Имя числительное как часть речи
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему

Барбашова Людмила Ивановна

Имя числительное как часть речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rnk_rus._yaz._b.l.i.docx41.42 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Барбашова Людмила Ивановна

Учебное заведение: ГОУ СОШ №113, Приморского района, г. Санкт-Петербурга

Учебная дисциплина: русский язык, 6 класс.

Тема: «Имя числительное как часть речи»

Целевая аудитория: 6 класс

Тип урока: объяснение нового материала, 1 академический час.

Цели:

Знание: а) правописание орфограмм в именах прилагательных; б) знаки препинания в предложении с однородными членами.

Понимание: а) различать числительное среди других частей речи; б) уметь:

  • определять общее грамматическое значение;
  • обосновать грамматические признаки имени числительного;
  • аргументировать синтаксическую роль в предложении.

Применение: уметь находить имя числительное в тексте и выполнять морфологический разбор, различать количественные и порядковые числительные, использовать алгоритм определения синтаксической роли числительного в предложении.

Анализ: заданий к упражнениям №335, 337, 338

Синтез: систематизация  и обобщение материала на основе наблюдений.

Оценка: знаний об имени числительном (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).

Оборудование: мультимедийная презентация, ТК для ученика и учителя, раздаточный материал.

План урока:

  1. организационный момент;
  2. самостоятельная работа;
  3. знакомство с новой темой, постановка цели урока;
  4. новый материал:
  • грамматического значения,
  • морфологических признаков,
  • синтаксической роли в предложении;
  1. подведение итогов;
  2. подсчет баллов;
  3. домашнее задание.

Ход урока.

1.Организационный момент

Слайд 1

Заставка  русский язык

- Урок русского языка. Готовность учащихся к уроку.

2. Самостоятельная работа

Слайд 2

Заставка «Объяснительный диктант»

5 уч-ся самостоятельно работают на местах по карточкам, а класс в это время пишет объяснительный диктант.

- Матрешка в шали алого цвета ст..яла на письме(н,нн)ом столе. Она была густо покрыта лаком и бл..стела, как стекля(н,нн)ая. В ней было скрыто еще пять матрешек в разн..цветных шалях. Д..ревенский мастер нагр..дил матрешек русской кр..сотой, соболи(н, нн)ми бр..вями, рдеющим румянц..м, дли(н,нн)ыми р..сницами. (Задание. Определите число, падеж, род прилагательного, каким  членом предложения является прилагательное и к какому разряду оно относится).

3. Знакомство с новой темой, постановка цели урока

Слайд 3

Кроссворд

- Сколько звуков в слове Сшить?

- Как называется значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов?

- Как называются слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению?

- Определите, что это за высказывание «Любишь кататься, люби и саночки возить»?

- Как называется начальная форма глагола?

- Какие вы знаете разряды прилагательных?

- Кому принадлежат эти слова: «Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело»?

- Как называется общая часть родственных слов, в котором заключено их основное значение?

- Как называются согласные, которые состоят их шума, их шума и голоса?

4. Новый материал.

Слайд 4.

Общее грамматическое значение.

Слайд 5.

Морфологические признаки.

Таблица (два столбика)

Слайд 6.

Таблица (два столбика)

Слайд 7

Закрепление.

Слайд 8

Синтаксические признаки.

- Какое слово получилось в кроссворде?

- Какую часть речи мы называем числительным?

- Есть ли в нашем тексте числительные?

- Как вы думаете от какого слова произошло слово числительное?

- Зачем нужны числительные?

- Что обозначает числительное пять?

- А еще что обозначает?

- На какой вопрос отвечает это числительное? (Итог).

- Прочитайте из сборника упр. № 555(русский язык, с.99).

- Послушайте текст. На какие слова обратили внимание?

- Что же это за слова?  (В ней живет шестая, а в шестой седьмая, а в седьмой восьмая.)

- Запишите предложение. (Кукла первая толста, а внутри она пуста.)

- Что же это за часть речи – первая?

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?  (Итог).

  Вывод по таблице. (Числительные по значению делятся на количественные и порядковые).

- Какими же морфологическими признаками обладают порядковые и количественные числительные?

- Спишите, выделите окончание числительных. (У второго этажа, на вторых этажах, у второго окна, у второй двери.).

- Какие это числительные?

- О чем говорят выделенные окончания?

- Как согласуются с другими частями речи? (Итог).

- Определите, какими морфологическими признаками обладает  количественное числительное пять?

(Восемнадцать ребятишек – просклоняйте.)

- Какой вывод можно сделать?

- Как изменяются количественные числительные? (Исключение – один, два – по родам, числам)

- Обратить внимание на числительные оба, обе, одна, одно, один.

- упр. 339 – самостоятельно.

- Морфологические признаки (таблица)

Количественные

Порядковые

Изменяются по:

Изменяются по:

падежам

падежам, родам, числам (в ед. ч.)

Исключение: один, два – род, число.

     -  Определите части речи, докажите, укажите морфологические признаки выделенных слов.

(Тройка мчится, тройка скачет. Жили два друга в нашем полку. Смеялся и пел второй. В парке рос столетний дуб.

- Вывод: числовое значение могут иметь, кроме числительных и другие части речи.

- Как же различать числительные от других частей речи?

- На какой вопрос отвечают числительные, другие части речи?

- Вывод: числительные можно записать  словами и цифрами, а другие части речи только словами.

- Запишите слова и определите к каким частям речи они относятся.

(Два, двоякий, двое, двойка, двойной, удвоить, второй, вторить, вторично, вторник, второстепенный).

- Прочитайте числительные, глаголы, существительные.

  - Каким должно быть следующее задание?

- Запишите предложение под диктовку, определите, каким членом предложения являются числительные и к какой группе они относятся? (Мы живем в одной квартире. И живут у нас в квартире два ужа и два ежа. Я первый, ты второй. Пять дней длился снегопад.)

- Выпишите словосочетание числительное с существительным.

Вывод. Каким членом предложения являются порядковые, количественные числительные?

 

5. Подведение итогов

Слайд 9

Итог.

- Как озаглавим таблицу?

- Вспомните все, что мы с вами узнали о числительном? (По таблице).

- упр.№337.

- Ребусы.

6. Подсчет баллов

Подсчет баллов.

7. Домашнее задание

Слайд 11

На дом

- с. 118-119, упр. №338, подобрать и записать пословицы, фразеологизмы с числительными.

Карта урока для учителя (критерии оценки работы учащихся)

1

Самостоятельная работа

Выполнил задание с помощью учителя

1 б

Узнал и записал не все буквы

2 б

Узнал и правильно написал все буквы

3 б

2

Кроссворд (применение)

Выполнил задание с помощью учителя

1 б

Отгадал слова, но сделал ошибку при записи

2 б

 Отгадал и правильно записал все слова

3 б

3

Знакомство с новой темой, постановка цели урока

Выполнил задание с помощью учителя

1 б

Нашёл и правильно записал в таблицу не все слова

2 б

Нашёл и правильно записал в таблицу все слова

3 б

4

 Новый материал.

Выполнил задание с помощью учителя

1 б

Списал предложения в нужном порядке, но есть ошибки

2 б

 Списал предложения в нужном порядке без      ошибок

3 б

Выполнил задание с помощью учителя

1 б

Допустил одну ошибку

2 б

Подчеркнул правильно главные члены во всех предложениях

3 б

Общее грамматическое значение.

Морфологические признаки

Синтаксические признаки.

5

 Подведение итогов

6

Приз (жетоны) за активную работу на уроке

Получил 1-2 жетона

1 б

Получил 3-4 жетона

2 б

Получил 5 и более жетонов

3 б

Пример 2.

Карта урока русского языка по теме

Имя числительное как часть речи (6)

Учени_____ 6 «А» класса 113 школы  _____________________________

Учитель – Барбашова Людмила Ивановна

Повторение темы «Спряжение глаголов» (Знание, понимание)

Самостоятельная работа - тест

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я не справился с одним из заданий

1

Я выполнил все задания, но допустил 1-2 ошибки

2

Я правильно, без ошибок выполнил тест

3

Тест оказался очень сложным

0

Определение формы  глагола и его спряжения (Применение)

Распределение  глаголов по столбикам

Баллы

Мои баллы

Примечание

 Я допустил 2 ошибки

1

Я допустил 1 ошибку в написании окончания

2

  Я правильно выполнил задание

3

Я допустил  более 3 ошибок

0

Я аргументировал свой ответ (доп. балл)

+1

Изучение орфографического правила

Упр.458 и  составление памятки (Анализ)

Баллы

Мои баллы

Примечание

 Я  допустил в упр.458 2-3 ошибки и ряд недочётов в памятке

1

Я правильно выполнил упражнение 458, но допустил ряд недочётов при составлении памятки

2

Я  правильно выполнил  задание

3

Я выполнил задание и сумел аргументировать свой ответ (доп. балл)

+1

Я не сумел выполнить задание

0

Работа с обобщающей таблицей (Синтез)

Заполнение таблицы примерами глаголов с опорой на памятку

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я заполнил таблицу, но не смог  записать свои примеры

1

Я правильно заполнил таблицу, но допустил ошибки в своих примерах

2

Я правильно выполнил всё задание

3

Я сумел доказать свой выбор (работа с самостоятельно записанными  примерами)

+1

Творческая работа (Синтез)

Редактирование электронного письма

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я составил электронное письмо, но допустил ошибки в личных окончаниях глаголов

1-2

 Я правильно выполнил всё задание

2-3

 Я  представил полную редакцию своего письма

+1

Мне не удалось отредактировать электронное письмо

 0

Для пользы дела… (Оценка)

Это правило мне нужно для того, чтобы _______________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Сегодня на уроке я понял, что _______________________________________

_________________________________________________________________

Теперь я знаю _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Мои результаты за урок

Перевод баллов в отметку

Мои баллы

Кол-во доп. баллов

Коррекция баллов
(учителем)

Примечание

14 баллов – «5»

13 – 11 баллов – «4»

10 – 8 баллов – «3»

7 баллов и меньше –

жду на доп. занятиях

                                        Спасибо за работу на уроке!

  1. Дополнительные 5 балов за творческое задание: подготовить рассказ о достопримечательностях нашего города + иллюстрации.

Мои баллы _____________

«5»-13-15 баллов

«4»-9-12 баллов

«3»-8-5баллов

КАРТА УРОКА

Тема:

Цель:

Детализация главной дидактической цели по уровням познавательной деятельности (задачи урока) в когнитивной (образовательной) области

Уровни
познавательной деятельности

Содержание
(формулировка
задач урока)

Задания,
выполнение которых
решает поставленные задачи

Критерии оценпми741ки выполнения заданий
(3 уровня)

Знать

Понимать

Применять

Анализировать

Синтезировать

Оценивать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....