Конспект урока с использованием ИКТ. Аппликация. Художественное оформление изделий. 7 класс.
план-конспект урока по технологии (7 класс) по теме

Лариса Георгиевна Лебедева

Цель урока:

  1. Познакомиться с аппликацией, как видом декоративно-прикладного искусства.
  2. Научиться приемам изготовления аппликации и способами ее крепления.
  3. Активизировать наблюдательность, внимание и воображение, развивать творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_konspekt_uroka_applikatsiya.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

                             Конспект урока технологии с использованием ИКТ.

 

Тема раздела: Ремонт одежды. Применение зигзагообразной строчки для оформления изделий.

Тема урока: Аппликация. Художественное оформление изделий.      

Класс 7                

Урок 1.

Актуальность использования средств ИКТ.

Использование презентации позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.

 Это структурно-компактная и удобно организованная информация в форме презентации. Зрительный ряд воспринимается легче и разнообразит урок. Формируются навыки и умения информационно – мыслительной деятельности

Цель урока:

  1. Познакомиться с аппликацией, как видом декоративно-прикладного искусства.
  2.   Научиться приемам изготовления аппликации и способам крепления.
  3. Активизировать наблюдательность, внимание и воображение, развивать творческие способности.  

 Необходимое аппаратное и программное обеспечение: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Наглядные пособия: образцы изделий с аппликацией, эскизы художественного оформления швейных изделий, журналы мод, журналы по рукоделию, материалы, применяемые для изготовления аппликаций.

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: по источнику полученных знаний - словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, по дидактическим целям - актуализация, изучение нового материала;
Межпредметные связи: история,  ИЗО, информатика.

Ход занятия.

I. Организационный момент.
    Приветствие учащихся.
   Проверка готовности учащихся к уроку.
   Объявление темы урока.
   Объявление цели урока.


II. Актуализация знаний
  Введение в тему:

- Во время сделанный ремонт одежды удлиняет срок ее носки, а человек в такой одежде всегда выглядит аккуратным и опрятным. Чтобы дольше сохранить одежду в хорошем состоянии следует приучать себя к бережному отношению к вещам. Нужно своевременно пришивать оторванные пуговицы, зашивать распоровшийся шов или штопать маленькую дырочку, а в случае необходимости и накладывать заплату. Одежда обычно подвержена механическому воздействию. Это бывает на локтях рукавов, в области колен брюк, низа изделия и т.д. В таких случаях необходимо заштопать или наложить заплату.                                                                          Вопрос учителя: - Какие еще  виды ремонта вы знаете? (слайд 3,4)                                                

- Сегодня на уроке, мы познакомимся с  аппликацией, как видом ремонта одежды.

- Что же такое заплатка? Какое значение этого слова? (слайд 5,6)                                      

- Одежда, предметы быта должны быть не только удобными и практичными, но и способствовать воспитанию эстетического, художественного вкуса. Декоративно - прикладное искусство в полной мере способствует этому. Его красота и естественность пробуждает любовь к природе, интерес к истории и культуре нашей страны.
Вопрос к учащимся:

– Какие виды  декоративно - прикладного искусства можно использовать для оформления  одежды, предметов быта? (Ответ: вышивка, вязание, макраме, батик, «декупаж», аппликация.)

- Рассмотрим, что такое аппликация (слайд 7,8).
                               

     III. Формирование новых знаний

  1.История происхождения аппликации

       Аппликация появилась очень давно,  как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.  

       (слайд 9)


        Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: У северных народов использовались для аппликации куски кожи и меха – лоскутки, оставшиеся от пошива одежды и меховых одеял.

      В России – во времена появления ткацких фабрик – использовались и домотканые и фабричные ткани – в дело шли все лоскутки. Естественно, что лоскутным шитьем и аппликацией занимались люди небогатые, они стремились использовать и оставшийся лоскут и одновременно украсить свою одежду: сарафаны, рубашки; жилище занавески и шторы, скатерти и салфетки, коврики и одеяла.

     В Америке во времена переселения европейцев  возникает некий дефицит в тканях, а в некоторых случаях возможно и в средствах, поэтому тоже образуется лоскутное шитье.  

     (слайд 10)

               

  2. Виды аппликационных работ.

  Применяют аппликацию как декоративный элемент как всех видов изделий: одежды, сувениров, игрушек, создания картин, панно, открыток, ковров и т.д. Аппликации классифицируются: по форме, цвету и тематике. Классификация даёт представление о богатстве изобразительно - выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности.

3. Классификация аппликации:

  • по форме – плоская, объемная
  • цвету - одноцветная, многоцветная;
  • по тематике – предметная, сюжетная, декоративная.            

   Плоская аппликация предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона.

      (слайд 11)   Это традиционный, базовый вид аппликации.

 Объёмная аппликация предусматривает изображения предметов или их деталей, которые крепятся на фон, создавая видимость объема.

  (слайд12)  

  Аппликации могут быть одноцветными и многоцветными. Выбор цвета зависит от художественного вкуса исполнителя, темы выбранного сюжета и его назначения. При подборе колорита в первую очередь учитывается цвет предмета или фон, на котором будут крепиться детали аппликации.
  Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон  изображения, предметы. Изображения  предметов  простой формы, ясными пропорциями, локальной краской.                                                                

  (слайд 13)

   Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление).      Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка.
  Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (состоит из узора или орнамента) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т.д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью повторения одинаковых, или чередование разных элементов узора.

    Вопрос учащимся:

- Как вы думаете, какие изделия можно оформить  аппликацией?

 (Одежду, столовое и постельное белье, сумки и др.)

   

4. Применение аппликации.
  Аппликация является популярным и эффективным украшением любой одежды: платьев, блузок, юбок, джинсов и т. п. Аппликацию также применяют для обновления и ремонта одежды и других вещей. В оформлении интерьера она тоже незаменима, панно и картины всегда могут украсить любое помещение.
Аппликация широко применяется в оформлении мягкой игрушки,  праздничных костюмов, сувениров.
  Аппликация в качестве заплатки – способ спасти хорошую, но испорченную вещь. Особенно благодатна почва для такого вынужденного развлечения – детская одежда, которая постоянно страдает от дыр и пятен, если вы решите выполнить ремонт детской одежды (поставить заплату) - украсьте одежду яркой и красочной аппликацией! Рисунок для аппликации можно придумать самому, а можно воспользоваться специальной литературой по рукоделию, декоративно – прикладному искусству или журналами мод. В этом случае ваша одежда получит «вторую жизнь» и будет выглядеть более привлекательно.

   (слайд 14)              слайд15)                 (слайд 16)

 
5.Материалы для аппликации:

Вопросы к учащимся:
- С какими материалами вам приходилось работать, выполняя аппликационные работы в детском саду, в младших классах?
- Назовите материалы, которые можно использовать при создании аппликации.

Запись в тетрадь:  Материалы и ткани для аппликации: ткани : фетр, кожа, замша, хлопок, бархат, батист, шелк, шерсть, мех, кружево и т.д. Аппликацию  можно комбинировать с бисером, пайетками, бусинками.

Занятие аппликацией развивает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает чувство формы, глазомер.      

  (слайд 17)

6.Способы крепления аппликации

 Аппликацию можно закрепить  разными способами.

(слайд 18)               (слайд19)      

7. Требования к качеству:          (слайд 20)

8. Рекомендации для работы.

-   Взрослые и дети, мужчины, женщины, даже бабушки очень любят носить джинсы. У меня есть идея! Джинсы превращаются…

(слайд 21)

Для работы могу порекомендовать забавные рисунки.                                                                                                                                         (слайд22)

  (слайд 22)

Вопросы к учащимся: - есть ли у вас дома предметы быта или изделия, украшенные аппликацией? Из каких материалов они выполнены?

                                                                                                                                                                                                  IV. Практическая работа.  «Создание эскиза аппликации».

Применение знаний, формирование умений.


Задание: - Сейчас ваша задача, используя журналы мод, журналы по рукоделию, выполнить эскиз художественного оформления изделия аппликацией.

Вы можете выбрать любое задание по желанию.
1 задание - учащихся выполняют эскиз аппликации на  фартук;
2 задание - эскиз аппликации на диванную подушку;
3  задание - эскиз аппликации настенного  панно для детской комнаты.
V. Закрепление нового материала. Рефлексия.
Вопросы для повторения:
- Что такое аппликация?
- Для чего и где применяют аппликацию.
- Назовите виды аппликаций.

VI. Подведение итогов занятия.
Проверка работ учащихся: анализ, выставление оценок, демонстрация лучших работ.
Напомнить тему и цели урока, подвести итог.

Домашнее задание: - Подготовить основу для аппликации – фартук, джинсы, салфетки, сумки, вещи  которые вам хочется украсить. Изделия постирать и погладить.  Инструменты и материалы для работы: иглы, нитки, ножницы, эскизы  аппликации.

   Используемая литература

  • Румянцева Е.А. Аппликация.– М.: Мир книги, 2010.    
  •  Русакова М. Домашнее рукоделие.– М.: Дом Славянской Книги, 2008.
  • Агапова И.А. Давыдова М.А. Лучшие аппликации для детей. – М.: Лада, 2010 г

  Ресурсы интернета

  • http://www.zolotnit.ru/catalogue/applique/applique-copy/
  • http://www.liveinternet.ru/users/hope_always/post274830557/
  • http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/2009-02-02-304488.html
  • http://www.babyblog.ru/community/post/rukodelie/1603666
  • http://evolution2.com.ua/showthread.php?p=800


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока с использованием ЭОР по геометрии в 8 классе на тему: "Прямоугольник"

Электронные учебные модули в настоящее время набирают все большую популярность, они создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Данный урок разработан и направлен на с...

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий «Animals» 3 класс

Комбинированный урок формирования лексико-фонетических, грамматических умений и навыков монологической речи....

Конспект урока "Выжигание по дереву в художественном оформлении изделий из дерева"

Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.Количество часов: 1 урок(45 мин.)Цель ур...

План - конспект урока с использованием ЭОР по русскому языку 5 класс

1.  Предмет              Русский язык и литература2.  Класс...

Конспект урока с использованием технологии проблемного обучения в 7 классе по теме "Австралия"

Австралия, её географическое положение и история исследования...

План-конспект урока с использованием дистанционных образовательных технологий в 6 классе

В данном документе представлен план-конспект урока для ученика 6 класса по теме "Family members". Задания к урокам разработаны в соответствии с ФГОС 
по программе авторов Н.И. Быковой, ...

Конспект урока (с использованием здоровьесберегающих технологий) для учащихся 4 класса «Друзья Мойдодыра»

Коспект урока для учащихся 4 класса с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР. Предметная область: "Окружающий мир"Учебный предмет: "Человек"Раздел: "Гигиена тела...