Главные вкладки

    Формирование профессиональных умений и навыков у воспитанников на уроках штукатурно-малярного дела.
    статья по технологии по теме

    Селиванова Ирина Петровна

    Трудовое обучение - важная составляющая часть всего учебно - воспитательного    процесса,    поэтому    обучение    воспитанников разнообразным    видам   труда   рассматривается   в неразрывной связи с  общеобразовательной  подготовкой,  стратегией жизнедеятельности   выпускников,   их  дальнейшей  самостоятельной жизнью,  с  учетом  ресурсных  возможностей   региона,   ближайшего  социального    окружения    воспитанников.   

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование профессиональных умений и навыков у   воспитанников  на уроках штукатурно-малярного дела.

    Труд всегда был  основанием  для человеческой жизни.

        Трудовое обучение - важная составляющая часть всего учебно - воспитательного    процесса,    поэтому    обучение    воспитанников разнообразным    видам   труда   рассматривается   в неразрывной связи с  общеобразовательной  подготовкой,  стратегией жизнедеятельности   выпускников,   их  дальнейшей  самостоятельной жизнью,  с  учетом  ресурсных  возможностей   региона,   ближайшего  социального    окружения    воспитанников.   

    Цель трудового обучения:

    • Формировать у обучающихся профессиональные знания, умения и навыки, необходимые для успешной социализации.

    Цель достигается выполнением ряда задач:

    • Оперирование  профессиональной терминологией.
    • Овладение интеллектуальными компонентами приёма.
    • Ознакомление с приёмами труда (рабочая поза, пользование инструментами, координированность).
    •  Практическое использование приёмов труда.
    • Воспитание у обучающихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности.

          Ребенок коррекционной школы ограничен в своих возможностях формирования таких черт личности, как широта интересов и духовных потребностей, мировоззрение, но может не уступать умственно  полноценным в отношении добросовестности, прилежания в труде и в наличии других положительных качеств личности. У большинства обучающихся коррекционной школы отсутствуют такие нарушения физического развития, которые бы существенно мешали их трудовому обучению и воспитанию.

    Процесс производительного труда складывается из отдельных технологических операций. Например, в штукатурно - малярном деле - это смачивание поверхности водой, приготовление раствора, оштукатуривание поверхности. В зависимости от условий производства одна и та же операция может выполняться с помощью разных приемов.

    Трудовой прием - это действие или комплекс действий, имеющих элементарную технологическую цель. Каждый прием характеризуется определенным (по содержанию и последовательности) перечнем действий. Овладение конкретным приемом означает формирование соответствующего образа исполнения. Его структурные компоненты - результат приема, орудие труда и двигательная   программа.

    Например, результатом приема оштукатуривания стены будет ровная, гладкая поверхность. Орудие этого приема - штукатурные инструменты. Двигательная программа включает равномерное набрасывание раствора на поверхность, соответствие движений рук, позу работающего и движения, осуществляющие рабочий ход орудия труда.

    Таким образом, овладение приемом труда не сводится только к усвоению двигательного компонента. Обучающемуся необходимо также знать свойства орудия труда, но самое главное нужно четко представлять свойства того практического результата, который должен получиться при выполнении данного комплекса трудовых действий.  

    Усвоение результата приема и орудия труда в основном зависит от уровня интеллектуального развития школьника, а формирование двигательной программы в значительной мере определяется развитием его моторики.

    Опыт говорит, что особую сложность для ребят представляет усвоение технической терминологии. При изучении устройства и принципа работы различных механизмов, приспособлений и инструментов дети с низкими возможностями усваивают общее название изучаемого объекта, но с большим трудом ориентируются в его частях и функциях. Однако большинство обучающихся запоминают название и отдельные части инструментов, а в процессе упражнений приобретают прочные трудовые умения и навыки.

    В первые годы обучения в школьной мастерской их меньше затрудняет усвоение орудия труда, так как сложные орудия в этот период не применяются. Значительно хуже усваивается образ результата приема.

    Обучающиеся, прежде чем приступить к работе, должны знать назначение и название инструментов, приемы безопасной работы, название материала, из которого делают изделие, его свойства, план работы, последовательность действий и приемы их контроля.

    При контроле обучающиеся не видят допущенные в своем задании отклонения от образца, так как не имеют четкого представления о том, что должно получиться в результате выполнения тех или иных операций. Эту их особенность самоконтроля нельзя объяснить нежеланием видеть свои ошибки, так как существенного улучшения контрольных действий можно достичь, прежде всего, за счет совершенствования их ориентировки в трудовом задании.

     Формирование двигательных трудовых действий опирается на характерные для коррекционной школы общие правила и методы  обучения приемам труда.

    1.Необходимы доступность и четкость объяснений назначения приема и условий, в которых его целесообразно применять.

    2.Особое внимание обращается на усвоение представлений и знаний о результате трудового приема.

    3. Педагогически правильный показ выполнения приема:

    • прием демонстрируется в медленном темпе с объяснением учителя;
    • демонстрируется в рабочем темпе;
    • в медленном темпе с привлечением обучающихся к обсуждению наблюдаемых действий (выявление причинно - следственных связей).

    4.Использование наглядного материала, отражающего основные моменты двигательной программы приема и их последовательность (плакаты, иллюстрации, демонстрирующие положение работающего и орудий труда).

    5. Проведение установочных (при усвоении нового приема) и тренировочных (для совершенствования известных приемов) упражнений.

    Развитие  трудовых  умений происходит путём планомерного сокращения помощи  обучающимся и увеличения объема самостоятельных работ. Для развития навыков планирования, самоконтроля применяются технологические карты, схемы, алгоритмы действий, криптограммы, индивидуальный раздаточный материал.   В процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие    элементарных трудовых, предметно-практических умений и навыков происходит социальная адаптация, осознание нравственных норм и правил, которыми руководствуются люди, живя в обществе.

    При  выполнении  практических  работ  обучающиеся самостоятельно ориентируются в задании, владеют навыками работы контрольными и разметочными инструментами, подбирают необходимый материал и инструмент, правильно ими пользуются, соблюдая технику безопасности, приобретают специальные умения и навыки, знакомятся с профессиями. По мере формирования трудовых умений и навыков  происходит переход от показа к подробным словесным объяснениям, что способствует закреплению навыков, выработке автоматизма движений. По мере выполнения работы совместно с детьми оцениваются ее результаты, исправляются ошибки. При выполнении трудовых заданий от учащихся требуются: слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. При этом они углубляют свои интересы и способности.

    Трудовая подготовка завершается итоговой аттестацией  по профилю.  

               Выпускники штукатурно - малярного дела умеют выполнять технологические операции по подготовке разных поверхностей под штукатурку и окраску, производить ремонт оштукатуренных и окрашенных поверхностей; наносить водный состав на поверхность вручную; осуществлять самоконтроль в процессе труда; проверять качество выполненной работы; соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности.  

      Важно в процессе трудового обучения добиваться у учащихся вспомогательной школы того, чтобы они смогли применить полученные знания и умения в жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.

    Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...

    Развитие профессионального интереса у воспитанников на уроках штукатурно-малярного дела.

    Активация познавательной деятельности воспитанников на уроках штукатурно-малярного дела....

    Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках биологии

    Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов и методов технологии критического мышл...

    Творческий отчет "Формирование технологической и проектной культуры на уроках штукатурно-малярного дела в школе VIII вида"

    Технологическое образование учащихся, как важная роль к подготовке их к работе на производстве. Развитие общетрудовых навыков, знаний в области техники и ее обслуживании, умении разбираться в схемах и...

    Наставническая деятельность по формированию профессиональных умений и навыков для успешного применения на практике.

    материал содержит план работы учитля наставника с молодым (начинающим) специалистом...