Урок по внеурочной деятельности 5 класс "Бумажная пластика"
опыты и эксперименты по технологии (5 класс) на тему

Парамошкина Татьяна Анатольевна

Одним из самых удивительных материалов является бумага. Вырезание из бумаги очень нравится детям, Из бумаги можно сделать удивительной красоты вещи, но работать без знания правил  техники безопасности нельзя. На этом  уроке мы с учащимися  изучаем правила техники безопасности и делаем небольшую работу применяя правила.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по внеурочной деятельности для учащихся 5 классов

«Бумажная пластика»

Составил - Учитель технологии

Парамошкина Татьяна Анатольевна

Город  Самара Кировский район

МБОУ СОШ № 157

Пояснительная записка

Одним из самых доступных и удивительных материалов является бумага. Вырезание из бумаги – очень увлекательное занятие. Можно сделать невероятные, удивительной красоты поделки. Иногда красивая вырезка получается совершенно неожиданно, а иногда приходится поломать голову, чтобы вышло именно то, что нужно.

Потребуется время, чтобы научить  детей работе с ножницами. Практические занятия по вырезанию, выполнение аппликаций приносит большую пользу детям, так как  обладают большими учебными возможностями. Аппликационные работы, работы с рисунками, кожей, природными материалами -  способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей  и целого, пониманию цвета и его преобразования, помогают выражению собственной фантазии.

 Работа над аппликацией, природными материалами, красками и рисунками способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, воспитывая аккуратность, терпеливость.

 Составляя, конструируя из квадратов, прямоугольников, треугольников и кружков различные предметы и элементы растительного и животного мира, дети знакомятся с основами  творческой деятельности.

 Творческие способности развиваются от занятия к занятию, от одного года обучения к другому.

 В творческой группе разновозрастной состав, что  имеет много преимуществ. Учащиеся  старших классов оказывают помощь младшим школьникам и являются для них примером для совершенствования своей работы. Отсутствие оценок, свобода выбора практической деятельности привлекает на занятия всех детей.

Основное место на занятиях занимает практическая работа, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения.

При этом решаются такие учебно-воспитательные задачи:

-развиваются интеллектуально-творческие способности, инициатива, самостоятельность;

-развивается познавательная активность учащихся;

-формируется творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения в повседневной жизни с пользой для себя и окружающих.

 Учитель может поставить  те цели, которые считает нужными, применительно к условиям своего класса, кроме того, цели всех занятий-практикумов схожи:

-учить ребёнка самостоятельно анализировать предлагаемое изделие;

-закрепление правил и приёмов рациональной разметки (аккуратность, точность, экономное расходование материалов);

-закрепление и совершенствование приемов работы с клеем и ножницами, осознано выполнять правила безопасности труда;

-развитие глазомера, координации движений.

Ведущие методические принципы:

        1. Принцип деятельности подразумевает активное включение  ребенка в учебно-познавательную  деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.

        2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников во время занятий.

        3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта,  способности самостоятельного выбора решений.

        4. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.

В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки, осваивают  различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют  приобретённый  опыт в практической деятельности и повседневной жизни.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

I. Работа с бумагой и картоном.

    Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности. Симметрия.

    Аппликация. Аппликация плоская  и объёмная.

    Открытки.

 II.  Аппликация на стекле –.

Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами.    Техника безопасности. Симметрия.

В практической  работе дети учатся правильно  держать ножницы, осторожно с ними обращаться, вырезать точно по прямой линии. Затем они упражняются в вырезании квадратов из полосок, а из квадратов треугольников. Упражнения можно  выполнять на любой простой  бумаге.

На втором этапе дети учатся вырезать фигуры для аппликаций с плавными переходами, закруглениями и овалами. Закрепляют эти навыки   при вырезании силуэтов  овощей, и несложных цветов с добавлением к ним листьев.

Закрепить правильные приемы вырезания можно, подбирая  для работы сначала простые, а затем более сложные объекты  труда.

Исходными материалами  являются бумага, ножницы, клей.

Основной материал для работы  -  цветная бумага, можно также  использовать цветные обложки старых журналов, тетрадей, плакатов.

Ножницы – главный инструмент. Для  вырезания бумаги важно выбрать хорошие острые ножницы. Лезвия ножниц должны свободно раздвигаться, но не болтаться. Туго раскрывающиеся ножницы натирают  пальцы, а слабо закрепленные при резании мнут бумагу.

Канцелярский (силикатный) клей обесцвечивает бумагу, оставляет на ней  желтые пятна, поэтому его использование нежелательно.

Очень хорош  в работе клеящий карандаш, не пачкает и не сминает тонкую бумагу, только не забывайте каждый раз закрывать колпачок, клей очень быстро высыхает.

Поливинил-ацетатный  клей хорошо склеивает большие поверхности. На вид белый, но после высыхания становится прозрачным. Наносите его кисточкой. Избегайте попадания клея на одежду,  работайте   с ним  в переднике или с закатанными рукавами. После работы тщательно промойте кисточки. Его можно использовать не только как клей, но и как лак. Он придаст крепость вашим работам и хорошо предохраняет поверхность.

Клейстер готовится из муки  размешиванием до однородного раствора. Кипятится  в течение нескольких минут. Используется после охлаждения.

Не пользуйтесь клеем, содержащим растворитель!

Скотч незаменим, но это капризный материал. Лучше всего сразу отрезать несколько кусочков и слегка приклеить их за уголок к рабочему столу.

Для занятий  необходимы тряпочки – сухие  для притирания через  лист и влажные  для вытирания рук во время работы.

Аппликация.

Аппликация плоская  и объёмная.

Техника выполнения аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы  способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей  и целого, пониманию цвета и его преобразования. Во время выполнения аппликации воспитывается аккуратность, терпеливость, такие занятия помогают выражению собственной фантазии.

 По своему содержанию аппликации можно подразделить на предметные, сюжетные, орнаментальные и шрифтовые.

По виду выполнения аппликации можно подразделить   на плоские и объёмные.

Плоскую аппликацию выполняют путем вырезания деталей  из бумаги и наклейки их на основание.

В некоторых случаях детали из бумаги делают способом обрывания. Края таких деталей  получаются неровными. Этот способ аппликации хорошо применять в том случае, когда изображают животных, деревья, пушистый снег, меховую шапку. Оборванные края деталей создают впечатление пушистости, шероховатости.

Объёмная аппликация. Широкое  распространение в практической  деятельности школьников получила объёмная аппликация, создающая некоторую видимость объёма. Объемная аппликация увеличивает художественные возможности ученических работ, расширяет творческие возможности её выполнения.

Аппликация на стекле.

Техника выполнения таких работ очень проста.
  На стекло наносится контур рисунка черной тушью, затем элементы аппликации необходимо залепить разноцветным пластилином. Фоном служит обыкновенная цветная бумага. Законченная работа вставляется в рамку. Хранить вдалеке от источника тепла, избегать попадания прямых солнечных лучей.

Предлагаемые занятия развивают активность, творческую инициативу, способствуют познанию основ композиции и перспективы, развивают художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, чувства симметрии. Даже пользуясь шаблонами, но, проявляя своё воображение и творчество, дети создают работы разные и неповторимые. Выполненные с любовью и вдохновением, они помогут украсить школьный  интерьер, внесут в дом  своеобразие и красоту

Конечным результатом является выставка – ярмарка работ школьников

Содержание вводного занятия .

ЗАНЯТИЕ  №1

ТЕМА. Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. Бумажная пластика, Пазлы (разрезные картинки).

ЦЕЛИ.  В игровой форме познакомить учащихся с правилами труда,  инструментами, которыми будем работать на занятиях, основами безопасной работы с ножницами, изготовить игры для классной игротеки.

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ. Линейка, карандаш, ножницы, открытки, квадратные листочки разных цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ К ЗАНЯТИЯМ)

Чтоб работа закипела,

Приготовьте все для дела.

Будем клеить, мастерить –

Все должно в порядке быть.

Приготовьте  инструменты,

положите их на стол,

 чтобы видел их учитель

 и сказал: « Начнем друзья».

Только прежде чем начать,

нужно правила нам знать;

1.  ПРАВИЛА  ТРУДА:

● каждый работает на своем рабочем месте;

● перед началом работы продуманно (положи инструменты так, чтобы их было удобно брать)  подготовь рабочее место;

● береги инструменты и материалы, всегда думай, как сделать работу лучше;

● экономь материалы (раскладывай их так, чтобы было экономно), и время(не крутись, будь внимательным);

● после работы убери свое рабочее место. А теперь проверка, наших инструментов, все знакомы с ними? Посмотрим-

2). ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУМЕНТАМИ (ЗАГАДКИ)

Инструмент бывалый—

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижёт.

(ножницы)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж…

Что же это?...(карандаш)

Если ей работу дашь —

Зря трудился  карандаш.

(кисть)                                                                                    

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги.       (циркуль)

         Все, что нужно, я измерю

И отмерю, перемерю,

Со мной ты линию всегда

Проводишь без труда.

Про меня не вспомнишь ты,

Пока не нужно что-то склеить.

А если нужно что-то склеить

Бери  всегда меня скорее.

                                 (ЛИНЕЙКА)                                        (КЛЕЙ)

3). ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С НОЖНИЦАМИ

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути,

И, держа за острый край,

Другу их передавай.    

BD18239_             

          Лишь окончена работа –

Ножницам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть

И в чехол их положить.

Зачем ребятки мы кладем ножницы в чехол? Ответ ребят: «Чтобы не пораниться»

 4). РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ. ( РЕЗАТЬ НУЖНО НА СТОЛЕ, А НЕ НАВЕСУ, ПРИДЕРЖИВАЯ ЛИСТ БУМАГИ)

Эту игру очень любят дети, и сделать ее не составляет труда. Надо достать несколько цветных картинок (мы использовали обложки от тетрадей) или  открыток и разрезать их на 10-12 частей. Части каждой игры хранятся в отдельном конверте. (Нанесение линий произвольное) Берём линейку и карандаш и аккуратно наносим линии  по которым потом будем резать. Работаем.

Учащиеся 5классов вырезают пазлы.

Физкульт  минутка:  А сейчас ребятки, в зависимости от того какая у нас картинка, будет проходить наша разминка. Сегодня это море.  Море, какого цвета? Какую песню вы знаете про море? Что связано с морем и водой – Плавание - тогда мы будем плыть вон до того берега; встаем так, чтобы было удобно плыть, не цепляемся друг за друга, (Звучит песня - «У черного моря») плывём кто каким стилем плавает. Кто не умеет плавать берёт спасательный круг. Команда спасателей помогает всем доплыть до берега. Как кричат чайки, знаете? Кричим, здорово! Как дует ветер? Дуем, здорово! Ура!......... Все приплыли.

НУ А ТЕПЕРЬ РАБОТАЕМ ДАЛЬШЕ.

5).  Картонный квадрат (прямоугольник, круг, овал) разрезаем на 7 частей. (можно больше)  Режем ровно, стараемся. Это нужно для чего? (чтобы рисунок совпал, если это пазлы). Вспоминаем, как нужно держать ножницы. И собираем фигуры. (Можно из вырезанных треугольников создать что - то своё) Творчество при составлении фигур неограниченно. Кто больше соберёт различных фигур, создаст картину, аппликацию, тот получает почётный значок - «Я лучший» (значок придумывают сами ребята, работая в группах, обсуждая и споря, рисуя и вырезая и лучшая работа (значок) имеет успех)

Закрепление пройденного материала:

1). С какими правилами сегодня мы познакомились?

(правила труда , правила безопасной работы с ножницами)

2).с какими инструментами, вы познакомились; какие знали, а о каких    услышали впервые?

3).Какую работу мы с вами  выполнили сегодня, на уроке?)

Разметили картинку по линейке на треугольники.

Разрезали картинку по намеченным линиям.

С задачей справились все? Все! Молодцы!

ЗАНЯТИЕ ОКОНЧЕНО- закончился урок,

Мусор быстро собираем

и  в портфель все  убираем,

Все убрать нам нужно в срок.

Ведь закончился урок.

Клеёнку тряпкой оботри, потом сложи и убери.

Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность через урок и внеурочную деятельность

В статье рассказывается как  учащимся предоставляется возможность применять свои умения и знания в новой ситуации. Это способствует не только  развитию мышлени...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ УРОК И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

Основные направления и формы научно- исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности...

Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Лоскутная пластика" для обучающихся 5-7 классов

Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Лоскутная пластика" для обучающихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений. Срок реализации 3 года. Рецензирована кандидатом педагогиче...

Применение метода проектной деятельности как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка на уроке во внеурочной деятельности

В представленном материале описан опыт применения метода проектной деятельности на уроках французской литературы в 8 классе школы с углубленным изучением французского языка по теме " Великие люди (поэ...

Проектная деятельность на уроках, во внеурочной деятельности, в кружковой работе как способ интеграции предметов эстетического цикла и технологии.

Отчет работы методического объединения учителей эстетического цикла и технологий над проектной деятельностью учащихся на уроках, во внеурочной деятельности,  в кружковой работе как способ интегра...

Мастер класс для педагогов "«Организация исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов обучения».

Распространение опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способству...