Элективный курс для 9 -х классов "Этикет современного человека"
рабочая программа по технологии (9 класс) по теме
Элективный курс « Этикет современного человека» направлен на решение проблемы профильного обучения школьников на старшей ступени общего образования.
Программа элективного курса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и может быть использована для учащихся 9-11 классов в рамках предпрофильного и профильного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elek_kurs_etiket.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края
Утверждено
приказом директора МКОУ СОШ №1
О.М. Калько
№ от « » 2013г.
Рабочая программа элективного курса
«Этикет современного человека»
для учащихся 9 -х классов
(18 часов)
учителя технологии
Прокопенко Людмилы Геннадьевны
2013 год.
Рецензия
на программу элективного курса « Этикет современного человека», составленную учителем технологии МБОУ «СОШ № 19» г. Владимира Тимофеевой Галиной Павловной
Элективный курс « Этикет современного человека» направлен на решение проблемы профильного обучения школьников на старшей ступени общего образования.
Программа элективного курса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и может быть использована для учащихся 9-11 классов в рамках предпрофильного и профильного обучения.
Данная программа позволяет совершенствовать коммуникативную компетентность учащихся, расширять круг обще учебных умений и навыков, способов деятельности.
Программа знакомит учащихся с правилами соблюдения школьного этикета , культурой речи, поведения в школе, дома и в общественных местах, навыками приема гостей.
Программа элективного курса содержит теоретические сведения и практические задания для учащихся.
Учащиеся в процессе изучения данного курса должны уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятиями порядочности, чести и достоинства, стремиться к совершенствованию физической красоты и нравственности.
Элективный курс включает: пояснительную записку, основное содержание курса, ожидаемые результаты и формы представления отчетности учащимися, список литературы.
В связи свышеизложенным, программу элективного курса « Этикет современного человека» можно признать авторской и адресовать учителям технологии общеобразовательных учреждений.
Методист ГИМЦ Е.Н. Гленкова
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы"Этикет современного человека" 2010 г., составленную учителем технологии МБОУ «СОШ № 19» г. Владимира Тимофеевой Галиной Павловной. Обучать по данной программе рекомендуется школьников среднего и старшего звена, в виде элективного курса рассчитанного на 18 часов, один час в неделю. Программой предусматривается проводить как теоретические, так и практические занятия.
Нормативно-правовой и документальной основой разработки рабочей программы "Этикет" являются:
- Закон РФ "Об образовании";
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего и общего образования;
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
В основу рабочей программы положены следующие принципы:
- интеграция, целостность и взаимосвязь всех компонентов образовательного пространства ребенка учебной, внеурочной и внешкольной деятельности;
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе урочной и внеурочной деятельности;
- активность и осознанность действий всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей;
- преемственность содержания и форм воспитательной деятельности.
Современное состояние общества подсказывает необходимость обучения подрастающего поколения этикету , так как все больше становится заметным проявление невоспитанности, неумение вести себя в общественных местах, нарочитая грубость и небрежность в отношениях многих молодых людей друг к другу и окружающим.
Цель программы - становление нравственных принципов, создание условий для формирования внутренних потребностей личности в непрерывном развитии и совершенствовании культурного уровня.
Задачи:
1. Пробудить в учащихся желание стать культурными, воспитанными людьми.
2. Научить их основным правилам поведения в типичных ситуациях.
3. Формировать творческую личность, развивать эстетическое чувство.
Обучение школьников этикету опирается на уже имеющиеся у них знания и жизненный опыт, которые активно помогают формированию навыков культурного поведения в обществе и семье.
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений учащихся по данному виду обучения;
- применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Методы обучения.
- Лекции
- Беседы
- Практические занятия
- Демонстрации
Формы и виды контроля:
В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля:
№ | Виды контроля | Цель организации контроля | Формы организации контроля |
1. | Предварительное выявление уровня знаний и умений. | Выявление знаний, умений и навыков учащихся по курсу, который они будут изучать | Индивидуальный устный контроль |
2. | Текущий контроль | Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. | Устный фронтальный контроль |
3. | Тематический контроль | Осуществляется периодически по мере прохождения нового раздела и имеет целью систематизации знаний учащихся | Комбинированный контроль |
4. | Итоговый контроль | Проводится по окончании каждого года обучения с целью выявления уровня знаний учащихся | Индивидуальный контроль |
Прогнозируемые результаты.
К концу изучения данного курса школьники должны:
- иметь четкие представления о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;
- соблюдать школьный этикет ;
- обладать культурой речи;
- соблюдать правила поведения в школе, дома и в общественных местах;
- знать и иметь навыки приема гостей;
- знать, что в общении быть вежливыми, тактичными, уважать в любом человеке человека;
- уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятиями порядочности, чести и достоинства;
- стремиться к совершенствованию красоты и нравственности.
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия |
1. | Общие понятия об этикете . | |
2. | История этикета. | |
3. | Этикет взаимоотношений. Что значит быть воспитанным. | |
4. | Этикет общения. Общение со старшими. | |
5. | Этикет и репутация. | |
6. | Этикет поведения в общественных местах. | |
7. | Дресс код для посещения кино, театр, музея. | |
8. | Этикет поведения в увеселительных заведениях. | |
9. | Этикет визитов. Как принять гостей. | |
10. | Подарки: дарим, принимаем. | |
11 | Этикет движения. Поведение в транспорте | |
12. | Нужен ли этикет в семье? Этикет семьи. | |
13. | Правила общежития. Как общаться с соседями. | |
14. | Деловой этикет . | |
15. | Дресс код в одежде | |
16. | Этикет и красота. | |
17. | Этикет мужчины и женщины. | |
18. | Проверим себя. |
Содержание программы
Теоретические сведения: российский « Домострой»; нравственные принципы; разновидности этикета
Практическое задание: составьте свой «кодекс чести» ,который вы соблюдаете.
История этикета
Теоретические сведения: история этикета в разные времена и эпохи.
- Этикет взаимоотношений
Теоретические сведения: понятие –культура; опрятная внешность; сдержанность, тактичность, вежливость; дипломатичность , деликатность; правила школьного этикета
Практическое задание: сделайте анализ своего поведения в школе..
- Этикет общения
Теоретические сведения: правила приветствия; формы обращения к собеседнику; правила знакомства; общение со старшими.
Практическое задание: разыграйте любую сцену знакомства :в новом коллективе, представьте друга родителям и т.п..
- Этикет и репутация
Теоретические сведения: честь; честолюбие; слагаемые репутации; понятие девичьей чести.
Практическое задание: проанализируйте выражение :»Разрушенная репутация подобна разбитой вазе- ее можно склеить, но всегда заметны поврежденные места» ( Г. Уилер Шоу).
- Этикет поведения в общественных местах
Теоретические сведения: правила ежедневного поведения в общественных местах; как одеться для посещения кино, театров, музеев; ситуации, когда в театре принято аплодировать,
Практическое занятие: посещение кино ,театра, музея (выбрать).Анализ поведения.
- Этикет поведения в увеселительных заведениях
Теоретические сведения: ресторан начинается с гардероба; кто угощает? кто платит? кто провожает? Правила поведения за столом. Практическое занятие: экскурсия в ресторан. Подготовьте рассказ об обычаях и этикете застолья в любой стране по вашему выбору.
Теоретические сведения: подготовка к приему гостей; встреча гостей; сервировка стола; порядок подачи блюд; подарок- символ внимания и уважения; как правильно преподнести подарок и как принять; подарки –символы.
Практическое занятие: изготовление упаковочной коробки для подарка.
- Этикет движения
Теоретические сведения: вход и выход в транспорте; общение; правила поведения в поезде, самолете, в междугородном автобусе; путешествие за границу; экипировка; правила поведения за границей.
Практическое задание: расскажите о ваших путешествиях на дальние расстояния.
Теоретические сведения: что такое семья? условия семейного счастья; галантное отношение в семье; дети и родители; семейные конфликты.
Практическое задание: проанализируйте каковы ваши взаимоотношения с родителями.
- Правила общежития
Теоретические сведения: дружить или не дружить с соседом? Правила поведения с соседями; правила общежития в многоквартирном доме; сдаем ,снимаем квартиру( комнату); договор о сдаче- найме; правила поведения квартиросъемщика.
Практическое задание: Вам предстоит стать студентами и, возможно, снимать комнату . К выполнению каких правил вы готовы, какие вам будет выполнить трудно?
Теоретически сведения: форма общения начальника и подчиненного; деловые встречи; этикетные знаки и слова; правила делового разговора. Дресс код в одежде.
Практическое задание: Инсценируйте деловую встречу и деловой разговор на какую – либо тему.
Теоретические сведения: из чего складывается внешность? Роль костюма в создании внешнего облика; примерный гардероб мужчины и женщины; советы ,как скрыть недостатки внешности и подчеркнуть достоинства.
Практическое задание: сделай анализ своей внешности.
- Проверим себя
Практическое задание: Кто же он, «воспитанный человек»? Компетентно ориентированные задания.
Используемая литература
- Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. « Этикет ». Составитель Л . Пегеева. Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2003.
- Прикладная этика. Элективный курс.10-11 классы/ авт.-сост. Г.Ю.Лазновская.- Волгоград: Учитель,2006.
- Etiquettrules.ru
- «Искусство убеждать». Учебно-практическое пособие. Москва,2000.
- «Этикет на каждый день». М.: Олма-Пресс,2005.
- Зарецкая И.И., Чернер С.Л. Деловой этикет. — М., 1998.
- Наин А.Я. Культура делового общения. — Челябинск, 1997.
- Пиз А. Язык жестов: Увлекательное пособие для деловых людей / Пер. с англ. Воронеж: НПО МОДЭК, 1992.
- 5.Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М.: ИНФРА-М, 1995.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
Чижова В.Е.
« » 2013г.