рабочая программа по технологии "Автодело".
рабочая программа (технология, 11 класс) на тему
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеральных законов "О безопасности дорожного движения", "Об образовании". Программа включает в себя структуру и содержание подготовки, а также рекомендации к условиям ее реализации. Требования к результатам освоения сформированы на основе квалификационных требований, предьявляемых к водителю транспортных средств категории "В".
Структура и содержание представлены учебным планом и тематическими планами по учебным предметам.
В учебном плане содержится перечень учебных предметов с указанием обьемов времени, отводимых на освоение предметов.
В тематических планах по предметам раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titul.docx | 14.23 КБ |
programma.doc | 414 КБ |
oglavlenie.docx | 18.14 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_dlya_11-kh_klassov_2.docx | 43.3 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_dlya_10-kh_klassov.docx | 35.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Рассмотрена на Согласовано на МКМЦ «Утверждаю»
методическом объединении протокол № от____ Директор школы
протокол № от __________ «_____»_________2012г. Приказа № от
«____»______________2012г. «____»_______2012г.
Рабочая программа
По технологии «автодело»
Разработчик:
Лабутин Е.Е.,
Мастер ПО
Игрим 2013г.
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ КАТЕГОРИИ « В »
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов «О безопасности дорожного движения», «Об образовании» и примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», утверждённой приказом Министерства образования и науки РФ № 636 от 18.06.2010 г. и согласованной с Министерством транспорта РФ, а также Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Программа рассчитана на два года обучения — в 10 и в 11 классах. В 10 классе 103 часа и в 11 классе 103 часа. Общий объем 206 часов.
Программа включает в себя пять предметов:
- Основы законодательства в сфере дорожного движения – 94 часов;
- Устройство и техническое обслуживание транспортных средств – 56 часов.
- Основы безопасного управления транспортным средством – 31 часов;
- Оказание первой медицинской помощи – 24 часа;
Итоговая аттестация – 1 час.
5. Практическое вождение – 50 часов. ( Вождение проводится вне сетки учебного времени в объеме 50 часов).
Предусмотрена производственная практика по специальности в количестве 24 часа на базе МБОУ Игримская СОШ №2.
Для каждого предмета представлены: основное содержание с распределением учебных часов, тематическое планирование.
Требования к результатам освоения программы сформированы на основе квалификационных требований, предъявляемых к водителю транспортных средств категории «В».
Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями и мастерами производственного обучения в соответствующей учетной документации.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий 1 академический час (40 минут), а при обучении вождению – 1 астрономический час (60 минут), включая время на подведение итогов, оформление документации.
На обучение вождению отводится 50 астрономических часов на каждого обучаемого.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Утверждаю
Директор школы
_____________ М.В Неугодников
«___»_____________2012___г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
подготовки водителей транспортных средств категории «В»
№№ п/п | Предметы | Количество часов | ||
Всего | в том числе | |||
Теоретических | Практических | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10 класс | ||||
1. | Основы законодательства в сфере дорожного движения | 47 | 33 | 14 |
2. | Устройство и техническое обслуживание транспортных средств | 28 | 28 | - |
3. | Основы безопасного управления транспортным средством | 17 | 16 | 1 |
4. | Оказание медицинской помощи | 11 | 11 | - |
итого | 103 | 88 | 15 | |
11 класс | ||||
1. | Основы законодательства в сфере дорожного движения (зачет по темам 1-11) * | 47 | 33 | 14 |
2. | Устройство и техническое обслуживание транспортных средств (зачет) * | 28 | 28 | |
3. | Основы безопасного управления транспортным средством | 14 | 14 | |
4. | Оказание медицинской помощи (зачет) * | 13 | 4 | 9 |
итого | 102 | 84 | 18 | |
Комплексный экзамен по предметам Основы законодательства в сфере дорожного движения Основы безопасного управления транспортным средством | 1 | 1 | ||
Вождение (экзамен) ** | ||||
Всего: | 206 | 161 | 45 | |
Вождение *** | 50 |
Примечание:
* Зачеты проводятся за счет учебного времени, отводимого на изучение предмета.
** Экзамен по вождению транспортного средства в образовательном учреждении проводится за счет часов, отведенных на вождение (1 час). *** Вождение проводится вне сетки учебного времени в объеме 50 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
№№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | в том числе | |||
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение. Обзор законодательных актов | 1 | 1 | ||
Раздел 1. Правила дорожного движения | ||||
1. | Общие положения. Основные понятия и термины. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. | 2 | 2 | - |
2. | Дорожные знаки | 5 | 5 | - |
3. | Дорожная разметка и ее характеристики | 2 | 2 | - |
Практическое занятие по темам 1 - 3 | 4 | 4 | ||
4. | Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств | 4 | 4 | - |
5. | Регулирование дорожного движения | 2 | 2 | - |
Практическое занятие по темам 4 - 5 | 4 | - | 4 | |
6. | Проезд перекрестков | 4 | 4 | - |
7. | Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов | 2 | 2 | - |
Практическое занятие по темам 6 - 7 | 4 | - | 4 | |
8. | Особые условия движения | 2 | 2 | - |
9. | Перевозка людей и грузов | 1 | 1 | - |
10. | Техническое состояние и оборудование транспортных средств | 2 | 2 | - |
11. | Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки, предупредительные надписи и обозначения | 1 | 1 | - |
Практическое занятие по темам: 1 - 11 | 1 | 1 | ||
Итого по разделу | 41 | 28 | 13 | |
Раздел 2. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере дорожного движения | ||||
12 | Административное право | 1 | 1 | |
13 | Уголовное право | 1 | 1 | - |
14 | Гражданское право | 1 | 1 | |
15. | Правовые основы охраны окружающей среды | 1 | 1 | - |
16. | О страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" | 1 | 1 | |
Зачет по предмету « Основы законодательства в сфере дорожного движения» | 1 | 1 | ||
Итого по разделу | 6 | 5 | ||
Всего (по введению и разделам) | 47 | 33 | 14 |
Программа предмета
"Основы законодательства в сфере дорожного движения"
Раздел 1. Правила дорожного движения
Введение. Обзор законодательных актов.
Тема 1. Общие положения. Основные понятия и термины.
Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.
Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения.
Общая структура Правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах.
Обязанности участников дорожного движения.
Порядок ввода ограничений в дорожном движении.
Документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам милиции. Порядок предоставления транспортных средств должностным лицам.
Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств. Обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.
Тема 2. Дорожные знаки.
Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения.
Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке знаков. Дублирующие, повторные и временные знаки. Предупреждающие знаки. Назначение. Общий признак предупреждения. Правила установки предупреждающих знаков. Название и назначение каждого знака. Действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком.
Знаки приоритета. Назначение. Название и место установки каждого знака.
Действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета.
Запрещающие знаки. Назначение. Общий признак запрещения. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков. Исключения. Права водителей с ограниченными физическими возможностями и водителей, перевозящих таких лиц. Зона действия запрещающих знаков.
Предписывающие знаки. Назначение. Общий признак предписания.
Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков. Исключения.
Знаки особых предписаний. Назначение, общие признаки. Название, назначение и место установки каждого знака.
Информационные знаки. Назначение. Общие признаки знаков. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков, которые вводят определенные режимы движения.
Знаки сервиса. Назначение. Название и место установки.
Знаки дополнительной информации (таблички). Назначение. Название и размещение каждого знака.
Тема 3. Дорожная разметка и ее характеристики.
Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки.
Горизонтальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки. Действия водителей в соответствии с требованиями горизонтальной разметки Вертикальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки.
Практическое занятие по темам 1 - 3
Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том числе макетов и стендов. Формирование умений руководствоваться дорожными знаками и разметкой.
Тема 4. Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств.
Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой. Использование предупредительных сигналов при обгоне. Опасные последствия несоблюдения правил подачи предупредительных сигналов. Начало движения, маневрирование. Обязанности водителей перед началом движения, перестроением и маневрированием. Порядок выполнения поворота на перекрестке. Поворот налево и разворот вне перекрестка. Действия водителя при наличии полосы разгона (торможения). Места, где запрещен разворот. Порядок движения задним ходом. Места, где запрещено движение задним ходом.
Опасные последствия несоблюдения правил маневрирования.
Расположение транспортных средств на проезжей части. Требования к расположению транспортных средств на проезжей части в зависимости от количества полос для движения, видов транспортных средств, скорости движения.
Случаи, когда разрешается движение по трамвайным путям. Повороты на дорогу с реверсивным движением.
Опасные последствия несоблюдения правил расположения транспортных средств на проезжей части.
Скорость движения. Факторы, влияющие на выбор скорости движения.
Ограничения скорости в населенных пунктах. Ограничения скорости вне населенных пунктов, на автомагистралях для различных категорий транспортных средств. Запрещения при выборе скоростного режима. Выбор дистанции и интервалов. Особые требования для водителей тихоходных и большегрузных транспортных средств.
Опасные последствия несоблюдения безопасной скорости и дистанции.
Обгон и встречный разъезд. Обязанности водителя перед началом обгона.
Действия водителей при обгоне. Места, где обгон запрещен. Встречный разъезд на узких участках дорог. Встречный разъезд на подъемах и спусках. Опасные последствия несоблюдения правил обгона и встречного разъезда.
Остановка и стоянка. Порядок остановки и стоянки. Способы постановки транспортных средств на стоянку. Длительная стоянка вне населённых пунктов.
Меры предосторожности при постановке транспортного средства на стоянку.
Места, где остановка и стоянка запрещены.
Опасные последствия несоблюдения правил остановки и стоянки.
Тема 5. Регулирование дорожного движения.
Средства регулирования дорожного движения. Значения сигналов светофора и действия водителей в соответствии с этими сигналами.
Реверсивные светофоры. Светофоры для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе. Значение сигналов регулировщика для трамваев, пешеходов и безрельсовых транспортных средств. Порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение. Действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.
Практическое занятие по темам 4 - 5
Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том числе макетов, стендов. Выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой.
Формирование умений правильно руководствоваться сигналами регулирования, ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие.
Тема 6. Проезд перекрестков.
Общие правила проезда перекрестков. Случаи, когда водители трамваев имеют преимущества. Регулируемые перекрестки. Взаимодействие сигналов светофора и знаков приоритета. Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке.
Нерегулируемые перекрестки. Порядок движения на перекрестках равнозначных дорог.
Порядок движения на перекрестках неравнозначных дорог.
Очередность проезда перекрестка, когда главная дорога меняет направление.
Действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т.п.) и при отсутствии знаков приоритета.
Тема 7. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.
Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств.
Обязанности водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановке маршрутных транспортных средств или транспортному средству, имеющему опознавательный знак "Перевозка детей".
Железнодорожные переезды. Разновидности железнодорожных переездов.
Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Порядок движения транспортных средств.
Правила остановки транспортных средств перед переездом. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде. Запрещения, действующие на железнодорожном переезде. Случаи, требующие согласования условий движения через переезд с начальником дистанции пути железной дороги.
Опасные последствия нарушения правил проезда пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.
Практическое занятие по темам 6 – 7
Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том числе макетов и стендов.
Тема 8. Особые условия движения.
Движение по автомагистралям. Запрещения, вводимые на автомагистралях.
Обязанности водителей при вынужденной остановке на проезжей части автомагистрали и на обочине. Движение в жилых зонах.
Приоритет маршрутных транспортных средств. Пересечение трамвайных путей вне перекрестка.
Порядок движения на дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств. Правила поведения водителей в случаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенного места остановки.
Правила пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Включение ближнего света фар в светлое время суток. Действия водителя при ослеплении. Порядок использования противотуманных фар, фары-прожектора, фары- искателя и задних противотуманных фонарей, знака автопоезда.
Случаи, разрешающие применение звуковых сигналов. Буксировка механических транспортных средств. Условия и порядок буксировки механических транспортных средств на гибкой сцепке, жесткой сцепке и методом частичной погрузки.
Случаи, когда буксировка запрещена.
Перевозка людей в буксируемых и буксирующих транспортных средствах.
Опасные последствия несоблюдения правил буксировки механических транспортных средств.
Учебная езда. Условия, при которых разрешается учебная езда.
Требования к обучающему, обучаемому и учебному механическому транспортному средству. Требования к движению велосипедистов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных (запреты и возрастной ценз, с которого разрешается управление).
Тема 9. Перевозка людей и грузов.
Требование к перевозке людей в грузовом автомобиле. Обязанности водителя перед началом движения. Скорость движения при перевозке людей. Дополнительные требования при перевозке детей. Случаи, когда запрещается перевозка людей. Правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве. Перевозка грузов, выступающих за габариты транспортного средства. Обозначение перевозимого груза.
Случаи, требующие согласования условий движения транспортных средств с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения. Опасные последствия несоблюдения правил перевозки людей и грузов.
Тема 10. Техническое состояние и оборудование транспортных средств.
Общие требования. Условия, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. Неисправности, при возникновении которых водитель должен принять меры к их устранению, а если это невозможно - следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.
Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение.
Опасные последствия эксплуатации транспортного средства с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения.
Тема 11. Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки, предупредительные надписи и обозначения.
Требования к оборудованию транспортных средств государственными регистрационными знаками и обозначениями.
Раздел 2. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере
дорожного движения
Тема 12. Административное право.
Административное правонарушение (АПН) и административная ответственность.
Административные наказания: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и конфискация орудия совершения или предмета АПН. Органы, налагающие административные наказания, порядок их исполнения. Меры, применяемые уполномоченными лицами, с целью обеспечения производства по делу об АПН.
Тема 13. Уголовное право. Понятие об уголовной ответственности.
Состав преступления. Виды наказаний. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Преступления против жизни и здоровья (оставление в опасности). Условия наступления уголовной ответственности.
Тема 14. Гражданское право.
Понятие гражданской ответственности. Основания для гражданской ответственности.
Понятия: вред, вина, противоправное действие.
Ответственность за вред, причиненный в дорожно-транспортных происшествиях.
Возмещение материального ущерба.
Понятие материальной ответственности за причиненный ущерб. Условия и виды наступления материальной ответственности, ограниченная и полная материальная ответственность.
Право собственности, субъекты права собственности. Право собственности и владения транспортным средством. Налог с владельца транспортного средства.
Тема 15. Правовые основы охраны окружающей среды.
Понятие и значение охраны природы. Законодательство об охране природы.
Цели, формы и методы охраны природы. Объекты природы, подлежащие правовой охране: земля, недра, вода, флора, атмосферный воздух, заповедные природные объекты.
Система органов, регулирующих отношения по правовой охране природы, их компетенции, права и обязанности. Ответственность за нарушение законодательства об охране природы.
Тема 16. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Обзор законодательных актов. Порядок страхования. Порядок заключения договора о страховании. Страховой случай. Основание и порядок выплаты страховой суммы.
Практическое занятие по теме 16
Заполнение бланка извещения о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ».
№№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов теоретического обучения |
Раздел 1. Устройство транспортных средств | ||
1 | Общее устройство транспортного средства | 3 |
2. | Общее устройство и работа двигателя | 3 |
3. | Источники и потребители электроэнергии | 2 |
4. | Общее устройство и назначение трансмиссии | 3 |
5. | Кузов и ходовая часть | 2 |
6. | Тормозная система | 3 |
7. | Рулевое управление | 3 |
8. | Системы активной и пассивной безопасности | 2 |
Итого по разделу | 21 | |
Раздел 2. Техническое обслуживание | ||
9 | Виды и периодичность технического обслуживания | 2 |
10 | Техника безопасности и охрана окружающей среды | 2 |
11 | Характерные неисправности и способы их устранения | |
2 | ||
Итого по разделу | 6 | |
Всего по разделам | 27 | |
ЗАЧЕТ | 1 | |
ВСЕГО | 28 |
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
«УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ средств»
РАЗДЕЛ 1. УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Тема 1. Общее устройство транспортного средства.
Назначение и классификация. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем. Краткие технические характеристики транспортных средств. Органы управления. Средства информационного обеспечения водителя. Системы автоматизации управления.
Системы обеспечения комфортных условий в салоне.
Тема 2. Общее устройство и работа двигателей.
Виды, назначение и принцип работы двигателей и их механизмов.
Назначение и виды систем охлаждения. Принципиальная схема работы систем охлаждения. Охлаждающие жидкости и требования к ним. Тепловой режим работы двигателя. Назначение и расположение приборов систем охлаждения.
Назначение системы смазки. Принципиальная схема работы системы.
Способы подачи масла к трущимся поверхностям деталей. Применяемые масла, их основные свойства и маркировка. Контроль давления масла. Очистка и охлаждение масла.
Схемы системы питания. Назначение, общее устройство, работа приборов подачи и очистки топлива, воздуха и их расположение на транспортном средстве.
Тема 3. Источники и потребители электроэнергии.
Типы аккумуляторных батарей, их назначение. Основные характеристики, свойства и маркировка. Электролит и меры предосторожности при обращении с ним.
Обслуживание аккумуляторных батарей.
Назначение, устройство и работа генератора.
Назначение, устройство и работа стартера.
Системы зажигания.
Назначение и работа внешних световых приборов и звуковых сигналов, контрольно-измерительных приборов, стеклоочистителей, стеклоомывателей, системы отопления и кондиционирования.
Тема 4. Общее устройство и назначение трансмиссии.
Схемы трансмиссий с различными приводами. Смазка агрегатов, узлов и деталей трансмиссии. Трансмиссионные масла и пластичные смазки, их применение, основные свойства и маркировка.
Сцепление, его виды, назначение, общее устройство. Регулировка привода сцепления.
Назначение и общее устройство коробки переключения передач. Типы коробок переключения передач.
Особенности эксплуатации различных типов коробок переключения передач (МКПП, АКПП, вариатора и роботизированной).
Назначение, устройство и работа карданной и главной передач, дифференциала, полуосей и привода ведущих колес.
Тема 5. Кузов и ходовая часть.
Типы кузовов. Устройство кузова. Системы пассивной безопасности.
Виды подвесок. Назначение, устройство и работа передней и задней подвесок.
Устройство автомобильных колес и шин. Крепление колес. Маркировка шин и дисков.
Тема 6. Тормозная система.
Назначение и виды тормозных систем.
Схема и принципы действия тормозных систем. Антиблокировочная система тормозов (ABS). Система электронного распределения тормозного усилия (EBD).
Программа электронной стабилизации (ESP).
Тормозные жидкости, их свойства, маркировка. Признаки неисправностей тормозной системы.
Тема 7. Рулевое управление.
Назначение, расположение, общее устройство и работа рулевого управления: привода рулевого механизма, усилителя рулевого управления, привода управляемых колес. Основные требования, предъявляемые к рулевому управлению.
Неисправности рулевого управления, их признаки и причины.
Тема 8. Системы активной и пассивной безопасности.
Антиблокировочная система (ABS); антипробуксовочная система (TCS); программа электронной стабилизации (или система курсовой устойчивости) (ESP); система помощи при торможении (BAS, ВА); система помощи при спуске (HDS); система распознавания опрокидывания (ARS); раннее обнаружение бокового перемещения (EPCD); помощник смены полосы движения (LCA); система контроля за полосой движения (LDW, LKS); система слежения за "мертвыми зонами" (SVA); система безопасности, предупреждающая аварии(PSS);
система смягчения вторичного столкновения (SCM); активный круиз-контроль (АСС);
система ночного видения (Night Vision); парктроник(PDS);
система превентивной безопасности (Pre-Safe); система контроля давления в шинах (TPMS). Их назначение и использование в движении.
Виды систем пассивной безопасности: ремни безопасности, преднатяжители ремней безопасности; активные подголовники; фронтальные боковые и коленные подушки безопасности, защитные шторки; система пассивной безопасности (SRS); телескопическая рулевая колонка; зоны деформации кузова транспортного средства, поглощающие кинетическую энергию удара; специальные детские удерживающие устройства; система распознавания наличия детского сиденья на сидении пассажира; система распознавания наличия пассажира на правом сидении; система защиты пешехода (PPS). Их назначение, выполняемые функции при попадании транспортного средства в ДТП.
Раздел 2. Техническое обслуживание
Тема 9. Виды и периодичность технического обслуживания транспортного средства.
Виды, периодичность и порядок основных работ по техническому обслуживанию в соответствии с сервисной книжкой и инструкцией по эксплуатации.
Проверка технического состояния перед выездом.
Тема 10. Техника безопасности и охрана окружающей среды.
Общие требования безопасности при эксплуатации транспортных средств.
Опасность отравления выхлопными газами и эксплуатационными жидкостями.
Правила безопасности при пользовании электроприборами. Безопасность труда при проведении мелких ремонтных работ и технического обслуживания. Меры противопожарной безопасности, правила тушения пожара.
Основные мероприятия по снижению вредных последствий на окружающую среду при эксплуатации и ремонте.
Тема 11. Характерные неисправности и способы их устранения.
Проверка и доведение до нормы давления в шинах колес.
Замена колеса.
Замена плавкого предохранителя.
Проверка состояния аккумуляторной батареи.
Замена неисправных электроламп.
Проверка состояния привода стояночного тормоза.
Замена щеток стеклоочистителей.
Контроль уровня эксплуатационных жидкостей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ»
№№ п/п | Наименования тем | Количество часов | ||
всего | Теоритические занятия | Практические занятия | ||
Раздел 1. Психологические основы безопасного управления транспортным средством | ||||
1. | Психологические основы деятельности водителя | 2 | 2 | |
2. | Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством | 2 | 2 | |
3. | Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения | 1 | 1 | |
Практическое занятие по темам 1-3 | 1 | - | 1 | |
Итого по разделу | 6 | 5 | 1 | |
Раздел 2. Основы управления транспортным средством и безопасность движения | ||||
4. | Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения | 2 | 2 | |
5. | Оценка опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством | 2 | 2 | |
6 | Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения | 2 | 2 | |
7. | Техника управления транспортным средством | 2 | 2 | |
8 | Действия водителя при управлении транспортным средством | 1 | 1 | |
9 | Действия водителя в нештатных ситуациях | 1 | 1 | |
Итого по разделу | 10 | 10 | ||
Всего по разделам | 16 | 15 | 1 | |
Зачет | 1 | 1 | ||
Всего | 17 | 16 | 1 |
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ»
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ.
Тема 1. Психологические основы деятельности водителя.
Зрение, слух и осязание - важнейшие каналы восприятия информации.
Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении автотранспортным средством. Внимание, его свойства. Основные признаки потери внимания. Различные причины отвлечения внимания, в том числе застегивание ремня безопасности, после начала движения, настройка регулировка зеркала радиоприемника или навигационной системы во время поездки, прикуривание или прием пищи, чтение дорожной карты или схемы проезда во время движения, телефонные разговоры или дискуссия в транспортном средстве.
Свойства нервной системы и темперамент. Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством. Психологические качества человека и их роль в возникновении опасных ситуаций в процессе вождения. Обработка информации, воспринимаемой водителем. Прогноз развития ситуации как необходимый фактор обеспечения безопасности движения. Чувство опасности и скорости. Риск и принятие решений в процессе управления транспортным средством.
Качества, которыми должен обладать идеальный водитель. Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным средством.
Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности.
Тема 2. Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством.
Психические состояния, влияющие на управление транспортным средством: утомление, монотония, эмоциональное напряжение. Работоспособность. Стресс в деятельности водителя. Нештатные ситуации как фактор возникновения стресса.
Приемы и способы управления эмоциями. Контролирование эмоций через самопознание.
Профилактика утомления. Способы поддержания устойчивого физического состояния при управлении транспортным средством.
Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного движения.
Приемы и способы повышения работоспособности.
Нормализация психических состояний во время стресса.
Тема 3. Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения
Общая культура человека как основа для безопасного поведения на дорогах.
Этические качества личности. Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности.
Понятие конфликта. Источники и причины конфликтов. Динамика развития конфликтной ситуации. Профилактика возникновения конфликтов. Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов. Возможности снижения агрессии в конфликте.
Практическое занятие по темам 1 - 3
Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя.
Анализ трудностей и успехов в водительской деятельности (примеры из практического обучения вождению обучаемых).
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ
И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
Тема 4. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения.
Влияние целей поездки на безопасность управления транспортным средством.
Оценка необходимости поездки в сложившихся дорожных условиях движения: в светлое или темное время суток, в условиях недостаточной видимости, различной интенсивности движения, в различных условиях состояния дорожного покрытия.
Выбор маршрута движения и оценка времени для поездки. Примеры типичных мотивов рискованного поведения при планировании поездок. Доводы в пользу управления рисками.
Влияние дорожных условий на безопасность движения. Виды и классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Основные элементы безопасности дороги.
Понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния дороги, погодных и метеорологических условий.
Понятие о дорожно-транспортном происшествии. Виды дорожно-транспортных происшествий. Причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам.
Тема 5. Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством.
Три основных зоны осмотра дороги впереди: дальняя (30 - 120 секунд), средняя (12- 15 секунд) и ближняя (4 - 6 секунд). Использование дальней зоны осмотра для получения предварительной информации об особенностях обстановки на дороге, средней для определения степени опасности объекта и ближней для перехода к защитным действиям.
Особенности наблюдения за обстановкой в населенных пунктах и при движении по загородным дорогам. Навыки осмотра дороги сзади при движении передним и задним ходом, при торможении, перед поворотом, перестроением и обгоном.
Контролирование обстановки сбоку через боковые зеркала заднего вида и поворотом головы.
Преимущества боковых зеркал заднего вида панорамного типа.
Способ отработки навыка осмотра контрольно-измерительных приборов. Алгоритм осмотра прилегающих дорог при проезде перекрестков.
Примеры составления прогноза (прогнозирования) развития штатной и нештатной ситуации.
Ситуационный анализ дорожной обстановки.
Тема 6. Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного
пространства вокруг транспортного средства при разных скоростях движения.
Время реакции водителя. Время срабатывания тормозного привода.
Безопасная дистанция в секундах и метрах. Способы контроля безопасной дистанции.
Уровни допускаемого риска при выборе дистанции. Время и пространство, требуемые на торможение и остановку при различных скоростях и условиях движения.
Безопасный боковой интервал. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения (по интенсивности, скорости потока, состояния дороги и метеорологических условий) и при остановке. Способы минимизации и разделения опасности. Принятие компромиссных решений в сложных дорожных ситуациях.
Тема 7. Техника управления транспортным средством.
Посадка водителя за рулем. Использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы.
Контроль за соблюдением безопасности при перевозке пассажиров, включая детей и животных.
Назначение органов управления, приборов и индикаторов. Действия водителя по применению: световых и звуковых сигналов; включению систем очистки, обдува и обогрева стекол; очистки фар; включению аварийной сигнализации, регулирования систем обеспечения комфортности. Действия при аварийных показаниях приборов.
Приемы действия органами управления. Техника руления. Пуск двигателя. Прогрев двигателя.
Начало движения и разгон с последовательным переключением передач.
Выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения. Торможение двигателем.
Действия педалью тормоза, обеспечивающие плавное замедление в штатных ситуациях и реализацию максимальной тормозной силы в нештатных режимах торможения, в том числе на дорогах со скользким покрытием.
Начало движения на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог. Начало движения на скользкой дороге без буксования колес.
Особенности управления транспортным средством при наличии АБС.
Специфика управления транспортным средством с АКПП. Приемы действия органами управления АКПП. Выбор режима работы АКПП при движении на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог.
Тема 8. Действия водителя при управлении транспортным средством.
Силы, действующие на транспортное средство. Сцепление колес с дорогой. Резерв силы сцепления - условие безопасности движения.
Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке и в условиях ограниченной видимости, на крутых поворотах, подъемах и спусках, при буксировке.
Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости.
Способы парковки и стоянки транспортного средства.
Выбор скорости и траектории движения в поворотах, при разворотах и в ограниченных проездах в зависимости от конструктивных особенностей транспортного средства.
Выбор скорости в условиях городского движения, вне населенного пункта и на автомагистралях.
Обгон и встречный разъезд. Проезд железнодорожных переездов.
Преодоление опасных участков автомобильных дорог: сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия, затяжной спуск и подъем, подъезды к мостам, железнодорожным переездам и другим опасным участкам.
Меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог, применяемые при этом ограждения, предупредительные и световые сигналы.
Особенности движения ночью, в тумане и по горным дорогам.
Тема 9. Действия водителя в нештатных ситуациях.
Условия потери устойчивости транспортного средства при разгоне, торможении и повороте. Устойчивость против опрокидывания. Резервы устойчивости транспортного средства.
Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Пользование зимними дорогами (зимниками). Движение по ледовым переправам. Действия водителя при возникновении юза, заноса и сноса. Действия водителя при угрозе столкновения спереди и сзади.
Действия водителя при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при отказе усилителя руля, отрыве продольной или поперечной рулевых тяг привода рулевого управления.
Действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду.
Действия водителя по эвакуации пассажиров из транспортного средства.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДМЕТА «ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»
№/п | Наименование тем | Количество теоретических занятий |
1 | Дорожно-транспортный травматизм (общая характеристика). Правовые аспекты оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП | 1 |
2 | Основы анатомии и физиологии человека | 1 |
3 | Терминальные состояния. Шок острая дыхательная недостаточность, асфиксия, синдром утраты сознания | 1 |
4 | Проведение сердечно-легочной реанимации | 1 |
5 | Кровотечение и методы его остановки | 1 |
6 | Первая медицинская помощь при травмах. Раны и их первичная обработка | 1 |
7 | Правила наложения транспортной иммобилизации | 1 |
8 | Виды бинтовых повязок и правила их наложения | 1 |
9 | Первая медицинская помощь пострадавших с острым заболеванием и в состоянии неадекватности | 1 |
10 | Особенности транспортировки пострадавшего при ДТП в лечебное учреждение | 1 |
11 | Правила пользования медицинской аптечкой | 1 |
ВСЕГО | 11 |
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»
Тема 1. Дорожно-транспортный травматизм (общая характеристика).Правовые аспекты оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
Характеристика травм в зависимости от вида происшествий. Оснащение средствами безопасности транспортных средств. Обязанности водителя, медицинского работника, административных служб при ДТП с человеческими жертвами.
Тема 2. Основы анатомии и физиологии человека.
Основные положения о строении и функциях организма человека. Сердечно-сосудистые и дыхательные системы человека.
Тема 3. Терминальные состояния. Шок, острая дыхательная асфиксия, синдром утраты сознания.
Определение и характеристика терминальных состояний. Признаки жизни и смерти, реанимационные мероприятия при наличии признаков жизни. Признаки и симптомы шока. Комплекс противошоковых мероприятий. Причины острой дыхательной недостаточности и асфиксии, комплекс мероприятий первой медицинской помощи и критерии его эффективности. Характеристика синдрома утраты сознания, кома, обморок, причины возникновения и первая медицинская помощь.
Тема 4. Проведение сердечно-легочной реанимации.
Показания к проведению мероприятий сердечно-легочной реанимации. Восстановление функций внешнего дыхания. Проведение искусственного дыхания методом «рот в рот» и «рот в нос». Методика использования воздуховода. Техника проведения закрытого массажа сердца одним или двумя спасателями. Контроль эффективности реанимационных мероприятий. Ошибки при проведении сердечно-легочной реанимации. Особенности проведения сердечно-легочной реанимации у детей и пожилых людей.
Тема 5. Кровотечение и методы его остановки.
Виды кровотечений. Способы остановки кровотечения (пальцевое прижатие, наложение давящей повязки, наложение жгута или жгута-закрутки). Методика наложения жгута. Особенности остановки кровотечения из носа, ушей и полости рта. Первая медицинская помощь при легочном кровотечении и подозрение на внутрибрюшное кровотечение.
Тема 6. Первая медицинская помощь при травмах. Раны и первичная их обработка.
Общая характеристика травм, особенности травм при ДТП. Классификация ран и их первичная обработка. Черепно-мозговые травмы. Закрытые повреждения мягких тканей. Синдром длительного сдавливания, особенности оказания медицинской помощи. Переломы костей скелета, характерные признаки перелома кости. Ожоги. Холодовая травма.
Тема 7. Правила наложения транспортной иммобилизации.
Показания к транспортной иммобилизации и применяемые средства. Особенности транспортной иммобилизации при различных повреждениях и типичные ошибки пр ее наложении.
Тема 8. Виды бинтовых повязок и правила их наложения.
Правила наложения повязок на различные части тела. Применение индивидуального перевязочного пакета.
Тема 9. Первая медицинская помощь пострадавшему с острым заболеванием и в состоянии неадекватности.
Особенности оказания первой медицинской помощи при острой сердечно-сосудистой недостаточности, гипертоническом крисе, диабетической коме, бронхиальной астме. Признаки и симптомы отравлений, оказание первой медицинской помощи. Симптомы острых заболеваний органов брюшной полости. Психические реакции и состояния неадекватности. Эпилептический припадок.
Тема 10. Особенности транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение.
Правила переноски пострадавшего на носилках. Способы переноски пострадавшего на руках. Особенности транспортировки при различных повреждениях. Предотвращение травм при транспортировке.
Тема 11. Правила пользования медицинской аптечкой.
Комплектация медицинской аптечки. Применение содержимого медицинской аптечки.
приложение№1
к программе предмета "Первая помощь"
№ | Наименование учебных материалов | Единица измерения | Коли чество |
1 | 2 | 3 | 4 |
Оборудование | |||
1.1 | Тренажер - манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контролером для отработки приёмов сердечно-легочной реанимации. | комплект | 1 |
1.2 | Тренажер - манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) без выносного электрического контролера для отработки приёмов сердечно-легочной реанимации. | комплект | 1 |
1.3 | Тренажер - манекен взрослого для отработки приёмов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей. | комплект | 1 |
1.4 | Расходный материал для тренажёров(запасные лицевые маски, запасные "дыхательные пути", плёнки с клапаном для проведения искусственной вентиляции лёгких). | комплект | 20 |
1.5 | Мотоциклетный шлем. | штук | 1 |
2 | Расходные материалы | ||
2.1 | Аптечка первой помощи (автомобильная) | комплект | 10 |
2.2 | Табельные средства для оказания первой помощи: Устройства для проведения искусственной вентиляции лёгких: лицевые маски с клапаном различных моделей Средства для временной остановки кровотечения - жгуты. Средства иммобилизации для верхних, нижних конечностей, шейного отдела позвоночника (шины). Перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь) | Комплект рекомендуемый | 1 |
2.3 | Подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства. | комплект | 1 |
3 | Учебные пособия | ||
3.1 | Учебные пособия по первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях для водителей. | комплект | 18 |
3.1.1 | Учебные фильмы по первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. | комплект | 1 |
3.2. | Наглядные пособия: способы остановки кровотечения, сердечно-легочная реанимация, транспортные положения, первая помощь при скелетной травме, ранениях и термической травме. | комплект | 1 |
4 | Оснащение | ||
4.1. | Видепроектор | штук | 1 |
4.2 | Экран для показа учебных фильмов. | штук | 1 |
4.3 | Персональный мультимедийный компьютер. | штук | 2 |
1. Учебные материалы могут быть предоставлены учреждениями
медицинского профиля на договорной основе.
2. Учебные пособия могут быть представлены в виде печатных изданий,
плакатов, электронных учебных материалов, тематических фильмов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
№№ п/п | Наименование заданий | Количество часов практического обучения |
1 | 2 | 3 |
Первоначальное обучение вождению | ||
1. | Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно–измерительными приборами | 1 |
2. | Приемы управления транспортным средством | 1 |
3. | Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках и с изменением направления | 6 |
4. | Остановка в заданном месте, развороты, развороты, проезд перекрестка и железнодорожного переезда | 3 |
5. | Маневрирование в ограниченных проездах | 3 |
6. | Сложное маневрирование | 4 |
Контрольное занятие №1 | 1 | |
Итого | 19 | |
Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения | ||
7. | Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения | 11 |
8. | Контрольное занятие № 2 | 1 |
9. | Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения | 13 |
10 | Контрольное занятие № 3 | 1 |
11 | Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях | 3 |
12 | Контрольное занятие № 4 | 1 |
Итого | 30 | |
Экзамен | 1 | |
Всего: | 50 | |
Примечание:
При отработке упражнений по вождению предусматривается проведение контрольного осмотра транспортного средства и выполнение работ по ежедневному обслуживанию.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Задание 1. Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами (обучение на транспортном средстве).
Общее ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами.
Посадка в транспортное средство.
Тренировка в регулировании положения сидения, пристегивании ремнем безопасности, пуске двигателя, подаче предупредительного сигнала, включении стеклоочистителей, системы освещения.
Ознакомление со схемой переключения передач, включение первой передачи, начало движения, разгона с переключением передач в восходящем порядке и замедления с переключением передач в нисходящем порядке.
Задание 2. Приемы управления (обучение на транспортном средстве ).
Освоение техники руления.
Действия органами управления при начале движения, переключении передач в восходящем и нисходящем порядке, плавном и экстренном торможении, остановках (отрабатываются при неработающем двигателе).
Задание 3. Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке (обучение на транспортном средстве ) и с изменением направления.
Разгон. Движение по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке. Движение по прямой. Способы перехода на низшую передачу (последовательный и без соблюдения последовательности). Способы торможения. Кратковременные остановки, длительная стоянка на уклоне и подъеме.
Движение передним ходом по кольцевому маршруту. Разгон и торможение с остановками у стоп-линий. Повороты направо и налево, между препятствиями.
Движение задним ходом по прямой с использованием различных способов наблюдения за дорогой. Движение задним ходом с поворотами налево и направо. Движение задним ходом между ограничителями, остановка. Работа по техническому обслуживанию.
Задание 4. Остановка в заданном месте, развороты, проезд перекрестка и железнодорожного переезда.
Остановка при движении передним и задним ходом, на обочине, у выбранного ориентира, у дорожного знака, у тротуара (параллельно, под углом 45 и 90 градусов).
Подъезд к ограничителю передним и задним ходом.
Развороты без применения заднего хода. Проезд перекрестка и железнодорожного переезда.
Задание 5. Маневрирование в ограниченных проездах.
Въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом. Выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами налево и направо. Проезд по "змейке" передним ходом. Разворот на ограниченном участке с применением заднего хода. Въезд в габаритный дворик, разворот с применением заднего хода, выезд.
Задание 6. Сложное маневрирование.
Постановка транспортного средства в "бокс" передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).
Постановка на габаритную стоянку. Движение по габаритному тоннелю задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).
Начало движения на подъеме.
Контрольное занятие № 1
На закрытой площадке (автодроме) проверяется отработка следующих навыков:
начало движения, движение по кольцевому маршруту с остановками у заданного ориентира и стоп-линий; движение по "змейке" передним ходом; въезд в габаритный дворик, разворот в нем с применением заднего хода и выезд передним ходом; постановка на габаритную стоянку и в "бокс" задним ходом; преодоление габаритного тоннеля передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево); начало движения на подъеме; разгон и торможение с остановкой у стоп-линий; проезд перекрестка и железнодорожного переезда.
Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения
Задание 7. Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения.
Отработка навыка движения глаз. Выезд на улицы города (населенного пункта).
Движение в транспортном потоке. Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения. Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов. Отработка приемов парковки. Встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствия. Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов. Проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка.
Оценка перекрестка. Перестроение. Действия по сигналу светофора(регулировщика).
Выбор траектории движения. Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения. Пользование контрольно - измерительными приборами.
Контрольное занятие № 2
Проверяется отработка следующих навыков:
Выезд на дорогу из прилегающей территории. Движение в транспортном потоке.
Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью.
Движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения.
Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов.
Встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствия.
Проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка. Оценка перекрестка.
Действия по сигналу светофора (регулировщика). Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении.
Выбор траектории движения. Перестроение. Выбор скорости движения. Пользование контрольно-измерительными приборами.
Задание 8. Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения.
Совершенствование навыков движения глаз. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства. Выезд на дорогу. Движение в транспортном потоке. Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения.
Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов.
Отработка приемов парковки. Встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствия. Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов
Проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка.
Определение расстояния до приближающегося транспортного средства.
Определение скорости приближающегося транспортного средства.
Необходимость и целесообразность перестроения. Действия по сигналу светофора (регулировщика).
Выбор траектории движения. Выезд на перекресток. Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения. Пользование контрольно-измерительными приборами.
Контрольное занятие № 3
Проверяется отработка следующих навыков:
Движение в плотном транспортном потоке. Остановка и начало движения.
Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения. Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов . Отработка приемов парковки. Встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствия. Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов. Проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка.
Определение расстояния до приближающегося транспортного средства.
Определение скорости приближающегося транспортного средства.
Необходимость и целесообразность перестроения. Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения. Выезд на перекресток.
Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения.
Пользование контрольно-измерительными приборами.
Задание 9. Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях.
Данное задание проводится по индивидуальному плану для каждого обучаемого, в том числе с целью устранения выявленных недостатков.
Контрольное занятие № 4
Занятие проводится по индивидуальному плану для каждого обучаемого с учетом
результатов выполнения предыдущих упражнений и контрольных занятий.
Перечень учебных материалов и технических средств для обучения и подготовки
водителей транспортного средства категории "В"
№ | Наименование учебных материалов и технических средств обучения | Единица измерения | Количество не менее |
1 | 2 | 3 | 4 |
Учебно-программная и методическая документация | |||
1 | Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "В", утвержденная в установленном порядке | штук | 2 |
2 | штук | 2 | |
3 | Методические рекомендации по организации образовательного процесса, утвержденные руководителем образовательного учреждения | комплект | 1 |
4 | Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденные руководителем образовательного учреждения | комплект | 1 |
Учебно-наглядные пособия | |||
5 | Учебно-наглядное пособие "Схемы устройства и работы систем и механизмов транспортных средств" | комплект | 1 |
6 | Учебно-наглядное пособие "Светофор с дополнительными секциями" | комплект | 1 |
7 | Учебно-наглядное пособие "Дорожные знаки" | комплект | 1 |
8 | Учебно-наглядное пособие "Дорожная разметка" | комплект | 1 |
9 | Учебно-наглядное пособие "Схема перекрестка" | комплект | 1 |
10 | Учебно-наглядное пособие "Сигналы регулировщика" | комплект | 1 |
11 | Учебно-наглядное пособие "Расположение дорожных знаков и средств регулирования в населенном пункте" | комплект | 1 |
12 | Учебно-наглядное пособие "Маневрирование транспортных средств на проезжей части" | комплект | 1 |
13 | Правила дорожного движения Российской Федерации | штук | 3 |
Технические средства обучения | |||
14 | Компьютер с программным обеспечением для применения соответствующих обучающих материалов | штук | 1 |
15 | Средства отображения информации (проектор с экраном и или телевизор, и/или монитор | штук | Не менее 1 на учебный кабинет |
Информационные материалы | |||
16 | Информационный стенд, содержащий: - копию лицензии с приложением; - книгу жалоб и предложений; - законодательство о защите прав потребителей; - рабочий учебный план и тематические планы по предметам программы; - расписание занятий; - график учебного вождения; схемы учебных маршрутов, согласованных с Госавтоинспекцией .Рабочая программа подготовки водителей транспортных средств категории "В", утвержденная руководителем образовательного учреждения | штук | 1 |
17 | Перечень учебной литературы. |
ЭКЗАМЕН ПО ВОЖДЕНИЮ НА ЛЕГКОВОМ АВТОМОБИЛЕ:
Экзамен проводится в два этапа.
Первый этап проводится на закрытой площадке или автодроме, второй этап – на контрольном маршруте в условиях реального дорожного движения.
Формы и методы контроля
Реализация программы требует поэтапного (рубежного) и итогового контроля знаний и умений учащихся. Разнообразие форм и методов контроля позволяет наиболее полно и объективно оценить результаты обучения. Индивидуальный контроль дополняется групповым и фронтальным, устный - письменным. Среди методов используется самостоятельная работа, устный ответ, тестирование, практическая работа. В программе предусмотрено выполнение школьниками сообщений по заданным темам с дальнейшей их защитой и демонстрацией на практике, презентаций, оценивание происходит преподавателем с учётом мнения аудитории.
Методическое обеспечение учебного процесса:
Наряду с традиционными формами и методами преподавания применяются и современные методы и технологии активного обучения - мозговой штурм, эвристические беседы и эвристические вопросы, метод синектики, работа малыми группами, ИКТ и.т.д. Учебный процесс строится:
● на деятельной основе (замкнутая система с обратной связью);
● на научной основе;
● на крупно – блочной системе;
● на проблемной основе;
● на личностно – смысловой основе;
● на альтернативной основе;
● на ситуативной основе;
● на диалоговой основе.
Перечень учебной литературы
1. | Устройство и эксплуатация автотранспортных средств; В. П. Пузанков, А. Г. Роговцев Москва «Транспорт»; 2005год. |
| |
2. | С.К.Шестапалов «Устройство, ТО и ремонт легковых автомобилей» Издательский центр «Академия» 2000г | ||
3. | В.А .Родничев «Грузовые автомобили» Москва ПрофОбрИздат 2002г | ||
4. | Правила дорожного движения Российской Федерации Издательство «За рулем» 2010г | ||
5. | Экзаменационные билеты Категорий «А» и «В», «С» и «Д» Москва «Рецепт-Холдинг» 2010-2011г. | ||
6. | В.А.Иларионов А.И. ПДД и основы безопасного управления автомобилем Москва «Транспорт» 1999г | ||
7. | Б.А.Ройтман Ю.Б.Суворов Безопасность автомобиля в эксплуатации Москва «Транспорт» 1996г | ||
8. | В.Н.Иванов Москва Издательский дом «ХХ век» 1995г. Наука управления автомобилем. | ||
9. | В.М.Буянов Первая медицинская помощь. Москва «Медицина» 1988г |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ | Стр. | |
1 | Оглавление ---------------------------------------------------------------------------------- | 2 |
2 | Пояснительная записка ------------------------------------------------------------------- | 3 |
3 | Учебный план подготовки водителей категории «В» -------------------------------- | 4 |
4 | Тематический план предмета «Основы законодательства в сфере дорожного движения» ------------------------ | 6 |
5 | Программа предмета «Основы законодательства в сфере дорожного движения». ------------------------------------------------------------------------------------ | 7 |
6 | Тематический план предмета «Устройство и обслуживание транспортных средств» ------------------------------ | 12 |
7 | Программа предмета «Устройство и обслуживание транспортных средств» -- | 13 |
8 | Тематический план предмета «Основы безопасного управления ТС» ----------- | 16 |
9 | Программа предмета «Основы безопасного управления транспортным средством» --------------------- | 17 |
10 | Тематический план предмета «Оказание медицинской помощи» --------------- | 20 |
11 | Программа предмета «Оказание медицинской помощи». -------------------------- | 21 |
12 | Приложение № 1 к Программе предмета "Первая помощь" ----------------------- | 23 |
13 | Тематический план обучения вождению транспортного средства. ----------- | 24 |
14 | Программа обучения вождению транспортного средства. ----------------------- | 25 |
15 | Перечень учебных материалов и технических средств для обучения и подготовки водителей транспортного средства категории «В» | 28 |
16 | Экзамен по вождению на легковом автомобиле ------------------------------------- | 29 |
17 | Формы и методы контроля. ---------------------------------------------------------------- | 29 |
18 | Методическое обеспечение учебного процесса --------------------------------------- | 29 |
19 | Перечень учебной литературы ----------------------------------------------------------- |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
учебной дисциплины “технология автодело”
для 11-х классов
Компетентности.
Водитель транспортного средства категории «В» должен уметь:
- безопасно управлять транспортным средством в различных дорожных и метеорологических условиях, соблюдать Правила дорожного движения;
- управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;
- выполнять контрольный осмотр транспортного средства перед выездом и при выполнении поездки;
- заправлять транспортное средство горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением современных экологических требований;
- обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов;
- уверенно действовать в нештатных ситуациях;
- принимать возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, соблюдать требования по их транспортировке;
- устранять возникшие во время эксплуатации транспортного средства мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;
- своевременно обращаться к специалистам за устранением выявленных технических неисправностей;
- совершенствовать свои навыки управления транспортным средством.
Водитель транспортного средства категории «В» должен знать:
- назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортного средства;
- Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;
- виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- основы безопасного управления транспортными средствами;
- о влиянии алкоголя, медикаментов и наркотических веществ, а также состояния здоровья и усталости на безопасное управление транспортным средством;
- перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;
- приемы и последовательность действий при оказании доврачебной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях;
- порядок выполнения контрольного осмотра транспортного средства перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;
- правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортного средства, приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию, правила обращения с эксплуатационными материалами.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
учебной дисциплины “технология автодело”
для 10-х классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по технологии (мальчики) по программе "Технология 5-8 кл."авторы И.А.Сасова и А.В. Марченко
программа по технологии разработана на основе программы И.А. Сасова, А.В. Марченко "Технология " 5-8 кл. М.;Вента-Граф 2007г.,допущенной Министерством образования и науки РФ ...
Рабочая программа по технологии "Курс технологии в рамках ФГОС" 5 клаас
Рабочая программа по Федеральному Государственному Стандарту для сельских школ....
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской
Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...
Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...
Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский
Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...