Использование современных образовательных технологий
статья по технологии на тему

     Использование новых образовательных технологий,  способствует повышению интереса обучающихся к предмету, повышается мотивация, что отражается на знаниях школьников.     Проблемное обучение как база воспитания творческого мышления, развития познавательной  активности учащихся обладает большими возможностями.
          Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода мною применяются следующие: метод проектов, здоровьесберегающие технологии, информационные и коммуникационные технологии в преподавании своего предмета. А также для активизации самостоятельной работы учащихся использую игровые технологии, технологии проектной деятельности, технологию проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologiy.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий

     Использование новых образовательных технологий,  способствует повышению интереса обучающихся к предмету, повышается мотивация, что отражается на знаниях школьников.     Проблемное обучение как база воспитания творческого мышления, развития познавательной  активности учащихся обладает большими возможностями.
        Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода мною применяются следующие: метод проектов, здоровьесберегающие технологии, информационные и коммуникационные технологии в преподавании своего предмета. А также для активизации самостоятельной работы учащихся использую игровые технологии, технологии проектной деятельности, технологию проблемного обучения.

Метод проектов. 

В  примерные  программы  образовательной  области  «Технология»  введен  блок – модуль  «Основы  проектирования»,  предусматривающий  организацию  и  руководство  проектной  деятельностью  обучающихся  (метод  проектов).  Проектная  деятельность  предлагает  более  гибкую  структуру  учебного  процесса  по  всей  проектно – технологической  цепочке  -  от  идеи  до  ее  реализации  (изготовления  объекта  труда  -  модели,  изделия).  

  Под  проектом  понимается самостоятельная  творческая  завершенная  работа,  выполненная  учащимся  под  руководством  учителя.

  Метод  проектов  (в  пер.  с  греч.  «путь  исследования») – это  система  обучения,  гибкая  модель  организации  учебного  процесса,  ориентированная  на  самореализацию  личности  учащегося  путем  развития  его  интеллектуальных  и  физических  возможностей,  волевых  качеств  и  творческих  способностей  в  процессе  создания  под  контролем  учителя  новых  товаров  и  услуг,  обладающих  субъективной  или  объективной  новизной  и  имеющих  практическую  значимость.

                 Проектная  деятельность  в  сравнении  с  традиционными  методами  преподавания  трудового  обучения  имеет  свои  особенности.  Она  включает  ряд  условных  этапов:

  1. Поисково – исследовательский  (проектировочный).
  2. Технологический  (этап  реализации  проекта).
  3. Заключительный  (презентация  и  практическое  использование  изделия).

На  начальном  этапе  многие  школьники  будут  испытывать  значительные  затруднения  при  выполнении  творческих  проектов.  Поэтому  для  них  я использую  творческие  задания  или  работы  по  образцу.  Объекты  проектирования  должны  быть  посильны  для  учащихся  соответствующих  возрастных  групп.

  Количество участников  при  выполнении  проекта  в  зависимости  от  его  сложности  может  быть  различным:  от  одного  (индивидуальный  проект)  или  нескольких  учащихся  одного  класса  до  больших  творческих  коллективов,  включающих  учащихся  разных  классов  и  возрастов  (юбилей  школы,  организация  питания  в  походе  и  т.д.).  При  выполнении  групповых  и  коллективных  проектов  учитель  распределяет  обязанности  между  учащимися  и  определяет  ответственность  каждого  за  выполнение  проекта  в  целом.  Общая  оценка  коллективного  проекта  осуществляется  на  основе  вклада  каждого  из  исполнителей.

          Проект  может  быть  рассчитан  на  изучение  одной  темы,  нескольких  тем  или  целого  тематического  блока.  Сроки  выполнения  проектов  в  большей  степени  зависят  от  содержания,  целей  и  задач  проекта  и  могут  меняться  от  3 – 4  недель  до  года.  При  длительном  выполнении  проекта  необходимо  наметить  определенные  этапы  с  конкретными  результатами  работы  на  каждом  этапе.

  Основой  для  руководства  проектной  деятельностью  учащихся  на уроках     технологии  является  «Положение  об  ученическом  проекте  в  рамках  школьного  курса  «Технология»,  рассмотрено на МС школы и утвержденное  директором (см.  приложение 1).

           Для  выполнения  проектов  учащимся  необходима  определенная    теоретическая    подготовка  в  области  конструирования,  решения  творческих  изобретательских задач.  Для  этого я использую  часть  времени,  отводимого  программой  для  выполнения  проектов;  другая  часть  этого  времени  используется  для  практической  работы  над  проектом  (на  выполнение  проектов    программой  «Технология»  выделяется  около    25%  учебного  времени;  для  проектов  повышенной  сложности  учебное  время  дополняется  за  счет  внеучебного).  Соотношение  этих  двух  частей  определяется  учителем  самостоятельно.  Практическая  работа  над  проектом  (изготовление  изделия)  может  осуществляться  по  различным  разделам  курса  «Технология» («Обработка  материалов»,  «Художественная  обработка  материалов»  и  др.),  а также  самостоятельно  в  домашних  условиях.  Тем  самым  закладываются  возможности  общения детей  и  родителей.  В  повседневных  совместных  делах  появятся  взаимопонимание,  уважение  и  доверие,  чувство  общности,  сформируются  новые  и  восстановятся  утраченные  духовные  ценности.

           Тематика  учебных  проектов  определяется  содержанием  обучения  в  данном  классе.  Тематика  проектных  заданий  должна  охватывать, возможно,  более  широкий  круг  вопросов  минимумов  содержания,  примерных  программ  «Технология»,  быть  актуальной  для  практической  жизни  и  требовать  привлечения  знаний  учащихся  из  различных  областей  с  целью  развития  их  творческого  мышления,  исследовательских  навыков,  умения  интегрировать  знания,  устанавливать  причинно – следственные  связи.

  При  подборе  тематики  проектных  заданий  следует  учитывать  прикладной  характер  соответствующих  вопросов  по  экономике,  экологии,  современному  дизайну,  моде.  Правильный  выбор  темы  с  учетом  названных  требований,  возрастных  и  личностных  интересов  учащихся  обеспечивает  положительную  мотивацию  и  дифференциацию  в  обучении,  активизирует  самостоятельную  творческую  деятельность  учащихся  при  выполнении  проекта.  

Окончательный  выбор  темы  проекта  остается  за  учащимся.  Учитель, зная  интересы  и  потенциальные  возможности  своих  учеников,  помогает максимально  точно  помочь  подобрать  тему  и  определить  уровень  сложности  проекта  для  каждой  группы  учащихся.                                                             Требования  к  выполнению  и  оформлению  проекта  зависят  от  возраста  учащихся  и  класса  обучения  (см.  приложение  2).  Некоторые  проекты  могут  быть  интегрированными,  т.е.  наряду  с  технологией  охватывать  содержание  и  других  учебных  предметов.

 Особенность  системы  выполнения  проектов – совместная  творческая  работа  учителя  и  учащегося.  При  этом  имеется  возможность  расширить  обозначенные  в  программе  направления  трудовой  творческой  деятельности,  учесть  интересы  учащихся,  особенности  регионов.  Проекты  любой  направленности  будут  педагогически  эффективны  только  в  контексте  общей  концепции  обучения  и  воспитания.  Проекты – это  лишь  один  из  компонентов  системы  образования.

Не  следует  понимать  проект  как  контрольную  работу.  Проект – творческая  работа,  во  время  которой  школьники  продолжают  пополнять  знания  и  формировать  умения,  необходимые  для  выполнения  работы  на  базе  предыдущих  разделов  курса,  сравнительного  дизайн – анализа  изделий  с  современными  аналогами.  Именно  при  выполнении  творческих  проектов  учащиеся  выявляют  свои  профессиональные  способности,  получают  первоначальную  специальную  подготовку,  в  результате  чего  у  них  формируется  ключевые компетенции.

           Одна  из  проблем,  с  которой  я столкнулась  это:  как  оценивать  проектную  деятельность  учащихся?  Необходимы  текущие  оценки,  т.к.  контроль  подтягивает,  дисциплинирует  учащихся,  и,  разумеется,  итоговая оценка.  Окончательная,  итоговая  оценка  должна  ставится  с  учетом  текущих  оценок,  уровня  защиты  проекта,  качества  готового  проекта  (его  описательной  части – пояснительной  записки,  и  изделия).  С  этой  целью  мною был разработан  контрольный  лист  проекта  (оценочный  лист),  в  котором  за  выполненную  часть  ставится  оценка (см.  приложение  3).

            В  результате  проектной  деятельности  полнее  обеспечиваются  современные  требования  к  развитию  обучающихся.  Выполняются  и  осваиваются  не  только  конкретные  трудовые  действия,  но  и  решаются  разнообразные  конструкторско – технологические  и  технические  задачи,  возникающие  в  ходе  выполнения  проектов,  анализируются  факторы,  влияющие  на  конструкцию,  форму,  дизайн  объектов  труда  (моделей,  изделий).  Действия  обучающихся  носят  в  основном  преобразующий  характер,  способствуют  развитию  у  них  творческого  потенциала и формированию ключевых компетенций.

Технология проблемного обучения.

 Применение проблемного обучения в  технологии связано с уровнем подготовленности учащихся, их возрастными и индивидуальными особенностями.

     Восприятие и решение учебных проблем требует умения сравнивать предметы, явления, анализировать их, без сформированных умений и навыков, свойственных познавательной деятельности, нельзя говорить ни о восприятии проблемы, ни тем более о ее решении.

     Изучая, наблюдая, сопоставляя, школьники находят истину, убеждаются в необходимости дополнительных знаний, экспериментировании, а в конечном счете в том, что человеку  подвластно не только познание окружающего мира, но и его преобразование.

     В.А.Сухомлинский говорил, что существует прямая связь между «действиями руки и мыслью человека». Педагог заметил, что труд, в котором присутствуют элементы исследования, экспериментирования, используются  научные данные, особенно  импонирует ученикам, приносит им моральное удовлетворение.

     Опыт В.А.Сухомлинского убеждает, что школьники предпочитают труд , в котором на первом месте интеллектуальное содержание. Именно такой труд наиболее эффективно развивает их самосознание, способствует самооценке.

     Элементы проблемного обучения возможно применять на каждом занятии и всех его этапах. Необходимо постоянное, а не эпизодическое его использование.

     Исследования, проведенные отечественным ученым- педагогом М.И. Махмутовым, показывают, что проблемное преподавание может быть трех видов: монологическое, распределяющее и диалогическое. Как показывает практика, в условиях трудового обучения наиболее эффективным является диалогическое преподавание.

     Это обусловлено тем, что по большинству тем ученики имеют некоторые начальные знания из опыта и в определенной степени могут принимать участие в решении учебных проблем.

     При диалогическом преподавании преобладает беседа, которой учитель  сам создает проблемную ситуацию, но решают ее в основном учащиеся. При этом происходит его диалог с ними,  т. е. эвристическая беседа.

     Эффективность усвоения школьниками знаний и приемов умственной деятельности во время проблемного обучения в значительной степени зависит от учета их индивидуальных способностей.

     Перед всеми учащимися класса учитель ставит проблемное задание, но не у всех оно  сможет  вызвать состояние проблемной ситуации.

     Как подчеркивает психолог Н.А.Менчинская,   «одно то же задание для одного  ученика является проблемным,  для другого оно еще  не стало таковым, а для третьего оно уже перестало быть проблемным».

     Если учесть еще  и  различный характер познавательной деятельности учащихся в процессе решения проблем, то станет  понятно,  что  наибольшего эффекта проблемное обучение достигает во время индивидуальной работы учеников.

        Развитию познавательной активности у учащихся помогают проблемные ситуации, возникающие на уроках. Наиболее благоприятные условия для их возникновения появляются, когда школьники не знают, как выполнить задание, ответить на вопрос, объяснить новый факт.  Проблемная ситуация возникает и потому, что школьницы об одном и том же предмете на разных этапах обучения получают знания различного уровня. Например, учащиеся 5 класса узнают, что на швейной машине можно выполнять различные швы. В 7 классе перед ними ставлю вопрос: «Как же образуется машинный шов?» Это общая проблема урока, её можно разбить на малые.

           Проблемные ситуации возникают и во время конструирования и моделирования изделий, когда из системы имеющихся знаний нужно выбрать необходимые. На практике часто приходится видоизменять предлагаемую модельерами одежду. А для этого необходимо учитывать все элементы изделия. Так, если изменяется цвет или рисунок ткани, то изменения требуют и отделка изделия, и расположение фасонных линий и т.п. Соответствующие теоретические сведения ученикам сообщаются, но все практические ситуации невозможно предвидеть и описать. Поэтому, как правило, им дается общее представление об особенностях  конструирования изделий, а в каждом конкретном случае они должны применять необходимые знания, выделив их из системы имеющихся.

           Скажем, предложенная модель платья должна изготавливаться из клетчатой ткани, а ученица хочет выполнить его из ткани в полоску. При этом возникает ряд вопросов: почему модельер для данной модели рекомендует клетчатую ткань? Можно ли заменить ее тканью в полоску? Если это возможно, то появляются еще несколько вопросов: как разместить фасонные линии на платье? Как расположить рисунок ткани? Какие элементы (воротник, манжеты, рукав, пояс, пуговицы и т.п.) следует заменить? Как разместить выкройку? Причем ответ на каждый из них нужно аргументировать соответствующими знаниями.

 При использовании имеющихся знаний в новых условиях также нередко возникают проблемные ситуации. Так, учащиеся знают, что, выбирая цвет и рисунок ткани для изделия, следует учитывать иллюзорность восприятия. В случаях, идентичных показанным учителем, они делают это без больших усилий. Но как быть, если рисунок ткани сложный и необходимо найти такой его элемент, с помощью которого можно было бы скрыть недостаток фигуры.

 Возникновение проблемной ситуации неизбежно и тогда, когда проявляется несоответствие между теоретически возможным путем решения задачи и практической невыполнимостью или нецелесообразностью выбранного для этого способа.   

       Создание проблемных ситуаций под влиянием "психологического барьера" предыдущего опыта характерно и для швейного дела, но в несколько меньшей степени, чем для технического труда. Это обусловлено тем, что в швейном деле та или иная задача имеет меньшее количество возможных вариантов решения. Но все-таки значительная часть проблемных ситуаций возникает и по этой причине.

Обучение необходимо строить таким образом, чтобы во время создания образа действия учащиеся воспринимали не только последовательность операций, но и видели закономерности их выполнения, легко переносили имеющиеся умения в новую ситуацию. Экспериментальная проверка показала, что те учащиеся, которые знают строение, принцип работы и закономерности ножного привода швейной машины, значительно быстрее усваивают это сложное действие, чем те, которые начинают учиться шить, не выяснив этих вопросов.

 Проблемные ситуации возникают на уроках швейного дела и вследствие проявления противоречивых суждений. Создать оригинальные модели, составить рациональную технологию изготовления изделий, выбрать необходимый для них материал можно только в ходе активного, творческого анализа всех "за" и "против", т.е. в процессе анализа суждений.

 Характерной особенностью проблемного обучения на уроках швейного дела является то, что большинство учебных проблем требует для их решения использования наглядности в виде образцов одежды, рисунков, диапозитивов и т.п.

 Заметим, что во время изучения кулинарии возникают такие же типы проблемных ситуаций, но они решаются на основе не только научно-обоснованных доказательств, но и жизненного опыта.

        Во время изучения темы «Конструирование и моделирование одежды» есть  широкие возможности для использования проблемных ситуаций. К примеру, определять виды изделий учащиеся могут с незначительной помощью учителя. Более сложными являются задания по выделению признаков классификации. Учитель может назвать одежду, предназначенную для разных сезонов, и попросить классифицировать ее по одному из признаков. Определение критериев классификации является проблемным заданием.

 Для активизации умственной деятельности учащихся можно задать им такой вопрос: что общего у праздничного и повседневного платья и чем они отличаются? Причем, во время ответов необходимо ориентировать их не на простое перечисление общих и отличительных особенностей, внешних элементов платья, а на выделение их конструктивных, принципиальных черт, определение стиля, композиции и т.д.

 В ходе беседы школьники должны понять, что платья разного назначения раскраиваются с помощью основной выкройки соответствующего размера? Они могут существенно отличаться тканью, отделкой, фасоном и т.п. Для наглядного подтверждения высказанной мысли следует использовать плакат, на котором показано, как может изменяться композиционное решение одной и той же модели.

      Изучение темы «Кулинария» можно также проводить с использованием проблемных ситуаций. Учащиеся из опыта знают о возможности сохранения плодов и ягод варением, маринованием, солением, квашением, мочением, сушкой и т.п., но их знания требуют теоретического обоснования и систематизации, поскольку объяснить, почему ягоды быстро портятся или почему компоты варят по определенной технологии, они не могут.

 Причиной того, что фрукты и ягоды быстро портятся, является жизнедеятельность микроорганизмов. Что же они собой представляют? В каких условиях живут и размножаются? Эти вопросы обостряют внимание учащихся, однако самостоятельно найти ответы на них они не могут. Учитель должен рассказать им об этом, после чего учащиеся могут включиться в поиск путей сохранения продуктов от порчи. Возникают вопросы: какое из условий жизнедеятельности наиболее важно для микробов? Как лишить микробов условий существования? Как разработать способы длительного сохранения овощей, фруктов и ягод?

 Учитель должен натолкнуть учащихся на правильный путь решения перечисленных проблем и вместе разобрать эти вопросы. 


 Здоровьесберегающие технологии

Для организации здоровьесберегающего пространства на уроке технологии я считаю необходимым проведение физминуток, дыхательной гимнастики. Мы играем в подвижные игры, часто меняем формы и методы работы на уроке для того, чтобы дети не переутомлялись. Кабинет технологии отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и оснащен необходимыми техническими средствами обучения.

Игровые технологии.
 

  На итоговых занятиях по теме я ввожу и элементы деловой игры. Например, после уроков по проектированию и изготовлению швейного изделия в 5-м классе проводится игра «Швейный цех». Участие в ней ставит детей в активную позицию, заставляя порой экспромтом принимать непростые решения. Кроме того, такие игры способствуют более полному ознакомлению с различными профессиями. В последующих классах это «Магазин тканей», «Ателье», «Дом моделей», «Праздничное кафе» и др.

ИКТ технологии.

Благодаря усилиям учителей информатики, учащиеся с 1-го класса начинают знакомиться с основами пользования компьютером. В связи с этим возникла потребность в разработке методики его применения на различных уроках для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и, прежде всего, развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. Серьезная трудность здесь состоит в том, что готовых обучающих программ почти нет, далеко не каждая из существующих программ может удовлетворить учителя - ведь у любого свой стиль проведения занятий, свои подходы к учащимся. В нашем кабинете технологии нет компьютера, поэтому для проведения занятий мы используем конференц-зал.

Для того чтобы занятия проходили организованно, чтобы каждый ребенок мог найти себя, мог преодолеть неизбежные трудности, мог заинтересоваться увлекательной перспективой, для каждого из разделов программы был подобран банк компьютерных презентаций.

Электронные ресурсы, используемые на уроках технологии

Презентации по теме «Кулинария» № 1

Программа

  • Игра «Хозяюшка»
  •  «Бутерброды» № 1
  • «Грибы»
  •  «Крупа»
  • «Повседневна сервировка стола»
  • «Рецепты праздничных салатов»
  • «Так вот ты какая, каша…»
  • «Блины»
  • «Бутерброды» № 2
  • «Желе, самбуки, муссы»
  • «Как правильно есть»
  • «Еда»
  • «Кухня» (интерьер)
  • «Рациональное питание»
  • «Сервировка праздничного стола»
  • Урок-сказка «Курочка Ряба»

Microsoft Office PowerPoint

Microsoft Excel

Презентации по теме « Рукоделие» № 1

Программа

  • «Вышивка лентами»
  • «Елочная игрушка» (история создания)
  • «Лоскутная мозаика»
  • «Лоскуток»
  • «Такие разные куклы»
  • «Вязание на спицах»
  • «Изготовление декоративных цветов»
  • «Лоскутное шитьё»
  •  «Народная кукла»
  • «Мир мягкой игрушки»

Microsoft Office PowerPoint

Microsoft Excel

Презентации по теме « Семейный бюджет, семья, гигиена, интерьер» № 1

Программа

  • «Семейный бюджет»
  • «Безопасное поведение в бытовых ситуациях»
  • «Влияние вредных привычек на организм»
  • «Доходы и расходы семьи»
  • «Интерьер жилого дома» №1
  • «Комнатные растения»
  • «Нравственность и здоровье»
  • «Правовые основы брака и семьи»
  • «Растения уголка природы»
  • «Семейное право России»
  • «Семья. Типы Семей»
  • «Человек среди людей»
  • «Семья»
  • «Болезни, передаваемые половым путём»
  • «Гигиена кожи»
  • «Здоровье детей»
  • «Интерьер жилого помещения» № 2
  • «Любовь»
  • «Потребности семьи»
  • «Приборы. Кроссворды»
  • «Семейная экономика»
  • «Семья и её функции»
  • Сотовые телефоны. Вред и польза»

Microsoft Office PowerPoint

Microsoft Excel


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...