Методическая разработка учебного элемента по предмету Технология.
учебно-методический материал по технологии (5 класс) на тему

Тихонов Сергей Петрович

Изучение нового материала по нашему предмету всегда происходит более интересно, если это происходит при выполнении конкретного творческого задания.

И тем более продуктивно, если в данном случае будут  показаны и применяются разные технологии по обработке различных конструкционных материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

 Кумылженская средняя общеобразовательная школа №1

 имени Знаменского А.Д.

Учебный элемент по предмету «Технология».

«ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ИГРУШКИ. МОДЕЛЬ АВТОБУСА»

(применяется при изучении приемов и способов ручной и механической обработки конструкционных материалов из древесины, пластмасс, металлов и сплавов в 5-м классе).

Тихонов С.П.

Станица Кумылженская,

Волгоградская область

2015 год.

Пояснительная записка.

Изучение приемов работы с инструментами и материалами на уроках Технологии как показала многолетняя практика, всегда более продуктивно, когда это происходит на конкретных примерах. В данном случае при выполнении ребятами творческого проекта по изготовлению детской игрушки «Автобус». Вначале дается теоретический материал по технологии изготовления, причем особенно обращается внимание учеников на строгое соблюдение правил Техники безопасности при работе с инструментами, материалами, при работе на станках ( правила ТБ типовые, поэтому здесь их не указываю).

На первом этапе выполнения творческого проекта ребята также изучают элементы черчения, конструирования и дизайна.

При выполнении практических работ учитель знакомит ребят с приемами работы с инструментами, на станке, при покраске и лакировании деталей будущего изделия. Обязательно надо указать и показать какие типичные ошибки могут быть допущены при выполнении работы. Для этого можно применять наглядную демонстрацию или если есть возможность показать учебный фильм по данной тематике.

Первый этап выполнения учебного элемента.

На первом этапе ученики знакомятся с уже выполненными изделиями, конструкторской документацией. Изучают теоретический материал по учебникам, методическим пособиям, учебным карточкам, и также при помощи ИКТ. Понимая возрастные особенности 5-ти классников теорию лучше давать не подробно, а только самое необходимое и важное, что им обязательно надо знать. Также уже на первом этапе ребята начинают выполнять практическую работу в виде графических работ, элементов конструкторской документации, куда входит технический рисунок изделия, технологическая(операционная) карта, описание технологического процесса и др.

Второй этап выполнения учебного элемента.

На втором этапе выполнения учебного элемента выполняется практическая работа по изготовлению деталей будущего изделия. Учителем проводятся вводный, текущий и заключительный инструктажи. Изучаются конкретные приемы работы по выполнению следующих видов операций:

  1. Разметка заготовок из древесины, пластмассы, металла;
  2. Пиление древесины;
  3. Строгание древесины;
  4. Резание тонколистового металла;
  5. Шлифование поверхности деталей из древесных материалов, металла, пластмассы;
  6. Сверление отверстий в древесине, пластмассе, металле;
  7. Покраска поверхности деталей из древесных материалов;
  8. Лакирование поверхности деталей из древесных материалов;
  9. Сборка деталей изделия.

В ходе выполнения практической работы необходимо уделять внимание запоминанию названия применяемых инструментов, приспособлений, устройству сверлильного станка, правил техники безопасности при работе.

Третий этап выполнения учебного элемента.

На третьем этапе выполнения творческого задания ребята производят выполнение доводочных работ, устраняют допущенные ошибки (обычно это не совсем качественная покраска и лакирование деталей, несоблюдение конфигурации и размеров деталей, в т.ч. несовпадение отверстий, которое обнаруживается при сборке элементов конструкции изделия).

Разработка рекламного проспекта, и составление сопроводительной записки для пользователей игрушки. Представление готового изделия в виде презентации и показательной демонстрации (на выбор учащихся).

Совместно с ребятами учитель принимает участие в оценке выполненной работы и обращает внимание на успехи и ошибки в работе.  Но здесь необходимо понимать, что указать на допущенные ошибки надо в предельно тактичной форме,  и сказать,  что ничего страшного в этом нет, их не так уж и сложно избежать в будущем.  Также при необходимости можно наглядно продемонстрировать на конкретном примере, как можно исправить типичную ошибку в работе.

Главный упор при подведении итогов по выполнению творческого задания необходимо сделать на демонстрации достижений ребят  при выполнении творческого задания,  и стремлению к улучшению качества работы,  повышению своего мастерства,  знаний, умений и навыков.

В Приложении 1,  размещена примерная инструкционная таблица, которая может быть использована учителем в том случае, когда ученики не могут её составить самостоятельно, и им предлагается заполнить в ней недостающие части.

В отдельном Приложении 2 (Папка с фотографиями) размещены фотографии готового изделия «Детская игрушка. Школьный автобус», вид сбоку, общий  вид, вид сзади.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

№ п/п

Последовательность выполнения работ

Инструменты,  оборудование,

материалы

 1.

2

3

4

5

6

  Выбор материалов

 и инструментов

Выполнение эскизов

и технических

рисунков будущего изделия

Выполнение

разметочных работ

Выполнение основных технологических операций

Выполнение отделочных работ

Контроль качества готового изделия. Устранение возможных дефектов.

 

   Разметочный и рабочий   инструменты.

   Сверлильный станок, термолобзик, электролобзик, выжигатель.

   Лако-красочные материалы

        КИПы        

Контроль качества.  Готовое изделие отвечает следующим требованиям:

•Цветовое сочетание материалов гармонично (требования дизайна, соотношение цветовой гаммы и т.д.).

•Все элементы композиции выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией.

•Работа оформлена в законченное изделие.

•В целом изделие производит благоприятное впечатление.