Рабочая программа кружка "Дархан"
рабочая программа по технологии на тему

Намдыков Бато Цыденжапович

Рабочая программа кружка «Дархан»

«Резьба по дереву»

 

Пояснительная записка

 

Резьба по дереву – национальный вид искусства для многих народов нашей страны.

Дерево – один из самых распространённых строительных и поделочных материалов, любимый и широко применяемый человеком на протяжении многих лет. Обилие лесов позволяло всегда иметь его под рукой, а удивительные природные качества древесины – прочность, податливость к обработке, красивая и естественная текстура, теплоизоляционность и другие ценные свойства во все времена привлекали и щедро вознаграждали трудолюбие мастеров. Из дерева возводились целые поселения изготавливались орудия труда, предметы быта, музыкальные инструменты, игрушки и сувениры.  Часто их подделывали ажурной выпиловкой, резьбой, выжиганием, мозаикой, росписью красками, создавая таким образом настоящие произведения декоративно-прикладного искусства.

Резьба является одним из ранних способов украшений древесины. Дерево в нашей стране, богатой лесами всегда было одним из самых любимых материалов.

Цель программы:

•      знакомство учащихся с наследием художественной обработки дерева, привитие любви к данному традиционному художественному ремеслу, обучению практических навыков резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традиции художественного промысла.

•      является создание условий для самореализации учащихся через достижение им личного успеха в изучении предлагаемого курса и умении выразить это в своих работах.

Задачи: обучающие:

•      обучить практическим навыкам резьбы по дереву

•      обучить владению инструментами для резьбы  по дереву

•      научить правилам безопасности обработки художественных изделий

развивающие:

•      самостоятельное  составление  несложных композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства.

•      развить художественный вкус общую культуру личности;

•      развивать умение давать оценку своей работе

•      приобщить учащихся к истокам народной культуры

воспитывающие:

•      воспитывать высокую коммуникативную культуру;

•      внимание и уважение к людям, терпимость к  чужому мнению

•      привить любовь художественному ремеслу

 

Концептуальные идеи программы:

•        Человек – часть природы.

•        Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся.

Концептуальные идеи  реализуются:

•         через целеполагание и задачи;

•         через методику построения курса («от простого к сложному» и др.);

•         через разнообразные формы занятий;

•         через методы, средства и приёмы образовательной программы;

•         через основные принципы курса:

•         через взаимосвязь с другими науками и предметами;

•         через обобщённые способы действий и умения ( в конце года дети должны знать и уметь) и др.

Основными принципами построения программы являются:

1.        Принцип системности и последовательности – связь знаний с практической деятельностью.

2.        Принцип развивающего обучения (подача информации, с целью получения знаний и навыков; поддержание активности и заинтересованности).

3.        Научность в сочетании с доступностью и практической направленностью.

Ключевые компетенции

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:

·       компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

·       компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

·       компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

·       компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

·       компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

·       компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

·       компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

·       компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

·       компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование;

·       компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

Предметные компетенции

1.        Здоровьесбережение – соблюдение санитарно-гигиенических требований к занятию, участие в автопоходах, экскурсиях.

2.        Самосовершенствование, саморазвитие, рефлексия поиск смысла жизни, развитие профессиональных ориентаций, овладение технологией изготовления изделий декоративно-прикладного творчества, формирование грамотности по проектированию, конструированию изделий из древесины, орнаментальной композиции, выбору необходимых инструментов; дать самооценку своей работе.

3.         Общекультурные: бережное отношение к культурно-историческому наследию с.Ацагат, Бурятии, России; осмысление духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

 

Межпредметные компетенции

 

Компетенции в области информационных технологий – компетенции использования компьютера для создания, хранения, презентаций и обмена информацией, включая интернет.

Базовые компетенции по предметам – компетенция предложения новых идей в декоративно-прикладном искусстве,  в резьбе по дереву (способность к творчеству).

Компетентность формирования личной системы ценностей на основе культурных национальных и мировых ценностей – компетентность знания национального и мирового культурного наследия и его применения для творческого самовыражения личности.

Программа кружка «Резьба по дереву» предусматривает: больший объем теоретических знаний и практических навыков; обучение конструированию и разработке изделий, где познается технологический процесс изготовления изделий; реставрационные работы. Учащиеся изучают правила, приемы и технику выполнения различных видов резьбы, учатся составлять эскизы, читать чертежи и выполнять по ним самостоятельно свои работы. Программа предусматривает постепенное и последовательное движение от простого к сложному, т.е. от контурной резьбы до плоскорельефной, от игрушки до сложного изделия бытовой утвари.

Программа кружка «Резьба по дереву» отличается от типовой программы, является адаптированной, имеет художественно-эстетическую направленность. В основу программы положена типовая программа «Столяр-станочник» Министерства просвещения СССР для средней общеобразовательной школы 1987г. Внесены разделы: «Геометричеcкая резьба», «Контурная резьба», «Объёмно-рельефная резьба», «Прорезная резьба» и  техники декора.

  Занятия по данной программе строятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Программа рассчитана на три года обучения, учебная нагрузка – 105 часов (1 раз по 1 часу в неделю), возраст учащихся 11-18 лет.

При работе по данной программе осуществляется дифференцированный подход к учащимся, так как они имеют различный уровень подготовки (знания и умения). Теоретический материал не просто изучается, а закрепляется на практике. Для этого после каждой темы предусмотрена самостоятельная творческая работа, которая показывает уровень усвоения учебного материала.

Формы  и приёмы работы:

·           Учебное занятие – это промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определённым учебным предметом.

·           Походы - тематические, целевые.

·           Экскурсии – экскурсии в лесополосу, вводные (изучение нового материала); экскурсии - итоговые (закрепление изученного материала); экскурсии - краеведческие; экскурсии – художественно – образовательные.

·           Обзор научно-популярной и технической литературы - знакомство с видами изделий.

·           Демонстрация изделий -  выставки изделий в студии и учреждениях культуры (Д/К «Онохой» «Живи Земля»,  ), 

·         Конкурсы - это "соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы". Проводятся внутри кружка, внутри  района, республики.

·           Выставки - Совокупность продуктов производства, произведений изобразительного искусства или других предметов, выставленных для обозрения (выставка декоративно-прикладного искусства, итоговая выставка).  

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы: тематические и итоговые выставки, конкурсы, творческие задания, самостоятельная работа.

Основные методы обучения:

Активные методы  направлены на организацию самостоятельной образовательной деятельности обучающихся. Они ориентируются на личность ребенка,  на развитие его творческих способностей, выработку умения выбирать ситуацию, нацеливают на деятельность, стимулирующую «изобретательство» и «открывательство».

Интерактивные методы -

Все эти методы обучения делятся на три группы: индивидуальные, групповые и коллективные.

Индивидуальные методы обучения – выполнение самостоятельных практических заданий, упражнений на занятиях и вне (подготовка обучающимися докладов, рефератов к краевым конкурсам).

Групповые методы обучения - дискуссионные методы - вид групповых методов обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть в виде диалога, сократовской беседы, групповой дискуссии или «круглого стола», «мозгового штурма», анализа конкретной ситуации или инцидента и других.

Словесные методы направлены на передачу большой по объему информации в кратчайший срок. Позволяют поставить перед обучающимися проблемы и указать пути их решения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Наглядные методы обучения – предназначены для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами (метод иллюстраций, предполагает показ учащимся иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.); метод демонстраций направлен на демонстрацию презентаций, видеоуроков и т. д.

Практические методы обучения – направлены на формирование практических умений и навыков (практические упражнения).

Репродуктивный метод обучения – направлены на многократное повторение способа деятельности по заданию педагога, где деятельность педагога состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность учащихся – в выполнении действий по образцу.

Пооперационный метод ( использование технологической карты).

Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения – анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха в учении, учебные дискуссии.

Познавательные игры. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций ( настольные и тренажерные игры, с помощью которых изучается история и др.).

 

Механизм отслеживания качества знаний и умений обучающихся на каждом         этапе обучения:

1.        Входной контроль осуществляется при  приёме: через наблюдение, выполнение заданий.

2.        Текущий контроль  проводится на каждом занятии. Цель – выявление уровня усвоения знаний, умений, навыков, полученных на занятии. Используется: метод наблюдения, оценка достижений.

3.        Рубежный контроль используется в течение всего учебного года после  изучения каждого раздела на итоговом занятии. Цель – выявление, закрепление знаний, навыков, умений.

4.        Итоговый контроль проводится по результатам года обучения и по выполнению учебной программы. Используется: диагностика

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_darkhan.docx66.43 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка «Дархан»

«Резьба по дереву»

Пояснительная записка

Резьба по дереву – национальный вид искусства для многих народов нашей страны.

Дерево – один из самых распространённых строительных и поделочных материалов, любимый и широко применяемый человеком на протяжении многих лет. Обилие лесов позволяло всегда иметь его под рукой, а удивительные природные качества древесины – прочность, податливость к обработке, красивая и естественная текстура, теплоизоляционность и другие ценные свойства во все времена привлекали и щедро вознаграждали трудолюбие мастеров. Из дерева возводились целые поселения изготавливались орудия труда, предметы быта, музыкальные инструменты, игрушки и сувениры.  Часто их подделывали ажурной выпиловкой, резьбой, выжиганием, мозаикой, росписью красками, создавая таким образом настоящие произведения декоративно-прикладного искусства.

Резьба является одним из ранних способов украшений древесины. Дерево в нашей стране, богатой лесами всегда было одним из самых любимых материалов.

Цель программы:

  • знакомство учащихся с наследием художественной обработки дерева, привитие любви к данному традиционному художественному ремеслу, обучению практических навыков резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традиции художественного промысла.
  • является создание условий для самореализации учащихся через достижение им личного успеха в изучении предлагаемого курса и умении выразить это в своих работах.

Задачи: обучающие: 

  • обучить практическим навыкам резьбы по дереву
  • обучить владению инструментами для резьбы  по дереву
  • научить правилам безопасности обработки художественных изделий

развивающие:

  • самостоятельное  составление  несложных композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства.
  • развить художественный вкус общую культуру личности;
  • развивать умение давать оценку своей работе
  • приобщить учащихся к истокам народной культуры

воспитывающие: 

  • воспитывать высокую коммуникативную культуру;
  • внимание и уважение к людям, терпимость к  чужому мнению
  • привить любовь художественному ремеслу

Концептуальные идеи программы:

  • Человек – часть природы.
  • Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся.

Концептуальные идеи  реализуются:

  •  через целеполагание и задачи;
  •  через методику построения курса («от простого к сложному» и др.);
  •  через разнообразные формы занятий;
  •  через методы, средства и приёмы образовательной программы;
  •  через основные принципы курса:
  •  через взаимосвязь с другими науками и предметами;
  •  через обобщённые способы действий и умения ( в конце года дети должны знать и уметь) и др.

Основными принципами построения программы являются:

  1. Принцип системности и последовательности – связь знаний с практической деятельностью.
  2. Принцип развивающего обучения (подача информации, с целью получения знаний и навыков; поддержание активности и заинтересованности).
  3. Научность в сочетании с доступностью и практической направленностью.

Ключевые компетенции

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:

  • компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
  • компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
  • компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;
  • компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);
  • компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

  • компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
  • компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

  • компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
  • компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование;
  • компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

Предметные компетенции

  1. Здоровьесбережение – соблюдение санитарно-гигиенических требований к занятию, участие в автопоходах, экскурсиях.
  2. Самосовершенствование, саморазвитие, рефлексия – поиск смысла жизни, развитие профессиональных ориентаций, овладение технологией изготовления изделий декоративно-прикладного творчества, формирование грамотности по проектированию, конструированию изделий из древесины, орнаментальной композиции, выбору необходимых инструментов; дать самооценку своей работе.
  3.  Общекультурные: бережное отношение к культурно-историческому наследию с.Ацагат, Бурятии, России; осмысление духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

Межпредметные компетенции

Компетенции в области информационных технологий – компетенции использования компьютера для создания, хранения, презентаций и обмена информацией, включая интернет.

Базовые компетенции по предметам – компетенция предложения новых идей в декоративно-прикладном искусстве,  в резьбе по дереву (способность к творчеству).

Компетентность формирования личной системы ценностей на основе культурных национальных и мировых ценностей – компетентность знания национального и мирового культурного наследия и его применения для творческого самовыражения личности.

Программа кружка «Резьба по дереву» предусматривает: больший объем теоретических знаний и практических навыков; обучение конструированию и разработке изделий, где познается технологический процесс изготовления изделий; реставрационные работы. Учащиеся изучают правила, приемы и технику выполнения различных видов резьбы, учатся составлять эскизы, читать чертежи и выполнять по ним самостоятельно свои работы. Программа предусматривает постепенное и последовательное движение от простого к сложному, т.е. от контурной резьбы до плоскорельефной, от игрушки до сложного изделия бытовой утвари.

Программа кружка «Резьба по дереву» отличается от типовой программы, является адаптированной, имеет художественно-эстетическую направленность. В основу программы положена типовая программа «Столяр-станочник» Министерства просвещения СССР для средней общеобразовательной школы 1987г. Внесены разделы: «Геометричеcкая резьба», «Контурная резьба», «Объёмно-рельефная резьба», «Прорезная резьба» и  техники декора. 

         Занятия по данной программе строятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Программа рассчитана на три года обучения, учебная нагрузка – 105 часов (1 раз по 1 часу в неделю), возраст учащихся 11-18 лет.

При работе по данной программе осуществляется дифференцированный подход к учащимся, так как они имеют различный уровень подготовки (знания и умения). Теоретический материал не просто изучается, а закрепляется на практике. Для этого после каждой темы предусмотрена самостоятельная творческая работа, которая показывает уровень усвоения учебного материала.

Формы  и приёмы работы:

  • Учебное занятие – это промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определённым учебным предметом.
  • Походы - тематические, целевые. 
  • Экскурсии – экскурсии в лесополосу, вводные (изучение нового материала); экскурсии - итоговые (закрепление изученного материала); экскурсии - краеведческие; экскурсии – художественно – образовательные.
  • Обзор научно-популярной и технической литературы - знакомство с видами изделий.
  • Демонстрация изделий -  выставки изделий в студии и учреждениях культуры (Д/К «Онохой» «Живи Земля»,  ),  
  •   Конкурсы - это "соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы". Проводятся внутри кружка, внутри  района, республики.
  • Выставки - Совокупность продуктов производства, произведений изобразительного искусства или других предметов, выставленных для обозрения (выставка декоративно-прикладного искусства, итоговая выставка).  

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы: тематические и итоговые выставки, конкурсы, творческие задания, самостоятельная работа.

Основные методы обучения:

Активные методы  направлены на организацию самостоятельной образовательной деятельности обучающихся. Они ориентируются на личность ребенка,  на развитие его творческих способностей, выработку умения выбирать ситуацию, нацеливают на деятельность, стимулирующую «изобретательство» и «открывательство».

Интерактивные методы -

Все эти методы обучения делятся на три группы: индивидуальные, групповые и коллективные.

Индивидуальные методы обучения – выполнение самостоятельных практических заданий, упражнений на занятиях и вне (подготовка обучающимися докладов, рефератов к краевым конкурсам).

Групповые методы обучения - дискуссионные методы - вид групповых методов обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть в виде диалога, сократовской беседы, групповой дискуссии или «круглого стола», «мозгового штурма», анализа конкретной ситуации или инцидента и других.

Словесные методы направлены на передачу большой по объему информации в кратчайший срок. Позволяют поставить перед обучающимися проблемы и указать пути их решения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Наглядные методы обучения – предназначены для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами (метод иллюстраций, предполагает показ учащимся иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.); метод демонстраций направлен на демонстрацию презентаций, видеоуроков и т. д.

Практические методы обучения – направлены на формирование практических умений и навыков (практические упражнения).

Репродуктивный метод обучения – направлены на многократное повторение способа деятельности по заданию педагога, где деятельность педагога состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность учащихся – в выполнении действий по образцу.

Пооперационный метод ( использование технологической карты).

Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения – анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха в учении, учебные дискуссии.

Познавательные игры. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций ( настольные и тренажерные игры, с помощью которых изучается история и др.).

Механизм отслеживания качества знаний и умений обучающихся на каждом         этапе обучения:

  1. Входной контроль осуществляется при  приёме: через наблюдение, выполнение заданий.
  2. Текущий контроль  проводится на каждом занятии. Цель – выявление уровня усвоения знаний, умений, навыков, полученных на занятии. Используется: метод наблюдения, оценка достижений.
  3. Рубежный контроль используется в течение всего учебного года после  изучения каждого раздела на итоговом занятии. Цель – выявление, закрепление знаний, навыков, умений.
  4. Итоговый контроль проводится по результатам года обучения и по выполнению учебной программы. Используется: диагностика

Календарно-тематический план

I-й год обучения

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Планируемый месяц

Всего

Теорет.

Практ.

Вводное занятие

1

1

Сентябрь

1.

Чудесный материал дерево

10

5

5

Сентябрь

2.

Инструменты и приспособления

5

2

3

Октябрь

3.

Правила, приемы и техника выполнения резьбы

7

2

5

Октябрь

4.

Геометрическая резьба, техника ее выполнения

20

5

15

Ноябрь

5.

Контурная резьба

5

2

3

Ноябрь

6.

Прорезная резьба

7

2

5

Декабрь

7.

Плоскорельефная резьба

24

7

16

Январь-Февраль

8.

Токарные работы

14

4

10

Март-Апрель

9.

Своими руками

12

5

8

Май

Всего:

105 ч.

35

70

Учебно-тематический план

I-й год обучения

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Планир. месяц

Прогнозируемые результаты

Всего

Теор.

Практ.

Вводное занятие

1

1

Сентябрь

Знакомство с правилами ТБ, расписанием работы студии, достижениями студии.

1.

Чудесный материал дерево

10

5

5

Строение дерева, разрезы дерева. Подготовка кабинета. Изготовление реек, их крепление с разметкой. Навеска изделия на петли. Виды и характеристика пород деревьев. Хвойные и лиственные породы. Изготовление вешалок для одежды, их крепление. Ремонт инвентаря (табуретки, скамейки, щетки и т.д.).

2

1

1

Сентябрь

Знакомство со строением дерева, видами и характеристиками пород деревьев и их свойствами.

Знакомство с видами и характеристиками пород деревьев.

Усвоение понятий о свойствах древесины, видах.

Общие понятия о свойствах древесины: физические, механические, технологические. Ремонт инвентаря (верстаки, столы).

Пороки и дефекты древесины, краткая их характеристика. Ремонт ручек стамесок и молотков.

3

1

2

Сентябрь

Изготовление заготовок для поделок. Распиловка по заданным размерам.

Укладка поделочных дощечек, реек и прочих заготовок для просушки.

3

1

2

Сентябрь

Экскурсия в лесополосу.

2

1

1

Сентябрь

2.

Инструменты и приспособления

5

2

3

Организация рабочего места до начала занятий, во время занятий и по окончании. Изготовление простейших ручек для ножей. Доработка ручек для ножей, отделка: шпаклевание, шлифовка.

2

2

Октябрь

Знакомство с видами инструмента для резьбы, их назначение и устройство. Соблюдать технику безопасности при обращении со столярным инструментом.

Виды инструмента для резьбы, их назначение и устройство. Изготовление подкладных, индивидуальных досок.

Меры безопасности при обращении со столярным инструментом. Практическая работа. Изготовление крепежной доски.

3

1

2

Октябрь

3.

Правила, приемы и техника выполнения резьбы

7

2

5

Правила укладки и раскладки резчицкого инструмента Выполнение элементов резьбы на дощечках. Срез по наклонной.

Основные требования, предъявляемые к инструменту резчика. Выполнение простейших элементов резьбы. Срез поперек волокон.

Усвоение правил укладки и раскладки резчицкого инструмента. Овладение простейшими элементами резьбы. Знакомство с основными видами резьбы, техникой её выполнения.

2

1

1

Октябрь

Практика выполнения двухсторонней выемки на дощечках поперек волокон.

Основные виды узоров в резьбе

( ленточный орнамент, сияние, розетки). Практика выполнения резьбы вдоль волокон.

2

1

1

Октябрь

Техника выполнения резьбы смешанной( по дугообразной, по окружности).

1

-

1

Октябрь

Техника выполнения резьбы вогнутой выемки. Домовая резьба.

1

-

1

Октябрь

Техника выполнения резьбы выпуклой формы.

1

-

1

Октябрь

4.

Геометрическая резьба, техника ее выполнения

20

5

15

Знакомство с техникой выполнения геометрической резьбы. Овладение практическими навыками.

Основные элементы резьбы. Практика и техника выполнения резьбы.  Нож-косяк.

Инструменты для геометрической резьбы. Выполнение резьбы – сколышки на дощечках.

2

1

1

Октябрь

Практика выполнения резьбы

 – треугольник.

Практика выполнения узора - цепочка

2

-

2

Ноябрь

Практика выполнения узора - ромба

1

-

1

Ноябрь

Практика выполнения узора - змейка

1

-

1

Ноябрь

Практика выполнения узора - витейка

1

-

1

Ноябрь

Практика выполнения узора - звездочка

1

-

1

Ноябрь

Практика выполнения прямоугольных вариантов розеток.

1

-

1

Ноябрь

Геометрические построения. Окружность. Определение центра окружности. Деление окружности на 2, 3, 4, 5 и т.д. частей.

2

1

1

Ноябрь

Графическое построение орнамента в квадрате и прямоугольнике.

2

1

1

Ноябрь

Графическое построение орнамента в круге.

2

1

1

Ноябрь

Построение овала и сопряжения с помощью циркуля, лекал и шаблонов.

2

1

1

Ноябрь

Правила пользования измерительным инструментом.

Техника выполнения орнаментов. Резьба сияния в круге, квадрате.

1

-

1

Ноябрь

Ноябрь

Техника выполнения узоров из элементов сияний, цепочек, вертушек и т.д.

1

-

1

Декабрь

Индивидуальная работа. Разработка орнаментов. Резьба на дощечках из кедра.

Техника выполнения узоров из элементов сияний, цепочек, вертушек и т.д.

1

-

1

Декабрь

5.

Контурная резьба

5

2

3

Знакомство с контурной резьбой. Овладение техникой выполнения орнамента. Умение составлять эскизы.

Домовая резьба. Инструмент, применяемый для резьбы. Основные правила резьбы.

2

1

1

Декабрь

Составление эскизов  орнамента, фрагмент фриза-геометрического.

Составление эскизов  орнамента, фрагмент фриза-растительного.

Составление орнаментов розеток ( круглых, квадратных, ромбовидных и др.).

2

1

1

Декабрь

Самостоятельная разработка орнаментов.

1

-

1

Декабрь

6.

Прорезная резьба

7

2

5

Знакомство с понятием прорезная резьба. Умение составлять шаблоны. Овладение навыками разметки. Знакомство с правилами пользования электрическим лобзиком.

Понятие о прорезной резьбе: ажурная, домовая, глухая. Изготовление орнаментов и шаблонов.

Инструмент, применяемы для резьбы – лобзик, лучковые и выкружные пилы, сверла, напильники и пр. Разметка по шаблону. Резка простейших узоров.

2

1

1

Декабрь

Разработка и резка солярных знаков, с использование глухой резьбы. Правила пользования электрическим лобзиком. Выполнение простейших орнаментов.

2

1

1

Январь

Отделка изделий из прорезной резьбы. Доработка. Шлифовка.

1

-

1

Январь

Самостоятельная работа. Разработка и изготовление розеток.

2

-

2

Январь

Выставка детских работ.

7.

Плоскорельефная резьба

24

7

16

Знакомство с основными понятиями плоскорельефной резьбы, её разновидностями. Овладение практическими навыками плоскорельефной резьбы.

Основные понятия о плоскорельефной резьбе. Разновидности резьбы. Нанесение рисунка на дощечки. Резьба несложных деталей: круг, овал, квадрат, ромб и др.

1

1

Январь

Инструменты и приспособления для резьбы. Приемы работ с инструментом. Способы закрепления деталей. Резьба простейших изделий.

Резьба заоваленным контуром (кудринская резьба). Техника выполнения резьбы.

1

1

Январь

Практика выполнения резьбы заоваленным контуром.

1

1

Январь

Плоскорельефная резьба с подобранным (выбранным) фоном. Техника выполнения резьбы – надрез, подрезка, выборка и зачистка.

2

1

1

Январь

Техника выполнения резьба на дощечках.

2

2

Январь

Резьба с подушечным фоном. Техника выполнения резьбы с подушечным фоном.

Техника выполнения резьба на дощечках.

2

1

1

Февраль

Глухая рельефная резьба. Применение рельефной резьбы, ее особенности.

Техника безопасности при выполнении детали резьбы. Резьба на дощечках.

2

1

1

Февраль

Инструмент, применяемый для рельефной резьбы. Правила приемы резьбы на дощечках. Барельефная и горельефная резьба. Особенности этих видов резьбы.

2

1

1

Февраль

Резьба на поделочных дощечках

Резьба орнаментальных полос

2

2

Март

Чеканка фона и нарезки. Разновидности чеканов и применяемый при этом инструмент.

Отделка деталей резьбы. Шлифовка фона.

1

1

Март

Доработка деталей рельефной резьбы. Исправление дефектов

2

1

1

Март

Самостоятельная работа. Выборка фона

Самостоятельная работа. Обработка контура. Отделка.

2

2

Март

Резьба окантовых листьев по оригиналу.

Доработка и отделка листьев

1

1

Март

Комбинированная рельефная резьба. Составление композиций из геометрической и рельефной резьбы. Рамка – геометрическая резьба, фон – рельефная.

1

1

Март

Отделка резьбы

1

1

Март

8.

Токарные работы

14

4

10

Токарные станки. Устройство, настройка станка к работе, установка подручника, задней бабки. Правила крепления деталей. Инструменты, применяемые при обработке. Правила обращения с инструментом. Изготовление укладочных ящиков для инструментов и деталей заготовок.

2

1

1

Апрель

Знакомство с токарными станками, их устройством, правилами обращения. Умение организовать рабочее место. Знакомство с измерительными и разметочными инструментами.

Умение изготавливать шаблоны из ДВП.

Практическое выполнение работ на токарном станке.

Организация рабочего места при точении. Оцилиндрование заготовок рубанком в заданный размер. Нарезки по длине.

Измерительный и разметочный инструмент: штангельциркуль, нутромер, кронциркуль. Установка и обточка болванок в размер. Контроль размеров по чертежу

2

1

1

Апрель

Шаблоны и приспособления для токарных работ. Изготовление шаблонов из ДВП и картона по эскизу.

Патрон, план-шайба, трезубец, тисочный патрон – правила пользования ими. Чистовая обточка болванок, торцовка в заданный размер.

2

1

1

Апрель

Практика точения цилиндров разного диаметра

Точение пробных деталей по шаблонам

1

1

Апрель

Точение ручек для напильников и стамесок

2

1

1

Апрель

Изготовление деталей для вешалок.

1

1

Апрель

Точение толкушек и скалок

1

1

Апрель

Точение подсвечников

1

1

Апрель

Закрепление темы. Самостоятельная работа.

2

2

Апрель

9.

Своими руками

12

5

8

Закрепление полученных ранее знаний, умений, навыков. Самостоятельное выполнение работ.

Геометрическая резьба. Изготовление разделочных досок. Разработка эскизов и орнаментов. Выпиливание досок.

2

1

1

Май

Резьба разделочных досок. Доработка дефектов резьбы, устранение сколов, трещин. Отделка изделия.

2

1

1

Май

Изготовление задней стенки набора с разделочными досками.

1

1

Май

Резьба задней стенки набора.

1

1

Май

Устранение дефектов резки. Изготовление крепежных планок, их установки. Отделка задней стенки.

2

1

1

Май

Изготовление деталей для изделия: розетки, накладные элементы и пр.

2

1

1

Май

Резьба накладных деталей для полок.

Резьба накладных деталей для полок. Исправление дефектов. Самостоятельная работа

1

1

Май

Заключительное занятие, подведение итогов. Итоговая выставка работ.

1

1

Май

Всего:

105

56

160

По окончании учебного курса учащийся  I –го года обучения должен знать:

  • Основные виды пород деревьев, применяемых для резьбы;
  • Основные виды резьбы
  • Правила и приемы выполнения резьбы;
  • Устройство токарного станка по дереву. Техника безопасности при работе на станке.

Учащийся должен уметь:

  • Правильно организовать свое рабочее место;
  • Применять по назначению резчицкий инструмент;
  • Выполнять простейшие элементы геометрической и плоскорельефной резьбы;
  • Пользоваться измерительными и разметочными инструментами;
  • Изготовлять детали на токарном станке точно по заданному размеру.

Содержательная характеристика курса

I-й год обучения

Введение (1ч.).

Организационные мероприятия. Ознакомление с поделками, выполненными школьниками. Распорядок занятий в студии. Знакомство с правилами ТБ.

1. Чудесный материал – дерево ( 10 ч.    ).

Строение дерева, разрезы дерева. Подготовка кабинета. Изготовление реек, их крепление с разметкой. Навеска изделия на петли. Виды и характеристика пород деревьев. Хвойные и лиственные породы. Изготовление вешалок для одежды, их крепление. Ремонт инвентаря ( табуретки, скамейки, щетки и т.д.).   Общие понятия о свойствах древесины: физические, механические, технологические. Ремонт инвентаря (верстаки, столы). Пороки и дефекты древесины, краткая их характеристика. Ремонт ручек стамесок и молотков. Изготовление ящиков для инструментов. Нарезка дощечек по размерам. Сборка ящиков. Изготовление ящиков для крепеж. Изготовление заготовок для поделок. Распиловка по заданным размерам. Укладка поделочных дощечек, реек и прочих заготовок для просушки. Экскурсия в лесополосу.

Практическая работа:  изготовление вешалок, ящиков; ремонт инвентаря (табуретки, скамейки, щетки и т.д.).    

2. Инструменты и приспособления .( 5ч.  ).

Организация рабочего места до начала занятий, во время занятий и по окончании. Доработка ручек для ножей, отделка: шпаклевание, шлифовка. Виды инструмента для резьбы, их назначение и устройство. Меры безопасности при обращении со столярным инструментом.

Практическая работа. Изготовление простейших ручек для ножей, подкладных, индивидуальных досок, крепежной доски.

4. Правила, приемы и техника выполнения резьбы (7 ч. ).

Правила укладки и раскладки резчицкого инструмента Выполнение элементов резьбы на дощечках. Срез по наклонной. Основные требования, предъявляемые к инструменту резчика. Срез поперек волокон. Основные виды узоров в резьбе ( ленточный орнамент, сияние, розетки).. Техника выполнения резьбы смешанной( по дугообразной, по окружности). Техника выполнения резьбы вогнутой выемки. Домовая резьба.

Практическая работа. Выполнение простейших элементов резьбы,  двухсторонней выемки на дощечках поперек волокон, вдоль волокон, резьбы выпуклой формы.

5. Геометрическая резьба, техника ее выполнения (20 ч.).

Основные элементы резьбы. Практика и техника выполнения резьбы.  Нож-косяк. Инструменты для геометрической резьбы. Выполнение резьбы – сколышки на дощечках. Геометрические построения. Окружность. Определение центра окружности. Деление окружности на 2, 3, 4, 5 и т.д. частей. Правила пользования измерительным инструментом. Техника выполнения орнаментов. Резьба сияния в круге, квадрате. Техника выполнения узоров из элементов сияний, цепочек, вертушек и т.д. Техника выполнения узоров из элементов сияний, цепочек, вертушек и т.д. Техника выполнения резьбы на дощечках из осины. Техника выполнения резьбы на дощечках из осины.

Практическая работа. Выполнения резьбы – треугольник, узора-цепочки, узора-ромба, узора-змейки, узора-витйка, узора-звёздочки, прямоугольных вариантов розеток. Геометрическое построение орнамента в  квадрате, круге. Разработка орнаментов.

6.Контурная резьба ( 5ч.).

Домовая резьба. Инструмент, применяемый для резьбы. Основные правила резьбы. Составление эскизов  орнамента, фрагмент фриза-геометрического. Составление эскизов  орнамента, фрагмент фриза-растительного. Составление орнаментов розеток ( круглых, квадратных, ромбовидных и др.). Домовая резьба. Инструмент, применяемый для резьбы. Основные правила резьбы.

Практическая работа. Разработка орнаментов.

7. Прорезная резьба (7 ч. ).

Понятие о прорезной резьбе: ажурная, домовая, глухая. Инструмент, применяемы для резьбы – лобзик, лучковые и выкружные пилы, сверла, напильники и пр. Разметка по шаблону. Резка простейших узоров. Разработка и резка солярных знаков, с использование глухой резьбы. Правила пользования электрическим лобзиком. Выполнение простейших орнаментов. Отделка изделий из прорезной резьбы. Доработка. Шлифовка. Выставка детских р Практическая работа. Изготовление орнаментов и шаблонов. Разработка и изготовление розеток.

8. Плоскорельефная резьба (  24 ч. )

Основные понятия о плоскорельефной резьбе. Разновидности резьбы. Нанесение рисунка на дощечки. Резьба несложных деталей: круг, овал, квадрат, ромб и др. Инструменты и приспособления для резьбы. Приемы работ с инструментом. Способы закрепления деталей. Резьба простейших изделий. Резьба заоваленным контуром (кудринская резьба). Техника выполнения резьбы. Плоскорельефная резьба с подобранным (выбранным) фоном. Техника выполнения резьбы – надрез, подрезка, выборка и зачистка. Техника выполнения резьба на дощечках. Техника выполнения резьба на дощечках. Резьба с подушечным фоном. Техника выполнения резьбы с подушечным фоном. Техника выполнения резьба на дощечках. Глухая рельефная резьба. Применение рельефной резьбы, ее особенности. Техника безопасности при выполнении детали резьбы. Резьба на дощечках. Инструмент, применяемый для рельефной резьбы. Правила приемы резьбы на дощечках. Барельефная и горельефная резьба. Особенности этих видов резьбы. Резьба на поделочных дощечках. Чеканка фона и нарезки. Разновидности чеканов и применяемый при этом инструмент. Отделка деталей резьбы. Шлифовка фона. Доработка деталей рельефной резьбы. Исправление дефектов. Выборка фона. Обработка контура.

Практическая работа. Выполнения резьбы заоваленным контуром. Резьба на поделочных дощечках. Резьба акантовых листьев по оригиналу. Составление композиций из геометрической и рельефной резьбы. Рамка – геометрическая резьба, фон – рельефная.

9. Токарные работы  ( 14 ч. ).

Токарные станки. Устройство, настройка станка к работе, установка подручника, задней бабки. Правила крепления деталей. Инструменты, применяемые при обработке. Правила обращения с инструментом.  Организация рабочего места при точении. Оцилиндрование заготовок рубанком в заданный размер. Нарезки по длине. Измерительный и разметочный инструмент: штангельциркуль, нутромер, кронциркуль. Установка и обточка болванок в размер. Контроль размеров по чертежу. Шаблоны и приспособления для токарных работ. Патрон, план-шайба, трезубец, тисочный патрон – правила пользования ими. Чистовая обточка болванок, торцовка в заданный размер.

Практическая работа. Изготовление укладочных ящиков для инструментов и деталей заготовок, шаблонов из ДВП и картона по эскизу. Практика точения цилиндров разного диаметра, шаров заданного диаметра, пробных деталей по шаблонам, ручек для напильников и стамесок, толкушек и скалок, деталей для вешалок, подсвечников.

 10. Своими руками. ( 12 ч. ).

Геометрическая резьба. Резьба разделочных досок. Доработка дефектов резьбы, устранение сколов, трещин. Отделка изделия. Экскурсия. Изготовление деталей для изделия: розетки, накладные элементы и пр. Резьба накладных деталей для полок. Заключительное занятие, подведение итогов. Итоговая выставка работ.

Практическая работа. Изготовление разделочных досок. Разработка эскизов и орнаментов. Выпиливание досок.

Ключевые понятия (глоссарий):

Блеск - способность направленно отражать световой поток слой лака.

Габарит – предельные внешние очертания предмета во взаимно перпендикулярных направлениях.

Геометрическая резьба – это повторяющиеся в определённой композиции клинорезные выемки, которые могут различаться по размерам, глубине, по геометрии углов, под которыми производится выемка.

Зажим (тиски) – приспособление для фиксации какого – либо предмета или изделия.

Лак – раствор природной или синтетической смолы в органическом растворителе.

Коловорот (ручная дрель) – инструмент для сверления различных отверстий в заготовке.

Контурная резьба – это углубленный рисунок, выполненный сплошными выемками в виде линий различной геометрии и глубины.

Конструирование – это процесс создания субъективно или объективно новых систем. Обучение учащихся конструированию – это обучение созданию, построение нового.

Лобзик – инструмент для вырезания изогнутых или прямых линий на плоской деревянной заготовке.

Мозаика – художественный набор из различных фанерных кусочков, покрывающих изображение или фон.

Морилка (краситель) – органическое соединение в виде порошка, растворимого в воде или органических растворителях.

Орнамент – художественное украшение или узор, характеризующийся ритмичным расположением элементов.

Панно – отдельная часть плоскости, ограниченная рамкой или лентой орнамента, заполненная изображением какой – либо композиции.

Прорезная резьба –  резьба с удалением фона, пропиливание заготовки насквозь.

Рельефная резьба – это резьба, рисунок которой формируется путём выборки фона вокруг него. Делится на два подвида – плоскорельефная и глухая рельефная (делится на два самостоятельных направления – барельефная резьба, имеющая низкий рельеф и горельефная, имеющая высокий рельеф).

Рисунок, какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств — контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в Р. достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Р., как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органическим использованием разных цветов.

Стилизация – обобщенное изображение реальных фигур и предметов, с целью получения узоров в орнаменте.

Скульптурная резьба – это самый сложный вид резьбы, который предполагает изготовление из заготовки (обычно – ствол дерева) объёмной, просматриваемой со всех сторон скульптуры.

Текстура (дерева, фанеры) – естественный рисунок породы дерева, обусловленный его строением.

Шпон – Тонкий лист древесины.

Фанера – тонкие слои древесины (шпон), склеенные вместе.

Фрагмент – часть, произведения искусства, или част какой – либо детали.

Электровыжигатель – приспособление для выжигания по древесине (фанере) методом накаливания раскаленной иглой (пером).

Электролобзик – электроинструмент с пилочкой для работы в пропильной резьбе.

Эскиз – это графическое изображение, на котором обозначены размеры предмета.

Литература:

Нормативно-правовая:

1. Закон РФ «Об образовании»;

2. Конвенция о правах ребёнка;

3. Федеральный закон «о дополнительном образовании»;

4. Концепция «Модернизация образования до 2010 года»;

5. Устав МОУ ДОД ЦНТТУ и др.

Для педагогов:

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б.

Художественная резьба по дереву, кости и рогу, М: Просвещение, 1984 - .

2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву, М.1988г.

3. Бородулин В.А., Художественная обработка дерева,М.1986г.

4. Бородулин В.А., Основы художественного ремесла, М.1987г.

5. Воронов В.С., О крестьянском искусстве», избранные труды,М.1972г.

6. Двойников Е.С., Лямин И.В., Художественные работы по дереву, М.1972г.

7. Елкин В.Н. Дерево рассказывает сказки, М.1972г.

8. Званцев М.П., Заволжье, М.1972г.

9. Калугин А.И., Плотников Ю.В., Охрана труда и пожарная безопасность в общеобразовательной школе, М.1980г.

10. Крейдлин Л.Н., Столярные работы, М.1974г.

11.Круглова О.В., Русская народная резьба и роспись по дереву,М.1974г.

 Лебедева Е.И., Бургунова Е.М. Резьба по дереву, М: Аделант, 2005 – 119 с.

12.Матвеева Т.А., Мозаика и резьба по дереву, М.1989г.

13.Матвеева Т.А., Убранство русских кораблей, Л.1979г.

14. Матвеева Т.А. Изготовление художественных изделий из дерева, М.1992г.

15.Рождественская С.Б., Русская народная художественная традиция в современном обществе, М.1981г.

16.Супрун Л.Я., Резьба и роспись по дереву, М.1983г.

17.Семенцов А.Ю. Резьба по дереву, М.1999г.

18.Хворостов А.С., Декоративно-прикладное искусство в школе, М.1988г.

19.Черепахина А.Н., История художественной обработки изделий из древесины, М.1982г.

20.Яковлев И.И., Орлова Ю.Д., Резьба по дереву, М.1974г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...