Программа по рукоделию "В стиле Квилт"
презентация к уроку по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Назарова Нелли Владимировна

Лоскутная техника. Термины, понятия о техниках, технология, основные правила. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_rukodeliyu_v_stile_kvilt.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СШ № 19 с углубленным изучением отдельных предметов

Принята педагогическим советом

Протокол №_______от_________

Утверждаю:

Директор МБОУ СШ № 19

с углубленным изучением

отдельных предметов

_____________Тамарова Н. А.

«_____» ___________2015 год

Дополнительная образовательная

программа по рукоделию

«В стиле Квилт»

(1 год обучения)

5-9 классы

                                                                                                     

                                                                      Разработала:

                                                                      Учитель технологии

                                                                      Назарова Нелли Владимировна

                                                                     

                                                                       Категория:  первая

                                                                   

                                                             

Заволжье

  1. Список учащихся - членов кружка «В стиле Квилт»

1

Жеглова Ольга

2

Озерова Дарья

3

Воронцова Ирина

4

Горошкова Алена

5

Пушкина Ульяна

6

Романычева Полина

7

Михайлова Дарья

8

Шарыгина Кристина

9

Горшкова Полина

10

Антипина Алина

11

Терехова Ольга

12

Гусева Анастасия

13

Морцева Ксения

14

Кулакова Татьяна

15

Кузнецова Анна

Время проведения: вторник 14.30-15.15

Место проведения: кабинет 305

  1. Пояснительная записка.

         Основное предназначение дополнительной образовательной программы по рукоделию «В стиле Квилт» – формирование трудовой и технологической культуры школьников, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых гражданских и патриотических качеств личности, профессиональное самоопределение.          

         Предлагаемая программа ориентирована на программу образовательной области «Технология» раздела   «Декоративно-прикладное творчество»  темы «Изготовление изделий из текстильных и поделочных материалов».

         Изучение программы опирается на познавательные интересы учащихся и профессиональные возможности учителя, при этом  применяется метод проектов, позволяющий  в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до ее реализации в изделии.

         Программа рассчитана на занятия с учащимися 5-9 классов (1 год обучения).

  1. Актуальность.

        Актуальность программы обусловлена желанием познакомить учащихся с техникой  лоскутного шитья,  как культурной ценностью.

         Искусство составления гармоничного узора из лоскутков  развивает художественный вкус и фантазию, а процесс изготовления формирует трудолюбие, бережливость, способность доводить начатое дело до конца.

         Лоскутная техника доступна каждому. Для этого не нужны особенные материалы, а лишь остатки ткани, которые можно найти в каждом доме.

         На основе этой техники можно создать современные изделия, способные сделать наш дом и быт уютным и красивым.    

  1. Цель.

          Цель - формирование трудовой и технологической культуры учащихся, интереса и положительной мотивации к художественной деятельности,  профессиональное самоопределение.

  1. Задачи.

Обучающие:

  • Ознакомить  с основами знаний в области цветоведения, свойствами тканей и возможностями лоскутной техники.
  • Способствовать    формированию навыков и приемов работы в лоскутной технике.
  • Способствовать приобретению навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение, формировать интеллектуальные, организаторские,  творческие способности и  духовную культуру.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к традициям народного искусства, эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе, трудолюбие, бережливость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям разных профессий и результатам их труда.

  1. Ожидаемые результаты.
  • Формирование  интереса  и положительной  мотивации к художественной деятельности.
  • Развитие  общей культуры, творческих, интеллектуальных, эстетических способностей.
  • Создание условий для самореализации, приобщения к миру искусства.
  • Использование знаний и умений, полученных при изучении темы, для воплощения собственного замысла.

          Использование метода проекта в обучении позволяет активизировать познавательную деятельность (вырабатываются умения анализировать, экспериментировать, принимать решения, находить информацию, приобретаются умения и навыки при изготовлении изделий).

  1. Принципы отбора содержания образования.
  • Личностно-ориентированный подход к учащимся
  • Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации
  • Сотрудничество и ответственность
  • Сознательное усвоение учебного материала
  • Систематичность, последовательность и  наглядность обучения.

       Кроме того, обучение построено по принципу «от простого – к сложному», от создания простых узоров – к составлению сложных композиций.

   

  1. Методы обучения.

По источнику получения знаний:

  • Словесный (рассказ, объяснение, дискуссия, работа с книгой и др.)
  • Наглядный (метод иллюстраций и метод демонстраций)
  • Практический (упражнения, практическая работа)

По усвоению изучаемого материала:

  • Объяснительно-иллюстративный (сообщение учебного материала с использованием дидактических средств для обеспечения успешного восприятия)
  • Репродуктивный (формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний)
  • Проблемный (раскрытие в учебном материале различных проблем и показ способов их решения)
  • Частично-поисковый (постепенная подготовка учащихся к самостоятельной постановке и решению проблем)
  • Исследовательский (обеспечение творческого применения знаний)

  1. Формы обучения.
  • Фронтальная – предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учащихся
  • Индивидуальная – предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание помощи каждому из них со стороны учителя
  • Групповая – учащиеся могут самостоятельно построить  свою деятельность на основе принципов взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Групповая форма работы позволяет выполнить объемные работы с наименьшими временными затратами, так как каждый учащийся может выполнять определенную операцию при изготовлении изделия.

  1. Система знаний и система деятельности.

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия и термины
  • закономерность цветовых сочетаний
  • правила безопасного труда
  • оборудование, инструменты, приспособления
  • виды лоскутного шитья
  • свойства тканей
  • технологию лоскутного шитья

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила безопасного труда
  • владеть основными приемами работы
  • использовать полученные знания и умения для воплощения собственного замысла
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материалов  и способов обработки, готовое изделие)
  • использовать метод проекта

  1. Виды контроля. Система оценки процесса обучения.

Виды контроля:

  • Вводный – проводится перед началом работы, предназначен для закрепления знаний, умений, навыков  
  • Текущий – проводится в ходе занятия, закрепляет знания по конкретной теме
  • Итоговый – проводится по завершению изучения темы

          Для закрепления знаний и умений значение имеет коллективный анализ работ, где каждый может оценить работу свою и другого члена кружка, при этом отмечаются удачные решения, разбираются ошибки. Этот прием учит  самоконтролю и самоанализу, применяется при защите творческих проектов.

Система оценки:

  • Собеседование
  • Участие в выставках
  • Результаты практической и проектной деятельности

3. Учебно-тематический план

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

Введение.

Введение в предмет. Правила безопасного труда, организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования.

1

-

1

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Лоскутная техника. Проектирование и изготовление.

9

27

36

Итого:

10

27

37

  1. Содержание программы

Тема 1. Введение. 

  • Введение в предмет.
  • Правила безопасного труда, организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования.

Тема 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

  • Лоскутная техника.
  • Проектирование и изготовление.

Теория:

  • Творческий проект. Этапы выполнения.
  • История лоскутного шитья.
  • Возможности использования техники.
  • Инструменты, материалы, оборудование.
  • Основы цветоведения. Основные термины и понятия.
  • Понятие о техниках. Техники лоскутного шитья. Технология. Основные правила.

Практика: 

  • Проработка узоров.
  • Изготовление шаблона.
  • Выбор и подготовка тканей. 
  • Раскрой изделия. 
  • Изготовление изделия. 
  • Влажно-тепловая обработка.
  • Отделка изделия.
  • Защита проекта.

  1. Учебно-тематическое планирование.

занятия

Раздел, тема

Кол-во часов

план

факт

1.

Введение.

Введение в предмет. Правила безопасного труда, организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования.

1

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Лоскутная техника. Проектирование и изготовление.

36

2.

Творческий проект. Этапы выполнения.

1

3.

История лоскутного шитья. Возможности использования техники.

1

4.

Инструменты, материалы, оборудование. Правила безопасности при ручных, машинных, утюжильных работах.

1

5.

Основы цветоведения.

1

6.

Основные термины и понятия.

1

7.

Свойства тканей.

1

8.

Техники лоскутного шитья.

1

9.

Техники лоскутного шитья.

1

10.

Технология. Основные правила.

1

11.

Технология. Основные правила.

1

12.

Проработка узоров. Изготовление шаблона.

1

13.

Проработка узоров. Изготовление шаблона.

1

14.

Выбор и подготовка тканей.

1

15.

Выбор и подготовка тканей.

1

16.

Раскрой изделия.

1

17.

Раскрой изделия.

1

18.

Раскрой изделия.

1

19.

Изготовление изделия.

1

20.

Изготовление изделия.

1

21.

Изготовление изделия.

1

22.

Изготовление изделия.

1

23.

Изготовление изделия.

1

24.

Изготовление изделия.

1

25.

Изготовление изделия.

1

26.

Изготовление изделия.

1

27.

Изготовление изделия.

1

28.

Изготовление изделия.

1

29.

Изготовление изделия.

1

30.

Изготовление изделия.

1

31.

Изготовление изделия.

1

32.

Влажно-тепловая обработка.

1

33.

Влажно-тепловая обработка.

1

34.

Отделка изделия.

1

35.

Отделка изделия.

1

36.

Защита проекта.

1

37.

Защита проекта.

1

  1. Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение.
  • Дидактическое обеспечение – плакаты, технологические карты, схемы узоров, шаблоны, коллекция тканей, образцы изделий из лоскута, творческие проекты учащихся, презентации, специальная литература  
  • Материалы – лоскуты ткани, прокладочные материалы, нитки швейные
  • Инструменты и приспособления – ножницы, карандаши, линейки, булавки, иглы ручные, мел портновский, бумага, картон
  • Техническое оснащение – швейные машины, утюг, гладильная доска, компьютер, проектор, экран


  1. Используемая литература.

  • Е. В. Алексеева  Уроки пэчворка и квилта – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 224 с.
  • Т. Б. Чижик Аппликация – лоскутное шитье в стиле квилт – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.
  • И. Н. Турченко Стильный текстиль для дома: шьем уютные вещи – М.: Эксмо, 2008. – 64 с.
  • В. Н. Червякова Методика преподавания курса «Технология обработки ткани» 5-9 – М.:  Просвещение, 2003. – 125 с.
  • О. В. Павлова Технология. 8 класс (девочки): Поурочные планы по учебнику под ред. В. Д. Симоненко – Волгоград.: Учитель, 2007. – 281 с.
  • И. А. Сасова Метод проектов в технологическом образовании школьников- Пособие для учителя – М.: Вентана-Граф, 2006.- 176 с.
  • М. В. Хохлова, П. С. Самородский, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко  Программы начального и  основного общего образования М.: Вентана-Граф, 2009.- 192 с.

Содержание:

  1. Список учащихся

  1. Пояснительная записка.

  1. Актуальность.
  2. Цель.
  3. Задачи.
  4. Ожидаемые результаты.
  5. Принципы отбора содержания образования.
  6. Методы обучения.
  7. Формы обучения.
  8. Система знаний и система деятельности.
  9. Виды контроля. Система оценки процесса обучения.

  1. Учебно-тематический план.

  1. Содержание программы.

  1. Учебно-тематическое планирование.

  1. Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение.

  1. Используемая литература.

  1. Методическая копилка.

  1.  Результативность.

  1.  Отчеты по работе.

Методическая

копилка

Результативность

Анализ работы кружка                                 а

за_____________ учебный год

___________________________________________(Ф.И.О.)

  •  В кружке ________человек учащихся.   Сколько человек ходило весь год________

Цели и задачи, поставленные на учебный год

Методы, способы их реализации

Итог (цель достигнута, нет, на какой стадии достижения)

2.Уровень сплоченности коллектива (подчеркнуть):

- работают отдельные члены кружка; выполняют отдельные поручения;

- каждый член кружка включен в общие дела.

             

 3.Участие кружка в общешкольных делах

Мероприятие

Сколько детей принимало участие

4.За прошедший учебный год заслуживают поощрения:

Фамилия и имя ребенка

За что получил поощрение

5. работа с родителями:

какие совместные дела были проведены с родителями:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                                

6. в течение года члены кружка посетили: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Участие кружка в областных, районных, зональных, российских мероприятиях

Школа

Город, Район

Область, Зона, Россия, Междунар.

Мероприятия

Время проведения Итоги

Мероприятия

Время проведения Итоги

Мероприятия

Время проведения Итоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «СТИЛЬ И ВРЕМЯ»

Программа предназначена для работы с детьми, как младшего, так и среднего школьного возраста, проявившие определённые способности по итогам конкурсов, выставок в рамках занятий по программе допо...

Физкультурно-оздоровительная Программа «Здоровье - мой стиль»

Физкультурно-оздоровительная Программа  «Здоровье - мой стиль» секции «Футбол».  Цель программы: Развитие у подростков и молодёжи социальной активности, инициативы, навыков здорового образ...

Рабочая программа элективного курса "Стиль в одежде"

Рабочая программа разработана для обучающихся 8 класса, расчитана на 8 часов. Программа снабжена необходимым дидактическим материалом и рабочей тетрадью....

Дополнительная общеобразовательная программа "Театр моды "Стиль"

Особенность данной программы состоит в том, что обучающиеся  применяют полученные знания и практический опыт в работе над творческими проектами, за счет систематизации курсов и более углубленного...

Рабочая программа "Мода и стиль"

Программа кружка «Стиль и мода» рассчитана на 72 часов (2 часа в неделю) для учащихся среднего звена....

Рабочая программа факультативного курса "Стили речи русского языка и их функции" 7-9 классы

Рабочая программа факультативного курса "Стили речи русского языка и их функции" 7-9 классы...