Программа "Композиция", элективный учебный предмет
элективный курс по технологии (10, 11 класс) на тему

Аюпова Сажида Аптулсакировна

Программа "Композиция" разработана для обучающихся 10-11 классов технологического профиля по направлению "Архитектура и дизайн"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompozitsiya.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9

с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология», г. Нижневартовск

эмблема школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

                                                                                                 

Рассмотрено  педагогическим советом

Протокол № 01 от  «28» августа 2014 г.

Утверждаю

Директор школы ____________Туценко З.Н.

Приказ № 346 от 28.08. 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по композиции

 (элективный учебный предмет)

среднее общее образование

10-11 класс

 

2014-2015 учебный год

Составитель Аюпова Сажида Аптулсакировна

                                                     учитель высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск

2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

Рецензия на рабочую программу ………………………………………………

Пояснительная записка …………………………………………………………

Учебная программа ……………………………………………………………..

Календарно-тематический план ……………………………………………….

Перечень учебно-методического обеспечения ……………………………….

Контрольно-измерительные материалы по предмету ………………………..

Мониторинг обученности ………………………………………………………

Перечень проектов ………………………………………………………………

Материально-техническое обеспечение ……………………………………….

РЕЦЕНЗИЯ

Программа по элективному курсу «Основы пространственно-конструктивной композиции» для 10 классов составлена согласно требований к профильной подготовке обучающихся среднего общего образования.

Программа составлена на основе сборника программ: В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, С.П. Ломов, Э.И. Кубышкина, П.Ю. Коваленко. Рисунок. 5-11  кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М.: Дрофа, 2001

Программа откорректирована.

Программа состоит из самостоятельных модулей-разделов, каждый по 17 часов. Общее количество часов – 34 часов год обучения, количество модулей – 2. Каждый модуль может рассматриваться как отдельная программа.

Программа по элективному курсу «Основы пространственно-конструктивной композиции» для 10 классов логически дополняет элективный курс  «Академический рисунок» и расширяет профильную программу по технологии.

Программа по элективному курсу «Основы пространственно-конструктивной композиции» способствует выбору будущей профессии в сфере архитектуры и дизайна и подготавливает учащихся к вступительному специальному экзамену в профильные вузы.

Руководитель кафедры «Технология»                                     С.А. Аюпова

Пояснительная записка

Творческие профессии архитектора и дизайнера в первую очередь, требуют знания законов гармонии и средств, помогающих создавать гармоничные произведения.

Важной частью творчества является пространственно-конструктивная композиция, которой обучают всех будущих дизайнеров.

Курс «Основы пространственно-конструктивной композиции» состоит из трех взаимосвязанных разделов:

-  «Основы изображения в пространственно-конструктивной композиции»;

- «Пространственно-конструктивная композиция».

Раздел 1. «Основы изображения в пространственно-конструктивной композиции» позволит учащимся развить пространственное мышление, необходимое для архитекторов и дизайнеров, а также позволит овладеть графической грамотой.

 Раздел 2. «Пространственно-конструктивная композиция» углубляет  и развивает профессиональные навыки владения графическим изображением и пространственным мышлением, непосредственно необходимые в работе архитектора и дизайнера.

Программа имеет практико-ориентированную направленность, в ней предусмотрено большое количество практических заданий.

Данная композиция является вступительным творческим экзаменом в вузы на факультеты дизайна и архитектуры.

Цель программы: научить основам пространственно-конструктивной композиции, как основной составной части мастерства архитекторов и дизайнеров.

Задачи:

  • показать особое место графической грамоты в деятельности архитектора и дизайнера;
  • заложить основы для развития архитектурно-инженерного мышления;
  • развивать образное представление и пространственное мышление;
  • вырабатывать графические навыки и умения;
  • вырабатывать способность выявления в рисунке конструкцию предмета и его устройство;
  • формировать умение компоновать и увязывать отдельные части в целое, как основу выполнения чертежа и макета.

По окончании каждого раздела учащиеся  сдают зачет по итогам полугодия.

Программа элективного курса рассчитана на 2 года обучения, состоит из 4-х самостоятельных модулей-разделов, каждый по 17 часов. Общее количество часов – 68 часов за два года обучения.

Каждый модуль может рассматриваться как отдельная программа.

Перечень знаний, умений, навыков

Учащиеся должны знать:

  • роль графической грамоты в деятельности архитектора и дизайнера;
  • правила композиции;
  • основы перспективы;
  • закон светотени;
  • правила графического изображения предметов.

Учащиеся должны уметь:

  • изображать объемные геометрические тела и сложные предметы как отдельно, так и в композиции;
  • выявлять и передавать графически конструкцию предметов;
  • использовать при изображении предметов правил перспективы.

Цели и задачи педагога в рамках преподавания элективного курса «Основы пространственно-конструктивной композиции»  для 10 класса:

  • ориентировать учащихся в профессиональной сфере архитектуры и дизайна;
  • увеличить долю учащихся, выбравших профильные вузы для поступления на  10%;
  • активно внедрять информационно - коммуникационные технологии в образовательный процесс;
  • формировать компетентность самостоятельного получения информации из различных источников;
  • использовать зачетный метод оценивания учащихся;
  • активно использовать в 2013-2014 учебном году технологию накопительной оценки достижений учащихся старших классов – портфолио выпускника, как одного из эффективных методов мониторинга результатов учащихся.

Учебно-тематический план элективного курса

"Композиция"

10 класс

Модуль 1. Основы изображения в пространственно-конструктивной композиции

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

всего

теор.

практ.

Введение (4 часа)

1.

Цели и задачи курса. Материалы и инструменты.

1

1

-

2.

Тренировка руки. Упражнения по созданию тени

1

-

1

3.

Тренировка глаза. Визирование.

1

-

1

4.

Основы светотени.

1

1

Композиция (1 час)

5.

Основы композиции. Композиционные средства выражения

1

1

-

Основы перспективы (7 часов)

6.

Основы линейной перспективы. Параллельная перспектива куба

1

-

1

7.

Косая  и воздушная перспективы куба. Круг в перспективе.

1

-

1

8.

Перспективы геометрических тел. Параллельная перспектива цилиндра.

1

-

1

9.

Традиционные ошибки в построении цилиндрических форм в перспективе

1

-

1

10.

Построение пирамиды и конуса в косой перспективе

1

-

1

11.

Перспектива сферы

1

-

1

12.

Воздушная перспектива

1

-

1

Использование перспективы в контурном наброске (3 часа)

13.

Контурное изображение простых предметов

1

-

1

14.

Контурное изображение сложных предметов

1

-

1

15.

Контурное изображение группы предметов. Зачет

1

-

1

Глубина в перспективе (2 часа)

16.

Расчет глубины в перспективе. Сетка в перспективе

1

-

1

17.

Правильные и неправильные формы в перспективе. Зачет.

1

-

1

Всего

17

2

15

Модуль 2. Пространственно-конструктивная композиция

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

всего

теор.

практ.

Композиционные приемы и упражнения, развивающие композиционные навыки (3 часа)

1.

Плоскость и пятно. Упражнения

1

-

1

2.

Линия и плоскость. Упражнения

1

-

1

3.

Геометрическая фигура и плоскость. Упражнения

1

-

1

Изображение предметов объемной формы (4 часа)

4.

Объемное изображение геометрических тел. Куб

1

-

1

5.

Объемное изображение геометрических тел. Цилиндр

1

-

1

6.

Объемное изображение геометрических тел. Конус

1

-

1

7.

Объемное изображение геометрических тел. Шар

1

-

1

Архитектурные детали (10 часов)

8.

Круглая пластика: рисунок вазы (амфоры)

2

-

2

9.

Рисование гипсового орнамента

3

-

3

10.

Элементы архитектурного ордера

4

-

4

11.

Рисунок интерьера. Зачет

1

-

1

Всего

17

17

11 класс

Модуль 3. Композиция для дизайнеров. Основы формальной композиции

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

всего

теор.

практ.

1.

Инструктаж по ТБ. Цели и задачи курса, материалы и инструменты

1

1

-

2.

Основы формальной композиции

1

1

-

3.

Художественные средства построения композиции

Графика. Точка, линия, пятно

1

-

1

4.

Упражнения по основным видам линейных графических форм

1

-

1

5.

Упражнения по основным видам тональных графических форм. Зачет

1

-

1

6.

Цвет. Основные характеристики

Упражнения по цветоведению

1

-

1

7.

Цвет. Задания на построение графических композиций

1

-

1

8.

Текстура. Упражнения

1

-

1

9.

Текстура. Эскиз с выполнением текстуры материала модели

1

-

1

10.

Рельеф. Упражнения

1

-

1

11.

Объемная форма. Упражнения

1

-

1

12.

Объемная форма. Выполнение задания на решение композиции из объемных букв разного характера.

1

-

1

13.

Средства гармонизации художественной формы. Нюанс-контраст. Статика-динамика

1

-

1

14.

Метр-ритм. Отношение-пропорции. Размер-масштаб. Упражнения

1

-

1

15.

Выполнение графической композиции

2

-

2

16.

Выставление  работ. Зачет

1

-

1

Всего

17

Модуль 4. Композиция для дизайнеров. Основы эскизной графики

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

всего

теор.

практ.

Значение графической разработки в художественном проектировании

1

Определение понятия эскиз

1

1

-

2

Эскиз и набросок

1

1

-

Графические средства, материалы и приемы эскизирования

3

Линия и пятно в эскизе. Графическая фактура

1

-

1

4.

Различные приемы выполнения цветных эскизов

1

-

1

5.

Коллаж в эскизной графике

1

-

1

Особенности фигуры человека при выполнении эскиза

6.

Пропорции человеческой фигуры. Стилизация  как мера условности изображения человека

2

-

2

Виды эскизов

7.

Фор-эскиз. Творческий эскиз.

1

-

1

8.

Рекламная графика

1

-

1

9.

Рабочий эскиз

1

-

1

10.

Компьютерная графика

1

-

1

Выполнение проекта

11.

Выбрать тему проекта (интерьера, фирменного стиля и др.)

1

-

1

12.

Подготовить серию фор-эскизов по теме

2

-

2

13.

Выполнить творческий эскиз в цвете (техника на выбор)

2

-

2

14.

Защита проекта. Зачет.

1

-

1

Всего

17

CПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебники и пособия

 

  1. Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Изобразит. искусство, 2001
  2. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок: Учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 2008.
  3. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

3. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Список учебно-методической литературы

  1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. – М.: 1984
  2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». – М.: «Просвещение», 1981
  3. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005
  4. Все о технике рисунка. – Испания, 2000
  5. Голубева О.Л. Основы композиции. Учебное пособие. – М.: «Изобразительное искуссво», 2001
  6. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 2000
  7. Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: 1980
  8. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: Учеб. пособие. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002
  9. Основы рисунка. Хосе М. Паррамон. – Испания, 1994
  10. Изобразительное искусство: Рисунок 1-11 кл. Живопись 1-11 кл. Основы живописи 5-9 кл.
  11. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1-8 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.- М.: 2001
  12. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов.- М.: 1989
  13. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. – М.: 1984
  14. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед вузов – М.: Издательский центр «Академия», 1999
  15. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл. В 4 ч. Краткий словарь художественных терминов. Основы композиции. Основы живописи. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 2000
  16. Шорохов С.В. Композиция. – М.: 1986
  17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: 1983

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРЕДМЕТУ

Зачет по профильной дисциплине

«Основы пространственно-конструктивной композиции», 10 класс

Профиль «Архитектура и дизайн»

Пояснительная записка

Зачеты по элективному курсу «Основы пространственно-конструктивной композиции» являются обязательными, так как навыки, полученные в рамках данного элективного курса составляют основу вступительного экзамена на факультетах архитектуры.

Способность выявлять в рисунке конструкцию предмета и его устройство, умение компоновать и увязывать отдельные части в целое являются особыми качествами архитектора. Очень важно, чтобы учащиеся овладели этим сложным навыком –целостным графическим изображением предметов на плоскости бумаги в виде конструктивного рисунка.

Работы выполняются на листах формата: натюрморт – А-3 или А-2.

Пример одного из заданий (зачет №1, модуль 1): в аудитории представлены геометрические тела и предметы быта простой формы, поставленные в случайном порядке посередине аудитории на подставке. Задачи учащихся:

  1. из поставленных предметов и тел составить по воображению композицию из 6-8 предметов, расположенных на одной предметной плоскости, некоторые предметы могут находиться один на другом (например, шар лежит на кубе или шар на цилиндре и т.п.);
  2. грамотно изобразить все предметы конструктивно в одной композиции, учитывая правила композиции, линейной перспективы, формата листа;

Время выполнения 4 астрономических часа, проводится во внеурочное время, либо как домашнее задание с последующим выставлением (вывеской).

Содержание зачета №1.

по элективному курсу «Основы пространственно-конструктивной композиции»

 Форма проведения: работа в аудитории (рисунок с натуры) или домашнее задание. 

 Работа в аудитории: учащиеся рисуют композицию из предметов быта простой формы и геометрических тел.

    Рисунок выполняется карандашом на листе бумаги размером 30*40 см (формат А3) в течение 4 часов (астрономических).

    Этапы работы над натюрмортом:

  1. внимательное изучение постановки;
  2. определение формата листа;
  3. нахождение композиционного размещения изображения в формате листа, определение пропорций всех предметов постановки и соотношения пространственных планов;
  4. конструктивное построение;
  5. вспомогательные линии, которые были использованы в процессе построения рисунка и поиска связей между деталями должны быть сохранены.

Критерии

оценивания зачета по дисциплине «Основы пространственно-конструктивной композиции»     

При сдаче зачета (конструктивный рисунок композиции из бытовых предметов простой формы и геометрических тел) необходимо выполнить следующие условия:

  • закомпоновать изображение на листе бумаги;
  • выявить особенности конструкции объема, пропорциональные отношения частей и целого;
  • выполнить работу графически грамотно, убедительно.

      Учащиеся, выполнившие все эти условия, получают высший балл -5 /пять/.

      За работы, в которых имеются незначительные отступления от общих требований: неубедительность компоновки, не совсем точные пропорции и нарушения в деталях, ставится оценка – 4 /четыре/.

       Работы, имеющие серьезные ошибки в компоновке, нарушения в пропорциях, неточны в деталях, получают оценку –3 /три/.

       Работы, в которых совершенно не выполнены общие требования: изображение не закомпоновано, размещение на листе случайно, пропорции искажены, оценивается низшим баллом – 2 /два/.

МОНИТОРИНГ ОБУЧЕННОСТИ

Мониторинг обученности в рамках элективных курсов – это результаты зачетных работ и накопительная оценка – портфолио абитуриента. Портфолио позволяет накопить графический материал для поступления в выбранный вуз.

Портфолио абитуриента

Форма портфолио – файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4 для исследовательских и творческих работ, а также для дипломов, грамот и т.п., а также папка формата А2 для накопления графических работ.

При оформлении портфолио учащиеся должны помнить о том, что с ним будут знакомиться другие люди, поэтому важно позаботиться о форме подачи личных достижений. В портфолио, следует включить исследовательские работы, творческие проекты по профилю. Целесообразно сохранить эти документы, так как они могут пригодиться при обучении уже в вузе.

   

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАЧЕТНЫХ РАБОТ

  1. Контурное изображение группы предметов. Зачет (Модуль 1).
  2. Рисунок интерьера. Зачет (Модуль 2).
  3. Графическая композиция в цвете. Зачет (Модуль 3).
  4. Серия эскизов. Защита проекта (Модуль 4).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный учебный предмет для учащихся 10-11 классов по алгебре и началам анализа «Решение сложных и нестандартных задач по математике»

Особенностью элективного учебного предмета является возможность обучения учащихся решению задач, не входящих в программный материал, но широко используемый при сдаче единого государственного экз...

План-конспект занятия элективного учебного предмета «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»

Занятие по теме " ""Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трёхчлена. Задачи о расположении корней квадратного трёхчлена". Форма проведения занятия - поект. Я проводила это занятие в ...

Рабочая программа элективного учебного предмета "Лаборант - эколог"

Данная программа предназначена для обучения в 10-11 классе детей, проявляющих интерес к химии и биологии, и является практикоориентированным курсом в том числе для подготовки обучающихся к сдаче едино...

Календарно- тематическое планирование элективного учебного предмета "Глобальная география"

Изучение курса «Глобальная география» в старших классах позволит интегрировать знания, полученные по другим предметам, максимально использовать общеоб­разовательный и культурологический потенциа...

элективные учебные предметы

элективные учебные предметы...

Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Текст: теория и практика»

В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения...

Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Законы и правила русской орфографии»

Элективный курс «Законы и правила русской орфографии» предназначен для обучающихся 9 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что со...