 2-5). Возможностями данной программы является мультимедийное изложение основ материаловедения, ручных работ, машинных работ, технологии обработки и конструирования изделий, основных принципов композиции в костюме, истории костюма и основ конструктивного моделирования.

В распоряжении пользователя данной программы находятся подробные видеосюжеты с речевым сопровождением по вышеназванным разделам. К тому же анимационное представление материала делает любую скучную теорию захватывающей и развивающей. И этому способствует наличие контрольных вопросов и заданий, таким образом, на основе данной программы можно проводить не только изучение теоретического материала, например темы «Машинные работы» в 7 классе, включающий в себя вводный инструктаж по организации рабочего места, а также закрепление, обобщение знаний и контроль по изученному вопросу.

Вашему вниманию представлен алгоритм использования данной программы на примере конкретной темы «Конструирование плечевого изделия. Снятие мерок и расчет конструкции» в 8 классе. Слайд 6.

Данная таблица позволяет  выявить возможности применения готовых программных продуктов на уроках технологии и преимущества данных уроков.

Казалось бы, использование таких компьютерных программ на уроках не создает условий для формирования творческих способностей учащихся, их творческого отношения к заданию. В самом деле, очевидны преимущества программы в объяснении нового материала, в вводном инструктаже по технике безопасности, в обобщении, закреплении и контроле полученных знаний. Эти преимущества отражаются в деятельности учителя, облегчая проведение любого из вышеперечисленных этапов урока. Однако, само по себе нажатие на кнопки, воспроизведение звука и анимации, представляя собой увлекающее действие,  естественно, не являются творческим занятием для учащихся, не способствуют формированию их творческого потенциала, таким образом, не несут дидактической ценности по вопросу формирования творческих личностей учащихся.

Но это на первый взгляд. Полученные посредством компьютерных программ готовые знания облегчают работу учащихся в проектной деятельности. На примере данной программы, ученицы могут, свободно изучив азы конструирования и моделирования, технологии изготовления швейного изделия и много другого, приступить к созданию своего шедевра. Ведь использование программных продуктов не обязывает учащихся следовать по предложенному алгоритму, а способствует лучшему усвоению теоретического материла посредством использования мультимедиа. Поиск и решение проблем, прослеживание поэтапности действий, создание эскиза модели упрощаются, тем самым не упрощая процесс обдумывания нового проекта, не ограничивая полет фантазии и воображения учеников, не сковывая их действия. Возможности для творческой деятельности учащихся остаются безграничными, это также благодаря индивидуализации обучения в процессе использования компьютерных и информационных средств.

6. универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями.

Рассмотрим это примере мультимедийной интерактивной PowerPoint презентации пакета Microsoft Office (гиперссылка: слайды 1 - 4).

Обобщая преимущества данных компьютерных технологий, можно выделить следующие качества презентаций —  наглядность, удобство и быстрота.

Преимущества PowerPoint презентаций очевидны при разработке отчета или пояснительной записки к творческому проекту, создании интерактивного материала реферативного характера или электронного учебника, так как возможность применения гиперссылок в любом месте презентации, делают данную работу эффектной и интересной.

Каждый урок технологии с использованием компьютера обладает высокой степенью завершенности, так как обязательным итогом работы является законченное изделие. Ученицы 5 и 6 класса с удовольствием моделируют швейные изделия в программе Paint, девочки 7 и 8 классов используют возможности программы CorelDraw  и Exsel для создания схем для лоскутной пластики и мережек. Моделирующая программа ArCon позволяет учащимся испытать свои возможности на поприще архитектурного искусства и строительства. Доказательством эффективности применения ИКТ на уроках технологии являются работы учениц декоративно-прикладного содержания вкупе с компьютерными продуктами, чаще PowerPoint презентациями, например ученицами 9 класса была создана презентация «Наследие наших предков сохраним и приумножим», отражающая особенности жизни и быта, рода занятий трех народов, проживающих в нашем районе. Одновременно ученицами были изготовлены изделия в технике вышивки и лоскутной пластики с использованием национального орнамента (гиперссылка). При подготовке  данного материала ученицы с интересом собирали материал об особенностях декоративно-прикладного творчества данных народов, изучая необходимую литературу по истории Саратовского края и, работая на  Интернетсайтах, отражающих

- этнографию народов России (http://www.ethos.nw.ru);

- территориальное устройство России: справочник – каталог «Вся Россия» по экономическим районам (http://www.terrus.ru);

- народную энциклопедию городов и регионов России «Мой город» (http://www.mojgorod.ru).

Ученицами были изучены особенности изготовления национальных костюмов, где по вопросам конструирования и моделирования плечевых  и поясных изделий они обращались на мультимедийный диск «Швея – Закройщик – Модельер».

Работа «Путешествие от набедренной повязки и до…» (гиперссылка), представляющая мультимедийную интерактивную презентацию, также отличается оригинальностью исполнения. Данная работа отражает историческое развитие костюма и особенности специальной современной одежды, выполнена красочно, с применением речевого сопровождения, что позволяет активизировать внимание слушателей.

На основании данных заключений, результатов проектной деятельности учащихся, можно сделать следующие выводы и выделить следующие особенности и преимущества уроков с компьютерной поддержкой перед обычными уроками технологии

  1. использование компьютерных технологий способствует творческому саморазвитию учащихся, позволяя безгранично раскрыть свой творческий потенциал, избежать формализма в выполнении задания;
  2. в наиболее доступной и привлекательной форме за счет средств мультимедиа демонстрируются приемы и последовательность выполнения трудовых операций;
  3. с использованием информационно-поисковых систем учащимся предоставляются возможности самостоятельного выбора и моделирования объектов трудовой деятельности;
  4. за счет экономии времени, когда дополнительные пояснения можно получить с помощью компьютера, ученики успевают сделать более качественное изделие;
  5. привлекательность компьютерной техники повышает интерес к уроку, позволяет активизировать самостоятельную практическую деятельность школьников.

Результаты показали, что уроки технологии с компьютерной поддержкой помогают учителю в работе, вызывают живой интерес у детей, активизируют их практическую деятельность, способствуют их творческому саморазвитию.

 И в заключение (4-5 слайды)

Компьютерные технологии выполняют прежде всего педагогическую функцию, выступая в качестве носителя нового знания, поддерживающего диалог с обучаемым. Такой диалог реализуется следующими способами:

  • через традиционную систему обучения, когда мультимедийное обучающее средство встраивается в традиционную классно-урочную систему, внося коррективы в деятельность участников образовательного процесса;
  • через  самостоятельную работу учащихся  с  мультимедийным педагогическим средством. Используя гипертекстовую структуру учебного материала, учащийся самостоятельно может выстраивать собственную  траекторию  обучения,  изучить  материал  в произвольном порядке, используя средства поиска, ключевые слова, справочный материал, контрольный материал.

В связи с особой важностью вышеизложенного остановимся на наиболее актуальных проблемах, решение которых открывает новые дидактические возможности развития личности в сфере образования:

  • использование компьютерных технологий позволит интенсифицировать инновационные процессы в образовании;
  • реализация возможностей технических и программных средств современных компьютерных технологий позволит: обеспечить управление информационными потоками: общаясь с пользователем на естественном языке, осуществлять распознавание образов и ситуаций, их классификацию; эффективно обучать логике доказательств; накапливать и использовать знания: организовывать разнообразные формы деятельности по самостоятельному извлечению и представлению знаний; осуществлять самостоятельное «мирооткрытие» изучаемых закономерностей;
  • необходимо совершенствовать  все звенья управления в сфере образования, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам в сфере образования: информационно-методическому обеспечению процесса обучения; тиражировать передовые педагогические технологии на базе использования средств компьютерных технологий.

Учитель технологии и информатики
МОУ – СОШ с. Раскатово
Марксовского района
Саратовской области
Миндалиева К.С.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИКТ в работе с учащимися на уроках технологии Работа учителя технологии и информатики МОУ-СОШ с. Раскатово Марксовского района Саратовской области МИНДАЛИЕВОЙ КАРЛГАШ СЕРЕКБАЕВНЫ 2008 г. Опыт лучших учителей и школ, как фактор инновационного развития регионального образования

Слайд 2

2. Основные отличительные особенности компьютерных технологий как средства обучения в комплексном его использовании с программными средствами различного назначения на уроках технологии и как фактора творческого саморазвития обучающихся. Возможность работы в режиме диалога; Возможность организации полноценной индивидуальной работы; Возможность моделирования объектов; Автоматизация рутинных операций; Доступ к большому объему информации; Универсальность компьютерных технологий как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями.

Слайд 3

Работы учениц, как результат эффективности применения ИКТ на уроках технологии: Наследие наших предков сохраним и приумножим ; Путешествие от набедренной повязки и до…

Слайд 4

Заключение Компьютерные технологии выполняют прежде всего педагогическую функцию, выступая в качестве носителя нового знания, поддерживающего диалог с обучаемым. Такой диалог реализуется следующими способами: через традиционную систему обучения, когда мультимедийное обучающее средство встраивается в традиционную классно-урочную систему, внося коррективы в деятельность участников образовательного процесса; через самостоятельную работу учащихся с мультимедийным педагогическим средством. Используя гипертекстовую структуру учебного материала, учащийся самостоятельно может выстраивать собственную траекторию обучения, изучить материал в произвольном порядке, используя средства поиска, ключевые слова, справочный материал, контрольный материал.

Слайд 5

В связи с особой важностью вышеизложенного остановимся на наиболее актуальных проблемах, решение которых открывает новые дидактические возможности развития личности в сфере образования: Использование компьютерных технологий позволит интенсифицировать инновационные процессы в образовании; реализация возможностей технических и программных средств современных компьютерных технологий позволит: обеспечить, управление информационными потоками: общаясь с пользователем на естественном языке, осуществлять распознавание образов и ситуаций, их классификацию; эффективно обучать логике доказательств; накапливать и использовать знания: организовывать разнообразные формы деятельности по самостоятельному извлечению и представлению знаний; осуществлять самостоятельное «мирооткрытие» изучаемое закономерности; необходимо совершенствовать все звенья управления в сфере образования, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам в сфере образования: информационно-методическому обеспечению процесса обучения; тиражировать передовые педагогические технологии на базе использования средств компьютерных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по технологии на тему "Сохранение здоровья обучающихся на уроках технологии"

Сохранение здоровья обучающихся на уроках технологии.Учитель технологии Рябова Т.Н.Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в шк...

Из опыта работы по теме «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии

Обобщение опыта работы по теме " Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии" в сборнике управления образования Еткульского муниципального района №7         ...

Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"

Описание опыта работы по теме :  "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через  использование современных образовательных технологий"...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности» учителя технологии Воронцова Сергея Александровича

Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо по...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся на уроках технологии. Из опыта работы

учет индивидуальных особенностей на уроках технологии...

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках технологии с использованием ИКТ в условиях реализации ФГОС (Опыт работы)

Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников находить, сохранять и обрабатывать информацию. Для этого есть мощное средство - компьютер....

Финансовая грамотность обучающихся на уроках технологии. План-конспект бизнес - урока.

В современном мире очень важное значение приобретает обучение детей финансовой грамотности, основам экономики и предпринимательства.      На уроках технологии в 8 классе (по програ...