рабочая программа по технологии 5 кл. (девочки)
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

программа по обслуживающему труду 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №4

г. Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области

«Согласовано»

Руководитель МО

__________Чумаченко Т.А.

Протокол № ________

от «_____»_________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора

лицея по УВР

__________Орищенко Н. С.

от «_____»_________2014г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ

__________Хиценко А. И.

Приказ № ________

от «_____»_________2014г.

Рабочая программа

по технологии (обслуживающий труд)

5 класс

                 Составила:  учитель технологии  Соколенко О.А.

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к Рабочей программе по технологии.

Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд.» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Данная программа составлена на основе «Примерной программы по технологии» (сост. Л.И. Хатунцева, Л.Е. Афиногенова, Б.П. Чепелева) 2008г.

Цели и задачи:

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является:

- формирование трудовой и технологической культуры школьника,

- формирование системы технологических знаний и умений,

- воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда,

- формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

Изучение технологии в школе направлено на:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 245 часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе, в V классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Базовыми для  Рабочей программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Творческие и проектные работы».

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.  Данная Рабочая программа составлена с элементами авторской «Программы по образовательной области «Технология» -обслуживающий труд 5-9 классы (для городской школы)», сост. Бабина Н.Ф.  (изменения внесены в раздел «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», а именно в тему «Конструирование и моделирование швейных изделий»). В 5 классе девочки знакомятся с работой бытовой швейной машины с электроприводом, и для того, чтобы отработать приемы работы на машине. Для работы учащимися в 5 кл.используется учебник «Технология» (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, изд. «Вентана-граф» 2005, 2006 г. издания.

Количество учебных часов:

Класс

Кол-во часов в неделю

5а, 5б, 5в

по 2 часа

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

1.Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

2. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

3. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

4. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

5. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

6. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

7. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения:

Ожидаемые результаты обучения по данной Рабочей   программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для  создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными  и эстетическими свойствами;  умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда. 

Требования к уровню подготовки учащихся.

5 класс.

  Должны знать:

- негативные последствия общественного производства на окружающую среду и здоровье человека;

- способы получения, хранения, поиска информации, источники и носители информации;

- общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;

- общие сведения о пищевой ценности овощей, методы определения качества овощей, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;

- правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием и горячими жидкостями;

- технологию приготовления блюд из сырых и варёных овощей, измерение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способов кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;

- способы определения свежести яиц и их хранения, использование яиц в кулинарии; о виды бутербродов и горячих напитков, технологию приготовления, правила сервировки стола к завтраку;

- общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни и столовой, подбор материалов, дизайн-проектов по созданию интерьера различных жилых помещений;

- культуру поведения в семье, основы семейного уюта;

- правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, свойство нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;

- виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе;

- виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, возможности лоскутной пластики, основные приёмы и материалы, применяемые в лоскутной пластике;

- правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов.

Должны уметь:

- осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки тканей;

- работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку всех овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и варёных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку;

- разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;

- определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны;

- включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать её скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определённый угол с подъёмом прижимной лапки, регулировать длину стежка;

- переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы;

- подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы.

Тематический план по технологии 5 класс.

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Введение.

2

Введение в предмет «Технология». Инструктаж по технике безопасности, правила поведения в мастерской.

2

Технология ведения дома.

4

Эстетика и экология жилища. Понятие интерьера кухни.

2

Оборудование кухни. Уход за посудой.

2

Технология обработки пищевых продуктов.

12

Сведения о питании и приготовлении пищи.

Санитарно-гигиенические требования.

2

Технология приготовления блюд из яиц, бутербродов и горячих напитков.

2

Овощи в питании человека. Блюда из овощей.

6

Сервировка стола к завтраку и элементы этикета.

2

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

40

1. Элементы материаловедения.

4

Швейное материаловедение. Ткани из волокон растительного происхождения.

2

Свойства тканей. Изготовление макета полотняного переплетения.

2

2. Элементы машиноведения.

14

Ручные работы. Техника безопасности при ручных работах.

2

Бытовая швейная машина. Правила ТБ при работе.

2

Работа на швейной машине. Тренировочные упражнения.

4

Выполнение машинных строчек и  швов.

6

3. Технология изготовления швейных изделий.

16

Технология изготовления изделий из лоскутов.

2

Организация рабочего места, подготовка материалов к работе.

2

Раскрой деталей прихватки, подготовка деталей кроя к обработке.

2

Поузловая обработка деталей изделия.

8

Изготовление кухонных полотенец. Способы обработки края.

2

4. Рукоделие. Художественные ремесла.

6

Технология выполнения простейших ручных швов. Вышивание метки, монограммы.

6

Творческие проектные работы.

12

Работа над творческим проектом.

12

Итого

70

Содержание учебного курса.

Введение (2 ч).

Инструктаж по технике безопасности на уроках технологии. Общие правила поведения в мастерской.

Технология обработки пищевых продуктов (12 ч).

Физиология питания  (2 ч).

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Суточная потребность в витаминах. Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

Бутерброды, блюда из яиц,  горячие напитки (2 ч).

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Блюда из овощей (6ч).

Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.

Сервировка стола к завтраку и элементы этикета (2 ч).

Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Технологии ведения дома (4 ч).

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований.  Украшение кухни изделиями собственного изготовления.

Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека. Уход за посудой.

Создание изделий

из текстильных и поделочных  материалов (40 ч).

Элементы материаловедения  (4 ч).

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Элементы машиноведения  (14 ч).

Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва. Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Правила безопасной работы. Практические работы на швейной машине.

Технология изготовления швейных изделий (16 ч).

Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного искусства. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды. Изготовление прихватки в лоскутной технике, кухонного полотенца.

Рукоделие. Художественные ремесла (6 ч).

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Творческие, проектные работы (12 ч).

Знакомство с  творческим проектом. Цели и задачи проектирования. Выбор темы. Работа над изделием. Оформление пояснительной записки. Защита проекта.

Формы контроля, используемые на уроках технологии:

Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельная работа, индивидуальная работа, тесты, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопроса по изучаемой теме, самоконтроль по образцу, подготовка творческих работ, презентация работ учеников, мини-проекты, разработка творческих проектов, викторины, интеллектуальные игры, кроссворды, ребусы.

Перечень учебно-методических средств.

Литература:

1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие для учителей / И.П. Арефьев. - М.: Школьная пресса, 2005.

2. Бабина Н.Ф. Организация контроля и оценивания на уроках технологии: Учебно-методическое пособие для учителей технологии / Н.Ф. Бабина - Воронеж, 2003.

3. Бешенков А.К. Методика обучения технологии 5-9 кл.: Метод. пособие / А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая. - М.: Дрофа, 2003.

4. Кожина О.А. Технология: методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских обслуживающего труда / О.А. Кожина - 2е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.

5. Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

6. Маркуцкая С.Э. Технология в схемах, таблицах, рисунках. 5-9 классы.

Обслуживающий труд. / Маркуцкая С.Э. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.

7. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 кл. / авт.-сост. Е.А.Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2008.

8. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс (девочки). - 3-е изд. - М.:5 за знания, 2008.

9.Синица Н.В. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: Методические рекомендации / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана - Граф, 2008.

10.Соколова В.А. Тематическое и поурочное планирование по программе трудового обучения девочек в 5-9 кл.: метод. пособие / В.А. Соколова.М.: Дрофа, 2007.

11.Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э.Д. Днепров, Л.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

12.Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 классы /Сост. Л.П. Барылкина, Е.С.Соколова. – М.: 5 за знания, 2006.

13.Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2008.

14.Технология, 5-11 классы: предметные недели в школе / авт.-сост. Е.Д. Володина, В.Ю. Суслина. - Волгоград: Учитель, 2008.

15.Технология: примерные программы / сост. Л.И. Хатунцева, Л.Е. Афиногенова, Б.П. Чепелева, - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008.

16.Уроки труда. 5 класс. Макраме. Вышивание: поурочные планы / сост. С.И. Припеченкова, Э.Ю.Глушкова.- Волгоград: Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для девочек 5 класса

Рабочая программа по технологии для девочек 5 классов...

Рабочая программа по технологии для девочек 5-9 классов.

Рабочая программа основного общего образования по технологии по программе В.Д. Симоненко (вариант для девочек)....

рабочая программа по технологии для девочек 5 класс

рабочая программа по технологии для девочек...

Рабочая программа по технологии для девочек 5-10 классы

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 245 ч для обязательного изучения каждого направления образоват...

Рабочая программа по технологии 7класс девочки

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и  основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по напра...