Урок по профильному труду "Изготовление поздравительной открытки"
план-конспект урока по технологии на тему

Алексеева Светлана Дмитриевна

Развитие мелкой моторики рук для детей с ограниченными возможностями в обучении ( умственно отсталые) является насущной необходимостью. Дать возможность таким детям не только получить простейшие навыки самообслуживания, но и приобщиться к творчеству, получить наслаждение от творческого процесса и работы своими руками. На уроке используется материал по истории возникновения открытки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_profilnogo_truda.docx136.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дедовичская средняя школа № 1»

Урок профильного труда 9 класс

Учитель Алексеева С.Д.

Тема: Изготовление поздравительной открытки

Цели: отрабатывать навыки вязания крючком;                            повторить и закрепить знания о празднике «День Защитника Отечества;                                                                           познакомить с историей возникновения поздравительной открытки;                                                                                развивать мелкую моторику рук, творческие возможности учащихся;                                                                                воспитывать чувство патриотизма,  усидчивость,  трудолюбие,  аккуратность, целеустремленность, эстетический, художественный вкус.

Оборудование: цветной картон – основа открытки, заготовки  лепестков из атласных лент, цепочек для оформления открытки, клей, ножницы, клеенки на столы (рабочие места), набор открыток разных лет, открытка-образец, «Толковый словарь» Ожегова, компьютер.

  1.  Организационный момент.
  2. Оглашение темы и цели урока.
  3. Вступительная часть.
  1. Как и почему появилась традиция отмечать праздник «День Защитника Отечества»

Сегодня 18 февраля. Мы находимся в преддверии праздника, который будем отмечать 23 февраля. Какой это праздник?

- Это «День Защитника Отечества».

- Правильно! Молодец!   Всего 3 года отделяют нас от того дня, когда мы будем в 100-й раз отмечать этот праздник. Т.Е. все началось в начале 1918 года. Вот как это было:

Ученица:

- В начале ноября 1917 года в России большевики совершили революцию и пришли к власти. В то время шла первая мировая война. Солдаты стали покидать свои части и расходиться по домам. Перед новой властью встал вопрос о защите страны от немецких кайзеровских захватчиков. Поэтому 28 января 1918 года был издан декрет (приказ) о создании Красной Армии. Началась активная мобилизация, и, вновь созданные, части красноармейцев отправлялись на фронт.

23 февраля под Псковом и Нарвой впервые эти части красноармейцев одержали победу. В честь этой победы день 23 февраля стали отмечать как День Красной Армии. Еще много раз приходилось нашим воинам становиться плечом к плечу на защиту своего Отечества, своей Родины, и каждый раз они с честью выходили из сражений, побеждая врагов. Поэтому  в наше время  всех мужчин мы поздравляем с  Днем Защитника Отечества.

Учитель: Как  правило, в этот праздник принято поздравлять всех военных и всех мужчин от мала до велика, дарить им подарки.

Ученица:

Раз  два, три, четыре, пять -
Будем папу поздравлять,
День Защитника настал!
Пожеланий - просто шквал:
РАЗ- болезней век не знать,
Чтоб здоровьем щеголять.
ДВА - работы без тревог,
А на ТРИ - зарплаты в срок.
На ЧЕТЫРЕ - светлых дней,
Добрых, преданных друзей;
Никогда их не терять...
Уваженьем процветать!
А на ПЯТЬ - любви большой,
С Днём Защитника, герой!!!

Н. Самоний

Учитель: В любое время особо ценными считаются подарки, сделанные своими руками. Самое малое, что можно сделать – это изготовить открытку.

Но прежде, чем мы начнем ее изготовление, послушайте историю возникновения открытки. (слайд 1 ).

Ученик: Если посмотреть «толковый словарь» Ожегова

Открытка:
1. Почтовая карточка для открытого (без конверта) письма. Поздравительная открытка, открытка с извещением о чём-нибудь.
2. Карточка такого же формата с художественным изображением. Альбом открыток. Коллекция открыток (прил. открыточный, -ая, -ое. (слайд 2).

Учитель:  Итак, открытка – это открытое письмо. Возникновение открытки не имеет точной даты рождения. Процесс этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло предостаточно, прежде чем открытка приняла более или менее привычный сегодня вид. Однако уже конец XIX века оставил нам немалое число прекрасных образцов данного жанра, и потому это время вполне обоснованно можно назвать периодом расцвета искусства открытки. Но первые упоминания о том, что можно пересылать по почте карточки «открытые для всякого» были еще в 1777 году в «Парижском почтовом альманахе».  С одной стороны карточки имели гравированные изображения. Рисунки непосредственно на самих почтовых карточках впервые появились в Англии, где в начале XIX века широко распространился обычай рассылать поздравительные рождественские карточки, первая из которых была создана в 1794 году художником Добсоном и представляла собой рисунок с изображением зимнего пейзажа и семейства, расположившегося около елки. (слайд 3).

Одна из версий появления иллюстрированных почтовых карточек, очень близких к современному варианту, связана с событиями франко-прусской войны. Произошло это зимой 1870 года, когда французская армия, насчитывавшая около 40000 солдат, была сосредоточена в маленьком городке Конли в Бретани. Вскоре для солдат не хватило конвертов и бумаги для отправляемых писем. Тогда продавец книг Леон Бенардо решил использовать для этой цели имевшийся на складе картон. Он нарезал его и пустил в продажу. (слайд  4).Случайно ему попались листы, на которых были изображены солдатские рисунки и карикатуры. Эта идея ему понравилась, и сообразительный книготорговец придумал патриотическую виньетку, украсив ею открытки. Успех затеи оказался настолько велик, что Бенардо в том же году выпустил еще одну открытку, посвященную армии и флоту. (слайд  5) .Кроме названных, он был автором и издателем еще восьми открыток, имевших отношение к франко-прусской войне. Среди авторов первых открыток упоминается гравер по меди Франц Рорих. В частности, ему принадлежит карточка с видом Женевского озера, которая была выпущена в Цюрихе в 1872 году. Это была так называемая видовая открытка, которая благополучно существует и сегодня.

Первыми в истории появились поздравительные открытки. Так, самой ранней открыткой, дошедшей до нас, является «валентинка». Такую поздравительную карточку хранит Британский музей в Лондоне, она    датирована 15 веком. (слайд 6 ).

В России поздравительные карточки появились в конце XIX века. Одна из наиболее ранних была создана в 1872 году. (слайд 7 ) Среди первых русских издательств, выпускавших иллюстрированные открытки в России, следует назвать "Комитет попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны", более известный под названием "Община святой Евгении". Эта организация сыграла исключительную роль в становлении и развитии отечественной открытки в начале XX века. Издательской группой Общины святой Евгении первая открытка была выпущена в 1892 году. (слайд  8).

Сейчас наметилась новая страница истории. Открытки редко отправляют по почте: для связи имеются новые и оперативные средства. Однако открытки часто дарят лично. Поэтому большое распространение получили открытки, сделанные своими руками. (слайд  9).

Выводы:

1. Поздравительная открытка является одной из составляющих каждого праздника. Ее дарят их своим друзьям и родным и получают в подарок.

  2.  За время существования открытки менялись способы передачи поздравлений: от почтовых во времена наших бабушек и дедушек до более новых и оперативных – интернет и СМС-поздравлений современного поколения. (слайд  10).

3. Поздравительные открытки служат проводником самых светлых чувств – любви, уважения, признательности. Поэтому неудивительно, что многие делают открытки своими руками, вкладывая в них частичку своей души. (слайд  11).

   На Западе существует наука – ДЕЛТИОЛОГИЯ, которая изучает историю, символику открыток. Однако это не приближает нас к разгадке главного секрета открытки –  того, что позволяет этому маленькому кусочку картона быть необходимым в нашей жизни. Но разгадка и не нужна. (слайд  12).

ПРОСТО ДАРИТЕ РАДОСТЬ

          СВОИМ РОДНЫМ И БЛИЗКИМ!          (слайд  13).

Вы видели в презентации какими были открытки. У нас на стенде выставка открыток, среди которых есть и «старые» 20 – 30-ти летней давности, и новые, и те, которые вы сделали сами.

  1. Основная часть: Изготовление открытки.

Вот вам и предстоит изготовить открытку по образцу с использованием заготовленных цепочек, вывязанных вами на предыдущих уроках. Работайте аккуратно, соблюдая правила безопасности при работе с клеем, крючком и ножницами.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

C:\Documents and Settings\мама.A1A9C193912742E\Мои документы\1274357084_plakat_nojnitsi.jpg

 Не спешите, но и не тратьте время в пустую. В конце урока ваши новые работы займут свое место на нашей выставке.

Самостоятельная работа учеников. Помощь учителя по мере необходимости. (тихо звучит музыка, на экране демонстрируется слайд-шоу из фотографий учеников за работой и их работ).

Этапы работы (заготовки сделаны на предыдущих уроках)

C:\Documents and Settings\мама.A1A9C193912742E\Рабочий стол\история создания открытки\Новая папка\2013-10-07\2015-02-08\SAM_3272.JPG          C:\Documents and Settings\мама.A1A9C193912742E\Рабочий стол\история создания открытки\Новая папка\2013-10-07\2015-02-08\SAM_3275.JPG

1 этап

Обрамление рамкой открытки. ( уже выполнен на предыдущем уроке). 

C:\Documents and Settings\мама.A1A9C193912742E\Рабочий стол\история создания открытки\Новая папка\2013-10-07\2015-02-08\SAM_3273.JPG     

2 этап

Предварительное расположение «букета цветов» на открытке.

       C:\Documents and Settings\мама.A1A9C193912742E\Рабочий стол\история создания открытки\Новая папка\2013-10-07\2015-02-08\SAM_3274.JPG

3 этап

Поочередное приклеивание: Цветов, стебельков, листочков.

C:\Documents and Settings\мама.A1A9C193912742E\Рабочий стол\история создания открытки\Новая папка\2013-10-07\2015-02-08\SAM_3276.JPG

4 этап

Изготовление крючком завершающей  цепочки из воздушных петель для «букета».

5 этап

Приклеивание этой цепочки. Декорирование (надпись).

C:\Documents and Settings\мама.A1A9C193912742E\Рабочий стол\история создания открытки\Новая папка\2013-10-07\2015-02-08\SAM_3277.JPG

По окончании работы ученики выставляют свои открытки на выставку,  приводят в порядок свое рабочее место.

  1. Подведение итогов.  

Взамооценивание,  оценки за урок. При желании учеников они говорят для кого изготовили открытку.

Урок окончен. СПАСИБО за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок делового письма. Поздравительная открытка

Данный урок способствует обучению навыка написания  поздравительной открытки через практическую деятельность, анализ стандартного образца и самостоятельное творчество. Развивает речь, логическое ...

План-конспект урока по теме "Аппликация из соломки. Поздравительная открытка к 23 февраля"

В разработанном уроке используются материалы по основам аппликации из соломки. Занятие расчитано на 1 час 40 минут, проводимое в системе дополнительного образования. Материал расчитан для детей 8-11 л...

Урок: « Макет поздравительной открытки » (проектная деятельность)

Приветствие учителя.Окружающий нас мир ставит множество проблем, требующих решения. Они связаны в основном с неудовлетворенными потребностями чел...

Урок письма в 5 классе по теме Поздравительная открытка.

Данный урок был проведен в 5 классе специальной коррекционной школы с целью обучения детей написанию поздравительных открыток....

урок-проект "Поздравительная открытка к Дню матери"

Заключительный урок  по теме "декоративно-прикладное творчество"...

План-конспект урока "Деловое письмо. Поздравительная открытка"

План-конспект урока "Деловое письмо. Поздравительная открытка"...