рабочая программа
рабочая программа по технологии на тему

программа по дополнительному образованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip34.49 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  

примерной рабочей программы  

по  эстетико- художественному

направлению  дополнительного  образования

Для 1 класса

Составила:  

Мандрусова Елена  Евгеньевна

Учитель начальных классов

МОУ  СШ№1  п. Селижарово

 Тверской области

  1. Пояснительная записка

        Внеклассная работа, является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважению к труду людей.

В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма – неутомимая жажда познания.

Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса.

Игрушка - это один из видов декоративно - прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.

 На занятиях кружка  учащиеся занимаются изготовлением  плоских игрушек –аппликаций из бумаги и ткани, плоских комбинированных и объемных игрушек из ткани и меха. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов.

Программа кружка «Умелые ручки» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы.  По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.

Образовательная программа «Умелые ручки» относится к художественно-эстетической направленности. Дети учатся сразу нескольким основным техникам: работе с бумагой, с природным материалом, с солёным тестом, с пластилином, со спичками. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни, безусловно, позитивны, и присвоение их подрастающим поколениям, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Умелые ручки». При этом следует учитывать, что программа направлена на :

-создание условий для развития ребенка;

-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

-развитие мотиваций к познанию и творчеству;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-укрепление психического и физического здоровья.

Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Умелые ручки», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того , что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям- организация выставок.

Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Применяются такие формы занятий как: беседа, лекция, игра, групповые и комбинированные занятия, конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей, и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.

В структуру программы входят 2 образовательных блока. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение и формирование деятельности практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать поделки из различных материалов.

Основная цель программы:

  • вызвать у детей интерес к творчеству;
  • пробудить желание творить самостоятельно;

Цель работы кружка:

  1. Изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения плоских комбинированных и объемных игрушек.
  2. Развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.
  3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.

Задачи программы:

  • Обучить работе различными видами технологий художественной обработки и декорирования изделий, основам технологического процесса при изготовлении  аппликаций, и плоских, комбинированных и объемных игрушек.
  • развивать художественный вкус, творческую активность, эстетическое отношение к действительности;  способствовать развитию у ребенка:
  • Мелкой моторики пальцев рук,
  • Сенсорного восприятия  
  • Глазомера;
  • Логического мышления;
  • Воображения;
  • Волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.)
  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.
  • Приносить удовлетворение от выполненной работы.

Методы и приёмы обучения

        Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических навыков, получаемых школьниками на занятиях кружка:

 объяснительно – иллюстративный: при этом методе педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её, воспроизводят полученные знания;

репродуктивный: деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;

 частично – поисковый: самостоятельный  поиск выполнения решений для изготовления изделия;

исследовательский: творческая  деятельность детей по решению выполнения работы.

        Изготовление изделий требует определенных знаний и навыков. Прежде чем приступить к практическому изготовлению изделий, учащихся необходимо познакомить с различными видами материалов, пригодных для работы, и их свойствами, а также с вопросами безопасности и охраны труда, с организацией рабочего места.

Самого серьезного отношения заслуживает обеспечение безопасных условий работы школьников. Вопросам охраны и гигиены труда учащихся, требованиям безопасности, противопожарным мероприятиям уделяется повышенное внимание, учитывая технологические особенности каждого из видов художественной обработки материалов. На занятиях дети постоянно пользуются ножницами, иголками, шилом, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности. На каждом занятии по мере необходимости руководитель напоминает учащимся.

        Постоянно развивая интерес детей к занятиям, педагог должен стремиться выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему. Думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной  задачи.

        Планируя выполнение заданий в течение учебного года, руководитель кружка может изменять темы в зависимости от контингента кружковцев, от условий работы, возможностей кружка и характера заготовленного материала. Во всех случаях выполнение заданий должно способствовать познавательной активности кружковцев, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности.

В кружке занимаются учащиеся 1 класса с различным уровнем умений и навыков в обработке материалов. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно и слабые не тормозили наиболее подготовленных, допускается в пределах кружка организовать несколько групп учащихся с различным уровнем подготовки. Так же  необходимо проводить и индивидуальную работу с кружковцами, зачастую дополнительно объяснять задание. Наблюдая за группой в целом, руководитель всегда видит, кто наиболее успешно справился с заданием, и иногда полезно на этом конкретном примере показать всем, как надо правильно выполнять ту или иную операцию. Коллективное выполнение заданий – наиболее эффективная форма организации труда, т.к. при наименьших затратах сил и времени удаётся выполнить трудоёмкую работу.

Занятия декоративно-прикладным искусством очень увлекательны. Интерес, увлеченность работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства школьники нередко забывают, что нужно отдохнуть.

Для каждого ученика перерыв в работе может быть индивидуальным. Это не отвлекает остальных кружковцев, увлеченных выполнением собственного задания, не прерывает творческого процесса создания изделий декоративно-прикладного искусства.

Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными группами или индивидуальными исполнителями позволяет ускорить работу и улучшить её качество. Коллективное выполнение заданий  способствует воспитанию общительности и дружеских отношений в коллективе, чувства взаимопомощи.

        Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Школьники должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, с выдумкой. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных  образцов изделий. Такой просмотр можно устроить как временную выставку, развесив изделия на стенде, доске или расставив, разложив на столе. Кружковцы высказывают мнение о своей работе и работах товарищей. Их анализ приучат школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Формы организации  работы с кружковцами:

  • Изготовление поделок к праздникам (подарки).
  • Проведение выставок работ учащихся:
    – в классе,
    – в школе.
  • Участие в районных и областных выставках и  конкурсах.

  1. Общая характеристика программы дополнительного образования

Работа в кружке направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Дети приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок дети осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.

Работая с изделиями из бумаги и картона, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор.

В разделе «Работа с природными материалами» кружковцы знакомятся с разновидностями природных материалов, основными приемами работы с нетрадиционными природными материалами — это манка, опилки, яичная скорлупа.

Например, «Поделки из солёного теста» требуют усидчивости, терпения, трудолюбия. Работа с солёным тестом вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что- то яркое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дети учатся самостоятельно составлять творческую композицию.

В разделе «Работа с пластилином» кружковцы знакомятся с различными приёмами создания панно из пластилина, учатся выбирать более гармоничное цветовое решение для своей творческой работы.

«Поделки из салфеток и нитей» предполагают высокую концентрацию терпения, усидчивости, аккуратности. Ребята учатся основному приёму составления панно из спичек. Данный вид творчества способствует развитию точности и глазомера в работе.

Содержание тем курса.

Работа с бумагой (5 часов)

Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика – изготовление поделок в технике оригами и объёмных форм.

Работа с природными материалами (4 часа)

Теория – первоначальные сведения о материалах растительного происхождения. Практика – изготовление поделок из манки, опилок, яичной скорлупы.

Работа с бросовым материалом (5 часов)

Теория – знакомство с понятием бросового материала, его происхождением, возможности приобретения, декор и декорирование.  Практика – изготовление из бросового материала (коробок ) красочных шкатулок приемом декорирования.

Работа с салфетками и нитями (5 часов)

Теория – первоначальные сведения дэкупажа, декора.  Практика – оформление стеклянной посуды путем техники дэкупаж,  декорирование нитями.

Работа с солёным тестом (4 часа)

Теория- знакомство с рецептом и способом замеса солёного теста, с его свойствами. Практика- изготовление творческой работы в технике вытягивания, выдавливания, накладывания деталей.

Работа с пластилином(7 часов)

Теория- знакомство со свойствами пластилина и разными техниками выполнения творческих работ. Практика- изготовление творческой работы в технике «шарики», «барельефа», изготовление ваз.

Работа с бумагой (3часов)

Теория – знакомство с техникой папье – маше, макраме. Практика – выполнение творческой работы по созданию объёмного предмета приемом «папье  - маше», «макраме».

  1. Описание  учебного предмета

Данная программа  дополнительного образования рассчитана на первый год обучения.  Занятия в первом классе по данной программе проводятся 1 раз в неделю, всего  33 часа. В конце изучения каждого раздела  обучающиеся должны представить творческую работу.

  1. Личностные, предметные и метапредметны результаты освоения  программы дополнительного образования

Необходимо учитывать особенности детской психологии, а именно неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.

Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий. Желательно использовать технические средства обучения, методическую литературу.

Личностные   – это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.

Метапредметных  результатов  дети будут иметь представление:

- о разнообразии и красоте окружающего мира;

- о смысловом значении слов;

- о влиянии творчества на физическое и духовное здоровье человека;

-название курса занятий – «Умелые ручки»;

- влияние красоты на развитие внутреннего мира человека;

- что в основе деятельности человека лежит творчество;

- о том, что добрые поступки делают человека лучше.

- выражать полученные знания и свои чувства с помощью слов, рисунков, поделок;

- творить красоту.

В программе уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.

  • Организовывать свою деятельность: своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.
  • Работать в малых группах, осуществлять сотрудничество.
  • Исследовать особенности предлагаемых изделий.
  • Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении всех видов работ и несложных проектов.
  • Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки.
  • Моделировать  и изготавливать несложные изделия по готовым схемам, эскизам.
  • Решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, природных материалов;
  • Выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани - с помощью выкройки;
  • Конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
  • Применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
  • Конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
  • Выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»;
  • Осуществлять самоконтроль и коррективу хода работы и конечного результата.
  • Характеризовать основные требования к изделию.

Предполагаемые результаты.

  • научатся работать с литературой, схемами, алгоритмами, при помощи которых можно изготовить изделие;
  • приобретут навыки коллективного труда и общения в коллективе, взаимовыручке;
  • разовьют творческие способности;
  • познакомятся с различными видами народного творчества.

  1. Содержание программы дополнительного образования

№ п/п

Название темы раздела

Количество часов

1

Работа с бумагой

5

2

Работа с природными материалами

4

3

Работа с бросовым материалом

5

4

Работа  салфетками и нитями

5

5

Работа с  солёным тестом

4

6

Работа с пластилином

7

7

Работа с бумагой

3

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Название темы,  раздела

Кол—во часов

Содержание работы

Дата

ф/п

Работа с бумагой

5

1

Вводный урок. Изучение свойств бумаги

1

Изготовление поделки с использованием смоченной бумаги

2

Создание объёмной работы с помощью красок

2

Изготовление открытки  к празднику «Осени» с помощью природного материала и техник исполнения

3

Создание  объемной композиции  с помощью цветной бумаги

2

Создание аппликации  из бумаги  изучая ее свойства

Работа с природными материалами

4

4

Сюжетная картина из листьев

1

Аппликация по контуру из листьев деревьев

5

Аппликационная работа из природного материала

2

Создание циклической композиции  солнца используя семена деревьев

6

Композиция «Осенний букет»

1

Создание аппликации  из листьев по сюжету

Работа с бросовым материалом

5

7

Знакомство с понятием – «декор». Изготовление подарочной коробки

2

Украшение небольшой коробки  с использованием цветной бумаги

8

Декорирование обувной коробки

3

Украшение коробки лоскутками ткани и бумагой

Работа  салфетками и нитями

5

9

Знакомство с понятием «дэкупаж»

2

Украшение банки с помощью белых салфеток

10

Декорирование вазы с применением грубых нитей

3

Создание разноцветной вазы и применением грубых нитей

Работа с  солёным тестом

4

11

Создание образа из соленого теста

2

По шаблону изготовление образа,  придание ему объемности

12

Роспись готового изделия акриловыми или гуашевыми красками

2

Оформление работы

Работа с пластилином

7

13

Лепка простых элементов

1

Тренировочные упражнения по созданию простых сюжетов (колбасок,  цветов)

14

Декорирование вазы с помощью лепки пластилином

4

Создание на стеклянной баночке образа цветов.

15

Роспись изделия

2

Создание яркой композиции

Работа с бумагой

3

16

Техника «папье – маше»

2

Создание воздушного шара с применением бумаги и клея

17

Роспись предмета

1

Покрытие готового изделия красками

  1. Методическое обеспечение  дополнительной образовательной программы

ТСО: Мультимедиа комплект, телевизор

Наглядные пособия.

Набор красок, клей, бумага, картон, бросовый материал, декор, нити и  т.п.

  1. Выгонов В.В. технология. Изделия из разных материалов.
  2. Павлова О.В. изобразительное искусство  в начальной школе.
  3. УМК к предмету технология и изобразительное искусство  Куревиной О.А.
  4. http://ratcoglos.ucoz.ru/load/konspekty_urokov/okruzhajushhij_mir/izo_i_tekhnologija/3-1-0-9

  1. Планируемые результаты

К концу курса дети будут иметь представление:

- о разнообразии и красоте окружающего мира;

- о смысловом значении слов;

- о влиянии творчества на физическое и духовное здоровье человека;

К концу курса ребята будут знать:

 - влияние красоты на развитие внутреннего мира человека;

- что в основе деятельности человека лежит творчество;

- о том, что добрые поступки делают человека лучше.

К концу курса кружковцы будут уметь:

- выражать полученные знания и свои чувства с помощью слов, рисунков, поделок;

- творить красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...