групповой проект на уроках технологии
статья по технологии на тему

Образовательная область « Технология» является составной частью общего образования и вносит свой вклад в достижение общей педагогической цели школы, обеспечивая подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни, осознанному выбору профессии и пути ее получения. Основу «Технологии» составляют самостоятельная проектная деятельность учащихся. Руководство проектной деятельностью школьников для учителя технологии дело, в общем- то не новое. Учитель технологии на своих уроках во многих случаях может быть даже и не осознавая того, руководит именно проектной деятельность. Это происходит тогда, когда они под его руководством решают всевозможные конструкторско-технологические задачи, связанные с изготовлением объектов труда.
Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.
Творческий проект- это учебно-трудовое занятие, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается изделие, обладающее субъективной, а иногда и объективной новизной.
Чтобы выполнить или защитить проект, необходима большая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и учащихся. Работа, в результате которой создается что-то новое, оригинальное, считается творческой. Поэтому проекты, которые выполняются на уроках технологии, также называются творческими.
Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигаются запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе.
Выполнение творческого проекта — одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми нравственной ценности трудового начала в жизни. Материально-ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытать радость от процесса и результата труда.
Основными требованиями к использованию этого метода являются:
- наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;
- теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов: определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.
На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие — с мыслью, культуру гуманитарную — с культурой технической, труд — с творчеством, художественную деятельность — с проектированием и конструированием, технологию - с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.
Задача проектирования - сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения.
При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими факторами: возрастные и индивидуальные особенности школьников, учебно-материальная база для выполнения творческих проектов и др.
Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:
- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы. (презентация)
Тематика проектных заданий должна охватывать, возможно, более широкий круг вопросов школьной программы трудового обучения «Технология», быть актуальной для практической жизни. Не каждый ученик способен сам выбрать тему проекта. В связи с этим им можно предложить перечень возможных проектных заданий т. е. формируется банк проектов, где отражена сфера деятельности и примерное задание.
Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделия, которое они действительно хотели бы изготовить.
Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, я стараюсь максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности для каждой группы. Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различными: от одного (индивидуальный проект) до нескольких учащихся (коллективный проект). При выполнении коллективных проектов распределяю обязанности между ученицами и определяю ответственность каждого за выполнение проекта в целом. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке.
К выбору темы я предъявляю требования, которые должны быть для учеников почти как инструкция:
Изделие должно быть хорошо знакомым, понятным, и главное интересным.
Необходимо предчувствие, что изделие позволит ученицам реализовать себя в творчестве, что оно им по силам.
Не страшно, что если темы будут повторяться, в процессе проектирования ученицы поймут, что двух одинаковых изделий получиться не может.
Основными критериями выбора проектов являются:
оригинальность, доступность, надежность;
техническое совершенство;
эстетические достоинства;
безопасность;
соответствие общественным потребностям;
удобства эксплуатации;
технологичность;
материалоемкость;
стоимость и т. д.
Сферой деятельности может быть школа: изготовление дидактического материала, наглядности, различных изделий для кабинета, оформление классных уголков и т.д. Вторая сфера деятельности - досуг: изготовление игрушек, подарков для родных, предметов прикладного творчества, сувениров. Третья сфера- все для дома: различные панно, прихватки, грелки для чайников. Четвертая сфера - одежда: для игрушек, рабочая, домашняя и д.р.
Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:
1. Поисково-исследовательский (организационно- подготовительный)
Этот этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого предстоит собрать необходимую информацию на тему проекта и проанализировать ее. Источниками информации могут быть учебники, энциклопедии, специализированная литература, журналы, передачи телевидения и д.р.
2. Технологический этап
Этот этап является центральным основополагающим системообразующим, связанным с продуктивной деятельностью, результатом которой является объект проектной деятельности.
3. Заключительный этап
Включает оформление и презентацию работы, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем.
Прежде чем приступить к выполнению работы, учащимся предлагаю подумать о назначении их изделий. Может быть, они пожелают украсить интерьер своей квартиры миниатюрной картиной, ковриком, диванными подушками или сделать что-то в подарок. Чтобы не упустить какие-либо вопросы при выполнении проекта, предлагаю схему, в которой отражаются основные этапы ее выполнения.
Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом учитель
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Работая над сознанием изделия, деятельность учащихся я стараюсь направить не на воспроизведение увиденных образцов, а на изготовление своих.
Выполнение проектных работ обязательно должно завершаться их защитой в присутствии всего класса. Это мероприятие стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебных процесс дух здоровой состязательности. 
Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Оценивание – это имитация профессиональной экспертизы. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно. 
При подведении итогов учитываются следующие критерии:
Оригинальность темы и идеи проекта
Конструктивные параметры:
Технологические критерии:
Эстетические критерии
Экономические критерии
Экологические критерии
При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.
К оцениванию работ в своей практике я привлекаю детей, которые с помощью данного оценочного листа выставляют баллы и дают соответствующие комментарии.
  Этапы выполнения проекта Что  оценивать Оценка в баллах
максимальная фактическая
  1. Подготовительный
этап Выбор и обоснование темы проекта, оригинальность.            5
Историческая и техническая справки.            5
 2. Конструкторский
этап Оформленная конструкторская документация.            5
 3. Технологический
этап Оформленная технологическая документация.            5
Наличие оригинальных технологий, специально изготовленных приспособлений и т.п.
           5
 4. Этап изготовления 
изделия. Соблюдение культуры труда на каждом уроке. 5 или  0
Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.    30
  Экономическое обоснование.          5
5. Заключительный
этап. Качество рекламы, оригинальность.           5
Качество  доклада:
полнота представления доклада и др.;
объем и глубина знаний по теме;
ответы на вопросы;          10
Качество записки (отчета); оформление, соответствие стандартам, рубрицирование и структура текста, качество чертежей, эскизов, схем, качество и полнота рецензий.           5
Наличие вывода о проделанной работе.           5
Уровень самостоятельности при проектировании всех этапов.          10
   Итого баллов:        100
Использование метода проектов на уроках « Технологии» учит детей объективно оценивать свою деятельность, развивать коммуникативные навыки, творческий подход к изготовлению изделий. Ученики учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения.
Рассмотрев методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология», создается ясное преставление о включении школьников в моделирование творческой деятельности, которая предусматривает выполнение системы последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности – мотивы – цели – задачи – информация – идеи – планы действий – операции – оценки.
Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.
Подводя итог сказанному, можно назвать много причин, определяющих необходимость строить обучение учащихся в образовательной области «Технология» на основе метода проектов. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная область « Технология» является составной частью общего образования и вносит свой вклад в достижение общей педагогической цели школы, обеспечивая подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни, осознанному выбору профессии и пути ее получения. Основу «Технологии» составляют самостоятельная проектная деятельность учащихся. Руководство проектной деятельностью школьников для учителя технологии дело, в общем- то не новое. Учитель технологии на своих уроках во многих случаях может быть даже и не осознавая того, руководит именно проектной деятельность. Это происходит тогда, когда они под его руководством решают всевозможные конструкторско-технологические задачи, связанные с изготовлением объектов труда.

Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.

Творческий проект- это учебно-трудовое занятие, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается изделие, обладающее субъективной, а иногда и объективной новизной.

Чтобы выполнить или защитить проект, необходима большая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и учащихся. Работа, в результате которой создается что-то новое, оригинальное, считается творческой. Поэтому проекты, которые выполняются на уроках технологии, также называются творческими.

Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигаются запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе.

Выполнение творческого проекта — одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми нравственной ценности трудового начала в жизни. Материально-ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытать радость от процесса и результата труда.

Основными требованиями к использованию этого метода являются:

- наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;

- теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использование исследовательских методов: определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.

На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие — с мыслью, культуру гуманитарную — с культурой технической, труд — с творчеством, художественную деятельность — с проектированием и конструированием, технологию - с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.

Задача проектирования - сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения.

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими факторами: возрастные и индивидуальные особенности школьников, учебно-материальная база для выполнения творческих проектов и др.

Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;

- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы. (презентация)

Тематика проектных заданий должна охватывать, возможно, более широкий круг вопросов школьной программы трудового обучения «Технология», быть актуальной для практической жизни. Не каждый ученик способен сам выбрать тему проекта. В связи с этим им можно предложить перечень возможных проектных заданий т. е. формируется банк проектов, где отражена сфера деятельности и примерное задание.

Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделия, которое они действительно хотели бы изготовить.

Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, я стараюсь максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности для каждой группы. Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различными: от одного (индивидуальный проект) до нескольких учащихся (коллективный проект). При выполнении коллективных проектов распределяю обязанности между ученицами и определяю ответственность каждого за выполнение проекта в целом. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке.

К выбору темы я предъявляю требования, которые должны быть для учеников почти как инструкция:

  • Изделие должно быть хорошо знакомым, понятным, и главное интересным.
  • Необходимо предчувствие, что изделие позволит ученицам реализовать себя в творчестве, что оно им по силам.
  • Не страшно, что если темы будут повторяться, в процессе проектирования ученицы поймут, что двух одинаковых изделий получиться не может.

Основными критериями выбора проектов являются:

  • оригинальность, доступность, надежность;
  • техническое совершенство;
  • эстетические достоинства;
  • безопасность;
  • соответствие общественным потребностям;
  • удобства эксплуатации;
  • технологичность;
  • материалоемкость;
  • стоимость и т. д.

Сферой деятельности может быть школа: изготовление дидактического материала, наглядности, различных изделий для кабинета, оформление классных уголков и т.д. Вторая сфера деятельности - досуг: изготовление игрушек, подарков для родных, предметов прикладного творчества, сувениров. Третья сфера- все для дома: различные панно, прихватки, грелки для чайников. Четвертая сфера - одежда: для игрушек, рабочая, домашняя и д.р.

Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:

  1. Поисково-исследовательский (организационно- подготовительный)

Этот этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого предстоит собрать необходимую информацию на тему проекта и проанализировать ее. Источниками информации могут быть учебники, энциклопедии, специализированная литература, журналы, передачи телевидения и д.р.

  1. Технологический этап

Этот этап является центральным основополагающим системообразующим, связанным с продуктивной деятельностью, результатом которой является объект проектной деятельности.

  1. Заключительный этап

Включает оформление и презентацию работы, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем.

Прежде чем приступить к выполнению работы, учащимся предлагаю подумать о назначении их изделий. Может быть, они пожелают украсить интерьер своей квартиры миниатюрной картиной, ковриком, диванными подушками или сделать что-то в подарок. Чтобы не упустить какие-либо вопросы при выполнении проекта, предлагаю схему, в которой отражаются основные этапы ее выполнения.

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом учитель

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Работая над сознанием изделия, деятельность учащихся я стараюсь направить не на воспроизведение увиденных образцов, а на изготовление своих.

Выполнение проектных работ обязательно должно завершаться их защитой в присутствии всего класса. Это мероприятие стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебных процесс дух здоровой состязательности.

Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Оценивание – это имитация профессиональной экспертизы. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно.

При подведении итогов учитываются следующие критерии:

Оригинальность темы и идеи проекта

Конструктивные параметры:

Технологические критерии:

Эстетические критерии

Экономические критерии

Экологические критерии

При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.

К оцениванию работ в своей практике я привлекаю детей, которые с помощью данного оценочного листа выставляют баллы и дают соответствующие комментарии.

 

Этапы выполнения проекта

 Что  оценивать

Оценка в баллах

максимальная

фактическая

  1.

Подготовительный
этап

Выбор и обоснование темы проекта, оригинальность.

            5

Историческая и техническая справки.

            5

 2.

Конструкторский
этап

Оформленная конструкторская документация.

            5

 3.

Технологический
этап

Оформленная технологическая документация.

            5

Наличие оригинальных технологий, специально изготовленных приспособлений и т.п.

 

           5

 4.

Этап изготовления 
изделия. 

Соблюдение культуры труда на каждом уроке.

 5 или  0

Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.

    30

  

Экономическое обоснование.

          5

5.

Заключительный
этап.

Качество рекламы, оригинальность.

           5

Качество  доклада:

полнота представления доклада и др.;

объем и глубина знаний по теме;

ответы на вопросы;

          10

Качество записки (отчета); оформление, соответствие стандартам, рубрицирование и структура текста, качество чертежей, эскизов, схем, качество и полнота рецензий.

           5

Наличие вывода о проделанной работе.

           5

Уровень самостоятельности при проектировании всех этапов.

          10

 

 

  Итого баллов:

        100

Использование метода проектов на уроках « Технологии» учит детей объективно оценивать свою деятельность, развивать коммуникативные навыки, творческий подход к изготовлению изделий. Ученики учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения.

Рассмотрев методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология», создается ясное преставление о включении школьников в моделирование творческой деятельности, которая предусматривает выполнение системы последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности – мотивы – цели – задачи – информация – идеи – планы действий – операции – оценки.

Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.

Подводя итог сказанному, можно назвать много причин, определяющих необходимость строить обучение учащихся в образовательной области «Технология» на основе метода проектов. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология организации групповой работы на уроках технологии Мастер – класс. Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества Г.А. Цукерман

Слайд 2

Цель групповой работы активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

Слайд 3

Задачи групповой работы 1. Активизация познавательной деятельности 2. 4. 3. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности Развитие умений успешного общения Совершенствование межличностных отношений в классе

Слайд 4

Плюсы и минусы групповой работы Плюсы Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Минусы Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный

Слайд 5

Принципы групповой работы

Слайд 6

Варианты комплектования групп

Слайд 7

Виды групповой работы

Слайд 8

Мозговой штурм Виды групповой работы

Слайд 9

Виды групповой работы Игра основана на выполнении различных заданий группой по цепочке. Игра «Продолжи»

Слайд 10

Виды групповой работы Охота за сокровищами

Слайд 11

Виды групповой работы Снежный ком

Слайд 12

Виды групповой работы Пазлы

Слайд 13

Виды групповой работы Прием «Зигзаг»

Слайд 14

Поведение учителя во время групповой работы

Слайд 15

Принципы выбора заданий для групповой работы

Слайд 16

Правила совместной работы Правила совместной работы 1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего 2) работать по алгоритму (плану) 3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца 4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы 5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности

Слайд 17

Критерии эффективности групповой работы

Слайд 18

Учителю на заметку нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один групповая работа должна занимать не более 30 минут – в 5 – 6 классах нельзя требовать в классе абсолютной тишины нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе

Слайд 19

Что почитать о групповой форме работы? Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. - М.: Новая жизнь, 1994. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988 Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в образовательном процессе. Творческий проект на уроках технологии и изоискусства.

Из опыта ратботы по методу проектов, о преимуществах и недостатках метода и результативности применения педагогической технологии....

Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...

«Групповая работа на уроке технологии: цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)»

laquo;Групповая работа на уроке технологии: цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)» ...

ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ Тема: Урок - деловая игра «Инвестирование. Анализ доходности и рисков»

Технологичная карта урока по теме :"Инвестирование. Анализ доходности и рисков" Предмет: Финансовая грамотность Продолжительность занятия : 40 минут. Класс: 9 Тема: «Инвестирование. Анализ доходно...

Доклад с заседания МО «Применение методов групповой работы на уроках технологии»

Пусть ум и руки Ваши родят лишь чудеса,И мир станет прекрасней от мудрости творца!...

Организация групповой работы на уроках технологии. Статья.

Педагоги давно установили, что основной акцент в преподавании должен делаться не на усвоении учащимися излагаемой информации и механическое запоминание ими материала, а на развитие мышления учащихся. ...

Индивидуальные и групповые проекты на уроках математики

В статье предложены темы индивидуальных и групповых проектов на уроках математики....