Вязание крючком.
методическая разработка

Фукина Дарья Николаевна

В данном материале представлена разработка 2 занятий по теме "Вязание крючком" для обучающихся основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiy_vyazanie_kryuchkom.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка вводного занятия

ТЕМА: «Вязание крючком.Первые шаги» (2 часа)

ЦЕЛИ:

-        Обучающая: создать условия для ознакомления учащихся с материалами и инструментами для вязания крючком, видами швов; формирования первоначальных умений вязания крючком;

-        Развивающая: способствовать развитию практических навыков и творческих способностей учащихся;

-        Воспитательная: способствовать совершенствованию эстетического вкуса; воспитанию аккуратности,  внимательности;

МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

-        словесные;

-        наглядно – демонстрационные;

-        практические;

ВИДЫ КОНТРОЛЯ:

-        целевые обходы;

-        самоконтроль;

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

математика, черчение, химия, информатика, история, ОБЖ, ИЗО

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

Инструменты и приспособления:

-        крючок;

-        ножницы;

-        ручка;

Материалы:

-        пряжа;

-        рабочая тетрадь;

Средства обучения:

-        учебно-наглядные пособия (готовые изделия, вязанные крючком,  образцы вязок);

-        раздаточные дидактические материалы (инструкционные карты);

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.        ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

1.        Приветствие;

2.        Проверка явки учащихся;

3.        Проверка готовности к уроку;

II.        ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.        Сообщение темы урока;

2.        Сообщение учебных целей урока и их мотивация;

III.        ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Изложение теоретических сведений по плану:

  1.  История возникновения данного вида рукоделия.

Пока что ученые не могут прийти к единому мнению на этот счет. Существует версия, что вязание крючком было известно еще в те времена, которые описывает Гомер в своей «Одиссее». Как известно, в ожидании Одиссея Пенелопа ткала головной убор, а за ночь распускала рукоделие. Однако Вильям Фелкин, писавший в 19 веке труд о возникновении чулок, предположил, что это была лишь досадная ошибка переводчика, и Пенелопа не ткала полотно, а вязала его. В самом деле, распустить за ночь ткань таким образом, чтобы никто ничего не заподозрил, невозможно, а вот вязание – вполне. Однако, это только догадки.

На дошедших до нас египетских картинах и фресках египтяне изображаются в обтягивающих платьях, которые были явно связаны. А в одной из гробниц фараона был найден детский носок! Доподлинно известно, что в IV-V вв. н.э на территории Востока вязание было широко распространено. На территории Нового Света вязание возникло еще раньше – самые древние вязанные вещи датируются III веком н.э.

В IX веке вязание проникло в Европу, где сразу же обзавелось своими поклонниками среди знати. Так, у королевских особ и их приближенных пользовались популярностью вязанные чулки. В это время вязанием занимались в основном мужчины, а женщинам доверялись лишь подсобные работы.

В России широкое распространение вязание получило в конце 19 века, но заниматься им стали женщины. Крючки в то время были металлические, заостренные с одного конца. Схемами не пользовались, а перевязывали уже готовые изделия. Наиболее популярными мотивами у наших предков были цветочные и геометрические фигуры.

  1. Материалы и инструменты:

Крючки и приспособления

В современном вязании крючком различают три основные техники:

  • тунисское вязание (выполняется длинным крючком),
  • обычное вязание (плотное или тамбурное, выполняется коротким крючком)
  • филейное вязание (отдельные элементы вывязываются коротким крючком, а затем с помощью определенных техник собираются в готовое изделие.)

 В зависимости от того, что именно вы собираетесь вязать, и следует выбирать крючок.

Крючки бывают:

  • металлические,
  • деревянные,
  • костяные
  • пластмассовые

        Они различаются по длине:

короткие (12—15 см) — для обычного вязания,

длинные (20—40 см) — для тунисского.

Для работы очень важна толщина крючка. Она бывает от 1,0 до 15,0 мм и отражается номером, соответствующим толщине головки. Например, у крючка № 3 головка 3 мм в диаметре, а № 5 — соответственно 5 мм.

Деревянными крючками вяжут изделия из очень толстой, мягкой и эластичной пряжи. О грубые жесткие нитки они легко ломаются. Костяные и пластмассовые крючки легки и приятны, но хрупки и сравнительно быстро стачиваются о пряжу. При вязании большого изделия — костюма или покрывала — из-за стачивания постепенно уменьшается размер петель, по сравнению с первоначальным. Это искажает общий вид узора и изделия в целом.

Тонкие алюминиевые крючки гнутся, а когда стирается защитное покрытие, пачкают руки и пряжу. Очень хороши в работе стальные крючки с пластмассовой или деревянной ручкой — их удобно держать в руке. Можно использовать крючки с плоской частью стержня в 3—4 см от головки — опоры для большого и среднего (указательного) пальца.

Стержень длинного крючка должен быть гладким и ровным (без утолщений).

Иногда вместо длинного стержня для тунисского вязания используют капроновый тросик.

Для вязания тесьмы или прошвы в сочетании с крючком используют специальные приспособления — "вилки" и палочки.

Очень важно проследить, чтобы выбранный вами инструмент был хорошо отшлифован. Если бородка крючка великовата, с глубоким острым вырезом, она будет цепляться за пряжу, плохо протаскивать петли при вязании и травмировать палец.

Конечно, недостатки можно устранить, отточив или притупив головку на бруске — но при этом наверняка повредится покрытие крючка. Так что лучше сразу выбирать готовый к работе инструмент.

И самое важное правило: при выборе инструмента необходимо помнить, что диаметр крючка для обычного вязания подбирают в два раза больше диаметра нити. Если для тонких ниток взять толстый крючок, полотно будет ажурным, с большими просветами. Провязывая толстые нити толстым крючком, или тонкие нити тонким, вы получите плотное однородное вязание.

Фактура полотна, связанного крючком, из-за своеобразного переплетения нитей и плотности мало растягиваться. Эти свойства позволяют широко применять в работе не только шерстяные нити, но и хлопчатобумажные. Для вязания изделий из толстой шерстяной пряжи, ириса, мулине, хлопчатобумажных нитей в основном используют крючки диаметром 4—6 мм. После окончания работы крючки рекомендуется протереть сухой шерстяной или льняной тканью и хранить в сухом месте.

Пряжа

Качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Она должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. д. Для вязания крючком используют практически любую пряжу — шерстяную, полушерстяную, хлопчатобумажную и синтетическую. Обычно нитки продаются в клубках или мотках. Пряжа выбираеться также как и при вязании спицами.

Подготовка пряжи к вязанию

Нитки для вязания перед работой желательно постирать. Во-первых, работать с чистой пряжей легче и приятнее, а во-вторых, после первой влажно-тепловой обработки нитки могут сесть или вытянуться — лучше уж пряжа, чем готовое изделие. К тому же только так можно «выровнять» нитки, уже побывавшие в работе.

Перед стиркой пряжу перематывают в большие мотки, воспользовавшись, например, спинкой стула. Чтобы нити не спутались, мотки в нескольких местах перевязывают, не перетягивая, чтобы после просушки на местах сжатия не образовались заломы. Подготовленную пряжу аккуратно стирают, а затем тщательно выполаскивают при температуре 40—45 °С. Определить необходимую температуру легко без термометра — если рука, опущенная в воду чуть ниже локтевого сустава, ощущает приятное тепло — можно стирать.

Чистые нитки подвешивают над емкостью для стока воды, а затем досушивают, регулярно переворачивая. Не стоит сушить пряжу на веревке — в месте перегиба, как при слишком плотной перевязке, могут образоваться заломы. Лучше воспользоваться любым подручным средством цилиндрической формы диаметром от 5 см.

Сухие нитки сматывают в клубки. Следует помнить, что пряжа прекрасно сохраняет свои свойства, если с самого начала с ней правильно обращаться.

Если нитки смотать слишком туго, они вытянутся и потеряют упругость, а шерсть и полушерсть сматывают очень свободно, без использования подкладок.

Клубок начинают сматывать на два пальца, постепенно подкладывая третий, потом четвертый и, наконец, наматывают на все пять пальцев. Затем, сняв нитки с руки, продолжают сматывать, формируя шар.

Есть еще один способ формирования клубка. Пряжу можно намотать так, что одна нитка будет свободно разматываться из середины, а другая — снаружи, как фабричные клубки штопки и ириса. Для этого конец нитки в 10—12 см зажимают тремя пальцами, сложенными вместе (большим, указательным и средним), и делают вокруг них 10— 15 витков. Полученное из ниток кольцо снимают

с указательного и среднего пальцев, оставив на большом. Пальцы вновь соединяют вместе, и снова делают 10—15 витков, при этом поменяв направление намотки. В процессе работы большой палец все время должен находиться в середине клубка, а средний и указательный периодически, через 10—15 витков, вынимают и прикладывают с внешней стороны, обязательно меняя направление намотки.

Смотанные вторым способом клубки очень удобны в работе. Если разматывать нить из середины, клубок спокойно лежит на месте, не пачкается, катаясь по полу.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ КРЮЧКОМ

Поскольку вязание должно приносить только пользу, то нужно при работе помнить следующее:

- Необходимо, чтобы при вязании положение тела было правильным. Садитесь поудобнее, откиньтесь на спинку кресла, дивана, стула.

- Не вяжите лежа – это вредно для зрения.

- Не вяжите по несколько часов подряд. Старайтесь работать не более 2 часов с перерывами.

- Не вяжите при плохом освещении. Свет должен падать слева.

- Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в определенном месте.

- Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком – можно поранить соседа.

- После работы крючок убирать в футляр или в определенное место.

IV.        ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Учимся набирать петли для начала вязания.

     Возьмите конец нитки, перекиньте его через указательный палец левой руки и средним и безымянным пальцами слегка прижмите обе нитки к ладони.

     Обратите внимание, как ложиться нитка на пальце и как прижимаются обе нитки большим пальцем. Именно так и надо держать нить при начале вязания. В правую руку возьмите крючок, например, как берут карандаш или перо - между большим и средним пальцами, а указательным придерживайте его сверху. Крючком подденьте нитку на указательном пальце левой руки и сделайте полный оборот влево, придерживая петлю под крючком большим пальцем.

     На крючке должна получиться перекрученная нить.

     Не спуская нити с крючка, ещё раз подхватите нитку крючком слева направо (нитку в вязании крючком так подхватывают всегда) на указательном пальце левой руки, протяните её через образовавшуюся петлю и затяните.

     Получилась первая петля на крючке.

Первая петля всегда служит началом вязания. Она должна свободно лежать на крючке, чтобы вторая петля могла легко через неё пройти.

     Далее оставьте нитку лежать, как и в начале, на указательном пальце левой руки.

     Сделанную петлю придержите большим и указательным пальцами, а свободную нитку от клубка - третьим и четвёртым пальцами той же руки.

     Воздушные петли. Продолжая вязать петлю за петлёй, вы делаете воздушные петли, которые и являются основой любого вязания - косичкой.

     Косичку делают различной длины, в зависимости от намеченной работы.

     Косичка, состоящая из воздушных петель, вяжется так: крючком, на котором уже имеется первоначальная петля, подхватите снизу нитку, лежащую на указательном пальце, и протяните в первоначальную петлю. Получилась вторая петелька. Точно также делаются и все последующие петли.

V.        ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

1.        Проанализировать практические работы учащихся;

2.        Рассмотреть типичные ошибки, их причины, способы устранения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Основные элементы вязания крючком.

Урок по технологии для 9 класса с применением метода интеллект – карт для  активизации  и развития информационно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся  по техноло...

Мониторинг результатов образовательной деятельности объединений «Вязание крючком» и «Вязание на спицах»

Данная методическая разработка раскрывает особенности организации мониторинга результатов образовательной деятельности объединений "Вязание крючком" и "Вязание на спицах"...

Презентация " Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при вязании крючком".

Содержит материал к уроку "Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при работе с крючком " 6 класс....

"Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при работе с крючком"

Конспект открытого урока "Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при работе с крючком"...

Конспект урока. Тема " История вязания крючком . Материалы и инструменты для вязания крючком. Правила ТБ при работе крючком."

Материал предназначен для знакомства  учащихся с историей возникновения вязания, как традиционного вида декоративно-прикладного искусства, для воспитания у подрастающего поколения интереса к исто...

Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком»

Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком» (1-ый год обучения)...