Рабочая программа по технологии 5 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс) на тему

Савкина Юлия Камильевна

Рабочая программа по технологии для неделимых классов по Симоненко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_5_klass.docx72.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, на основе Закона «Об образовании РФ», примерной государственной программы по технологии для общеобразовательных школ, авторы: Хохлова М. В. , Самородский П. С.,  Синица Н. В., Симоненко В. Д 1-9 классы, М. «Вентана-граф», 2011г., Положение «О рабочих программах» МКОУ Березовской СОШ.

Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.

В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие  и адаптацию к социально-экономическим условиям.

Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой предполагается при изучении курса «Технология», - это приобретение жизненно важных умений.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.

Данная программа учитывая оснащение кабинета технологии, уделяет особое внимание ручному труду учащихся, так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и профессионалу и просто в быту, в семейном «разделении труда». В век автоматизации и механизации создается опасность зарождения «безрукого» поколения.

Задачи учебного курса

Образовательные:

  • приобретение графических умений и навыков, графической культуры;
  • знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями
  • преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства, а также освоение этих технологий;
  • знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, а также выполнение проектов.

Воспитательные:

  • формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание трудолюбия;
  • формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим людям;
  • формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний и социальных последствий;
  • формирование творческого отношения в преобразовании окружающей действительности.

Программа разработана для совместного обучения мальчиков и девочек 5 класса для средней общеобразовательной школы. За основу взят вариант  III изучения предмета «Технология. Основные разделы базовой (государственной) программы 5 класса сохранены (изучаются не в полном объеме) и включены в разделы рабочей программы. Направление «Технология. Технический труд» интегрировано и для мальчиков и для девочек и изучается не в полном объеме. Самостоятельные и практические задания творческого характера и темы проектов школьники выбирают по своим интересам и склонностям.

Поскольку ведущей деятельностью пятиклассников остается игра, в процесс обучения включены элементы игровых технологий. Теоретический материал преподносится в форме бесед, поисковых  и самостоятельных работ. На выполнение творческих проектов выделяется около 25% общего времени интегративно в  течение учебного года.

Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, также защиты проекта. Для оценки  теоретических понятий используются проверочные тесты, для оценки умений – практические задания и мини-проекты.

В результате освоения обучающимися различных видов деятельности (индивидуальной, коллективной, самостоятельной, поисковой, практической, проектной) предполагается сформировать и значительно развить жизненно важные компетентности: социально-трудовая, социально-бытовая, самообслуживания, коммуникативная. Кроме того, знакомство с трудовыми профессиями позволит сформировать и компетентность в сфере профессионального самоопределения.

Содержание курса технология для 5 класса

Раздел 1. Введение (1  час)

Тема 1. Введение в предмет «Технология». Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете (1  час)

Сущность предмета «Технология».  Цели и задачи предмета. Разделы предмета и объекты труда. Необходимые инструменты, материалы, приспособления. Творческий проект, требования к его оформлению. Научная организация труда.

Основное понятие темы: технология, творческий проект, научная организация труда.

Раздел  2.Основы аграрной технологии (4 часа)

Тема 2-3. Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни (2  часа)

Многообразие сельскохозяйственных растений.

Тема 4-5. Лук репчатый, морковь и свекла столовая. Обработка почвы под овощные растения (2  часа)

Лук репчатый, морковь и свекла столовая. Состав и свойства почвы. Типы почв. Обработка почвы под овощные растения

Практические  работы.

Сельскохозяйственные растения в осенний период . Определение механического состава почвы на пришкольном участке . Подготовка участка к осенней основной обработке почвы под огурцы и томаты

Варианты объектов труда

С\х растения, Урожай моркови. Пришкольный участок.

Раздел 3.Кулинария (6 часов)

Тема 6. Санитария и гигиена кухни (1  час)

Понятие о санитарии и гигиене кухни. Посуда  и инвентарь для кухни. Требования к посуде и инвентарю для кухни. Расположение мебели в кухне.

Основные понятия темы: санитария и гигиена кухни.

Тема 7. Физиология питания. (1  час) 

История кулинарии. Физиология питания. Последовательность приготовления пищи. Методы сохранения витаминов в пище при хранении и кулинарной обработке продуктов. Суточная потребность в витаминах.

Основные понятия темы: физиология питания, методы сохранения витаминов.

Тема 8. Бутерброды и горячие напитки. (1  час)

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов. Способы нарезки продуктов.  Способы оформления открытых бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав. Сорта кофе. Устройства для размола зерен.

Основные понятия темы: бутерброды (открытые, закрытые, горячие, холодные, простые, сложные, закусочные); кофемолка, кофеварка, турка.

Тема 9. Блюда из яиц. (1  час)

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Определение свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Способы определения готовности. Оформление готовых блюд. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц.

Основные понятия темы:  овоскоп, диетические яйца, столовые яйца, «в мешочек», вкрутую.

Тема 10. Блюда из молока (1  час)

Основные сведения о молоке. Блюда приготовляемые из молока. Подача к столу блюд из молока. Расчет количества продуктов. Посуда необходимая для приготовления блюд из молока.

Основные понятия темы: молоко, молочные продукты. Свежесть молока.

Тема 11. Сервировка стола. Культура поведения за столом (1  час)

Составление меню на завтрак. Расчет количества продуктов. Приготовление завтрака, оформление готовых блюд и подача их к столу. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Основные понятия темы: сервировка стола, салфетки.

Раздел 4. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (28 часов)

Тема 12. Классификация текстильных волокон и их свойства (1 час)

Состав швейных материалов. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Строение, химический состав и физико-химические свойства хлопкового и льняного волокна.

Основные понятия темы: лен, хлопок, свойства натуральных волокон.

 

Тема 13. Производство ткани. (1 час)

Общее понятие о пряже и процессе прядения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства. Основная и уточная нити в ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани.

Основные понятия темы: прядение, ткачество, долевая нить, уток, лицевая и изнаночная сторона.

Тема 14. ОРМ и ПТБ при выполнении ручных работ. Инструменты и приспособления. (1 час)

Правила безопасного труда. Рабочее место. Инструменты для выполнения ручных работ. Приспособления для выполнения ручных работ.

Основные понятия темы: Ручные работы, рабочее место, правильная посадка, инструменты и приспособления.

Тема 15. Ручные работы. Терминология, применяемая при выполнении ручных работ. (1 час)

Правила безопасной работы при ВТО. Требования к выполнению ВТО. Терминология. Инструменты и приспособления для ВТО.

Основные понятия темы: утюжильная доска, температура нагрева подошвы, декатировка.

Тема 16. Технология выполнения ручных стежков и строчек (1 час)

         Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Размер стежков.

Основные понятия темы: стежок, строчка, длина стежка.

Тема 17. Терминология ВТО. Правила ТБ при ВТО. (1 час)

Правила безопасной работы при ВТО. Требования к выполнению ВТО. Терминология. Инструменты и приспособления для ВТО.

Основные понятия темы: утюжильная доска, температура нагрева подошвы, декатировка.

Тема 18. История создания швейных машин (1 час)

История создания швейной машины. Первый проект швейной машины. Патент на изготовление швейной машины. Завод Зингер в России.

Основные понятия темы: первый проект швейной машины, Зингер.

Тема 19. Виды швейных машин. Устройство и принцип действия.(1 час)

Виды машин применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина.  Технические характеристики. Назначение основных узлов швейной машины. Виды приводов.

Основные понятия темы: бытовая швейная машина, привод, узлы швейной машины.

Тема 20. Подготовка машины к работе. Основные операции при машинных работах. Терминология  (1 час)

Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила подготовки универсальной швейной машины к работе. Включение и выключение швейной машины. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитки. Регулировка длины стежка. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.

Основные понятия темы: машинные работы, шпулька и шпульный колпачок, холостой и рабочий ход машины.

Основные понятия темы: терминология.

Тема 21-22. Виды машинных швов. (2  часа)

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение соединительных (стачного взаутюжку, стачного вразутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом) и краевых (вподгибку с открытым и закрытым срезом) швов. Конструкция швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Зависимость ширины шва от строения и свойств материалов. Способы распускания швов.

Основные понятия темы: шов, ширина шва.

Тема 23. Классификация одежды.

Краткие сведения из истории одежды. Фартуки в национальном костюме. Виды рабочей одежды. Эксплуатационные  и гигиенические требования, предъявляемые к рабочей одежде.

Основные понятия темы: одежда, рабочая одежда.

Тема 24-25. Снятие мерок для построения чертежа выкройки. (2  часа)

Фигура человека и её измерение. Общие сведения о строении фигуры человека. Основные точки и линии измерения. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука.

Основные понятия темы: мерки, сантиметровая лента, правила снятия мерок.

Тема 26. Конструирование фартука (1 час)

Общие правила построения и оформления чертежей изделий. Типы линий. Условные обозначения на чертежах швейных изделий. Чтение чертежей. Расчетные формулы. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4.

Основные понятия темы: конструирование, линейка закройщика, масштаб.

Тема 27. Моделирование фартука (1 час)

Моделирование. Основные виды моделирования. Правила моделирования фартука.

Основные понятия темы: моделирование, силуэт, пропорции, отделка.

Тема 28. Построение чертежа фартука. (1 час)

Основные линии, применяемые при построении чертежа. Конструктивные линии

Основные понятия темы: конструктивные линии.

Тема 29. Технология изготовления фартука на поясе. (1 час)

Особенности изготовления фартука на поясе. Детали фартука.

Тема 30. Раскрой фартука. Правила раскроя и раскладки ткани. (1 час)

Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной стороны). Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка. Раскрой ткани.

Основные понятия темы: дефекты ткани, обмеловка, раскладка, припуски.

Тема 31-33. Изготовление фартука на поясе (3 часа)

Практическая работа под контролем учителя.

Тема 34. Проведение примерки. Правила примерки (1 час)

Примерка. Правила примерки. Параллельность.

Основные понятия темы: примерка, правила примерки.

Тема 35. Обработка кармана. Соединения кармана с фартуком. Окончательная отделка фартука (1 час)

Способы переноса контрольных и контурных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя. Технология обработки накладных карманов. Обработка верхнего, нижнего и боковых срезов кармана.

Основные понятия темы: контурные и контрольные линии, детали кроя, накладной карман.

Тема 36. Способы раскроя и сборки в лоскутном шитье (1 час)

         Расчет количества деталей и их размеров. Вычерчивание контура шаблона. Припуски на обработку. Сборка лоскутов.

Основные понятия темы: контур, припуски, лицевая и изнаночная сторона.

Тема 37- 39. Раскрой квадратов. Изготовление прихватки из квадратов. Обработка готового изделия (3 часа)

Схема соединения деталей. Обработка припусков. Использование прокладочных и подкладочных материалов. Выполнение воздушной петли.

Основные понятия темы: воздушная петля, разутюживание.

 Раздел  5. _        Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (18 часов)

Тема 40. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины. (1 час)

Столярный и универсальный верстаки. Устройство и принцип действия. Инструменты для верстака 

Основные понятия темы: верстак, инструмент ,столяр

Тема 41. Древесина как природный конструкционный материал (1 час)

Древесина. Строение дерева. Породы древесины (хвойные и лиственные). Виды пиломатериала, получаемого из древесины.

Основные понятия темы: породы деревьев, ствол, комель, годичные кольца, пиломатериал

Тема 42. Древесные материалы. Пиломатериалы. (1 час)

измерительные инструменты, область их применения. ТБ при работе с ними.

Основные понятия темы: линейка, штангенциркуль, микрометр.

Тема 43. Понятие об изделии и детали. Графическая документация (1 час)

Графическое изображение. Технический рисунок. Учитывание направления волокон при обработке древесины. Как читать чертеж изделия.

Основные понятия темы: графическое изображение, масштаб, изделие, деталь

Тема 44. Этапы создания изделий из древесины. Технологическая карта. (1 час)

Основные этапы при создании изделий из древесины.

Основные понятия темы: технологическая карта.

Тема 45. Разметка заготовок из древесины (1 час)

Правила разметки заготовок из древесины.

Основные понятия темы: заготовка.

Тема 46. Пиление столярной ножовкой (1 час)

Выпиливание заготовок. Виды пил (ножовки и лучковые). Режущая кромка. Виды пиления (продольное, поперечное, с упором, пиление в стусле).

Основные понятия темы: пиление, пила, зубья, режущая кромка, упор, стусло.

Тема 47. Строгание древесины (1 час)

Строгальный инструмент. Струги (шерхебель, рубанок, фуганок

Основные понятия темы: строгание древесины, струги, режущая кромка.

Тема 48. Сверление отверстий (1 час)

Сверлильный инструмент. Отверстия (сквозные и несквозные).

Основные понятия темы: отверстия, сверло, дрель, коловорот, патрон.

Тема 54. Сверление и строгание древесины (1 час)

Строгальный и сверлильный инструменты. Струги (шерхебель, рубанок, фуганок). Отверстия (сквозные и несквозные).

Основные понятия темы: строгание древесины, струги, режущая кромка, отверстия, сверло, дрель, коловорот, патрон.

Тема 54. Сверление и строгание древесины (1 час)

Строгальный и сверлильный инструменты. Струги (шерхебель, рубанок, фуганок). Отверстия (сквозные и несквозные).

Основные понятия темы: строгание древесины, струги, режущая кромка, отверстия, сверло, дрель, коловорот, патрон.

Тема 55. Отделка изделий из древесины (1 час)

Выпиливание лобзиком. Выжигание. Зачистка. Лакирование.

Основные понятия темы: лобзик, надфиль, выжигание, шлифовальная шкурка, лакирование.

Тема 56. Тонкие металлические листы, жесть и проволока (1 час)

Тонкие металлические листы. Латунь. Жесть. Виды проволоки.

Основные понятия темы: сталь ,алюминий, медь, латунь, проволока, катанка, фильеры.

Тема 57. Правка металлической проволоки (1 час)

Правка и оправка металлической проволоки. Проверка качества правки проволоки.

Основные понятия темы: правка, оправка, качество правки.

Тема 58. Резание проволоки (1 час)

Основные приемы резания тонкой металлической проволоки. Острогубцы и бокорезы.

Основные понятия темы: ножницы, острогубцы, комбинированные плоскогубцы, зубило.

Тема 59. Зачистка изделий из проволоки. Инструменты для зачистки (1 час)

Зачистка поверхности металлических листов и проволоки. Острые кромки.

Основные понятия темы: острые кромки, наждачная шкурка, шлифовальная колодка.

Тема 60. Гибка металлической проволоки (1 час)

Инструменты для гибки проволоки (молоток, киянка, тиски). Шаблоны применяемые при гибки проволоки.

Основные понятия темы: круглогубцы, шаблон, гибочное приспособление

Тема 61. Устройство сверлильного станка ( 1 час)

Сверлильный станок: устройство и принцип действия. Профессии

Основные понятия темы: сверлильный станок, технологические машины, сверловщик.

 Раздел 6. Творческий проект (5  часов)

Тема 62. Что такое творческий проект?  (1 час)

Основные этапы проекта. Время выполнения каждого этапа

Тема 63-64. Реализация проектов учащимися (2 часа)

Выбор темы, выполнение технической документации. Оформление каждого этапа.

Тема 65-66. Защита проектов (2 часа)

Приемы защиты творческих проектов. Демонстрация одежды. Описание изготовления.

Основные понятия темы: защита, демонстрация.

Раздел  7.Основы аграрной технологии (4 часа)

Тема 67. Выращивание овощных культур (1 час)

Биологические особенности овощных культур. Рассада: виды и способы выращивания

Основные понятия темы: рассада, рассадный и без рассадный способы посадки. Широкорядный и рядовой способ посева.

Тема 68. Внесение удобрений под овощные растения (1 час)

Удобрения: виды и состав. Оказываемое действие на овощные растения.

Основные понятия темы: удобрения, органические удобрения, минеральные удобрения, подкормка.

Тема 69. Выращивание однолетних овощных культур (1 час)

Виды однолетних овощных культур (укроп, фенхель ,кориандр, базилик, шпинат и др.). Предшествующие культуры. Чистый пар. Двустрочный посев.

Основные понятия темы: однолетние зеленые культуры, предшествующие культуры, чистый пар, мульчирование.

Тема 70. Защита сельхоз растений от вредителей и болезней (1 час)

Вредители: виды и места поражения. Меры защиты от вредителей. Рецепты изготовления растительных настоев и отваров.

Основные понятия темы: меры защиты.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Целью изучения  учебного предмета "Технология" является освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий; овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, безопасными приемами труда; развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Учащиеся 5-х классов должны знать:

*правила безопасной работы;

* полный технологический цикл получения 2-3 видов наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона, в том числе рассадным способом и в защищенном грунте;

*негативные последствия влияния общественного производства на окружающую среду и здоровье человека;

*способы получения, хранения, поиска информации; источники и носители информации;

*общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;

*виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества овощей, понятие об экологической чистоте воды и продуктов, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;

*правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;

*способы варки продуктов, их преимущества и недостатки, оборудование, посуда и инвентарь для варки; технологию приготовления блюд из сырых и вареных овощей, изменение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способа кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;

*способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии, способы крашения яиц;

*виды бутербродов и горячих напитков, технологию их приготовления, правила сервировки стола к завтраку;

*роль запасов в экономном ведении хозяйства, способы заготовки, продуктов, условия и сроки хранения свежих овощей и фруктов, сохранение овощей и фруктов методом сушки и быстрого замораживания, технологию получения крахмала;

*общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни, столовой, способы отделки интерьера, меры по борьбе с насекомыми и грызунами;

*культуру поведения в семье; основы семейного уюта; выражение уважения и заботы о членах семьи; распределение обязанностей в семье;

*правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине; принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного переплетения, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;

*условные обозначения отдельных деталей на кинематических схемах; виды передач вращательного движения и их кинематические схемы;

*технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе; виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, творчество народных умельцев своего края, области, села, различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах;

*возможности лоскутной пластики, основные приемы и материалы, применяемые в лоскутной пластике;

правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов, правила посадки и постановки рук во время работы;

*эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий, особенности строения женской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа фартука, их условные обозначения;

*понятие о композиции в одежде, виды отделки швейных изделий, способы моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою;

*назначение, конструкцию, условные графические обозначения и технологию выполнения следующих швов: стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом; способы раскладки выкройки на ткани, правила обработки накладных карманов и бретелей, оборудование рабочего места и приемы влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия;

*способы ремонта одежды заплатами, правила ухода за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей, способы удаления пятен с одежды, правила хранения шерстяных и меховых изделий, средства защиты их от моли;

*гигиена, правила и средства ухода за кожей;

*содержание и характер труда специалистов по обработке тканей и продуктов питания.

Учащиеся 5-х классов должны уметь:

* осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки ткани;

*работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями; определять качество овощей, проводить первичную обработку всех видов овощей, выполнять нарезку овощей, применять различные способы варки, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить бутерброды различных видов и горячие напитки, сервировать стол к завтраку;

*закладывать на хранение свежие ягоды, фрукты, овощи, определять съедобные и несъедобные грибы, сушить ягоды, фрукты, овощи, использовать домашний холодильник для быстрого замораживания и длительного хранения овощей и фруктов, получать крахмал из картофеля;

*разрабатывать интерьер кухни и столовой, оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики, древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;

*определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную сторону ткани;

*рассчитывать передаточное число передач вращательного движения;

*включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки), регулировать длину стежка;

*переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделия в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, подготавливать пасму мулине к работе, выполнять простейшие ручные швы;

*подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку, фактуре, пользоваться инструментами, приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой и с подкладкой, использовать прокладочные материалы;

*читать и строить чертеж фартука, снимать мерки и записывать результаты измерений, выполнять моделирование фартука, подготавливать выкройку к раскрою;

*выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы, обрабатывать накладные карманы и бретели, подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань, обрабатывать детали кроя, накалывать, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой, выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия;

*ремонтировать одежду заплатами, удалять пятна с одежды, хранить шерстяные и меховые изделия, изготавливать чехлы для хранения одежды.


Календарно-тематический план

Раздел,

 тема

Кол-во

часов

Календарные

сроки

Элементы содержания

Тип урока

Практическая часть

Вид контроля

Учебно-наглядное

оборудование и ИКТ

Примечание

план

факт

1 четверть

Введение.

1

1

ТБ и ОТ в кабинете технологии. Электро-, пожаробезопасность

1

Сущность предмета «Технология». Необходимые инструменты, материалы, приспособления. Внутренний распорядок и правила поведения в кабинете. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Правила оказания первой помощи.

Вводный

Основы аграрной технологии

4

2

Многообразие сельскохозяйственных растений.

1

Многообразие сельскохозяйственных растений.

СУНЗ

Экскурсия на пришкольный участок

3

Продолжительность  жизни растений.

1

Многообразие сельскохозяйственных растений.

РУПЗ

Экскурсия на пришкольный участок

4

Лук репчатый, морковь и свекла столовая.

1

Лук репчатый, морковь и свекла столовая.

СУНЗ

Технология уборки репчатого лука

5

Обработка почвы под овощные растения

1

Состав и свойства почвы. Типы почв. Обработка почвы под овощные растения

СУНЗ

Подготовка участка к осенней обработке почвы.

Технология обработки пищевых продуктов

6

6

Санитария и гигиена кухни.

1

Понятие о санитарии и гигиене кухни. Посуда  и инвентарь для кухни. Требования к посуде и инвентарю для кухни. Расположение мебели в кухне.

СУНЗ

Правила ТБ

7

Физиология питания.

1

История кулинарии. Физиология питания. Последовательность приготовления пищи. Методы сохранения витаминов в пище при хранении и кулинарной обработке продуктов. Суточная потребность в витаминах.

СУНЗ

Презентация, плакаты.

8

Бутерброды и горячие напитки.

1

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав. Сорта кофе. Устройства для размола зерен.

СУНЗ

Приготовление горячих напитков и бутербродов

Презентация, плакаты.

9

Блюда из яиц.

1

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Определение свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Способы определения готовности. Оформление готовых блюд. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц.

СУНЗ

Приготовление блюд из яиц. Определение свежести яиц.

Презентация, плакаты.

10

Блюда из молока

1

Основные сведения о молоке. Блюда, приготовляемые из молока. Подача к столу блюд из молока. Расчет количества продуктов. Посуда необходимая для приготовления блюд из молока

СУНЗ

Приготовление блюд из молока

Презентация

11

Сервировка стола к завтраку. Культура поведения за столом.

1

Составление меню на завтрак. Расчет количества продуктов. Приготовление завтрака, оформление готовых блюд и подача их к столу. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

РУПЗ

Правила поведения за столом.

Видео материал.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

28

12

Классификация текстильных волокон и их свойства.

1

Состав швейных материалов. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Строение, химический состав и физико-химические свойства хлопкового и льняного волокна.

СУНЗ

Определение вида ткани

Коллекция «Натуральные волокна», видео фрагмент.

13

Производство ткани

1

Общее понятие о пряже и процессе прядения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства. Основная и уточная нити в ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани.

СУНЗ

Выполнение полотняного переплетения, определение лицевой и изнаночной сторон ткани

Видео фильм

14

Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. ТБ при выполнении ручных работ.

1

Правила безопасного труда. Рабочее место. Инструменты для выполнения ручных работ. Приспособления для выполнения ручных работ.

СУНЗ

Правила ТБ

Презентация.

15

Ручные работы. Терминология, применяемая при выполнении ручных работ.

1

Правила безопасной работы при ВТО. Требования к выполнению ВТО. Терминология. Инструменты и приспособления для ВТО

РУПЗ

Плакат, раздаточный материал, образцы ручных стежков и строчек.

16

Технология выполнения ручных стежков и строчек.

1

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Размер стежков.

РУПЗ

Ручные операции. Изготовление образцов

Плакат

17

Терминология ВТО. Правила ТБ при ВТО.

1

Правила безопасной работы при ВТО. Требования к выполнению ВТО. Терминология. Инструменты и приспособления для ВТО.

СУНЗ

Правила ТБ.

Плакат, презентация, раздаточный материал, утюг

18

История создания швейных машин.

1

История создания швейной машины. Первый проект швейной машины. Патент на изготовление швейной машины. Завод Зингер в России.

СУНЗ

Презентация, швейная машина.

2 четверть

19

Виды швейных машин. Устройство и принцип действия

1

Виды машин применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина.  Технические характеристики. Назначение основных узлов швейной машины. Виды приводов.

СУНЗ

20

Подготовка машины к работе Основные операции при машинных работах. Терминология.

1

Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила подготовки универсальной швейной машины к работе. Включение и выключение швейной машины. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитки. Регулировка длины стежка. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.

СУНЗ

Заправка верхней и нижней нитей

Швейная машина

21

Машинные швы

1

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Конструкция швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Зависимость ширины шва от строения и свойств материалов. Способы распускания швов.

РУПЗ

Выполнение образцов

Образцы машинных швов, плакат.

22

Машинные швы

1

Назначение соединительных (стачного взаутюжку, стачного вразутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом) и краевых (вподгибку с открытым и закрытым срезом) швов.

РУПЗ

Выполнение образцов

Образцы машинных швов, плакат.

23

Классификация одежды

1

Краткие сведения из истории одежды. Фартуки в национальном костюме. Виды рабочей одежды. Эксплуатационные  и гигиенические требования, предъявляемые к рабочей одежде.

СУНЗ

Плакат, презентация, образец фартука

24

Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука

1

Фигура человека и её измерение. Общие сведения о строении фигуры человека.

СУНЗ

Выполнение процедуры снятия мерок

25

Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука

1

Основные точки и линии измерения. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука.

РУПЗ

26

Конструирование фартука.

1

Общие правила построения и оформления чертежей изделий. Типы линий. Условные обозначения на чертежах швейных изделий. Чтение чертежей. Расчетные формулы. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4.

СУНЗ

Конструирование фартука в масштабе

Презентация, образец фартука

27

Моделирование фартука на поясе.

1

Моделирование. Основные виды моделирования. Правила моделирования фартука.

СУНЗ

Моделирование фартука

28

Построение чертежа фартука.

1

Основные линии, применяемые при построении чертежа. Конструктивные линии

СУНЗ

Построение чертежа фартука в натуральную величину

29

Технология изготовления фартука на поясе.

1

Особенности изготовления фартука на поясе. Детали фартука.

СУНЗ

30

Раскрой фартука. Правила раскроя и раскладки ткани.

1

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка. Раскрой ткани.

СУНЗ

Раскрой деталей изделия

31

Изготовление фартука на поясе.

1

Практическая работа под контролем учителя

РУПЗ

Пошив фартука

Швейная машина, утюг

32

Изготовление фартука на поясе.

1

Практическая работа под контролем учителя

РУПЗ

Пошив фартука

Швейная машина, утюг

3 четверть

33

Изготовление фартука на поясе.

1

Практическая работа под контролем учителя

РУПЗ

Пошив фартука

Швейная машина, утюг

34

Проведение примерки. Правила примерки.

1

Примерка. Правила примерки. Параллельность.

РУПЗ

35

Обработка карманов. Соединение с фартуком. Окончательная отделка изделия

1

Способы переноса контрольных и контурных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя. Технология обработки накладных карманов. Обработка верхнего, нижнего и боковых срезов кармана

СУНЗ

Выполнение карманов и их соединение

Швейная машина, утюг

36

Способы раскроя и сборки в лоскутном шитье.

1

Расчет количества деталей и их размеров. Вычерчивание контура шаблона. Припуски на обработку. Сборка лоскутов.

СУНЗ

Образцы лоскутного шитья

37

Раскрой квадратов.

1

Схема соединения деталей. Обработка припусков

РУПЗ

Раскрой деталей изделия

38

Изготовление прихватки из квадратов.

1

Использование прокладочных и подкладочных материалов

РУПЗ

Изготовление прихватки

Швейная машина, утюг

39

Обработка готового изделия.

1

Выполнение воздушной петли

РУПЗ

ВТО изделия

Утюг

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

18

40

Оборудование

рабочего места для ручной обработки древесины

1

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака

СУНЗ

41

Древесина как природный конструкционный материал.

1

Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины

СУНЗ

42

Древесные материалы. Пиломатериалы

1

Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Виды пиломатериалов. Отходы древесины и их рациональное использование

РУПЗ

43

Понятие об изделии и детали. Графическая документация

1

Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Чертёж плоскостной детали. Правила чтения чертежа

СУНЗ

44

Этапы создания изделий из древесины. Технологическая карта

1

Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта, её назначение. Основные технологические операции

РУПЗ

45

Разметка заготовок из древесины

1

Разметка заготовок с учётом направления волокон и наличия пороков материала. Инструменты для разметки

СУНЗ

46

Пиление столярной

ножовкой

1

Пиление как технологическая операция. Инструменты для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции

СУНЗ

47

Строгание

древесины

1

Строгание как технологическая операция. Инструменты для строгания, их устройство.

СУНЗ

48

Сверление

отверстий

1

Сверление как технологическая операция. Инструменты для сверления, их устройство. Виды свёрл. Правила безопасной работы при сверлении

СУНЗ

49

Соединение деталей гвоздями и шурупами

1

Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей и шурупов. Инструменты для соединения деталей гвоздями и шурупами. Правила безопасной работы

СУНЗ

50

Соединение деталей изделия на клей. Зачистка изделий из древесины

1

Соединение деталей изделия на клей. Виды клея. Правила безопасной работы с ним. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок

СУНЗ

51

Защитная и декоративная отделка

изделия

1

Защитная и декоративная отделка изделия. Выжигание. Выпиливание лобзиком. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины

РУПЗ

52

Рабочее место для ручной обработки

металла

1

Слесарный верстак; его назначение и устройство. Устройство слесарных тисков. Профессии, связанные с обработкой металла. Правила безопасности труда при ручной обработке металла

СУНЗ

4 четверть

53

Тонколистовой металл и проволока

1

Металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга.

СУНЗ

54

Графическое изображение

деталей из тонколистового металла и проволоки

1

Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей:  Правила чтения чертежей.

СУНЗ

55

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки

1

Правка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки тонколистового металла и проволоки. Правила безопасной работы

СУНЗ

56

Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки.

1

Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Ручные инструменты

СУНЗ

57

Приёмы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки

1

Резание и зачистка: особенности выполнения данных операций. Инструменты для выполнения операций резания и зачистки. Правила безопасной работы

СУНЗ

Технологии ведения дома

4

58

Ремонт одежды, штопка, заплаты. Уход за одеждой из х/б и льняных тканей

1

Правила выполнения и основные приемы ремонта одежды и ухода за ней

СУНЗ

Штопка заплатами

59

Значение символов на ярлыках одежды из натуральных тканей.

1

Символы на одежде, их значение и расшифровка.

РУПЗ

Распознавание ярлыков на одежде

Ярлыки, лупа

60

Создание интерьера кухни. Размещение оборудования кухни

1

Что такое «интерьер». Различное оборудование на кухне.

СУНЗ

61

Размещение мебели и оборудования, зоны кухни. Благоустройство кухни.

1

Правила размещения оборудования и мебели на кухни

РУПЗ

Творческий проект

5

62

Что такое творческий проект? Этапы творческого проекта.

1

Основные этапы проекта. Время выполнения каждого этапа

СУНЗ

63

Реализация проектов учащимися.

1

Выбор темы, выполнение технической документации. Оформление каждого этапа.

РУПЗ

64

Реализация проектов учащимися

1

Выбор темы, выполнение технической документации. Оформление каждого этапа.

РУПЗ

65

Защита проектов

1

Приемы защиты творческих проектов. Демонстрация одежды. Описание изготовления

РУПЗ

66

Защита проектов

1

Приемы защиты творческих проектов. Демонстрация одежды. Описание изготовления

РУПЗ

Весенние работы. Аграрные технологии

4

67

Выращивание овощных культур

1

Биологические особенности овощных культур. Рассада: виды и способы выращивания

СУНЗ

Технология посадки рассады капусты

68

Внесение удобрений под овощные растения

1

Удобрения: виды и состав. Оказываемое действие на овощные растения.

СУНЗ

Подкорка рассады

69

Выращивание однолетних овощных культур

1

Виды однолетних овощных культур (укроп, фенхель ,кориандр, базилик, шпинат и др.). Предшествующие культуры. Чистый пар. Двустрочный посев.

СУНЗ

Технология выращивания ОР.

70

Защита сельхоз растений от вредителей и болезней

1

Вредители: виды и места поражения. Меры защиты от вредителей. Рецепты изготовления растительных настоев и отваров

СУНЗ

Защита растений от вредителей

Итого:

70


Литература и учебно-методическое обеспечение:

Для учащихся:

Технология:5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [В. Н Правдюк, Н. В. Синица, П. С. Самородский и др.]; под ред. В. Д. Симоненко. – М. :Вентана-Граф, 2011. – 240с.:ил.

Для учителя:

  1. Технология: программы начального и основного общего образования/[М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. синица и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 192с.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Технология:5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [В. Н Правдюк, Н. В. Синица, П. С. Самородский и др.]; под ред. В. Д. Симоненко. – М. :Вентана-Граф, 2011. – 240с.:ил.
  4. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: учебн. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.
  5. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл.: Метод. пособие, - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. – 208 с. – (Б-ка учителя технологии)
  6. Программно-методические материалы: Технология. 5-11 кл./ Сост. А. В. Марченко. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001 – 192с.
  7. Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 120,|8| c.
  8. Технология: Методика обучения технологии. 5-9 кл.: метод. пособие/ А. К. Бешенков, А.В. Бычков, В. М. Казакевич, С. Э. Маркуцкая. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 220 с.: ил.
  9. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/ Сост. Л. П. Барылкина, С. Е. Соколова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208 с. – (Метод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...