Методическая разработка урока по технологии: "За чашкой чая" (раздел кулинария) 8 класс
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Гомозова Людмила Анатольевна

Методическая разработка урока по технологии: "За чашкой чая" (раздел кулинария) 8 класс

Цели урока:

·        Познакомить учащихся с традициями русского чаепития и с чайными традициями других стран.

·        Совершенствовать навыки и умения самостоятельного приобретения знаний из различных источников, разработки презентаций.

Задачи:

·         Познакомить учащихся с историей чая, особенностями национальных традиций заваривания чая, технологией производства чая, целебными качествами чая.

·         Воспитывать добросовестность, дисциплинированность в работе, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи.

·         Учить детей анализировать свою работу, сравнивать и различать способы заваривания чая.

 

Тип   урока: комбинированный

 

Методы обучения: словесный, мультимедиа, исторический, познавательный, практический.

 

Форма   проведения: защита исследовательских работ, получение новых знаний.

 

Оборудование:

экран, проектор, компьютер, презентации учащихся: «Русское чаепитие», «Английское чаепитие», «История самовара», «Чаепитие по – японски», учителя: «Производство чая», «Чайные сервизы и грелки на заварочный чайник»; предметы русского народного быта, самовар, посуда, инструменты и приспособления для приготовления чая, сервировки чайного стола, упаковки из – под чая, плакаты.

 

Подготовительная   работа: постановка и актуализация задач предстоящего урока; создание условий для осознания учащимися важности и целесообразности самостоятельной работы по сбору материала;

самостоятельное изучение учащимися материала по теме;

 подготовка презентаций для сопровождения выступления, оформление кабинета предметами русского быта.

кабинет оформлен плакатами с изображениями самоваров, чайников, чашек с блюдцами, расшитых полотенец. Накрыты три стола для чаепития:

– чай по-русски;
– чай по-английски;
– чай по-японски.

Поговорки:

  • Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай.
  • Если чай не пьешь, где силы берешь?
  • Чаем не насытишься, но душу помоешь, жажду утолишь.
  • После чая – на душе лето.
  • Чайных чашек три, а сила за троих.

 

Межпредметные связи: история, информатика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_za_chashkoy_chaya.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по технологии

8-й класс

Раздел: «Кулинария»

Тема: «За чашкой чая»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с традициями русского чаепития и с чайными традициями других стран.
  • Совершенствовать навыки и умения самостоятельного приобретения знаний из различных источников, разработки презентаций.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с историей чая, особенностями национальных традиций заваривания чая, технологией производства чая, целебными качествами чая.
  • Воспитывать добросовестность, дисциплинированность в работе, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи.
  • Учить детей анализировать свою работу, сравнивать и различать способы заваривания чая.

Тип   урока: комбинированный

Методы обучения: словесный, мультимедиа, исторический, познавательный, практический.

Форма   проведения: защита исследовательских работ, получение новых знаний.

Оборудование:

экран, проектор, компьютер, презентации учащихся: «Русское чаепитие», «Английское чаепитие», «История самовара», «Чаепитие по – японски», учителя: «Производство чая», «Чайные сервизы и грелки на заварочный чайник»; предметы русского народного быта, самовар, посуда, инструменты и приспособления для приготовления чая, сервировки чайного стола, упаковки из – под чая, плакаты.

Подготовительная   работа: постановка и актуализация задач предстоящего урока; создание условий для осознания учащимися важности и целесообразности самостоятельной работы по сбору материала;

самостоятельное изучение учащимися материала по теме;

 подготовка презентаций для сопровождения выступления, оформление кабинета предметами русского быта.

кабинет оформлен плакатами с изображениями самоваров, чайников, чашек с блюдцами, расшитых полотенец. Накрыты три стола для чаепития:

– чай по-русски;
– чай по-английски;
– чай по-японски.

Поговорки:

  • Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай.
  • Если чай не пьешь, где силы берешь?
  • Чаем не насытишься, но душу помоешь, жажду утолишь.
  • После чая – на душе лето.
  • Чайных чашек три, а сила за троих.

Межпредметные связи: история, информатика

Ход урока.

I. Организационный момент. Здравствуйте! Я рада всех видеть!

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель:

Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая:
Под ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукой,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал...

Так красочно и ярко описал А.С. Пушкин ритуал вечернего чаепития в семействе Лариных. Чай прочно вошел в жизнь русского человека, и сейчас трудно даже представить, как обходились наши предки без этого напитка.

              Есть много хороших напитков: прохладительных, питательных, целебных. Каждый по-своему знаменит и ценен. Но с напитком по имени "чай" не может сравниться никакой другой: он любим миллионами людей во всех краях планеты, его пьют во всякое время года, днем и ночью, как лакомство и лекарство, за рабочим столом и за дружеской беседой.

Чашка горячего чая в нужный момент совершает чудеса. Чай дает зарядку бодрости, бережет наше здоровье, помогает нам жить. Он – верный друг человека с детства до старости.

Покой, физическое и душевное расслабление, наслаждение благоуханием чайного настоя – вот атмосфера сопутствующая чаепитию. А если на столе окажутся соответствующие дополнения к этому освежающему и укрепляющему напитку, то это будет настоящий праздник, понятный не только опытным ценителям чая.

Напиток простой, всем знакомый, и на первый взгляд может показаться, что о нем ничего нового, вроде бы, и не расскажешь. Но это далеко не так.

  III.   Защита исследовательских работ  с  целью определения позиции каждого обучающегося  и демонстрации ими собственных исследовательских достижений.

Учитель:  Вы самостоятельно провели исследовательские работы. В чем заключалась цель вашей деятельности?

  1. Учитель:   Презентацию  «Производство чая»  представляет Артакова Мария 

Представление исследовательской работы «Производство чая».

(Презентация учащейся).

Учитель:  

У ручья зачерпнул

Быстробьющей, журчащей воды.

Как вскипает, гляжу,

Бирюзово—зеленая пыль.

Только жаль, не могу

Чашку  вкусного чая налить

И послать далеко

Человеку, влюблённому в чай.

- Так написал о чае японский поэт, живший 12 столетий назад. 

2)Учитель: Очень сложна чайная церемония в  Японии.  О ней расскажет Соседова  Анастасия

Представление  презентации "Чай по-японски"

 (Презентация учащейся)

Вопросы к уч-ся: Кто может участвовать в японской чайной церемонии? (Устроитель церемонии и приглашённые участники – не более 5).

А почему ты выбрала именно эту тему для исследования?

3) Учитель:   А знаете ли вы, что "китайский напиток" появился в России раньше, чем в Англии!

Меркулова Ульяна презентацию «Русское чаепитие»

Представление исследовательской работы «Русское чаепитие»

(Презентация учащейся)

(Примерные вопросы учащихся)

Почему сахар к чаю предпочитался кусковой?  (Сахар - песок делал чай мутным.)

Каким должен быть настоящий русский чай? (Он должен быть крепким, горячим и его должно быть много).

4) Учитель: Назовите, пожалуйста, самый известный в прошлом и настоящем атрибут русского чайного стола.

(Ответ учащихся) – Самовар.

Учитель: “Наш красавец самовар”(сл. Пляцковского, муз.Птичкина)

Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет, гудит,
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!

Самовар пыхтит, искрится –
Щедрый круглый золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку.

Учитель: Сведения о нём собирала  Силина Ольга.

Представление  презентации «История самовара»

(Презентация ученицы)

(Примерные вопросы учащихся)

Почему люди решили установить памятники самовару? (Из почтения к нему)

Когда появились самовары? (На этот вопрос сложно ответить, предполагается, что ещё в античные времена)

5)Учитель: Самой чайной страной является Англия.

 "Английское чаепитие" представляет Косовкая Анна

Представление  презентации «Английское чаепитие»

(Презентация учащейся)

(Примерные вопросы учащихся)

Почему надо лить чай в  молоко, а не наоборот? (Нарушение очерёдности (молоко в чай) портит вкус и аромат чая.)

IV. Анализ исследовательских работ и презентаций учащихся

Учитель: Прежде, чем мы перейдём к следующему этапу урока, мне хотелось бы проанализировать вашу защиту исследовательских работ. Вы все очень хорошо потрудились: во всех презентациях продуманный единый стиль оформления: фон слайдов, стиль оформления заголовков, текстового материала, использование иллюстраций уместно и оправданно; использованы эпиграфы и изречения; мини – исследования проведены и оформлены достаточно грамотно. Я хочу отметить ваше уважение к авторским правам – каждый из вас указал в презентации все источники информации.

V. Закрепление учебного материала.

Учитель: Давным-давно на Руси не было о хороших манерах, а правила общения людей закреплялись в пословицах и поговорках таких точных, что мы можем до сих пор по ним учиться житейской мудрости. Постарайтесь восстановить полный текст пословиц или поговорки.

1. Гостю щей не жалей, а погуще(лей).
2. В чужом доме не будь приметлив, а будь (приветливым).
3. Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя (стоящего).
4. Гость часто за шапку берется – не скоро (уйдет).
5. Кто жаден до еды, тот дойдет до (беды).
6. Хозяин весел – гости (радостны).
7. Встречают гостя по платью, (провожают) по уму.
8. Желанный гость (не ждет).
9. Хочешь есть калачи, то не сиди на (печи).

Отгадывание поговорок.        

Изготавливаются 6 наборов карточек разного цвета (по 9 в каждом наборе). Из них нужно сложить б русских поговорок. Подсказка: каждую поговорку можно составить из карточек одного цвета.

  • Доброе семя – добрый и восход.
  • Повторенье – мать ученья.
  • По капельке – море, по былинке – сток, по зернышку – ворох.
  • Грамоте учиться – всегда пригодиться.
  • Мастерство везде в почете.
  • Делу время, потехе – час.

VI. Подведение итогов

Учитель: Чай – это прекрасный полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.
Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как и хлеб.

Чай горячий, ароматный.
И на вкус всегда приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)

Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....

Методическая разработка урока по теме: “Фасады, планы и разделы здания”

Строительное черчение относится к числу тех общетехнических предметов, которые закладывают фундамент профессиональной подготовки учащихся.В силу некоторых специфических особенностей «строительное черч...

Методическая разработка урока по технологии. Раздел: "Рукоделие. Лоскутная пластика" (5 класс)

Цель раздела: ознакомить учащихся с техническими условиями и приёмами выполнения лоскутного шитья....

Методическая разработка урока по технологии, раздел кулинария. Тема: "Кулинария. История возникновения кулинарии".

Данная методическая разработка познакомит учащихся с историей возникновения кулинарии и когда на земле появились первые повара....

Методическая разработка урока по технологии, раздел кулинария. Тема: "Рациональное питание"

Данный методический материал поможет сформировать у детей понятие о здоровом и рациональном питании, о том, какие существуют требования к рациональному питанию детей;        ...

Методическая разработка урока по технологии, раздел кулинария. Тема: «Приготовление блюда из макаронных изделий. Практическая работа.»

Дпнный конспект урока поможет еще раз вспомнить правила техники безопасности приработе с горячей посудой и приборами, а также ребята еще раз вспомнят чем же богаты и полезны макаронные изделия....

Методическая разработка урока по технологии 6 класс. Тема: Космос. Космические технологии.

В современном мире существуеи множество технологий. В предверии дня Космонавтики предлагаем детям поговорить о технологиях космоса, создать объект космических технологий....