Разработка урока технологии 5 класс на Тему Пороки древесины
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Валькеев Виталий Юрьевич

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Балко ГрузскаяСредняя общеобразовательная школа №12»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока

Тема: «Пороки древесины»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

учитель технологии

ВАЛЬКЕЕВ В.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА «ПОРОКИ ДРЕВЕСИНЫ»

Возрастная категория учащихся: 5 класс.

Цели:

1. Дать определение понятию «порок»;

2. Научить учащихся распознавать основные пороки древесины;

3. Формировать технологическую культуру.

 

Задачи:

1. Познакомить с различными видами пороков древесины и их свойствами;

2. Совершенствовать умения отбирать и использовать необходимую информацию, работая в коллективе;

3. Формировать аккуратность и точность при выполнении заданий, формировать эстетический взгляд к объекту своего труда.

 

Оборудование и инструменты: компьютер, проектор, электронная презентация, образцы древесины с различными видами пороков древесины.

Время: 45 минут.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: урок отработки умений и рефлексии.

Методы обучения: проблемные вопросы, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, индивидуальной работы, контроля и самоконтроля в обучении.

 

Словарь: порок, сучки, косослой, свилеватость, рак, червоточина.

Ход урока

I. Организация урока. (1 минута)

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация опорных знаний. (4 минуты)

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с лесной и деревообрабатывающей промышленностью, заготовкой древесины. На предыдущем уроке вы узнали о том, какие есть отрасли лесной промышленности и чем они занимаются. Давайте повторим эту информацию в виде вопросов (презентация). На экран выводятся вопросы (презентация, слайд 3), учитель читает вопросы:

- Какие виды продукции получают в лесхозах?

- Чем занимается деревообрабатывающая промышленность?

- Назовите рабочие профессии, применяемые в лесной промышленности?

III. Сообщение темы и цели урока. Объяснение нового материала. (18 минут)

(Метод - объяснительно-иллюстративный)

Учитель: Молодцы! Правильно ответили на все вопросы.

Изложение программного материала.

Терминологическая работа.

Учитель:  Давайте рассмотрим основные пороки древесины.

Запишите в тетрадях определение «пороки древесины» (слайд 4).

Определение: Пороком древесины называют ее повреждения или отклонения от нормального состояния.

Пороки древесины – это особенности и недостатки отдельных участков древесины, ухудшающие ее свойства. (Слайд 5)

Возникают в растущих деревьях:

- сучки;

- кривизна;

- червоточина;

- пороки формы ствола, строения древесины;

- химические окраски.

 

Возникают в лесоматериалах:

- синева;

- побурение и т.д.

Возникают в растущих и срубленных деревьях:

- трещины;

- гниль;

- грибные поражения;

- инородные включения и дефекты;

- деформации.

 

На данном этапе изложения нового материала используются методы: рассказ и демонстрация.

Учитель демонстрирует образцы древесины с пороками.

Сучки – имеют все деревья. Наиболее распространенный порок. (Слайд 6-7). Сучки – это основания ветвей, выросшие из ствола (они темнее, прочнее древесины ствола, с кривыми волокнами).

Древесину с сучками многие умельцы используют в декоративно-прикладном творчестве (Слайд 8, 9, 10)

 

Следующие порок – трещины. (Слайд 11). Трещины образуются при разрыве древесины вдоль волокон от морозов или жары, так же при сушке древесины.

 

Повреждение насекомыми (червоточина) – повреждение древесины в виде отверстий, прогрызаемых личинками, жучками, насекомыми, которые питаются древесиной (например короеды) (Слайд 12). Червоточина может располагаться как на поверхности ствола под корой, так и внутри древесины.

 

Пороки формы ствола. К ним относятся:

Свилеватость – волнистое расположение волокон. (Слайд 13). Придает древесине красоту, но затрудняет ее обработку. Свилеватость древесины используется при изготовлении паркета (Слайд 14)

Косослой – винтообразное расположение волокон. (Слайд 15). При высушивании такая древесина коробится. Резать такую древесину очень трудно, т.к. она скалывается по направлению волокон.

 

Наросты на стволах березы – кап. (Слайд 16,17). Это доброкачественное образование на дереве представляющий собой пучок тонких веточек растущих из каплевидного (чаще всего) нароста.

Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве. (Слайд 18, 19, 20).

 

Рак - рана на вершине ствола дерева, зараженная паразитическими грибами и бактериями.  На хвойных породах в таких местах сильно выделяется смола. (Слайд 21)

 

Гниль – образуется под действием древоразрушающих грибов. Со временем древесина превращается в труху. (Слайд 21, 22)

 

Некоторые пороки древесины можно избежать:

- чтобы древесина не гнила ее надо сушить, окрашивать и лакировать;

- чтобы различные насекомые не портили древесину, ее пропитывают специальными составами.

Приозерский край всегда славился богатыми хвойными лесами и поэтому ещё более ста лет назад здесь был основан лесопильный завод. В дальнейшем это предприятие прошло большой путь и превратилось в современное производство - ОАО “Приозерский деревообрабатывающий завод. (Слайд 23).
 

Учитель: как вы думаете где и как еще можно использовать древесину с пороками?

У нас в Приозерске есть котельная, которая работает на опилках, как вы думаете, от куда они берутся? (Не качественную древесину на нашем деревообрабатывающем заводе превращают в щепу и опилки, формируют брикеты и отправляют на котельную, где ими и топят котлы, отапливая дома). (Слайд 24)

IV. Практическая работа. (15 минут)

(Метод – индивидуальная работа)

 
Карточка №1. Пороки древесины.

Образец

Название порока

Основные признаки

Образец № 1

 

 

Образец № 2

 

 

Образец № 3

 

 

 

 

После самостоятельного заполнения таблицы информация корректируется и дополняется.

V. Итог урока. (4 минуты)

В конце занятия проводится рефлексия. Учащимся предлагается ответить на вопросы: Какие умения, навыки, знания им пригодились? Чему они научились? Какие трудности пришлось преодолеть в ходе работы? Что особенно понравилось сегодня на уроке?

Выставление оценок.

VI. Задание на дом. Уборка рабочих мест. (3 минуты)

Читать учебник параграф 2, ответить на вопросы в конце параграфа стр.12.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon poroki_drevesiny.ppt2.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОРОКИ ДРЕВЕСИНЫ Урок по технологии (индустриальные технологии) 5 класс Подготовила: учитель МБОУ «Б-ГСОШ № 12» Валькеев Виталий Юрьевич

Слайд 2

Цели урока: Дать определение понятию « порок » ; Научиться распознавать основные пороки древесины по внешнему виду; Формировать технологическую культуру.

Слайд 3

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ: Какие виды продукции получают в лесхозах? Чем занимается деревообрабатывающая промышленность? - Назовите рабочие профессии, применяемые в лесной промышленности?

Слайд 4

Пороками древесины называют различные отклонения от нормы, существенно изменяющие и понижающие качество древесины, ограничивающие ее использование.

Слайд 5

Пороки делят на девять групп: сучки, трещины, Червоточины (повреждения насекомыми), пороки формы ствола, пороки строения древесины, химические окраски, грибные поражения, инородные включения и дефекты, деформации.

Слайд 6

СУЧКИ

Слайд 7

СУЧКИ Основные разновидности сучков: 1 - круглый, 2 - овальный, 3 - продолговатый, 4 - пластевой, 5 - кромочный, 6 - ребровый, 7 - сшивные, 8 - групповые, 9 - разветвлённые.

Слайд 8

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ С СУЧКАМИ В ПОДЕЛКАХ

Слайд 9

ПОДСТАВКА ПОД ГОРЯЧЕЕ

Слайд 10

ДЕКОРАТИВНЫЙ ВАЗОН ДЛЯ ЦВЕТОВ

Слайд 11

ТРЕЩИНЫ Они характерны как для растущего дерева, так и для мертвой древесины

Слайд 12

ПОВРЕЖДЕНИЕ НАСЕКОМЫМИ (ЧЕРВОТОЧИНА)

Слайд 13

ПОРОКИ ФОРМЫ СТВОЛА Это отклонения ее от нормальной формы – этот вид порока можно отнести к значительно распространенным порокам древесины

Слайд 14

Древесина отличается ярко выраженной свилеватостью и перламутровым отливом. Параметры: Порода дерева: Вишня Сиам паркет Твердость: высокая Цвет: Светло-коричневый ПАРКЕТ

Слайд 15

Пороки строения древесины Наклон волокон (косослой) — волокна располагаются не параллельно оси ствола, а винтообразно, по спирали. Косослой оказывает отрицательное влияние на качество древесины

Слайд 16

КАП КАП - это доброкачественное образование на дереве представляющий собой пучок тонких веточек растущих из каплевидного (чаще всего) нароста. При поперечном разрезе имеет текстуру с ярко выраженными сердцевинами сучков. Обрабатывается сложно из-за сильно свилеватой текстуры и огромного количества сучков. Крайне красив, прочен, прекрасно шлифуется и полируется.

Слайд 17

ПОДЕЛКИ ИЗ КАПА

Слайд 18

СУВЕЛЬ Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве , растет обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от КАПА)

Слайд 19

ПОДЕЛКИ ИЗ СУВЕЛИ БЕРЕЗЫ

Слайд 21

РАК И ГНИЛЬ рак

Слайд 22

Гниль - образуется под действием древоразрушающих грибов, с течением времени древесина превращается в труху


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка уроков 7 класс по теме "Обработка оборок"

В данном материале 4 разработанных урока 7 класса по теме "Обработка оборок: Отделка швейных изделий. Виды отделки. Обработка отлетного среза оборки швом вподгибку двойной строчкой. Вт...

Методическая разработка урока 5 класс по теме "У врача"

Данная разработка может быть использована при прохождении темы " У врача" в 5 классе при любом УМК...

разработка урока 6 класса по теме Radio and Television

разработка урока 6 класса по теме Radio and Televisio...

Разработка урока 5 класс по теме "Среднее арифметическое"

Цель урока: Организация деятельности учащихся на закрепление и применения понятия среднего арифметического....

Разработка урока 5 класс по теме "Среднее арифметическое"

Разработка урока "Среднее арифметическое", 5 класс (ФГОС)...

Разработка урока 6 класс по теме "My hobby"

Разработка урока 6 класс по теме "My hobby"...

методическая разработка урока технологии, 5 кл. Тема:"Обработка накладного кармана"

Методическая разработка урока технологии, 5 кл. Тема "Обработка накладного кармана. Присоединение кармана к фартуку."...