Метод проектов на уроках технологии
учебно-методический материал по технологии по теме

С самого начала своей работы (2009 год), на уроках технологии начала применять метод проектов. В течение всего периода изучения предмета школьники систематически включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Они участвуют в разработке и реализации того или иного проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_na_uroke_tekhnologii.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов на уроках технологии

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется

мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме.                              

В.А. Сухомлинский

С самого начала своей работы (2009 год), на уроках технологии начала применять метод проектов. В течение всего периода изучения предмета школьники систематически включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Они участвуют в разработке и реализации того или иного проекта.

Проект – это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект – это “бросок мыслью в будущее”. Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности – “конечный продукт в уме”, то, что будет достигаться, создаваться. По латыни projectus – брошенный вперед, замысел, план.

Любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.

В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий.

В тематике проектных заданий учитываю вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта. Окончательный выбор темы остается за учителем. Это обеспечивает не декларативный, а индивидуальный подход к каждому ученику.

Убеждена, что проектная деятельность - дело хорошее, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника. При высказывании критических замечаний стараюсь быть очень корректной.

При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученицы должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков.

Педагог является посредником между ценностями культуры, общества и школьником, а социальный проект – отражением их творческого взаимодействия как по содержанию, так и по форме. Поэтому если творческий  проект создают и реализуют педагог и школьники, то психолого-педагогические условия этого обеспечивает педагог. Без помощи педагога школьник осуществляет неоптимальный путь проб и ошибок, который случайно может привести к успеху. А с помощью педагога он «проигрывает» возможные ситуации и находит, порождает оптимальные средства самоопределения в ценностях из собственного арсенала. Вследствие этого у каждого школьника в ходе проектирования складывается индивидуальная траектория освоения и обогащения опыта позитивного ценностного самоопределения. Проектирование  может стать формой гармонизации отношений школьников с собою, обществом, культурой и природой, что выражается в становлении и реализации гуманного образа жизни и нравственных, моральных качеств личности.

Считаю, что разработка проектов – это путь к саморазвитию творческой личности через осознание собственных потребностей и реализацию в практической деятельности. А именно на этом акцентирует внимание компитентностный подход в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на уроках технологии

Данный материал рекомендую использовать для активизации познавательной деятельности обучающихся при изучении раздела "Проектная деятельность"...

Использование метода проектов на уроке "Технология"

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Этот метод возник во второй половине 19 века. В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема воз...

Применение метода проектов на уроке технологии.

ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ! "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт Проект - это метод обучения : Может применяться на уроке и во внеурочное в...

Метод проектов на уроке технологии

в статье раскрыты особенности метода проектов и области приминения данного метода...

Использование методов проектов на уроках технологии и во внеурочной работе как средство совершенствования исследовательско-творческой деятельности учащихся

Данный материал будет полезен как учителям технологии, так и руководителям кружков художественно-эстетического направления....

Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...