Главные вкладки

    Формирование трудовых умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
    статья по технологии по теме

    Трудовое обучение решает задачу всестороннего развития обучающихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование трудовых умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

                                                                           

    Учитель профессионально- трудового обучения

     первой категории

                                                                                                     Воронецкая Н.Д.

    Трудовое обучение в коррекционной школе ставит своей целью подготовки работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять не сложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива. Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Однако основная задача трудового обучения дать школьникам начальное профессиональное образование.

    Знания, полученные школьниками на уроках труда, с одной стороны повышает уровень интеллекта и, с другой стороны создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач.

    Трудовое обучение вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие и содержит ряд этапов. Каждый из них решает наряду с общими, специфические для данного этапа задач. Первый этап захватывает обучение в 1 – 3 классах. На этом этапе у обучающихся формируется первоначальный трудовой опыт.

    Важно осуществлять связь со звеном, так как именно здесь закладываются основные навыки.

    Второй этап – общетехническое трудовое обучение в пятом классе на базе учебных мастерских. К задачам, прежде всего, относятся формирование некоторых новых организационных умений и навыков поведения. Так, обучающиеся должны знать и строго соблюдать порядок использования инструментов. Причем в воспитании этих организационных умений следует опираться на разъяснение, убеждение и приучение, а не на запреты. Только при этом условии можно воспитать подлинные, а не показные качества личности необходимые в коллективном труде. Задачи третьего и четвертого этапа обусловлены переходом к профессиональному обучению. С 5 класса ученики приступают к овладению знаниями, навыками и умениями по определенной профессии.

    Формирование умений не сводится только к усвоению знаний и навыков. Развитие способности рационально и эффективно организовывать свою деятельность в соответствии с принятой целью, представляет собой специальную задачу. Трудности формирования умений связаны как с присущими умственно отсталыми дефектами психики, так и с подбором педагогических средств для этой цели. Известно, что при формировании знаний учитель сообщает нужные сведения обучающимся; приемы работы он показывает и объясняет.

    Например, методики трудового обучения вспомогательной школы рекомендуют применять демонстрационные технологические и организационные карты.

    Первые отражают процесс изготовления определенного изделия, второе – выполнение отдельной технологической операции. Такие карты состоят из набора табличек с названиями операций, рисунками практических действий, названиями орудий труда.

    Пособия служат как для формирования динамического образа последовательности изменения предмета труда. Регуляция практической деятельности опирается на наглядные образы предметов и явлений. Образы закрепляются в памяти и служат опорами производимых действий. В связи с этим требуется, особое внимание к организации наглядности обучения служат главной опорой в усвоении учебного материала умственно отсталыми учащимися. Практика школьной работы подтверждает правильность этого положения.

    В трудовой подготовке обучающихся вспомогательной школы средства наглядности по назначению относятся к двум группам

    1. Используемые для формирования технических знаний.
    2. Служащие для развития осознанной регуляции практической деятельности.

    С помощью средств последней группы решаются три типа задач.

    1. Усвоение конечной цели работы;
    2. Формирование плана работы;
    3. Усвоение практических приемов труда;

    Форма и функция приведенных средств наглядности меняются по годам обучения в соответствии с развитием умений учащихся. Так наглядность, предназначенная для усвоения цели, в младших и средних классах имеет форму натурального образца. В младших классах натуральный образец дополняется рисунком или макетом, а в средних – чертежом. На занятиях широко применяются различные виды наглядных пособий. Раздаточный материал, в котором отражена последовательность технологической обработки изделии, инструкционно – технологические карты, альбомы, макеты, плакаты, стенды, и модели, имитирующие натуральные объекты.

    Кроме натуральных пособий, учитель обслуживающего труда использует и другие средства наглядности. Так, для того чтобы учащиеся правильно овладевали трудовыми действиями, он наглядно демонстрирует эти действия. Например, на занятиях по технологии изготовления швейных изделий учитель показывает, как нужно производить различные операции. К наглядной демонстрации трудовых действий учитель прибегает и в тех случаях, когда учащиеся допускают ошибки в работе. Это помогает школьникам не только лучше усвоить пути устранения ошибок, но и избежать повторения при выполнении аналогичных операций.

    Наглядность обучения способствует прочности усвоения знаний. Примеры и образы действий запоминаются легко и надолго удерживаются в памяти школьников.

    Но, реализуя данный принцип обучения, нужно помнить о том, что перегрузка урока наглядными пособиями, рассеивает внимание учащихся, что отбор средств наглядности следует вести с учетом цели занятия.

    Прочность овладения знаниями, умениями и навыками достигается при помощи закрепления изучаемого материала, учащиеся на каждом уроке выполняют упражнения, в ходе которых отрабатываются различные трудовые действия. С целью систематизации знаний, установления логических связей между уже усвоенными и вновь приобретенными навыками и умениями в конце каждого урока и после изучения новой темы учитель проводит повторение пройденного. Школьники должны принимать в нем активное участие. С целью развития памяти обучающихся учитель дает ребятам задания по заучиванию различных правил, терминов, названий деталей машин и так далее. Для проведения упражнений большое значение имеет их частота и продолжительность. На начальном этапе обучения упражнения должны носить более частный характер, в противном случае усиливается потеря навыков. Трудовые навыки складываются постепенно, сформировавшись, они удерживаются прочно и надолго.    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ.

    В методическом материале показано развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих  умственную отсталость   в зависимости от индивидуальных способностей каждого....

    Программа формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством предмета "Профессиональная подготовка"

    Материал, представленный в  программе, направлен на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ОВЗ применительно  к предмету «Профессиональная подготовка» по профилю «Рабо...

    Формирование профессиональных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    Формирование профессиональных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Презентация...

    Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) посредством предмета «Чтение и развитие речи» и во внеурочной деятельности

    Одно из ключевых положений ФГОС УО - формирование базовых учебных действий - направлено на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности  - умения учиться, создание благоприятных услови...