Кружок "Резьба по дереву"
учебно-методический материал по технологии на тему

Фомин Александр Владимирович

На занятиях кружка "Резьба по дереву"   формируется устойчивое внимание, воспитывается осознанная целеустремленность и настойчивость в сочетании с терпеливостью и усидчивостью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

КРУЖКА

Резьба по дереву

(для детей от 12 до 15 лет)

срок реализации один год

Составил: Фомин А.В.., учитель технологии,

1-я квалифицированная категория  

 »

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

«Резьба по дереву»

Полное

наименование

программы

Программа технической направленности «Резьба по дереву»

Нормативно - правовая база программы

  • Конвенция о правах ребенка
  • Конституция РФ
  • Закон «Об образовании»

Ф.И.О. автора

программы

Автор программы Алейник Константин Иванович,  педагог дополнительного образования МОУ ДОД

 «Дом Детского Творчества»  Сайт: http://kon82.narod.ru/tvor/program.htm

Программы технического творчества для спортивно-технических кружков, рекомендованных для внешкольных учреждений

Должность

Учитель технологии

целевые группы

(количественная и качественная характеристика детей - количество, возраст, социальный статус.)

В кружке «Резьба по дереву » занимается 10 детей в возрасте от 13 до 15 лет.  

 

Направленность

Техническая направленность

Срок реализации

программы

1 год

Вид программы

Модифицированная

Уровень реализации

Дополнительное образование детей

Уровень освоения

Технический

способ освоения

содержания

образования

  • объяснительно- иллюстративный;
  • продуктивный;
  • практический

Основная цель

программы

Развитие мотивации детей к познанию и творчеству.

Основные задачи

программы

1.Обучение практическим навыкам  выполнять обработку древесных материалов.  

 2. Развитию у детей задатков и способностей в области конструирования, творческого мышления, развивать творческую активность и общую культуру ребенка.

 3.Воспитание творческой личности, способной адаптироваться в современном обществе, формирование художественного вкуса, умения видеть и понимать красоту труда, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине, применение на занятиях здоровье сберегающих технологий

Ожидаемые

результаты

 

должны знать:

- устройство и применение  резака

- строение и свойства древесины

- материалы, используемые для резьбы

- основные виды столярных соединений

- основные виды резных орнаментов

- способы переноса изображения на заготовку

- способы заделки дефектов древесины

- способы отделки готовых изделий

 Должны уметь:

- организовать рабочее место

- безопасно пользоваться инструментами

- переносить изображение на заготовку

- использовать стандартные приёмы резьбы

- исправлять дефекты материала и изделия

- правильно соединять детали готовых изделий

- использовать морилки, лаки, красители

- анализировать качество работы и изделий

Контроль реализации программы

Выставки, соревнования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе базовых программ и составлена по их образцу. Программа предназначена для детей в возрасте от 13 до 17 лет и рассчитана на один год.

Программа «Резьба по дереву» рассчитана на детей проявляющих интерес к творческой  обработке древесины и материалов, изготавливаемых из нее, способствует формированию устойчивого внимания, воспитанию осознанной целеустремленности и настойчивости в сочетании с терпеливостью и усидчивостью. Кроме того, обучение по данной программе направлено на:

  • развитие у воспитанников умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий;
  • контролировать ход работы;
  • обучение стандартный приемам труда и привитие воспитанникам соответствующих навыков;
  • воспитание устойчивого положительного отношения к труду и формирование ответственности, добросовестности, чувства коллективизма, бережного отношения к инструментам, оборудованию.

Цель программы:

Развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи программы

 Образовательные:

  •  обучение практическим навыкам и умению работать с различными инструментами, позволяющими выполнять обработку древесных материалов;
  •  обучение основам техники выполнения различных конструкций изделий.

 Развивающие:

  • способствовать развитию у детей задатков и способностей в области конструирования, творческого мышления;
  • развивать творческую активность и общую культуру ребенка.

Воспитательные:

  • воспитание творческой личности, способной адаптироваться в современном обществе;
  •  формирование художественного вкуса, умения видеть и понимать красоту труда;
  •  воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине;
  •  применение на занятиях здоровье сберегающих технологий.

Краткая характеристика    программы

На занятиях ребята учатся проводить самоконтроль качества и обучаются анализу выполненной работы. С этой целью даются самостоятельные работы, которые имеют комплексный характер, развивают инициативу и самостоятельность воспитанников в правильном выборе приемов, инструментов и последовательности выполняемых операций. На формирование умения действовать самостоятельно, направлено и поэтапное сокращение помощи педагога в умственной и трудовой деятельности обучающихся. Объем помощи на конкретных занятиях учитывает сложность заданий и индивидуального умения воспитанников.

Самостоятельные и практические работы проводятся в конце каждой учебной четверти и служат динамике развития трудовых способностей, отработке навыков и умений. Изучение и анализ качества таких работ педагогом, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого воспитанника, наметить задачи коррекции присущих ему недостатков. Одним из основных путей повышения качества работы воспитанников является создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид. Программа построена по операционно-комплексному принципу, когда обучающиеся с приемами труда знакомятся предварительно при выполнении упражнений. Например, изготовление отверстий в заготовках. В дальнейшем эти приемы используются в комплексных практических работах.

На занятиях даются теоретические сведения об инструментах, оборудовании и технологических процессах. Данной программой предусматривается выполнение практических заданий воспитанниками на каждом занятии. Это, прежде всего, обучение стандартным навыкам и приемам, обеспечивающим безопасный и производительный труд. Перечень приемов, рекомендованных программой, педагог может дополнять и изменять исходя их технологии характерной для изготовления конкретного изделия.

В программу включены экскурсии для обогащения своего практического опыта.

Каждый обучающийся выбирает самостоятельно тему для своего проекта, изготавливает изделие и защищает его на научно-практической конференции.

Условия успешной реализации программы.

  1. Исходя из комплектования групп, уровня знаний, умений и способностей обучающихся, а также учебной нагрузки, педагог может вносить изменения в учебно - тематический план работы.
  2. Необходимое количество и качество расходного материала: фанера 5мм и  10 мм, лобзики, пилочки к лобзикам, копировальная бумага, кнопки, шлифовальная бумага, клей ПВА, лак мебельный;

Методика оценки полученных знаний и результатов

За период обучения в объединении учащиеся получат определенный объем знаний и умений, которых проверяется каждое полугодие. Для этой цели проводится промежуточный контроль – участие в выставках школьников художественно-эстетического цикла. Руководитель подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ достижений детей.

 Ожидаемые результаты

В конце учебного года  дети должны уметь: выполнять отделку изделий элементами накладной резьбы; изготавливать изделия с несколькими деталями, содержащими сложные элементы (шкатулки, светильники, ваза для конфет и др.); выполнять сканирование изображений и компьютерную обработку рисунков деталей; самостоятельно разрабатывать и изготавливать изделия из трех и более деталей. Творческие задания.

При условии выполнения программы, обучающиеся должны знать:

- устройство и применение лобзика и резака

- строение и свойства древесины

- материалы, используемые для резьбы

- основные виды столярных соединений

- основные виды резных орнаментов

- способы переноса изображения на заготовку

- способы заделки дефектов древесины

- способы отделки готовых изделий

 Должны уметь:

- организовать рабочее место

- безопасно пользоваться инструментами

- переносить изображение на заготовку

- использовать стандартные приёмы резьбы

- исправлять дефекты материала и изделия

- правильно соединять детали готовых изделий

- использовать морилки, лаки, красители

- анализировать качество работы и изделий

Этапы педагогического контроля

1         Выпиливание сборных моделей

2        Выпиливание движущихся игрушек

3         Выпиливание сборных изделий со сложными элементами

4         Использование компьютерной техники при моделировании. Создание орнаментов на компьютере.

5        Выполнение разработки конструкции изделия и его изготовление

Учебно – тематический план

 

№ п/п

Тема

Кол-во  часов

Всего

Теория

Практик

1.

Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях.        

1

1

2

Рабочее место и его оборудование.        

1

1

3

Виды резьбы. Их особенности. Ажурная резьба. Выпиливание из фанеры.

20

2

18

4

Выпиливание сборных изделий с соединением деталей под углом 45є и 60є.        

7

1

6

5

 Использование компьютерной техники при моделировании. Создание орнаментов на компьютере.        

10

1

9

6

Экскурсия  в музей «Дерево в быту»

1

1

7

Творческий проект.

30

30

8

Заключительное занятие        

2

2

Итого

72

5

67

 

Содержание занятия

1. Вводное занятие

 Ознакомление с целями и задачами кружка на учебный год. Обсуждение плана работ. Ознакомление с правилами техники безопасности и поведения на занятиях.

2. Рабочее место и его оборудование.

Подготовка рабочего места, оборудования и инструмента

 Практическая работа. Ознакомление с рабочим местом. Изучение правил техники безопасности. Изготовление инструмента и приспособлений.

3. Виды резьбы. Их особенности. Ажурная резьба. Выпиливание из фанеры.

Накладная резьба. Рассказ об изделиях содержащих элементы накладной резьбы и демонстрация лучших образцов. Показ рисунков изделий. Знакомство с технологией изготовления изделий.

Практическая работа.  Изготовление изделий содержащих элементы накладной резьбы по выбору учащихся.

4. Выпиливание сборных изделий с соединением деталей под углом 45є и 60є.

Демонстрация сложных конструкций и их рисунков.

 Ознакомление с технологией изготовления сложных изделий, содержащих детали соединенные под углами в 45є и 60є.

Практическая работа.  Изготовление изделий с соединением деталей под углом в 45є и 60є.

5. Использование компьютерной техники при моделировании. Создание орнаментов на компьютере.

 Возможности компьютерной техники при моделировании.

 Сканирование изображения.

 Изменение его размеров и положения;

 создание симметричных орнаментов; печать изображения.

Практическая работа.  Создание эскизов узоров с помощью вычислительной техники. Масштабирование рисунка. Печать полученного изображения.

6. Экскурсия в музей « Дерево в быту». Обучающиеся знакомятся  как используется дерево в быту. Делают эскизы, фотографии.

7. Творческий проект. Выполнение самостоятельной работы по разработке конструкции изделия и его изготовлению.

Создание орнамента, его распределение на изделии.

Практическая работа. Создание эскизов узоров для разрабатываемых изделий. Перевод узоров на поверхность. Выпиливание. Подгонка и сборка изделия. Отделка изделия.

8. Заключительное занятие

Подведение итогов работы кружка за год.

 

Список литературы для учителя:

1.       Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков

  / В. А. Барадулин. Б. И. Коромыслов и др.; под ред. В. А. Барадулий М.: Просвещение, 1979.

2.       Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву.— М.: Лесная промышленность, 1981.

3.       Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие учителей / Сост. А. М. Гукасова.—

  М.: Просвещение, 1981.

4.       Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий: Учебник для профтехучилищ.—М.: Высшая школа,     1978.

5.       Хворостов А. С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. — М., 1977

6.       Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе

 

Список рекомендуемой литературы для учащихся:

1.    Прекрасное — своими руками / Сост. С. С. Газарян.—- М.: Детская литература 1980.

2.     Преторов П. Е. КБ спортивных самоделок.— М.: Физкультура и спорт, 1978.

3.     Реинке К., Лютьен Л.. Мус И. Постройка яхт.— Л.: Судостроение, 1982.

4.     Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея

 /Под ред. И. Я. Богуславской. — Л., 1981.

5.     Жегалова С. К. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. —М., 1983.

6.    Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. — 4-е изд. — М., 1983.

7.     Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. — М„ 1981.'

8.    Попова О. С., Каплан Н, И. Русские художественные промыслы. — М., 1984.

9.    Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву.—М.,1983

10.  Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. — М., 1987.

11.  Семенцов Ю.А. Резьба по дереву. Минск. Современное слово, 2002

12.  Рыженков В.И. Выпиливание лобзиком. М.,ТРАСТ П



Предварительный просмотр:

Творческий проект «Сундук».

Выбор материалов для изготовления сундука.

        У каждого пожилого человека есть прошлое о сундуках, где они хранили свои ценные вещи. Часто пожилые бабушки и  дедушки собирали в сундуке все свои документы и все свои награды, дипломы и др.

        Проектируя изделие, следует учитывать его надежность, долговечность, легкость и простоту сборки, предельную массу и габариты, требования дизайна (органичность и целостность внешних форм, пропорциональность, гармоничность линии объемных и цветовых элементов.)

        Исследовав, некоторые варианты мы пришли к следующей конструкции. В этом сундуке поместится много книг и ценных вещей. Сундук собран из трех основных узлов.

Основным материалом является древесина. Для изготовления сундука мы применяем березу т.к. она не пропускает воду. Использовали доски одинакового размера и толщины, для изготовления стенок сундука. Для того чтобы доски лежали плотно друг с другом  мы обтачивали прямо до малейшего диаметра доски. Ручки сундука были тоже сделаны из древесины - из березы. Изделия собраны на клею, шурупах.

Технология изготовления сундука.

        Для изготовления сундука применяем следующие основные операции: разметка, пиление, выпиливание контура электролобзиком, сборка и отделка изделий. Для сборки изделия наиболее приемлемым являются соединения на шипах, на клею, кантах и шурупах.

В конструкции сундука входят основные узлы и сборочные единицы: в сундуке четыре стороны, по четыре стойки, собранные из четырех выпиленных по разметке досок.

Технологическая карта.

Изготовление сундука.

№ п./п.

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1.1

Выбрать заготовки 550×270мм 2 шт.

Линейка, карандаш

1.2

Отстрогать в размер, опилить кромки

Рубанок, верстак, ножовка

1.3

Разметить шипы 20×20мм, вырезать шипы

Линейка, карандаш, ножовка, стамеска, киянка

 

2.1

Отстрогать в размер 400×270мм 2шт

Линейка, карандаш.

2.2

Отстрогать в размер, опилить кромки

Рубанок, верстак, ножовка

2.3

Разметить шипы 20×20мм, вырезать шипы

Линейка, карандаш, ножовка, стамеска, киянка

3.1

Выбрать пазы для дна 20×10м

Электрофрезер

4.1

Выбрать заготовки для дна, отстрогать в размер 20м, опилить по размерам чертежа

Линейка, карандаш, ножовка, рубанок, угольник

5.1

Собрать изделие на клею ПВА

Клей ПВА, кисть

6.1

Выбрать заготовки размером 550×80мм, опилить в размер, отстрогать толщиной 20мм 2 шт

Линейка, карандаш, ножовка, рубанок, верстак

6.2

Разметить и выпилить шипы

Ножовка, стамеска, киянка, линейка, карандаш.

7.1

Выбрать заготовки размером 400×140 отпилить в размер, отстрогать толщиной 20мм 2шт

Линейка, карандаш, ножовка, рубанок, верстак

7.2

Обработать радиус

Электролобзик

7.3

Разметить и выпилить шипы

Ножовка, стамеска, киянка, линейка, карандаш.

8.1.

Выбрать заготовки, отстрогать, отпилить в р-р  по чертежу 10 шт.  

Линейка, карандаш, угольник, ножовка, верстак, рубанок.

9.1.

Соединить детали на клею ПВА.

Клей ПВА, кисть.

10.1.

Изготовить ножки по размеру чертежа 4 шт.

Токарный станок.

11.1.

Изготовить проушины для ручек 4 шт.

Линейка, карандаш, рубанок, верстак, электролобзик.

12.1.

Изготовить ручки по размерам чертежа 2 шт.

Токарный станок.

12.2.

Изготовить заглушки для ручек по размерам чертежа 4 шт.

Токарный станок.

13.1.

Собрать ручки на клею ПВА.

Клей ПВА, кисть.

13.2

Закрепить ручки на корпусе с помощью шкантов и клея ПВА.

Клей ПВА, кисть, шканты диаметром 8 мм.

14.1.

Зачистить изделие.

Рашпиль, наждачная бумага.

15.1.

Покрыть изделие лаком.

Лак, кисть.

Оценка изделия.

  1. Научились выполнять шиповые соединения.
  2. Тема по программе.
  3. Для изготовления использовались следующие операции:

разметка, пиление, шлифование, сверление, отделка, работа на токарном станке.

  1. Необходимое оборудование, приспособления и инструменты имеются в школьной мастерской.
  2. Все технические операции доступны. Материалы доступны .
  3. Цель достигнута.


Предварительный просмотр:

Творческий проект

«Напольная ваза».

Осознание основной проблемной области.

Знания, полученные в процессе изучения технологии обработки древесины, оказались достаточными для того, чтобы изготовить какую-либо вещь для школы. Все основные операции по обработке и художественной отделке древесины нам уже знакомы. С некоторыми из них можно познакомиться в процессе предстоящей работы по изготовлению школьного интерьера.

Обоснование конкретной потребности.

Для выбора изделия как объекта изготовления необходимо рассмотреть интерьер школы.

Напольная ваза в интерьере школы занимает особое место, и от того какую она имеет форму, и какой она имеет размер, где размещается и какие функции выполняет, во многом зависит общий вид внутри определённой части школы.

История  возникновения  ваз.

История возникновения вазы восходит к древнейшим временам. Цветы всегда были украшением интерьера дома, и их надо было куда-то ставить, так и придумали вазу. В наше время вазы пользуются большим спросом.

Выбор формы.

Прежде чем перейти к изготовлению вазы мы перепробовали и просмотрели несколько форм ваз. Нас очень заинтересовала ваза большой формы, и высоты, так как у нас в школе нет такой вазы.

Технология изготовления «Напольной вазы».

        Для изготовления применялись следующие основные операции: разметка, пиление, шлифование, обрезка, склеивание, сверление, точение, сборка, лакирование, отделка.

        Это различные способы отделки изделия, которые применялись при изготовлении нашего изделия.

Технологическая карта.

Изготовление вазы.

Последовательность

операций

Графическое

изображение

Инструменты и

приспособления

1

Выбрать заготовку с учётом припуска

Линейка, угольник, карандаш.

Прострогать пласти

Верстак, рубанок.

2

Обработать углы до восьмигранника

Ножовка.

3

Обточить диаметр 220 (далее по таблице размеров).

Токарный станок.

4

Соединить заготовки на клею ПВА.

Клей, кисть.

5

Зачистить изделие

Наждачная бумага.

6

Покрыть изделие лаком

Лак, кисть.

Таблица размеров заготовок.

Диаметр заготовки (мм).

Примечания

1

220

С радиусом

2

170

С радиусом

3

170

С радиусом

4

220

С конусом

5

240

С радиусом

6

240

С радиусом

7

220

С конусом

8

190

С конусом

9

170

С конусом

10

165

С конусом

11

155

 С конусом

12

140

С конусом

13

130

С отверстием диаметр 45

14

120

С отверстием

15

115

С отверстием

16

110

 С отверстием

17

105

С отверстием

18

100

С отверстием

19

95

С отверстием

20

95

С отверстием

21

95

С отверстием

22

115

С радиусом и отверстием

Оценка изделия.

+Ваза изготовлена собственными силами, удобна в использовании, намного дешевле, чем в магазине.

+Улучшает и украшает интерьер комнаты, класса, кабинета, коридора.

-Не все технологические операции доступны.

-Предназначена не для всех видов цветов.

При изготовлении напольной вазы надо принимать во внимание следующие факторы:



Предварительный просмотр:

Шкатулка.                                                             Шкатулка.

( Геометрическая и рельефная резьба)                     ( Геометрическая и контурная резьба)

Шкатулка из бересты.                                          Шкатулка.

                                                                                  ( Геометрическая резьба)

Пасхальный набор.                                            Вазочка

Работы учащихся.

Шахматная доска и шахматы.

Кухонный набор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веб-квест "Сын дерева". (Анализ рассказа Д. Бакина "Сын дерева")

Цель: исследовать особенности поэтики рассказа Дмитрия Бакина «Сын дерева».Задачи:активизировать познавательную деятельность учащихся;учить анализировать художественное произведение;развивать умение о...

Урок с элементами театрализованных игр по предмету окружающий мир на тему «Деревья. Лиственные, хвойные породы деревьев»

Урок закреплание изученного материала по теме "Деревья". Материал урока содержит элементы театрализованных игр, доступных  учащимся. Подобные игры интересны детям и положительно влияют на развити...

Конспект урока "Выжигание по дереву в художественном оформлении изделий из дерева"

Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.Количество часов: 1 урок(45 мин.)Цель ур...

Эколого – познавательный маршрут «А за деревом – дерево…»

Маршрут рассчитан на детей младшего школьного возраста, а так же   семейные коллективы, в составе которых есть дети 5 -10 лет.Протяженность маршрута – 1-1,5 км; время прохождения...

Конспект урока по изобразительному искусству «Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»

Конспект урока по изобразительному искусству «Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»по учебнику "Изобразительное искусство"для 5 класс...

Занятие кружка "Волшебное дерево" по теме : «Резьба по дереву: изготовление геометрической резьбы и кухонной утвари»

Познакомить воспитанников с основными видами резьбы по дереву. Совершенствовать приемы резьбы по дереву. Воспитывать художественно-эстетический вкус, прививать любовь к народному творчеству....