Нетрадиционные формы обучения на уроках технологии 5-7 класс
статья по технологии (7 класс) на тему

Нетрадиционные формы обучения на уроках технологии 5-7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplomnaya_svezhintseva_n.p_23.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Педагогическая характеристика нетрадиционных форм обучения в формировании личности подростка…………………………... .6

1.1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии………………………………………………………………………...6

1.2. Роль нетрадиционного обучения в образовании………………………….10

Глава 2. Использование нетрадиционных форм обучения на уроках технологии……………………………………………………………………....20

2.1. Подготовка и проведения нетрадиционных уроков………………………20

2.2 . Урока – игра………………………………………………………………...29

2.3. Урока – путешествия………………………………………………………..32

2.4. Урок – соревнование………………………………………………………..33

Заключение……………………………………………………………………...40

Введение

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания технологии.

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.

Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

Цель исследования: разработка и апробация методических рекомендаций применения нетрадиционных форм обучения на уроках технологии.

Объект исследования: нетрадиционные формы обучения школьников.

Предмет исследования: использование нетрадиционных форм обучения школьников на уроках технологии.

Гипотеза исследования заключается в следующем: если применять на уроках технологии нестандартные формы обучения, то это будет способствовать:

- формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;

- мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;

- повышения интереса школьников к учению;

- более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Задачи:

- изучить психолого–педагогическую литературу по проблеме;

- обучение учащихся с помощью применения нетрадиционных форм обучения;

- разработка уроков нетрадиционных форм обучения учащихся на уроках технологии.

Методы исследования проблемы: теоретические (систематизация, обобщение), педагогической, психологической, методической литературы.

Глава 1.  Нетрадиционные формы обучения в формировании личности подростка

1.1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии

Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, тематичные игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал [18, 276].

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

Что мы подразумеваем под понятием нетрадиционная форма урока?

В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый подход к нетрадиционным формам урока,  как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.

Второй подход трактует нетрадиционные формы урока как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки - круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д.). Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать нетрадиционные формы урока как формы интерактивного обучения или учебные занятия в “режиме интерактива” (от англ. слова interaction - взаимодействие). Интенсивное общение - выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения - кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка). По мнению О.В. Трофимовой: “...сам термин “нетрадиционная форма урока” требует более конкретной проработки в этимологическом аспекте. Можно ли, например, говорить о “нетрадиционном уроке”, в то время как именно классно-урочная система, базирующаяся на принципах дидактики А.А. Каменского, является основой “традиционного обучения?” говоря иначе, может ли урок, традиционная единица учебного процесса, характеризоваться как нетрадиционный”. В учебном пособии Подласого И.П. “Педагогика” выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислено 36), в том числе уроки - деловые игры, уроки-речевые игры, уроки-игры типа “Поле чудес” и т. д. Все они отнесены к различным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа или близкие друг к другу. Г.В. Селевко рассматривает нетрадиционные формы урока как “технологии”, “нетрадиционные технологии урока”. Он характеризует их как “основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах”. Г.В. Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных и нетрадиционных форм урока. Основными элементами данной структуры являются: концептуальная основа; содержательная часть обучения; процессуальная часть.

Эти же элементы являются основными в структуре соотношения традиционных и нетрадиционных форм урока, предложенные Г.В. Селевко. Исходя из концепции и классификации педагогических технологий, нетрадиционную форму урока “можно определить как технологию локального (модульного) уровня” (О.В. Трофимова). Хотя при разработке нетрадиционных уроков происходит соприкосновение с другими технологиями.

При планировании и организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии, как и при проведении уроков, учитель должен опираться на общедидактические принципы, представляющие собой основные, исходные положения, определяющие эффективность и целесообразность педагогической деятельности (принцип систематичности, научности отбора учебного материала, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников, принцип связи теории с практикой, принцип сознательности и активности школьников в различных видах деятельности и пр.) [11, 76].

Следует сказать, что нетрадиционные формы урока применялись в виде так называемого “Метода проектов” в конце 20-х гг. XX в., что говорит о том, что нетрадиционные формы урока не являются чем-то новым в педагогической практике. Правда, о том, насколько эффективным оказалось применение этих методов, единого мнения среди исследователей нет. Так, по мнению Ф.А.Фрадкина: “негативные последствия этого метода стали одной из причин отказа в дальнейшем от активных методов обучения в современном понимании”. Иной точки зрения придерживается Н.Г. Осухова, которая считает, что: "это была законченная педагогическая концепция, полностью адекватная своим целям и способствующая искусственной социализации ребенка и проникновению идей “передового класса” в среду”. Анализ психолого-педагогической и методической литературы, показывают не только споры вокруг нетрадиционных форм урока, но и то, что само понятие “нетрадиционная форма урока” до сих пор остается крайне расплывчатым. В ряде работ встречается понятие “нетрадиционный вид уроков” (Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова “Методика преподавания в школе”). Стоит отметить и множество названий таких как “нестандартный урок”, “нетрадиционные технологии урока” и др. С.В. Кульневич и Т.Н. Лакоценина используют термин “не совсем обычный урок”. По их словам, отказ от термина “нетрадиционный урок” закономерен; “потому что его широкое использование в методической литературе отличается от традиционной организации обучения только внешними, процессуальными средствами активизации познавательной активности”. Однако большая часть исследований все же используют в своих работах термин “нетрадиционный урок”. В частности авторы методических пособий по истории Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, И.Н. Ионов, М.В. Короткова, Л.П. Борзова посвящают ряд своих работ урокам с “нетрадиционными формами обучения”.

Так что мы можем подразумевать под понятием “нетрадиционная форма урока”? О.В.Трофимова дает следующее определение: “ Нетрадиционные формы урока - это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект - субъектной позицией в системе учитель-ученик, многообразием видов деятельности субъектов (игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная), базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, “методе прямого доступа”)” [16, 155].

1.2. Роль нетрадиционного обучения в образовании

Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций [9, 342].

Урок технологии можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности. Указанное понимание сущности уроков технологии создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно проблемное обучение, использование активных и интерактивных методик в преподавании технологии. Последние годы ознаменовались поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения технологии в школе.

Цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи остаются неизменными многие десятилетия: это все то-же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Немалая роль в формировании познавательной активности учащихся отводится так называемым нетрадиционным формам уроков. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей урока и методов активного развивающего обучения. Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий курсов технологии, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения, в том числе и в методике школьного исторического образования. Жизнь сама подсказывает новые формы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Любой учитель технологии применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников [4, 75].

Нетрадиционные формы урока базируются на понимании учащихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин. Нетрадиционные формы урока имеют большое многообразие и очень трудно поддаются систематизации, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям: урок-игра или урок - учебная игра; урок - учебная дискуссия; урок-исследование.

В их основе лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебного процесса. Характер же деятельности самих учащихся на нетрадиционных уроках (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает: использование “методов прямого доступа”; стимулирования интереса и мотивации учащихся.

Это достигается за счет совместной, творческой работы учителей и учащихся в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Учитель становится координатором в этой деятельности. Его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала учащихся. Нетрадиционные формы уроков дают возможность реализовать качественный подход к оценке результатов. В связи с этим обязательным этапом в их организации, является анализ, благодаря которому происходит перевод внешних результатов обучения во внутренний план личности, т. е. интериоризация. Принципы, лежащие в основе концепции нетрадиционных форм урока (субъект - субъектная позиция в системе учитель - ученик, интерактивность, развитие творческой личности) способствуют развитию самой личности учащихся [3, 34].

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-экскурсии - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

На нетрадиционных уроках активизируются психические процессы учащихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на вербально - символических функциях, а правое - на пространственно - синтетических. Так, например, при активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий [16, 187].

При исследовании творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный - левополушарный; интуитивный, с доминированием интуиции - правополушарный.

Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению. В процессе таких уроков, интеллектуально - пассивный ребенок способен выполнять такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В частности, в научно - педагогических исследованиях об игре даже появился термин “эмоциональный ускоритель” обучения.

Чтобы понять причины подобной функциональной способности, необходимо вспомнить некоторые особенности подростковой психологии. В подростковом возрасте устраняются все условности в действиях, урок - игра приближается к жизни. Она интересна, когда дается возможность не только познать что-то, но и применять свои знания и одновременно, с этим, по словам В.А. Крутецкого и Н.С. Лукина: “уйти в мир желаемой фантазии, приоткрыть завесу будущего и побывать там хотя бы в игровой ситуации”. В.М. Григорьев замечает, что умело организованные уроки - игры, позволяют задействовать в учебных целях, энергию, которую школьники расходуют на “подпольную игровую деятельность”.

Подростковый возраст характеризуется психологами как “переломный период в развитии личности, отличающийся трудностью умения, быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики, что связано с переходом на новую ступень умственного и психического развития. Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и в том числе технологии, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Эмоциональность нетрадиционной формы урока - очень важная, ее особенность, которая делает ее успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков. Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности. Важно утвердиться в коллективе, следовательно, мнение одноклассников важнее для него, чем отношение учителя. Подростку присуще стремление отмежеваться от всего. Свойственна тяга к новому, неожиданному, ко всему тому, что дает пищу для воображения. Подросткам нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, соревнованиях, дискуссиях или выполнение заданий, основанные на игровой ситуации, разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы: при этом они с трудом переносят паузы.

Учителю необходимо реализовать стремления подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, реализовать интерес к перевоплощениям и импровизациям. Все это прекрасно реализуется, например, на уроках - играх или на уроках - дискуссиях. В подростковом возрасте внешние игровые действия свертываются и переносятся в воображение (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ф.И. Фрадкин и др.). Игровые действия позволяют расширить границы собственной жизни ребенка, и, по словам Л.С. Выготского: “вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было”. НФУ создают особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении “на равных”, где исчезает робость, возникает ощущение - “я тоже могу”, т. е. На таких уроках происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что при организации НФУ, ограничено, заложена познавательная задача, где ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний [21, 167].

На нетрадиционных формах происходит и воспитательная работа. Так, например, достаточно ярко воспитательную сущность урока - игры показывает В.М. Букатов: “Для педагога, работающего в социоигровой стилистике, учебный материал - это россыпи счастливых предлогов для того, чтобы каждый из учеников занялся установлением (возобновлением, укреплением, обновлением и т. п.) деловых взаимоотношений со сверстниками. Идеал социоигровой педагогики  не “передача знаний”, а формирование поколения. Начинается оно с появления у учеников чувства соперничества, при котором для учеников очевидна и уважаема взаимная и равная заинтересованность в проявлении себя друг перед другом. И первоначально именно учебный материал и продвижение в нем делают эту заинтересованность очевидной.

Немаловажное значение при использовании нетрадиционных форм обучения имеет участие родителей в учебном процессе

Опыт убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность детей существенно возрастают, если к организации учебной деятельности учащихся привлекаются родители.

Значимость учебы детей понимают многие родители, поэтому привлечение их к учебным делам и проблемам ребенка становится вполне естественным. Участие родителей в решении проблем учебы детей позволяет взрослым стать единомышленниками, союзниками, выработать единые под ходы к обучению и воспитанию ребенка.

Назовем некоторые способы взаимодействия педагогов и родителей при решении учебных проблем:

- совместное изучение особенностей и способностей детей;

- выявление проблем ребенка в учебе и поиск способов их решения привлечением других педагогов и самого ученика;

- составление программы развития ребенка (на перспективу, например, подготовка к поступлению в соответствующее учебное заведение; развитие конкретного качества, например, самостоятельности и т.д.);

- обсуждение, анализ учебных достижений ребенка, коллектив, класса, совместно с родителями (в конце четверти, по итогам года);

- знакомство педагогов с учебными планами, образовательным стандартами, требованиями, которые предъявляются к учащимся, согласование этих требований;

- совместное обсуждение режимных моментов в организации учебного процесса.

        Педагогу важно организовать совместную деятельность родителей детей. С этой целью можно использовать выполнение семейных заданий при: изучении темы или при подготовке к конкретному уроку, занятию. Результаты представляются учениками на одном из уроков при изучении соответствующей темы.

По итогам изучения какой-либо темы целесообразно организовать семейные конкурсы, которые предполагают выполнение творческих домашних заданий, экспромтные соревнования семейных команд на уроке или после уроков, организацию выставок результатов семейного творчества.

Учитель может провести творческие отчеты, общественные смотры знаний с привлечением родителей, которые также могут участвовать в подготовке (изготовление подарков, сюрпризов детям, подбор жизненно важных вопросов для учащихся по данной теме, выступления родителей) и проведении этих мероприятий (оценка и обсуждение результатов деятельности детей, вручение наград, работа в жюри).

В практике используются различные способы привлечения родителей к организации учебных занятий:

-подготовка методических материалов к уроку;

-выступление на уроке родителей специалистов по изучаемой проблеме;

-организация родителями экскурсий на предприятие и т.д.

Детям могут предлагаться домашние задания, связанные с получением информации от своих родителей, бабушек и дедушек [10, 94].

В практике получила распространение такая форма, как проведение открытых занятий для родителей. Цель их может быть различной: показать способы обучения учащихся, которые целесообразно знать родителям при оказании помощи детям в учебе; привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам; показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребенка.

Целесообразно выслушать мнение родителей, ответить на их вопросы, подготовить вопросы для взрослых и детей с целью обсуждения занятия. В зависимости от возраста детей и особенностей урока, обсуждение может проводиться с участием родителей и детей. Родители могут выразить свое мнение, пожелание учителю в устной или письменной форме. При проведении таких занятий можно привлекать родителей к высказыванию оценок, ответов на вопросы, выступлению, выполнению совместных заданий с ребенком. Вряд ли возможно часто проводить такие уроки, но, безусловно, их эффективность велика [10, 125].

Данная проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен опыт, написано множество статей и книг как Российских, так и зарубежных педагогов. Это очень помогает учителю и мастеру производственного обучения в осознании цели и задачи, в более рациональном и четком планировании поурочных планов и внеклассной работе, поиске новых методов и приемов для организации учебного процесса. Передовой опыт учителей - новаторов, их открытия и разработки уроков регулярно освещаются в таких журналах, как «Школа и производство», «Специалист», «Производственное обучение».

Далее рассмотрим нетрадиционные уроки по технологии.  Это урок –соревнование,  урок – путешествие, урок - игра. Эти уроки выбраны потому, что их применение – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и стильная мотивация. Посредствам таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку   по своей природе нравиться играть, соревноваться, другой причиной является то, что мотивов в игре, соревновании гораздо больше,  чем у обычной деятельности.

Глава 2. Нетрадиционные формы обучения на уроках технологии

2.1.  Подготовка и проведения нетрадиционных уроков

Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Роль такого урока невозможно переоценить. При этом используется индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы общения между обучающимися и обучаемыми.

Существуют несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к труду и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предлагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.

Немаловажно, что все участники нетрадиционного урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу [4, 64].

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Эта попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

1. Замысел.

2. Организация.

3. Проведение.

4. Анализ.

Замысел – это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

- определение временных рамок;

- определение темы урока;

- определение типа урока;

- выбор класса;

- выбор нетрадиционной формы урока;

- выбор форм учебной работы.

Определение временных рамок. На этом этапе следует определить:

  • время проведения нетрадиционного урока;
  • время подготовки.

Во-первых, будет ли это отдельный урок (45 минут), сдвоенный (1,5 часа)

Или, возможно, это будет серия уроков, проходящих в течение нескольких дней.

Во-вторых, время подготовки может занимать от нескольких дней до месяца. Это зависит от:

-выбранной формы;

-целей урока;

-умелого распределения обязанностей между учителем и учащимися [17, 64].

Поясним на примерах. На подготовку таких нетрадиционных уроков, как семинар, урок - консультация, защита оценки, лекция парадокс уходит несколько дней, а на разработку ролевой игры или интегрированного урока - месяц. Для большинства нетрадиционных форм урока среднее время подготовки - от двух недель до месяца.

Если цель урока - проверить знания и умения учащихся в решении задач по пройденной теме, то основные усилия будут направлены на подборку соответствующих задач и упражнений, что занимает относительно немного времени. А если цель урока расширить представления школьников по изученной теме, показать связь предмета с разными областями человеческих знаний, то много времени уходит на поиск и анализ необходимого материала, в частности, на работу с дополнительной литературой.

Определение темы урока. Выбор учителя не ограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, «промежуточная» (второстепенная по значимости), обобщения и систематизации знаний, применение знаний и умений, проверки и коррекции знаний и умений или одна из основных тем курса. Однако для начала необходимо определить: выгодно ли тратить достаточно много сил и времени на подготовку нетрадиционного урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющей особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении курса.

Определение типа урока. Нетрадиционные формы применимы ко всем типам урока. Более интересной является проблема влияния типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы. Для успешного решения этой проблемы надо иметь определенный опыт работы с разными нетрадиционными формами урока. Приведем несколько примеров: урок закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме игры (соревнования), урок контроля за знаниями - как защиту оценки, зачет - практикум, а урок повторения и систематизации знаний (обобщающий по теме урок) - как аукцион знаний, путешествие в предмет, интегрированный урок [12, 84].

Выбор класса. Выбор класса, в котором будет проведен нетрадиционный урок, определяется его способностями: профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др. В одном классе учителю легче и интереснее работать, реализуя собственные возможности, апробируя новые идеи и задумки, творчески подходя к своему труду. В таком классе можно проводить уроки в любой нетрадиционной форме.

В другом (по уровню подготовленности и обучаемости) классе использование нетрадиционных форм урока не только будет способствовать поднятию у учащихся интереса к предмету, но и позволит учителю успешно решать ряд учебных и воспитательных задач.

Выбор формы урока. Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

- специфика предмета и класса,

- характеристика темы (материала),

- возрастные особенности учащихся.

На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, выбрать класс, в котором он пройдет, а затем, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.

Выбор форм учебной работы. При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора:

- особенности и возможности выбранной формы урока;

- характеристики класса (в том числе, какие формы учебной работы - индивидуальная, коллективная, фронтальная - и как часто применялись в данном классе).

На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы (в частности, групповую и ролевую), которыми школьники особенно не избалованы. Они имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока.

Организация. Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:

  • распределение обязанностей (между учителем и учащимися);
  • написание сценария урока (с указанием конкретных целей);

Придумывание сценария, пожалуй, самый ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока. Его могут писать

- учитель (группа учителей);

- учитель совместно с группой учащихся.

Возможно, основная работа по созданию сценария ляжет на плечи наиболее активных, творчески мыслящих, талантливых учеников. Сценарий должен отражать следующие моменты:

- подробный план урока (с указанием целей урока);

- инструкции по проведению каждого этапа урока;

- список ролей участников (роли сразу распределяются между учащимися) и реквизита;

- подборку заданий, вопросов, упражнений, задач и т. п. с решениями и критерии их оценки;

- критерии оценки деятельности учащихся;

- вопросы для анализа урока [11, 148].

Подбор заданий для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям математического содержания:

1. Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т. д.; по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т. д.

2. Задания должны отличаться уровнем сложности (для одного урока), иметь несколько способов решения (и ответов).

3. Задачи следует подбирать интересные, поучительные, имеющие практическую значимость и межпредметное содержание.

4. Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.

5. При повторении (обобщающий урок), когда есть возможность существенно разнообразить список задач, полезно давать учащимся задания «найди ошибку» (например, софизмы) или задачи, провоцирующие ошибку.

Задания должны быть непосредственно связаны с изученной темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.

6. Решения задач по возможности должны быть просты, доступны и легко осуществимы основной массой учащихся [10, 96].

Существует разнообразная литература, откуда можно подбирать соответствующие задания. Перечислим  некоторые типы заданий: ребусы, головоломки, кроссворды, задачи на разрезание и перегибание фигур, упражнения с куском бумаги, со спичками, задачи, решаемые «от конца к началу» и другие.  Помимо заданий можно использовать игры и создавать на уроке игровые ситуации (например, «Пятый лишний», «Черный ящик»).

При разных формах учебной работы на уроке структура карточек с заданиями может быть различна.

Возможные варианты составления заданий:

- все учащиеся получают одинаковые задание;

- однотипные задания с разными данными (или похожими формулировками);

- разные задания (по формулировке, способу решения, сложности);

- другие варианты.

Группам можно предлагать:

- одинаковые задание (если группа одноуровневая);

- задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке, способам решения, исходным данным (для одноуровневых групп);

- задания, отличающиеся уровнем сложности (для разноуровневых групп); в частности, если на уроке решается сложная задача, ее можно разбить на несколько подзадач и распределить по группам;

- другие варианты.

Объем заданий, уровень их сложности, количество заданий для каждого учащегося (или группы) - все это зависит от времени проведения урока, характеристик класса (например, темпа работы), индивидуальных особенностей учащихся и других факторов.

Методика оценки на уроке.

1. Критерии оценки работы учащихся разрабатываются учителем (возможно, вместе с учениками) заранее и объявляются последним до или в начале урока.

2. Оцениваться могут все ученики или только некоторые из них ( это зависит от активности на уроке, целей урока, специфики выбранной нетрадиционной формы).

3. критерии оценки могут быть различны при разных видах работы, формах учебной работы.

4. Групповая работа оценивается по-разному: может оцениваться каждый член группы, работа всей группы, (учащиеся получают одинаковые оценки) или же на группу «выделяется» определенное число «5», «4», «3», и ученики сами «распределяют» их между собой (обсуждение в группах).

5. Итоговая оценка обычно складывается из оценки за работу на подготовительном этапе (если таковая проводилась) и оценки, «заработанной» непосредственно на уроке.

6. Выставляют оценку:

- учитель;

- учитель и капитан (при групповой работе);

- сами учащиеся (при индивидуальной форме работы, когда учащиеся анализируют выступления одноклассников; или при групповой работе - после обсуждения работы каждого члена группы).

7. Когда выставлять оценку? Возможны варианты:

- по ходу урока (например, после доклада учащегося);

- в конце урока (если оценивается устная работа);

- после урока (в случае, когда необходимо оценить письменную работу).

8. Критерии оценки устных выступлений и письменных работ различны. Скажем, при устном ответе обязательно оценивается речь, логика, умение формулировать проблему и др., а при письменном ответе основное внимание обращается на правильность решения и оформление задачи.

Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ - это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:

1. Проводить анализ урока можно в разных формах: устно «солнышко», т.е. когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования).

2. Анализ урока можно проводить сразу после урока («по горячим следам»), либо некоторое время спустя (через несколько дней или через месяц), чтобы проверить: что осталось в памяти); при желании можно проводить двойной анализ (в разное время).

3. Анализ нетрадиционного урока должен происходить как на уровне класса, так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие учителя [11, 168].

2.2. Урок – игра

Среди множества путей воспитания у учащихся интереса к учению, наиболее эффективным, является организация игровой деятельности. Игра развивает детскую наблюдательность, оказывает большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодолённого препятствия.

Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока, например закреплению знаний, лучшему усвоению нового материала. Сначала внимание ученика на уроке, как правило, направлено на игровое действие, а затем в процессе игры незаметно для себя он включает изучение какого-либо материала.

Интерес к игре как к занимательному занятию постепенно переключается на учебное занятие. Игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых должно преследовать следующие цели: учитель должен дать знания учащимся, соответствующие современному уровню развитию науки; он должен их научить приобретать знания самостоятельно.

Педагогическая наука предъявляет определённые требования к организации игр на уроках:

  • Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся. Это не значит, что участники игры не имеют никаких обязанностей. Опыт показывает, что ученики часто относятся к этим обязанностям более ответственно, чем к учебной или трудовой деятельности.
  • Игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции, т. е. весёлое настроение и удовлетворение от удачного ответа. Поэтому игры должны быть доступны и привлекательны. Цель игры должна быть достижимой, а её оформление красочным и разнообразным.
  • В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что значительно повышает контроль учащихся, приучает их к чёткому соблюдению установленных правил, а главное, хорошо активизирует деятельность. Завоевание победы или какой-либо выигрыш очень сильно побуждает ученика к дальнейшим действиям. Не всегда победителями игры становятся хорошо усевающиеся учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те, у кого этих качеств не хватает для самостоятельного приготовления уроков.
  • Игра должна учитывать возрастные особенности учащихся.

Подчеркнём важную роль учителя при организации и проведении игр. Конечно, наибольшего эффекта можно добиться, если в игре осуществляется педагогика сотрудничества. Как правило, идея игры исходит от учителя, но можно объявить конкурс на лучшую игру по обслуживающему труду. Очень полезна работа по изготовлению игр. Она требует от создателей хорошей подготовки в области выбранной темы и значительных усилий при подборе содержания игры. Именно эта работа должна оцениваться учителем. Каждую придуманную игру можно проверить в действии. При этом учитель является и главным авторитетом и судьёй во всех спорах, а также рядовым участником. Это, конечно, не значит, что учитель отвергает замыслы учеников и навязывает им своё мнение. Контроль и руководство учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, иначе будет уничтожена сущность игры, которая не возможна без свободного проявления личности. В определённое время учитель может отойти от роли ведущего и уступить её хорошо успевающим учащимся.

Особо важна активность учащихся во время проведения игры. В противном случае учитель не получит желаемого результата от урока, а время отведённое на игру, окажется просто потерянным.

Деловая игра на уроке - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию возможной жизненной ситуации. Она должна включать конфликтную модельную ситуацию и её разрешение. Отличие игры от обычного проблемного урока заключается в том, что здесь проблемная ситуация возникает как бы самопроизвольно, она предопределена правилами и условиями протекания самой игры. Результатом деловой игры должно быть коллективное решение учебной задачи [20? 324].

В ролевой игре действия ученика определяются той ролью, которая ему назначена заранее и которую он в этой игре выполняет.

Ролевые игры могут разными, как по игровым, так и по дидактическим задачам. Они активизируют внимание учащихся при осмысливании заданий.

Цель ролевой игры  научить детей общаться, развивать активность и самостоятельность у учащихся, формировать положительные взаимоотношения учащихся, столь необходимые для жизни в обществе и коллективе. Применять знания и умения, навыки, полученные на занятиях и в процессе труда. Учить вносить предложения, спорить, доказывать, объяснять, считаться с интересами и желаниями других учащихся (Приложение №1).

       2.3. Урок – путешествие

Подросткам свойственны стремление к самостоятельности, признанию сверстников, тяга к романтическому, героическому, что, по их мнению, отсутствует на обычных школьных уроках. Учет этих особенностей не только оправдывает, но и утверждает применение такой формы урока, как урок – путешествие.

Для проведения урока учащиеся разбиваются на команды (не менее трёх) и отправляются в путешествие, цель которого вполне конкретна. Между командами объявляется соревнование на быстроту достижения цели. Заранее рисуется карта похода, на которой указываются все пункты следования. Побеждает та команда, которая первой, преодолев все препятствия, прибывает к финишу. Препятствиями в путешествии являются вопросы, ответив на которые можно продолжать путь. За правильный ответ ученик получает оценку, а команда – жетон. По количеству предъявленных жетонов в конце урока определяется личное и командное первенство. Целью таких уроков может стать активное повторение пройденного материала по темам. Учащиеся получат на возможность наряду с программными знаниями продемонстрировать свой кругозор, начитанность, умение ориентироваться в новой обстановке (Приложение №2).

2.4. Урок - соревнование

Уроки – соревнования  можно проводить на разных этапах урока, но большой эффект от таких уроков наблюдается при проверке знаний учащихся. Такие уроки могут быть проведены как обобщающие – повторительные, на которых у учащихся повышается познавательная активность, углубляется интерес к учёбе.

Одним из видов урока – соревнования является урок – эстафета, в котором четыре колонки учащихся в классе представляют собой соревнующиеся команды. Каждая команда получает одинаковые задания. Учитель передаёт задания учащимся, сидящим справа за первыми партами. Те записывают ответ на первый вопрос (на специально оставленном месте) и передают лист на вторую парту и т. д. Когда ученик, сидящий справа за последней партой, ответит на вопрос, он передаёт задание товарищу слева. Тот после ответа передаёт задание товарищу, сидящему за предыдущей партой, и т. д. Полностью заполненный лист передают учителю. Наибольшее число баллов получает та команда, которая первой сдаёт задание. Окончательные результаты соревнования подводят на следующем уроке, после того как учитель проверит выполненные задания.

Урок “Триумф”. Класс разбивается на группы, четыре человека в каждой, выбирают капитанов команд. Группа получает карту игры следующего образца:

Ф. И. члена команды

Оборона.

Атака.

Дуэль.

Общая сумма баллов.

    1.

2.

3.

4.

 

 

 

 

Проверка знаний учащихся проводится в три этапа.

1. Оборона. Каждая команда получает карточки с вопросами от ведущего и обороняется, находя правильные ответы на эти вопросы. Все правильные ответы внутри каждой команды оцениваются баллами. Капитан команды должен поставить в карточке игры баллы, каждому члену своей команды, оценив вклад данного члена своей команды в нахождение ответов на вопросы. Все ответы фиксируются на листе бумаги, который сдаётся в конце урока учителю для проверки.

2. Атака. Каждая команда должна составить по данной теме четыре интересных вопроса.

Лист с этими вопросами и ответами на них тоже сдаётся учителю после урока.

Как и на первом этапе, все члены команды обсуждают вклад каждого игрока своей команды в составление вопросов и ставят оценку в карту игры.

3. Дуэль. Команды объединяются в группы и образуют две команды. Каждый член одной команды задаёт члену другой команды вопрос, который находится в списке вопросов, подготовленном во время атаки.

Правильный ответ оценивается учителем как плюс один балл, неверный - как минус один балл. Эти баллы проставляются в карты, выданные командам В конце игры подсчитывается количество баллов, полученных каждым игроком. В соответствии с этим выставляются оценки в журнал.

Ниже рассматриваются карточки для этапа “Оборона” по теме “Направление в современной моде”.

Урок “Аукцион” - учитель с его помощниками организует сбор объектов для продажи (8 – 10 предметов, заданий и т. д. ). Сделать круг, разложить предметы (задания), запустить волчок.

Учащимся можно предложить следующие задания:

1. Стиль в одежде. Назвать известные стили  и охарактеризовать их.

2. Назначение одежды и её виды.

3. Силуэты в одежде. Выполнить эскизы известных силуэтов.

4. Описать предложенные модели (три модели).

5. Музыкальная пауза (группам представить свою групповую песню).

6. Предметы (ножницы, иголка и т. д. ) где применяется и истории возникновения.

После объявления вопроса – кто последний добавит, тот забирает данный жетон или предмет. Какая из групп набирает большее количество жетонов и предметов считается победительницей и получает пятёрки. Предметы подбираются в зависимости от темы [12, 146].

Урок-соревнование “Триатлон” - класс разбивается на шесть команд. Каждая команда занимает места в ряду определённой колонки. В классе чаще всего три колонки, т. е. шесть рядов.

Игра состоит из трёх частей. Во время первой части проверяются теоретические знания учащихся.

Капитан команды раздаёт предложенные учителем вопросы. Это могут быть как основные вопросы темы, так и качественные задачи. Поскольку за каждой партой сидят представители разных команд, возможен парный опрос.

Число учеников в классе всегда можно сделать чётным, вводя лишних учеников в состав жюри. Критерии оценок следующие: за правильный и полный ответ дают один балл, за неполный ответ – половину балла. Причём если спрашивающий ученик дополнит отвечающего ученика, то спрашивающий получает половину балла. За неправильный ответ дают нуль баллов. Если же на этот вопрос правильно отвечает спрашивающий, то он получает ещё один балл. Можно сделать так, что капитаны команд будут являться и арбитрами при опросе, поэтому сами баллы команде они принести и не смогут.

Во время второй части проверяются знания графических и условных обозначений. Учащиеся должны их объяснить. Можно спорить, доказывать свою правоту, отстаивать мнение. Число вопросов обязательно кратно шести: в этом случае команды смогут быть в одинаковых условиях.

Данную часть судит жюри. Критерии оценки остаются прежними.

Во время третьей части каждой команде или каждому её члену предлагается кроссворд. Правильно отгаданное слово приносит команде один балл. Решение кроссвордов проверяют капитаны команд совместно с жюри.

Возможны варианты заданий третьей части: из предложенных машинных швов (швы положить в конверт), выбрать каждому члену команды один шов, назвать его и написать, как он выполняется. Кроссворды могут быть составлены членами разных команд и предъявлены командам – соперницам. Выполнение домашней работы учитывается при подведении итогов.

Урок “Счастливый случай”. Перед уроком учитель разбивает класс на две команды. Остальные ребята являются болельщиками и помогают, если возникают затруднения у команд.

Ребята готовятся к участию в следующих геймах: “Гонка за лидером”. “Ты - мне, я - тебе”. “Тёмная лошадка”. “Дальше, дальше”.

Урок “Что? Где? Когда?”.  Под руководством учителя готовится список заданий по выбранной теме. Число заданий соответствует числу групп учащихся в классе. Для каждого задания составляются 3 – 4 вопроса в интересной форме. Ответы на вопросы в совокупности соответствуют сути предложенного задания. За неделю до игры учащимся объявляют тему, основные задания по ней и список литературы для подготовки. Задача учащихся: повторить материал.

В начале игры капитаны команд (групп) жребием определяют номер задания, с которым они будут работать. Тем самым определяется очерёдность участия команд в игре, так как только после подведения итогов учителем учащиеся получают полное представление о предмете обсуждения. Итак, в соответствии с номером задания команды поочерёдно занимают места за игровым столом. Каждой команде предоставляется возможность ответить на два вопроса, т. е. получить два бала. Если команда не может ответить на вопрос, то на него отвечают ученики других команд (по желанию). За каждое дополнение к ответу команда получает еще половину балла. На обдумывание и обсуждение ответа дается 1 мин. Если команда сэкономила время, ответив на вопрос досрочно, то она получает право ответить на третий вопрос, т. е. может получить еще один балл. После этого место за игровым столом занимает следующая команда. Игру ведет сам учитель, а правильность ответов может оценивать группа учащихся, хорошо разбирающихся в материале и заранее подготовленных к игре. Они же предлагают правильные ответы на вопросы.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Обязательно оцениваются учащиеся, наиболее активно участвовавшие в обсуждении вопросов.

Методические указания. Такие игры хорошо проводить при проверке знаний и обобщении изученного материала.

Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки нетрадиционного урока и его проведения учитель должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются:

  • хорошее знание предмета и методики;
  • творческий подход к работе, изобретательность;
  • осознанное отношение к использованию нетрадиционных форм урока в учебном процессе;
  •  учет собственного характера и темперамента.

Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Как правило, они посвящены какой-то конкретной теме, и для ее раскрытия уже нужно обладать определенным набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы.

Отметим, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету и учебе. При разработке интегрированных уроков целесообразно объединять усилия разных учителей - предметников.

Заключение

Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
используемой литературы.

В первой главе рассмотрели сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии, роль нетрадиционного обучения в образовании, значение нестандартных уроков в формировании личности подростков.

Использование нетрадиционных форм занятий по технологии создает благоприятные условия для:

  • организации коллективной работы учащихся разных возрастных групп и классов;
  • расширения кругозора школьников за счет привлечения их к изучению дополнительного материала из разнообразных источников;
  • организации культурного досуга учащихся, их родителей и сотрудников школы;
  • привлечения к учебному процессу родителей;
  • расширения учебной зоны;
  • реализации межпредметных и внутрипредметных связей;
  • формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;
  • мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;

Вторая глава - является методической частью выпускной работы. В ней разрабатываются  нетрадиционные формы уроков технологии для подростков.

Из второй главы следует, что, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

В результате проведенного  исследования по проблеме использования нетрадиционных форм обучения на уроках технологии автором были сделаны следующие выводы:

  • учащимся интересны такие уроки. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как боязнь плохих отметок, закомплексованность;
  • подобные уроки вносят в школьные будни разнообразие, создают в классе атмосферу праздника, приподнятое настроение. Учащимся нравятся эти нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям.

Таким образом, актуальность темы выпускной работы, ее практическая и теоретическая значимость в современной системе образования способствовали решению ряда задач, поставленных в начале исследования:

  • обучение учащихся с помощью применения нетрадиционных форм обучения;
  • разработка уроков нетрадиционных форм обучения учащихся на уроках технологии.

Таким образом, можно считать правомерным и результативным решение цели, задач и адекватность формулировки гипотезы данной выпускной работы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация"Нетрадиционные формы обучения на уроках английского языка"

Эта статья о нерадиционных подхдах в преподавании английского языка,моё видение и отношение к современному преподаванию иностранных языков и работа по всем видам речевой деятельности...

«Нетрадиционные формы обучения на уроках Физической культуры».

Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, зачёты, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, уроки-сказки, различны...

Использование игры как нетрадиционной формы обучения на уроках биологии.

В данной статье раскрыта роль игровой технологии в развитии познавательной деятельности обучающихся с нарушенным слухом, а также описаны этапы проведения игры и основные результаты применения этой тех...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Нетрадиционные формы обучения на уроках музыки...

Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием нестандартных форм обучения на уроках МХК в 11 классе

Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных, в том числе социокультурных изменений. Все эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания.Главная задача россий...


 

Комментарии

Надежда Павловна, спасибо за материал. Доступно, объёмно, понятно. Творческих успехов!!!