Рабочая программа по ОБЖ 7-9 кл
рабочая программа по обж по теме

Кунаев Жумагалий Васильевич

Рабочая программа по ОБЖ 7-9 кл 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7-9_kl_rabochaya_programma_i_planirovanie_obzh.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).

1. Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.

2. Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).

3. Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.

При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 7 – 9 классах отводится по 35 часа в год (1 час в неделю). Основными целями изучения курса являются:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.

3. Развитие черт личности, необходимые для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать 1МП пострадавшим.

2. Структура образовательного процесса по курсу ОБЖ.

На современном этапе концепция образования по курсу ОБЖ состоит из четырех ступеней обучения, содержащих несколько уровней подготовки и получения знаний:

-I ступень (уровень 0) - семья, детские дошкольные учреждения;

-II ступень (уровни 1 – 1-4-й классы; 2 – 7-9-й классы; 3 – 10-11-й классы) – средняя общеобразовательная школа;

-III ступень (уровни 4,5,6,7) – профессиональные учебные заведения;

-IV ступень (уровни 8,9,10) – ВУЗы.

Рабочая программа посвящена обучению детей по курсу ОБЖ на 2-ом  уровне, т.е. в 7-9-й классы.


3. Обязательный минимум содержания основных разделов курса ОБЖ.

Второй уровень обучение ОБЖ реализовывается в 7 – 9-ых классах основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека. Второй уровень обучения включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (7-9 кл.):

  • описание источников опасности и их видов;
  • основные понятия и терминология в области БЖД, классификация опасностей;
  • естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;
  • стихийные явления (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели и т.п.) и защита от них;
  • техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ и СКЗ;
  • безопасность в условиях вынужденной автономии, ориентирования, способы выживания, добывание огня, пищи и воды, правильное их использование;
  • опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях;
  • 1МП и способы ее оказания пострадавшим;
  • опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.

В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

         Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде», «Правила безопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».

        Раздел II  «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем:  «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового образа жизни». Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для формирования у учащихся 7—9 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

        Программа рассчитана на 35 учебных часа в год в каждом классе, в неделю – 1час.


Учебный план.

Наименование раздела

Количество часов по классам

7 класс

8 класс

9 класс

Раздел 1

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Отработка практических навыков.

18

18

14

Раздел 2

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Отработка практических навыков.

8

8

6

Раздел 3

Основы здорового образа жизни.

9

4

13

Основы безлопастного поведения в чрезвычайных ситуациях

-

12

2

Всего часов

35

35

35


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

7 КЛАСС

Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю в течение года)

Название  темы/раздела

содержание

Кол-во  

часов

1

Оказание первой медицинской помощи

Виды переломов. Первая медицинская помощь при переломах. Способы эвакуации. Повязки, общая характеристика; наложение повязок на конечности. Виды ран; обработка ран. Способы остановки кровотечения.

8 час.

2

Основы здорового образа жизни

Влияние вредных привычек на здоровье, уклад жизни человека и его работоспособность. Охрана репродуктивного здоровья подростков.

9 час.

3

Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

Происхождения и последствия землетрясений, наводнений, лесных и торфяных пожаров; ураганы, бури, смерчи; оползни, сели, обвалы, снежные лавины; цунами.

Индивидуальные и коллективные средства защиты. Назначение и устройство убежища.

18 час.

4

Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

Основы безопасности поведения в толпе. Терроризм и безопасность человека.

2 час.


8 КЛАСС

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю в течение года)

Название  темы/раздела

содержание

Кол-во  

часов

1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Культура поведения на дороге. Оказание первой медицинской помощи при ДТП. Решение задач по ПДД.  

Правила безопасного поведения в быту. Индивидуальные и коллективные действия при пожаре. Эвакуация учащихся при пожаре из здания школы.

Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов.

Понятия преступление и виды преступлений.

2 час.

2

Оказание первой медицинской помощи

Воздействие химических веществ на организм человека; первая медицинская помощь при поражении ядовитых веществ удушающего действия; при поражении сильно ядовитых веществ обще ядовитого действия; при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка; при отравлении бытовыми минеральными удобрениями.

Техника наложения стерильных повязок.

Перевязочные и лекарственные средства.

8 час.

3

Основы здорового образа жизни

Занятия спортом, закаливание организма.

4 час.

4

Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

Производственные аварии и катастрофы; аварии на пожарно и взрывоопасных объектах; виды аварий; общие сведения о взрыве, пожаре; опасные, аварийно-химические вещества.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ, правила безопасности, защита населения.

Гидродинамические аварии; виды, причины, последствия.

Характеристика возможных ЧС на объектах народного хозяйства РХ.

12 час.


9 КЛАСС

Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю в течение года)

Название  темы/раздела

содержание

Кол.

часов

1

 Опасные ситуации и условия жизнедеятельности человека

Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов.

Безопасное поведение в криминогенных ситуациях. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Личная гигиена. Физиологические и психологические особенности организма подростка.

Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции.

Факторы, разрушающие здоровье человека. Влияние на организм человека вредных привычек. Болезни, передаваемые половым путём. СПИД.

13 час.

2

Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей

Профилактика травм в старшем школьном возрасте.

Первая медицинская помощь при травмах

Экстренная реанимационная помощь (оживление человека после внезапной остановки сердца и дыхания).

6 час.

3

Правила безопасного поведения в  повседневной  жизни

Факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека. Организация рабочего места у компьютера.  Приемы защиты от электромагнитных полей. Требования к освящению помещения. Правила безопасности при работе с компьютером. Правила безопасности на уроках химии, физики. Физкультуры, ОБЖ.  Безопасность при работе с колющими режущими инструментами и металлорежущим оборудованием.

2 час.

4

Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

Безлопастное пользование компьютером. Организация рабочего места у компьютера Меры безопасности на уроках в школе. Правила безопасности на уроках химии. Правила безопасности на уроках физкультуры

5 час.

«Школа безопасности» составная часть подготовки населения к действиям в ЧС

Этапы проведения соревнований. Правила формирования команд. Программа соревнований. Места проведения соревнований.

Условное обозначение. Техника чтения карт. Ориентирование на местности.

Определение сторон горизонта по Солнцу и с помощью часов. Определение сторон горизонта по луне. Определение по полярной звезде. Ориентирование по местности по признакам и предметам

Маршруты движения в зависимости от положения их начальных и конечных пунктов. Ориентирование по туристической маркировке. Движение без четких ориентиров. Действие при потере ориентировки.

Необходимое снаряжение и имущество. Групповые снаряжения. Туристическая палатка, ее установка. Специальные снаряжения. Оборудование бивака или укрытия.

Специальные снаряжения. Используемые для страховки и преодоления препятствий Техника вязания узлов.

Естественные препятствия и способы их преодоления. Основные принципы безопасности в ходе преодоления препятствий

9 час.


КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО КУРСУ ОБЖ.

Для 7, 8 классов.

  • проведение тестирования по пройденному материалу;
  • летучки, самостоятельные работы;
  • семинары, круглые столы;
  • зачеты по практическим вопросам с выходом на природу;
  • сообщения учащихся по тематике.

Для 9, классов.

  • тестирование ;
  • рефераты и их защита ;
  • самостоятельные работы, семинары
  • уметь проводить диагностику простых заболеваний, оказывать ПМП, ЭРП и ИВЛ пострадавшим .

        

Контрольные и проверочные работы

7 класс

Тема

Вид работы

Дата

 №1

Землетрясения и вулканы.

К/Р

 №2

Оползни, сели, обвалы

П/Р

 №3

 Ураганы, бури, смерчи.

тест

 №4

 Наводнение и цунами.

К/Р

№5

Основы репродуктивного здоровья подростков.

Тест

8 класс

Тема

Вид работы

Дата

 №1

Производственные аварии и катастрофы.

П/Р

 №2

 Пожары и взрывы.

К/Р

 №3

 Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

К/Р

№4

Нарушение экологического равновесия.

Тест

№5

ПМП при отравлениях

тест

№6

Физическая культура и закаливание.

П/р

№7

Основы репродуктивного здоровья подростков.

К/р

9 класс

Тема

Вид работы

Дата

1

Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

к/р

2

Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов

к/р

3

Безопасное поведение в криминогенных ситуациях

к/р

4

Меры профилактики травм в старшем школьном возрасте

к/р

5

Первая медицинская помощь при травмах

к/р

6

Экстренная реанимационная помощь

к/р

7

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни» и «Личная гигиена

к/р

8

Физиологические и психологические особенности организма подростка

к/р

9

Факторы, разрушающие здоровье человека

к/р

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ПО КУРСУ ОБЖ.

Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для  разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.

Выпускник должен:

Знать (помнить):

  • основы формирования ЗОЖ;
  • основные положения российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • требования, предъявленные военной службой к уровню подготовки призывника;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет;
  • особенности прохождения в/службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы;
  • задачи РСЧС и ГО.

Уметь:

  • владеть способами защиты населения от ЧС природного и техногенного характера;
  • пользоваться СИЗ и СКЗ;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
  • выполнять неполную разбору и сборку АК;
  • вести стрельбу из автомата по неподвижным целям;
  •  владеть навыками безопасного обращения с оружием;
  • ориентироваться на местности;
  • обращаться с приборами РХР и доз. контроля;
  • выполнять элементы строевой и тактической подготовки;
  • выполнять физические упражнения (подъем силой, подтягивание, бег, прыжок через козла, метание гранаты в цель).

Использовать приобретенные знания и умения для:

  • ведения ЗОЖ;
  • оказания 1МП;
  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы.

Учебно- методический комплекс

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. №1089)
  2. Примерная программа по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образования Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263)
  3. Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11классы.  Под ред Ю.Л. Воробьева М.: Дрофа 2007

Методическая литература

  1. УМК (Учебники, методические пособия к учебникам) 5 - 7 классы /Латчук В.Н., Марков В.В.. Маслов А.Г. М.: Дрофа, 2005, 2009, 2010.

  8-9 классы /Вангородский С.Н, Кузнецов М.И, Латчук В.Н.М.:Дрофа, 2004,2010.

  1. ОБЖ. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. Миронов С.К., Латчук В.Н.,
  2. Игровые занятия в курсе «ОБЖ» 5-9 кл. Маслов А.Г.
  3. ОБЖ. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека. Соловьев С.С.
  4. Основы медицинских знаний. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. М.: АСТ ЛТД, 1997
  5. Медицинская помощь в ЧС. Виноградов А.В. М., 1996.
  6. Действие населения в ЧС. Пособие. – М.: Зеркало, 1995
  7. Правила и безопасность дорожного движения. Жульнев Н.Я. – М.: Ливр, 1997
  8. Помощь при травмах и несчастных случаях.  Мейсон Эндрю. – М.: Аргументы факты, 1998.
  9. Основы пожароопасного поведения. Шаров О.Е. – СПб., 1997.
  10. Учебное пособие для преподавателей. Топоров И.К. - СПб., 1992.
  11. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. М: Просвещение, 1989

Учебники

  1. ОБЖ: 5-й кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений;/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.;под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель, 2008 – 174, [2], с.: ил. НОВЫЙ. (основной учебник).
  2. ОБЖ: 6-й кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.:АСТ:Астрель, 208. – 189,[3] с.: ил. НОВЫЙ(основной учебник).
  3. ОБЖ: 7-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2008. - 143 с., [1] с.: ил. НОВЫЙ (основной учебник)
  4. ОБЖ: 8  кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2008 - 190,  [2] с.: ил. НОВЫЙ (основной учебник)
  5. ОБЖ: 9  кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2008 - 253,  [3] с. НОВЫЙ (основной учебник)

Оборудование и приборы

1. Стенд «Действия при стихийных бедствиях».

2. Стенд «Средства и способы защиты в зоне поражения».

3. Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».

4. Компас.

5. Аптечка первой медицинской помощи, шины, бинты, резиновый жгут.

6. Персональный компьютер.


Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

http://www.gan.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

http://www.beluno.ru

Белгородский региональный институт ПКППС

http://ipkps.bsu.edu.ru/

Академия повышения квалификации работников образования

http://www.apkro.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

http://www.courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дом «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом  «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...