Рабочая программа кружка "Рукодельница"
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Дудкина Татьяна Юрьевна

Рабочая программа и тематическое планирование кружка "Рукоделие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

«МОУ «СОШ №21»

     «Согласовано»:                                          « Утверждаю»:

     замдиректора по ВР                                    Директор:

    ___________________                                 __________________

     Т.Н. Белякова                                               С.Д. Подабутова

                                           

Программа.

дополнительного образования

детского творческого объединения

«Рукоделие»

                     

Руководитель:

Дудкина Татьяна Юрьевна

Магнитогорск 2012г.

Пояснительная записка.

   

Истоки способностей и  дарования детей –

на кончиках их пальцев…

В. А. Сухомлинский.

     Различные виды рукоделия являются одним из самых старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, ниток и другого материала искусно выполняется с помощью машин, многие предметы быта не теряют своей прелести, если они сделаны вручную.

     Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных художниками- дизайнерами и просто народными умельцами, доступно детям младшего школьного возраста.

    Со многими видами рукодельного творчества учащиеся знакомятся на уроках трудового обучения, в том числе и с вышивкой. Многие задачи, определенные программой, на внеклассных занятиях по рукоделию значительно расширяются. Кроме того, работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся. В случае с вышивкой это прежде всего относится к зарисовке эскизов изделий, развитию мускулатуры и мелкой моторики рук, глазомера (необходимость выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). У школьников формируется культура труда, они учатся экономно расходовать нитки, ткань, бисер, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и материалам. Таким образом, данная программа может предлагаться как один из вариантов подготовки учащихся к самостоятельной жизни.  В процессе внеклассных занятий по вышивке учащиеся закрепляют навык работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, наперсток.

   Вышивание, шитьё, вязание требует кропотливого труда, что значительно совершенствует общую трудовую подготовку.

   В смысле практической значимости, основные умения и навыки, приобретаемые детьми на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку, т.к они составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. На занятиях, посвященных такой кропотливой работе, как вышивание, вязание у детей воспитываются нравственно- волевые качества личности: усидчивость, терпение, умение довести начатую работу до конца, аккуратность в работе.

   Работа на кружке способствует развитию творческого мышления и воображения; они привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают школьники, когда своими руками вышьют носовой платок, салфетку, украсят узором подушечку, сошьют мягкую игрушку, удивляются и восхищаются, рассматривая образцы учителя и изделия, выполненные народными умельцами! Следовательно, рукоделие является еще и средством эмоционально- эстетического воспитания и развития детей. Следует отметить и тот факт, что кружки по рукоделию дает большие возможности для расширения политехнического кругозора учащихся. Можно интересно рассказать детям о свойствах текстильных волокон и ниток, условиях возникновения стеклоделия,  отраслях промышленности, связанных с выработкой волокнистых материалов, их переработке в различные изделия, машинной вышивке, нитках, используемых для вышивания, процессе их получения и окраски и т.п. На внеклассных занятиях рукоделию значительно расширяется и углубляются знания о народных умельцах. Кроме того, работы детей носят практический характер, поскольку используются в оформлении интерьера своей комнаты.

Цель настоящей программы: нравственно-эстетическое воспитание детей ;

активизация познавательной и творческой деятельности;

подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи:

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии ремесел, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники ремесла.

Воспитательные – привитие интереса к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, При выполнении эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень – репродуктивный с помощью педагога;

II уровень – репродуктивный без помощи педагога;

III уровень – продуктивный;

IV уровень – творческий.

 Цель и задачи программы:

  • формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.
  • сформировать у учащихся обширное представление о женском рукоделии, декоративно- прикладном искусстве, обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний, умений и навыков на уроках технологии;
  • развивать творческие способности учащихся посредством изготовления изделий практического характера своими руками;
  • воспитывать бережливость к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, рационализаторство; аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль.

Формы и методы проведения занятий.

Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи, содержание учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, практические.

Почти каждое занятие по темам включает практическую и теоретическую части. Практика занимает большую часть занятия, где ребята выполняют графические работы, зарисовывают рисунки, выполняют саму работу.

Кульминацией работы  являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.

Формирование межличностных отношений.

На первом занятии проводится беседа «Чему бы я научилась в кружке». Пожелания детей записываются и учитываются при составлении плана.

В обязательном порядке включается коллективная работа. Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива. Коллективное выполнение заданий содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувство взаимопомощи. Девочки понимают, что группа живёт и работает всей семьей.

Вышивка и работа с тканью и нитками -   самые распространенные виды декоративно-прикладного искусства. Это не только женское рукоделие, но и в большей степени духовное занятие, требующее умения видеть и понимать красоту.
Изучение вышивки, как части духовного и материального наследия, способствует воспитанию уважения к истории и традициям, развитию чувства красоты и гармонии, способность воспринимать мир художественных образов.
Долгое время вышивкой украшали одежду, головные уборы, постельное и столовое белье ( скатерти, салфетки, наволочки и так далее). Сейчас все большую популярность приобретает создание вышитых картин: натюрмортов, пейзажей, портретов, изображений животных.
Более интересной эта работа становится, если учащиеся имеют возможность поработать в различных техниках как традиционных (художественная гладь, крест) так и нетрадиционных (вышивка лентами). Выполняя картину или панно, учащиеся овладевают техникой, какой либо вышивки, получают знания композиции, орнамента, цветоведения, узнают основы дизайна и художественного оформления.

    Овладение учащимися содержанием программы кружка «Рукоделие» не только обогатит их духовно, но и подготовит к взрослой жизни, даст возможность поставить на рынок товаров и услуг уникальный продукт. Это является одной из форм социальной защиты учащихся входящих в мир новых социально – экономических условий с его жесткой конкуренцией и необходимостью борьбы за выживание.

Программа кружка «Рукодельница» включает в себя:

  • историю возникновения и развития рукоделий;
  • изучение основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления изделий;
  • способы определения уровня творческих способностей и возможности влиять на их развитие;
  • изучение технологий выполнения швов;
  • умение оценить качество изделия;
  • умение организовать труд и самостоятельную работу;
  • приобретение навыков работы с тканью и пряжей.

     В процессе практической работы воспитанники овладевают приемами работы в различных техниках вышивки с учетом традиций и современных технологий. Приобретают навыки работы с тестом, бисером. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному. Возможность выбора учащимися форм работы.

   Итогом работы по программе является подготовка и организация выставки работ. Учащиеся осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умение выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации.

Конечный результат.

Знания и умения, которые должны быть получены  по окончании обучения:

Должны знать:

1.  Начальные сведения о свойствах ниток, об их разнообразии и цветовой гамме.

2.  Иметь представление о пропорции.

3.  Начальные сведения о цветовом сочетании.

4.  Историю вышивки орнаментов.

5.  Композиционное построение узоров.

Должны уметь:

1.  Приобрести навыки вышивания.

2.  Пользоваться схематическими описанием рисунка.

3.  Изготавливать сувенирные изделия.

4.  Работать рисунку.

5.  В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

6.  В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и    доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива

Условия реализации образовательной программы

1. Методическая работа.

Для учащихся в кабинете имеются:

.

  • Карты со схематическими рисунками.
  • Образцы практических работ.
  • Журналы и книги.
  • Ведется папка накопления материалов
  • Лекала и выкройки практических работ.

2. Материально-техническое и санитарно-гигиенические условия.

Кружок проводится в специальном кабинете. Кабинет хорошо оборудован. Все материалы и инструменты хранятся в определенном месте. На боковой стене кабинета расположен стенд, где размещается постоянная выставка детских работ.

3. Финансирование.

  • Больших финансовых вложений в организации работы кружка не требуется.
  • Материалы приобретаются на средства родителей учащихся.

Тема занятия .

Кол-во часов всего

Из них теория

Их них практика

1-2

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2

2

Ручная вышивка

24

3

21

3-4

История ремесла  Необходимые инструменты. Виды ручных швов. Изготовление  образцов швов.

2

0,5

1,5

5-6

Виды ручных швов. Изготовление образцов швов.

2

0,5

1,5

7-8

Вышивка гладью. История ремесла. Основные приёмы. Вышивка салфетки.

2

0,5

1,5

9-10

Вышивка салфетки.

2

0,5

1,5

11-12

Владимирские швы и белая мастёрская гладь..                Вышивка наволочки диванной подушечки.

2

2

13-14

Вышивка наволочки диванной подушечки

2

2

15-16

Счётные швы: крест, двойной крест, полу крест или роспись, козлик, счётная гладь.                             Выполнение образцов швов.

2

0,5

1,5

17-18

Мережка. История вышивки. Основные виды мережки: кисточка, столбик,  снопик.

2

0,5

1,5

19-20

Отделка салфетки мережкой.

2

2

21-22

Отделка салфетки мережкой.

2

2

23-24

Вышивка изделия в любой понравившейся технике или смеси техник.

2

2

25-26

Вышивка изделия в любой понравившейся технике или смеси техник.

2

2

Изготовление мягкой игрушки

20

0,5

19,5

27-28

Изготовление мягкой игрушки игра и творчество. Секреты мастерства.                                            Изготовление игрушки колобок

2

0,5

1,5

29-30

Изготовление игрушки « Пингвин»

2

2

31-32

Изготовление игрушки «Ослик».

2

2

33-34

Изготовление игрушки «Заяц».

2

2

35-36

Изготовление игрушки «Жираф».

2

2

37-38

Изготовление игрушки «Кошечка»

2

2

39-40

Изготовление игрушки «Тигрёнок»

2

2

41-42

Изготовление игрушки «Гномики»

2

2

43-44

Изготовление игрушки «Дракончик»

2

2

45-46

Изготовление игрушки «Кот Батон и мыши Карамельки»

2

2

Ручное вязание

38

2

36

47-48

Вязание  крючком.  История ремесла     Виды пряжи, необходимые инструменты. Условные обозначения.

2

0,5

1,5

49-50

Основные петли и приёмы. Цепочка, полу столбик, столбик без накида, столбик с накидами, прочный столбик. Вывязывание образцов.

2

0,5

1,5

51-52

Вывязывание образцов узоров по схеме

2

2

53-54

Вывязывание образцов узоров по схеме

2

2

55-56

Вязание салфетки по схеме

2

2

57-58

Вязание салфетки по схеме

2

2

59-60

Вязание салфетки по схеме

2

2

61-62

Вязание на спицах. История ремесла. Виды пряжи, необходимые инструменты. Условные обозначения.

2

0,5

1,5

63-64

Способы набора петель. Вязание петель: лицевой, изнаночной,  кромочной, скрещенные петли, накиды. Вязание образцов.

2

0,5

1,5

65-66

Вязание образцов по схеме. Чулочное вязание. резинка

2

2

67-68

Платочное вязание. Прибавление и убавление петель.

2

2

69-70

Ажурное вязание. Вязание образца по схеме.

2

2

71-72

Снятые петли. Узоры косичка. Вязание образца.

2

2

73-74

Вязание комплекта для куклы: шарф и шапочка.

2

2

75-76

Вязание комплекта для куклы: шарф и шапочка.

2

2

77-78

Вязание на пяти спицах. Вязание варежек.

2

2

79-80

Вязание на пяти спицах. Вязание варежек.

2

2

81-82

Вязание на пяти спицах. Вязание носка.

2

2

83-84

Вязание на пяти спицах. Вязание носка

2

2

Лоскутное шитьё

10

0,5

9,5

85-86

Техника шитья в стиле пэчворк . История. Необходимые инструменты и материалы.

2

0,5

1,5

87-88

Изготовление набора: Прихватки и курица на чайник.

2

2

89-90

Изготовление набора: Прихватки и курица на чайник.

2

2

91-92

Изготовление диванной подушки .Котята.

2

2

93-94

Изготовление диванной подушки .Котята.

2

2

Вышивка лентами

10

1,5

8,5

95-96

История ремесла  Необходимые инструменты и материалы. Способы работы с лентой.

2

0,5

1,5

97-98

Виды ленточных швов. Изготовление  образцов швов.

2

0,5

1,5

99-100

Виды ленточных швов. Изготовление  образцов швов.

2

0,5

1,5

101-102

Вышивка работы по выбору учащихся.

2

2

103-104

Вышивка работы по выбору учащихся.

2

2

Кройка и шитьё.

20

4,5

15,5

105-106

История костюма, История Моды. Ассортимент женской одежды. Разновидности покроев и силуэтов.

2

2

107-108

Снятие мерок, конструктивные прибавки.

2

0,5

1,5

109110

Машинные швы. Выполнение машинных швов. Пришивание пуговиц.

2

0,5

1,5

111-112

Конструирование фартука. Моделирование фартука. Раскрой изделия.

2

0,5

1,5

113-114

Пошив фартука и косынки.

2

2

115-116

Пошив фартука и косынки.

2

2

117-118

Конструирование юбок. Построение выкройки юбки.

2

0,5

1,5

119-120

Моделирование юбок. Моделирование юбки на основе выкройки прямой юбки.

2

0,5

1,5

121-122

Пошив изделия. Выполнение вытачек. Притачивание кокетки. Стачивание боковых швов.

2

2

123-124

Пошив изделия. Притачивание пояса. Обработка низа изделия. ВТО изделия.

2

2

Проектная творческая работа

10

10

125-126

Выполнение творческой работы по выбору.

2

2

127-128

Выполнение творческой работы по выбору.

2

2

129-130

Выполнение творческой работы по выбору.

2

2

131-132

Выполнение творческой работы по выбору.

2

2

133-134

Выполнение творческой работы по выбору.

2

2

135-136

Резерв рабочего времени.

2

Итого:

136

Учебно-методический комплекс.

  1. «Рукоделие». Популярная энциклопедия. Под редакцией А.Л. Геркулова, Т.А Солодовниковой. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» Москва 1993 г.
  2. «Вышивка лентами от А до Я» под редакцией Т.В. Левичевой. Москва: «Никола 21 век» 2000 г.
  3. «Сказка своими руками». С.С. Лежнёва, И.И. Булатова. Минск: «Полымя» 1995 г.
  4. «Вязание узоров крючком» В.С. Кришталёва, - Москва: Легпромбытиздат, 1987 г.
  5. «Моделирование и конструирование женской одежды» А.Ф. Бланк. З.М. Фомина.- Легпромбытиздат, 1993 г.
  6. « Вышитые картины» журналы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...