Урок 7 кл. "Настройка рубанков и шерхебелей"
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Троценко Сергей Александрович

Цели урока:

- научить учащихся производить настройку рубанков, фуганков, шерхебелей;

- развитие рационального мышления.

- воспитывать аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_7_kl._nastroyka_rubankov_i_sherkhebeley.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии в 7 классе (юноши)

Учитель технологии Троценко Сергей Александрович

ПЛАН  УРОКА

Класс 7                                  Дата _______________

Тема урока: «Настройка рубанков и шерхебелей»

Тип урока: урок изучения нового.

Цели урока:

- научить учащихся производить настройку рубанков, фуганков, шерхебелей;

- развитие рационального мышления.

- воспитывать аккуратность.

Форма урока:  фронтальная.

Методы обучения:  рассказ, объяснение, показ приемов работы, демонстрация наглядных пособий, использование мультимедийной аппаратуры, устный опрос, анализ практической работы.

Оборудование и материалы: рубанки, фуганки, шерхебели, киянки, молотки, линейки, мультимедийная установка.

Задание на дом: подготовка сообщений по правилам соединения деталей на гвоздях и шурупах.

Литература и источники:

1. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. – М. : Советская энциклопедия, 1979.-1408 с.

2. Объекты труда: пособие для учителя. , авт. В.И. Коваленко.- М.: Просвещение, 1993.

3. Самородский П.С., Тищенко А.Т., Симоненко .Д. Технология: технический труд, учебник для 7 класса, - М.: Вентана-Гграф, 2008.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Кроссворд «Инструменты».

Вопросы:

  1. Инструмент для первоначального грубого строгания досок (железко – с овальной режущей кромкой).
  2. Ручной деревообрабатывающий инструмент для получения строганием плоских или фигурных поверхностей.
  3. Фигурная линейка.
  4. Стол для столярной работы.
  5. Деревообрабатывающий инструмент.
  6. Размерная линия при разметке в технологическом процессе.

Ш

Е

Р

Х

Е

Б

Е

Л

Ь

У

Е

Б

В

К

С

Т

А

М

Е

С

К

А

Н

Р

Л

О

С

О

К

Т

А

Р

И

С

К

А


II. Повторение пройденного материала.

  1. Беседа по вопросам:

- Как правильно произвести заточку стамески? Ее доводку и правку?

- Как затачивать зубья пил для поперечной резки древесины?

- Как производится разводка пил?

- Расскажите о назначении и строении рубанка, фуганка, шерхебеля.

     2. Сообщение темы и цели урока.

III. Изложение программного материала.

  1. Объяснение учителя.

   Всякий инструмент требует ухода за ним, содержания в необходимой для работы форме.

   Для получения качественного строгания рубанок, фуганок, шерхебель нуждаются в настройке.

   Для настройки струга рубанка, фуганка, шерхебеля необходимо:

- повернуть струг подошвой вверх;

- выдвинуть режущую кромку ножа на нужную величину и без перекоса, то есть параллельно плоскости подошвы (у рубанка 0,3 – 0,5 мм, у шерхебеля до 3 мм.);

- измерить высоту выдвинутой кромки можно с помощью линейки или специального приспособления.

   Учащимся предлагается вместе с учителем выполнить настройку рубанка и обращается внимание на разницу в креплении ножа с дверной колодкой и металлической колодкой.

    Выполняя настройку рубанка вместе с учащимися обратить внимание на то, что при заклинивании ножа он немного перемещается вместе с клином, поэтому выставлять нож перед заклиниванием следует на меньшую высоту.

    Перекос ножа при установке устраняется нанесением ударов по бокам ножа.

    В стругах металлической колодкой металлический нож зажимается винтом и является одновременно стружколомателем.

    Посмотрите, как удаляется стружка из подошвы (показ комментируется).

    Засорившееся металлом отверстие на подошве очищают, вытягивают стружку вверх или проталкивая ее тонкой щеткой.

  1. Инструктирование по правилам безопасности при настройке струга:

       - не выталкивать засорившуюся стружку со стороны режущей  кромки;

       - беречь руки от ран и порезов металлической стружкой, не сметать стружку руками.

IV. Практическая работа.

 Выполнение задания:

  1. Разобрать выданные учителем струги.
  2. Настроить режущую кромку ножа и закрепить нож.
  3. Обменяться стругами в парах между собой, найти друг у друга ошибки, допущенные при настройке; обсудить их и устранить совместно.
  4. Произвести строгание выданных учителем заготовок.

V. Итог урока.

1. Оценка выполненной работы, сравнение строганных заготовок.

2. Ответы на вопросы:

- Как должна располагаться режущая кромка у рубанка и фуганка?

- Как правильно выдвинуть лезвие рубанка?

- Как вы думаете, почему нельзя выталкивать засорившуюся стружку со стороны режущей кромки?

  1. Заключительное слово учителя.

Посудите сами, задание у вас было одно, материал один и тот же, средства труда (инструменты) одинаковые), а при сравнении выполненной работы мы обнаружили, что все они разные. О чем это свидетельствует? Как раз о третьем слагаемом мастерства – индивидуальном стиле. Ведь что такое  процесс труда для человека? Определенная совокупность операций. Чтобы выполнить их, надо произвести некоторые движения. Эти движения обычно не задаются точно, одинаково повториться у людей они не могут, тут имеется определенная свобода, наличие разных умений и навыков. Поэтому может быть (это мы видели) много вариантов исполнения одной и той же операции.  Нахождение оптимального варианта действия и воспроизводство его наилучшим образом в условиях заданной технологии и есть мастерское исполнение труда, достичь которого помогают производственный опыт человека, его смекалка, техническая выучка, воля. Будем к этому стремиться. Стараться всегда выполнять работу по оптимальному варианту: с наибольшей производительностью и наименьшими затратами энергии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание и настройка диаграмм в Excel (Материалы урока)

Очень часто возникает необходимость представления данных в виде диаграмм или графиков, Excelпозволяет довольно легко создавать диаграммы и графики на основе созданных таблиц и более того оформле...

Открытый урок "Виды рубанков"

Открытый урок "Виды рубанков"...

Изготовление колодки шерхебеля ( рубанка ) - простой способ.

Обычно  колодку изготавливают из цельной заготовки твёрдой  древесины  берёзы, дуба, бука и т.п. на станках, однако, колодку можно изготовить  вручную без особых потерь в...

Урок-практикум " Настройка BIOS"

урок по информатике...

Строгание древесины. Строгание древесины шерхебелем и рубанком»

Задачи урока:- сформировать знания о строгании древесины и инструментах для строгания,- создать условия для получения практических навыков строгания древесины,- способствовать развитию двигательной сф...

Открытый урок "Строгание брусков рубанком"

Цель урока:Повторение и закрепление навыка строгания брусковЗадачи:Образовательная:Отработка приемов практического выполнения строгания брусков, совершенствование навыков безопасной работы со столярны...

Урок по технологии в 5 классе на тему "Строгание древесины. Строгание древесины шерхебелем и рубанком".

Урок по технологии (мальчики) в 5 классе на тему "Строгание древесины. Строгание древесины шерхебелем и рубанком"....