Доклад по теме "Современные требования к уроку по технологии в разделе "Черчение и графика"
методическая разработка по технологии (8 класс) на тему

Андреева Елена Николаевна

Урок в современной школе был и остается основной организационной формой учебного процесса .Каждый урок должен быть хорошо спланирован и подготовлен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon современные требования к уроку39 КБ

Предварительный просмотр:

Современные требования к уроку по    технологии  в разделе

«Черчение и графика»

                                                         МБОУ СОШ №32

                                                             Андреева Е.Н.

       Процессы модернизации российского образования не могли не изменить подходы к организации современного урока. Урок в современной школе был и остается основной организационной формой учебного процесса. На уроке осуществляется реализация образовательных, воспитательных и развивающих задач, к уроку предъявляются дидактические, психологические, гигиенические, технологические и иные требования. Каждый урок должен быть хорошо спланирован и подготовлен.

       Урок - логически законченный целостный элемент учебно-воспитательного процесса, в котором в сложном взаимодействии представлены цель, содержание, средства и методы обучения, проявляется личность и мастерство учителя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся

     Уроки отличаются друг от друга типом и структурой. В педагогической и методической литературе предлагается несколько различных подходов классификации уроков. Наиболее употребительной является классификация по основным дидактическим целям, согласно которой различаются следующие типы уроков:

  • Урок сообщений новых знаний;
  • Урок закрепления;
  • Урок применения знаний и умений;
  • Урок обобщения и систематизации знаний;
  • Урок проверки и коррекции знаний и умений;
  • Комбинированный урок (урок смешанного типа);

    Все перечисленные типы уроков широко используются в практике преподавания черчения. Урок изучения нового материала является основным типом урока, который решает такую дидактическую задачу, как усвоение знаний.

   Примером такого урока может служить первый урок черчения. На нем в течение 40 минут учащиеся знакомятся с предметом «Черчение», с содержанием школьного курса, целями и задачами изучения черчения, значением черчения в практической деятельности людей. На этом же уроке школьникам рассказывают историю развития чертежа, раскрывают роль чертежа в современном производстве.

    Второй тип уроков позволяет решать задачи систематизации и обобщения, повторения и закрепления усвоенного материала, применения знаний в практической деятельности учащихся. К урокам этой группы можно отнести уроки, на которых учащиеся выполняют графические работы. К этому же типу следует отнести уроки обобщения знаний, которые проводятся в конце учебного года.

    Контрольный урок, или урок выполнения контрольной работы, служит для оценки результатов работы школьников, уровня усвоения ими графических знаний, умений и навыков.

   Контрольные работы проводятся в конце учебного года, но не на последнем уроке, чтобы учитель имел возможность проанализировать их, обобщить результаты, вскрыть недостатки в усвоении знаний и показать школьникам пути их решения.

        Уроки смешанного типа наиболее часто используются в преподавании предмета, так как позволяют в совокупности решать все перечисленные задачи различных типов уроков.

        Примером такого типа может служить урок по теме   «Проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций». На нем учитель выясняет степень подготовки школьников к восприятию нового материала, повторяет и закрепляет опорные понятия, изученные на предыдущем уроке. При объяснении темы учитель раскрывает смысл новых проекционных понятий. Небольшая по времени графическая работа, выполняемая на уроке, формирует у школьников навыки в построении чертежей.

    Тип урока определяется его основной дидактической целью. Так, для, урока, на котором изучается новый материал, основной дидактической целью будет являться усвоение новых понятий. Все другие цели данного урока, например, закрепление ранее изученных понятий, носят вспомогательный характер по отношению к главной дидактической цели.

    Каждому типу урока соответствует определенная структура. Под структурой урока понимается последовательность элементов урока, обеспечивающая его целостность и способствующая решению задач обучения, воспитания и развития школьников. В педагогической литературе называются следующие основные структурные элементы урока:

  • Организационный момент (постановка цели, проверка домашнего задания, актуализация изученного ранее)
  • Сообщение нового материала. Осознание осмысление учебной информации. Первичное закрепление материала.
  • Применение знаний.
  • Проверка уровня усвоения знаний и умений.
  • Информация о домашнем задании.
  • Подведение итогов урока.

   Для развития творческого мышления учащихся и приобщения к исследовательской деятельности применяется структура проблемного урока.

    Применение различных типов уроков, их сочетание и сменяемость в учебном процессе определяются дидактическими целями и содержанием учебного материала.

    К урокам черчения предъявляются определенные требования.

Дидактические: организационная четкость проведения урока, рациональное использование каждой минуты урока; постановка целей и задач урока, сообщение плана работы на уроке; раскрытие мотивов учебной деятельности;

          прогнозирование уровня знаний. Умений и навыков, которых

 должны достичь учащиеся к концу урока;

           выбор рациональных форм, методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающих познавательную активность на каждом этапе урока;

           осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;

           постоянное соблюдение и реализация на уроке общих дидактических принципов в их единстве и связях.

Воспитательные: осознание необходимости владеть графическими знаниями для успешной работы на производстве;

      Формирование у учащихся эстетического вкуса, способности к творчеству, конструированию, рационализации;

      Формирование умений и навыков самостоятельного выполнения заданий.

      Психологические: всестороннее изучение и учет в педагогической практике уровня развития и индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося (типа мышления, памяти, внимания, воображения, воли, эмоции и т. п.);

      самообладание и самоконтроль учителя на уроке за своим настроением, поведением с целью преодоления отрицательного психического состояния, которое передается учащимся и влияет на результативность их труда;

      сочетание требовательности педагога с доброжелательностью и справедливостью, уважением к детям, педагогическим тактом;

       формирование положительных мотивов учения школьников.

       Гигиенические: соблюдение норм освещения;

       Предупреждение умственного и физического переутомления (для чего следует избегать однообразия в учебной работе, монотонного изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических и других видов заданий).

      Требования к современному уроку черчения могут быть выполнены на основе хорошо продуманного тематического и поурочного планирования.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Доклад на тему: "Требования ФГОС ООО к современному уроку"

Доклад на тему: "Требования ФГОС ООО к современному уроку"....

Доклад "Современный урок физики в условиях реализации ФГОС. Требования к уроку»

Доклад посвящен теме "Современный урок физики в условиях реализации ФГОС". Также рассказывает о требованиях к современному уроку....

Доклад по теме: «Требования к современному уроку физической культуры в соответствии ФГОС ООО »

В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире – необходимостьПринципиальным отличием современного подхода является ориентация стан...

Доклад на тему: "Требования к уроку в условиях ФГОС ООО"

Урок – это зеркало общей ипедагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора, эрудиции”.В.А. Сухомлинский Принципиальным отличием современ...