пояснительная записка 5 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс) на тему

Грицкова Анна Сергеевна

пояснительная записка 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии для 5 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089.

При разработке программы были использованы материалы примерных программ по учебным предметам «Технология» 5-8 классы, 3-е издание издательства «Дрофа» г. Москва 2014г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника технология для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О. А. Кожиной - М.: «Дрофа», 2014.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю).

Цели

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:

  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
  • умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Все разделы программы содержат основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Основная форма обучения - учебно - практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В каждом классе предусмотрено выполнение школьниками творческих проектов и заданий. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением в учебный процесс творческой, проектной деятельности с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они предлагают в качестве творческой идеи.

Для  обеспечения  смыслового  единства содержания  обучения  по  технологии в 5 классе  выделены  базовые  технологии  и  виды  деятельности,  которые  задают  основные разделы  содержания  -  это  технология  обработки  ткани,  кулинария, культура  дома,  элементы материаловедения, элементы машиноведения, информационные  технологии,  основы  проектирования.

При изучении предмета «Технология» учащиеся должны знать:

  • правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;
  • общие сведения о процессе пищеварения, о роли витаминов в обмене веществ; способы определения свежести продуктов, технологию обработки продуктов,  условия  и сроки хранения продуктов;
  • основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений;
  • культуру поведения в семье; гигиену и правила ухода за собой;
  • правила безопасной работы с ручными инструментами и на машине;
  • виды ручных швов и виды декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел;

Учащиеся должны уметь:

  • уметь рационально организовывать рабочее место;
  • совершенствовать практические умения и навыки  в экономном ведении домашнего  хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем;
  • работать с кухонными инструментами, определять качество продуктов, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из овощей, нарезать хлеб для бутербродов, сервировать стол;
  • разрабатывать интерьер кухни, оформлять кухню изделиями собственного изготовления;
  • читать и строить чертеж фартука, снимать мерки;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Целью  обучения  по  данной  программе  является  подготовка  учащихся  к  самостоятельно работе в виде выполнения проектов. Это помогает им в усвоении учебного материала и организации досуга, тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей.

Содержание занятий

Кол-во часов

Сроки

Тема 1 Вводный урок. 

2

1

Содержание и задачи курса. Экологические проблемы природы, общества, человека.

2

08.09

02.09

04.09

12.09

Тема 2 Кулинария.

16

1

Введение. Техника безопасности.

Физиология питания. Рациональное питание.

2

15.09

09.09

11.09

19.09

2

Санитария и гигиена. Правила мытья посуды, применение моющих средств.

2

22.09

16.09

18.09

26.09

3

Блюда из яиц. Л.П.Р №1: определение свежести яиц. П.Р №1: приготовление яиц всмятку, в мешочек, вкрутую.

2

29.09

23.09

25.09

03.10

4

Значение хлеба в питании человека. П.Р №2: приготовление бутербродов, горячих напитков.

2

06.10

30.09

02.10

10.10

5

Понятие о пищевой ценности овощей, приготовление блюд из сырых овощей.

П.Р №3: нарезка овощей для салата.

2

13.10

07.10

09.10

17.10

6

Виды тепловой обработки продуктов. П.Р№4: приготовление блюд из вареных овощей.

2

20.10

14.10

16.10

24.10

7

Сервировка стола к завтраку, составление меню на завтрак.

21.10

23.10

8

Заключительный урок по кулинарии, к/р.

27.10

28.10

30.10

31.10

Тема 3 Ручные работы.

2

1

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками. П.Р №5: изготовление образцов из ткани со строчками, выполненными прямыми стежками.

2

10. 11

11.11

13.11

14.11

Тема 4 Материаловедение

4

1

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна.

2

17.11

18.11

20.11

21.11

2

Способы определения основы и утка, лицевой и изнаночной сторон ткани.

П.Р №6: определение лицевой и изнаночной стороны, направления долевой нити в ткани.

2

24.11

25.11

27.11

28.11

Тема 5 Машиноведение.

6

1

Знакомство с назначением и устройством швейной машины. Техника безопасности при работе на швейной машине. П.Р №7: упражнения на швейной машине без ниток.

2

01.12

02.12

04.12

05.12

2

П.Р №8: заправка верхней и нижней нитей, намотка нитки на шпульку.

2

08.12

09.12

11.12

12.12

3

П.Р №9: выполнение машинных строчек по намеченным линиям.

2

15.12

16.12

18.12

19.12

Тема 6 Конструирование швейных изделий.

4

1

Рабочая одежда ее характеристики. Правила выполнения чертежно-графических работ.

П.Р №10: измерение фигуры человека.

2

22.12

23.12

25.12

26.12

2

П.Р №11: построение чертежа фартука в масштабе 1: 4 и в натуральную величину.

2

12.01

13.01

15.01

16.01

Тема  7 Моделирование.

2

1

Приемы моделирования. Модели фартуков, способы их отделки. Определение расхода ткани.

2

19.01

20.01

22.01

23.01

  

 

Тема 8 Технология изготовления швейного изделия.

14

1

Раскладка выкройки на ткани. Подготовка ткани к раскрою. П.Р №12: раскрой фартука и головного убора. Контроль раскладки и раскроя.

2

26.01

27.01

29.01

30.01

2

Подготовка деталей кроя к обработке.

П.Р №13: обработка срезов головного убора.

2

02.02

03.02

05.02

06.02

3

П.Р №14: обработка бретелей.

2

09.02

10.02

12.02

13.02

4

П.Р №15: обработка срезов нагрудника и его соединение с бретелями.

2

16.02

17.02

19.02

20.02

5

П.Р №16: обработка карманов и соединение их с нижней частью фартука.

2

02.03

24.02

26.02

27.02

6

П.Р №17: обработка срезов нижней части фартука. Соединение деталей фартука.

2

16.03

03.03

05.03

06.03

7

Отделка изделий. Виды художественной отделки.  Контроль качества.

2

10.03

12.03

13.03

Тема 9 Гигиена девушки. Косметика.

2

1

Уход за кожей, волосами, ногтями

2

06.04

17.03

19.03

20.03

Тема 10 Уход за одеждой.

2

1

Ремонт одежды заплатками.

Чистка одежды.

2

13.04

07.04

02.04

03.04

Тема 11 Интерьер жилого дома.

2

1

Интерьер кухни, столовой. Требования, предъявляемые к кухне.

П.Р №18: выполнение эскиза интерьера кухни.

2

20.04

14.04

09.04

10.04

Тема 12 Творческие проектные работы.

12

1

Тематика творческих проектов и этапы их выполнения.

Поисково-исследовательский этап. Выбор и обоснование проблемы. Историческая справка.

2

27.04

21.04

16.04

17.04

2

Разработка идей, вариантов.

Выбор материалов, инструментов.

2

18.05

28.04

23.04

24.04

3

Технологический этап. Технологическая последовательность и изготовление изделия.

2

25.05

05.05

30.04

08.05

4

Экономическое обоснование проекта. Самооценка выполненной работы.

2

12.05

07.05

15.05

5

Защита проектной работы.

2

19.05

14.05

22.05

6

Защита проектной работы.

2

26.05

21.05

29.05

Резервное время.

2

28.05

   


Литература

  1. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани М.,  Просвещение, 2007 год.
  2. Предметная область «Технология». Методические рекомендации. Составитель Ю.В.Крупская под редакцией В.Д.Симоненко М., «Вентана-Граф» 2005г.
  3. Технология. Обслуживающий труд. 5кл. : учебник / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова. – 3е изд. , стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 254с.
  4. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя. М., «Вентана-Граф» 2003г. Под редакцией И.А.Сасовой.
  5. Сборник проектов «Технология -5 класс». М., «Вентана-Граф» 2004г.  Под редакцией И.А.Сасовой.
  6. Технология 5-7 класс. Тесты по технологии (обслуживающий труд 5-7 классы к любому учебнику). Составитель С.Э. Маркуцкая, М.,«Экзамен» 2006г.  
  7. Конструирование и моделирование фартука. Методическое пособие. Автор Кожина О.А., Кораблёва О.Л.,  М., «Планетариум» 2001г.
  8. Методика обучения технологии 5-9 класс. Автор А. К. Бешенков, В.М. Казакевич, М., « Дрофа» 2003 г.
  9. Технология обслуживающий труд. Методические рекомендации. Автор Н.В. Синица, М., «Вентана-Граф» 2008г.
  10. Хромов А.А., Хромов А.И. Методическая система обучения школьников проектной деятельности. // Школа и производство, 2008. - № 8. – С. 10-15.
  11. Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности / авт.-сост. О.А. Нессонова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД

Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"

Рабочая программа соответствует  Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...