календарное планирование 5 класс
календарно-тематическое планирование по технологии на тему

Вихарева Елена Александровна

календарное  планирование 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_5_klass.docx68.04 КБ

Предварительный просмотр:

Количество часов

2

Тема

Вводный урок

Цель и задачи

изучения темы

Узнают значение понятия "Технология". Познакомятся с современными технологиями, учебниками, условными обозначениями в учебнике, правилами поведения в кабинете. Научатся ориентироваться в учебнике.

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

УУД:

Познавательные: Делать умозаключения и выводы в словесной форме. Самостоятельно формулируют проблему. Осознанно рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации.

Регулятивные: Запоминают инструкцию, планируют и проговаривают этапы работы, следуют составленному плану. Проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному алгоритму с соблюдением норм безопасности.  Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Личностные: Готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни,. Потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности.

Выпускник научится:  Понимать и применять ПТБ; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.

Выпускник получит возможность научиться:  Использовать приобретенные навыки и умения в практической деятельности и повседневной жизни;  применение бытовых санитарно-гигиенических средств.

урока в теме

Тема урока

Основное содержания образования

Характеристика деятельности обучающихся

Основные виды учебной деятельности

Виды

контроля

Д/з

Дата

Вводное занятие

2 ч

1-2

  1. 1. Вводный инструктаж
    и первичный инструктаж на рабочем месте. Вводное занятие

Понятие значения "технология". Содержание и задачи курса. Введение в курс технологии.

Правила ТБ, правила внутреннего распорядка работы в кабинете обслуживающего труда.

Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и кухонными приспособлениями.

Технологический процесс, технологическая карта, технологический проект.

Отгадывание загадок об инструментах и материалах.

Изучение требований ПТБ, находить и представлять информацию по ТБ.

Знакомиться с "технологическим проектом" - этапами его выполнения.

Ознакомление с учебником

"обслуживающий труд" 5 класс.

Рассматривание учебника. Ориентирование по разделам учебника.

Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии.

Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью.

Рассматривание изделий, выполненных учащимися, их анализ (характеристика)

Беседа

Фронтальный опрос

Набор инструментов и приспособлений

§1,2

Тема

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Лоскутное шитьё

Количество часов

8 ч

Цель и задачи

изучения темы

Ознакомить с историей и видами вышивки, инструментами и приспособлениями для вышивки, подготовки ткани, правилами ухода за изделиями с вышивкой. Научить изготавливать изделие (прихватка) в технике лоскутного шитья; вышивать по контуру простейшими швами. Развивать творческие способности и художественный вкус. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

УУД:

Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, эстетичности.

Метапредметные:

- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений и практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

- регулятивные: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Выпускник научится:

- понимать виды традиционных народных промыслов; выполнять простые виды рукоделия с текстильными и поделочными материалами.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни; выполнении различных видах художественного оформления изделия.

№ урока в теме

Тема урока

Основное содержания образования

Характеристика деятельности обучающихся

Основные виды учебной деятельности

Виды контроля

Д/з

Дата

1-2

1. Декоративно-прикладное искусство

Понятие декоративно-прикладного искусства.

Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество.

Знакомство с творчеством народных умельцев.

Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства.

Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия.

Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России.

Находить и представлять информацию о народных промыслах, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину

Беседа

Изучение нового материала, показ слайдов

Фронтальный опрос

§24-27,

инструменты и материалы

3-4

Лоскутное шитьё:

2. Возможности лоскутного шитья и мода. Геометрический орнамент и композиция восприятия цвета. Выполнение эскиза в лоскутной технике. Изготовление шаблонов элементов орнамента.

Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.

Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации.

Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.

Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний.

Создание композиции на ПК с помощью графического редактора. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов.

Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.

Материалы для лоскутного шитья, их подготовка к работе. Инструменты и приспособления.

Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой).

Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье.

Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия

Зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию.

Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно.

Создавать графические композиции на листе бумаги или на ПК с помощью графического редактора

Изучать различные виды техники лоскутного шитья.

Разрабатывать узор для лоскутного шитья на ПК с помощью графического редактора.

Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги.

Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия.

Изготовлять образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы.

Находить и представлять информацию об истории лоскутного шитья

Беседа, просмотр журналов, выставки изделий с вышивкой.

Изготовление работ лоскутных узоров по технологическим картам

Фронтальный опрос

Текущий контроль выполнения работы.

§28-30

инструменты и материалы

5-6

3. Раскрой элементов с учетом направления долевой нити и припусков на швы. Технология соединения деталей между собой в лоскутном шитье.

7-8

4. Способы сборки полотна в лоскутном шитье. Соединение лоскутной основы с подкладкой

Тема

Создание изделий из текстильных материалов

Количество часов

30

Цель и задачи

изучения темы

Дать учащимся начальные теоретические знания по различным свойствам волокон, нитей, тканей растительного происхождения; о производстве и отделке тканей. Ознакомить учащихся с устройством и работой основных узлов и регуляторов швейной машины с ручным приводом; с правилами измерения фигуры, построения чертежа выкройки, с процессом моделирования, технологией изготовления швейного изделия. Научить определять направление нитей основы и утка, лицевую сторону ткани, заправлять нити швейной машинка, выполнять машинные швы; снимать мерки и правильно и записывать, строить чертеж выкройки в масштабе и натуральную величину; изготавливать и изменять выкройку, экономному раскрою и пооперационному изготовления (фартука). Воспитывать аккуратность, точность выполнения задания, трудолюбие, культуру труда.

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

УУД:

Личностные: следить за систематичностью выполнения своей работы; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.

Метапредметные:

- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений, практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

- регулятивные: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Выпускник научится:

  • - понимать назначение различных швейных изделий, основы стили в одежде и современные направления моды; выбирать виды ткани для определенных типов швейных изделий, снимать мерки с фигуры человека, записывать результаты; строить чертеж простых поясных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры, проводить примерку, шить фартук.
  • Выпускник получит возможность научиться:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; для изготовления изделия из текстильных материалов с использованием швейных машины; оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой обработки изделий.

Материаловедение

4 ч

№ урока в теме

Тема урока

Основное содержания образования

Характеристика деятельности обучающихся

Основные виды учебной деятельности

Виды контроля

Д/з

Дата

1-2

Материаловедение:

  1. 1. Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения. Практическая работа: «Выполнение макета полотняного переплетения».

Классификация текстильных волокон.

Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения.

Изготовление нитей и тканей в условиях современного прядильного, ткацкого и отделочного производства и в домашних условиях.

Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное.

Лицевая и изнаночная стороны ткани.  свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические.

Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент

Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Приемы выполнения стежков и сточек. Прямые стежки и строчки: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная. Понятия: шов, строчка, стежок, длина стежка

Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения.

Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям.

Определять направление долевой нити в ткани.

Исследовать свойства нитей основы и утка.

Определять лицевую и изнаночную стороны ткани.

Определять виды переплетения нитей в ткани.

Проводить анализ прочности окраски тканей. Находить и представлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, об инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину.

Изучать свойства тканей из хлопка и льна.

Знакомиться с профессиями оператор прядильного производства  и ткач. Оформлять результаты исследований

Изучение нового материала, составление таблицы текстильных волокон

Беседа. Рассмотрение образцов тканей растительное происхождения, определение их свойств и тип переплетения.

Выполнение макета полотняного переплетенияволокон.

Ручные работы, рабочее место, строчка, стежок, длина стежка

Текущий контроль, составление таблицы

Контроль усвоения теоретических знаний, правильность выполнения макета

Выполнение ручных швов.

§15,16,

набор инструментов и материалов

§18

3-4

  1. 2. Технология выполнения ручных работ. Практическая работа: «Выполнение ручных стежков и строчек»

Машиноведение

4 ч.

5-6

Швейная машина:

  1. 1. Виды машин, применяемые в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина и ее характеристика. Организация рабочего места для машинных работ и ТБ работы на швейной машине.

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом.

Основные узлы швейной машины.

Организация рабочего места для выполнения машинных работ.

Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх.

Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы.

Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток.

Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад

Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом.

Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх.

Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка.

Выполнять закрепки в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад.

Находить и представлять информацию об истории швейной машины.

Овладевать безопасными приёмами труда

Беседа.

Практическая работа:

Рассмотрение устройства швейной машинки.

Заправка швейной машины, выполнение машинных швов.

Текущий контроль усвоения теоретических знаний по устройству швейной машины

Текущий контроль, правильность выполнения машинных швов.

Тест

§19,20

набор инструментов и материалов

§21,22

7-8

  1. 2. Подготовка швейной машины к работе: намотка нити на шпульку и заправка нитей.  Выполнение машинных строчек по намеченным линиям. Регулировка стежка

Конструирование и моделирование

8 ч

 9-10

  1. 1. Виды рабочей одежды и требования к ней. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия.

Инструменты и приспособления для изготовления выкройки.

Определение размеров швейного изделия.

Расположение конструктивных линий фигуры.

Снятие мерок. Особенности построения выкройки  фартука.

Подготовка выкройки к раскрою.

Копирование готовой выкройки.

Правила безопасной работы ножницами

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений.

Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий.

Строить чертёж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам.

Копировать готовую выкройку.

Находить и представлять информацию об истории швейных изделий

Объяснение.

Практическая работа:

Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука.

Построение чертежа фартука в масштабе 1:4.

Изготовление чертежа выкройки фартука и косынки в натуральную величину.

Моделирование изделия.

Текущий, контроль снятия мерок, их запись.

Контроль качества построения чертежа

Контроль качества выполнения работ

Тест

§16

набор инструментов и материалов

11-12

  1. 2. Построение чертежа выкройки фартука в масштабе 1:4

13-14

  1. 3. Построение чертежа выкройки фартука в натуральную величину по своим меркам.

15-16

  1. 4. Виды отделки швейных изделий. Выбор модели и моделирование.

Технология изготовления рабочей одежды

14 ч

17-18

  1. 1. Инструктаж по ТБ работы с тканями. Способы рациональной раскладки выкройки на ткани. Подготовка ткани к раскрою.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити.

Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка.

Инструменты и приспособления для раскроя.

Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы.

Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя.

Правила безопасной работы с портновскими булавками.

Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка.

Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок.

Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).

Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами).

Требования к выполнению машинных работ. Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани.

Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).

Последовательность изготовления швейных изделий.

Технология пошива фартука.

Обработка накладных карманов.

Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке)

Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою.

Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы.

Выкраивать детали швейного изделия.

Находить и представлять информацию об истории создания инструментов для раскроя.

Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками; замётывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); смётывание.

Изготовлять образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание.

Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки.

Находить и представлять информацию об истории швейных изделий, одежды.

Овладевать безопасными приёмами труда.

Знакомиться с профессиями закройщик и портной

Практическая работа:

Раскладка выкройки на ткани. Раскрой изделия

Подготовка деталей кроя к обработке.

Обработка карманов, соединение их с фартуком.

Обработка боковых срезов фартука, низа фартука, верхнего среза фартука.

Обработка пояса соединение их с фартуком.

Окончательная обработка изделия.

Текущий контроль качества раскроя.

Контроль качества выполнения работ.

Контроль качества готового изделия.

Тест

§17,23

набор инструментов и материалов, карандаши, фломастеры

§21

19-20

  1. 2. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткани.

21-22

  1. 3. Краевые и соединительные швы. Конструкция машинного шва. Условные обозначения и технология выполнения

23-24

25-26

  1. 4,5. Обработка нагрудника и нижней части фартука

27-28

  1. 6. Обработка накладных карманов, бретелей и пояса

29-30

  1. 7. Сборка и отделка изделия. Влажно-тепловая обработка изделия  и ТБ утюжильных работ

Тема

Технологии ведения дома

Кол-во часов

4

Цель и задачи

изучения

темы

Ознакомить учащихся с содержанием работ на новый учебный год, инструментами и принадлежностями, требованиями к уроку, санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.

Ознакомить с понятием «интерьер», интерьером кухни и столовой, декоративными украшениями. Развивать творческий подход к украшению кухни и столовой. Воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус и чувство метры

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

УУД:

Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.

Метапредметные:

- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы; осмысливать технологию выполнения изделия; соблюдение правил техники безопасности (что можно делать и что опасно делать) при выполнении работ.

- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками в парах и группах; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

- регулятивные: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Выпускник научится:

  • - понимать характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях, основные виды бытовых домашних работ, средства оформления интерьера, назначение основных видов современной бытовой техники; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать приобретенные навыки и умения в практической деятельности и повседневной жизни; для выбора рационального применения бытовых санитарно-гигиенических средств.

Технологии ведения дома. Электротехника.

4 ч

№ урока в теме

Тема урока

Основное содержания образования

Характеристика деятельности обучающихся

Основные виды учебной деятельности

Виды контроля

Д/з

Дата

1-2

1. Эстетика и экология жилища. Интерьер кухни, оборудование, отделка и украшение

Понятие об интерьере. Требования к интерьеру (эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические).

Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны. Цветовое решение кухни.

Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни.

Проектирование кухни на ПК.

Бытовые электроприборы, холодильник, микроволновая печь (СВЧ), посудомоечная машина.

Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру.

Правила и варианты размещения оборудования. Благоустройство кухни.

Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни.

Планировать кухню с помощью шаблонов и ПК.

Изучение потребностей  в бытовых электроприборах на домашней кухне.

Находить и представлять информацию об истории электроприборов.

Изучать принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника

Беседа.

Разработка плана размещения оборудования на кухне.

Фронтальный опрос.

Текущий контроль

Контроль выполнения работы.

Тест

§3

карандаши, фломастеры, ф.А4

§4

3-4

2. Бытовые электроприборы на кухне

Тема

Кулинария

Кол-во часов

18

Цель и задачи

изучения

темы

Ознакомить учащихся с понятием «кулинария», «питание», «культура питания», со значение питания в жизни человека; сервировка стола, кухонной утварью и посудой, санитарно-гигиеническими требованиями и ТБ при работе на кухне; с технологией приготовления бутербродов, блюд из  яиц, макаронных изделий, горячих напитков. Научить готовить бутерброды и напитки, блюда из яиц, блюда из круп, бобовых и макаронных изделий, сервировать стол к завтраку. Воспитывать аккуратность, опрятность, бережное, экономическое использование продуктов, культурой поведения на семейных праздниках.

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

УУД:

Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, эстетичности.

Метапредметные:

- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы; осмысливать технологию приготовления блюд; соблюдение правил техники безопасности и санитарии при выполнении работ.

- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

- регулятивные: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Выпускник научится:

- самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей, яиц отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологию последовательности приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

Выпускник получит возможность научиться:

- составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;

- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществ; организовать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ.

Кулинария

18 ч.

Правила ТБ и СГТ. Физиология питания

4 ч.

№ урока в теме

Тема урока

Основное содержания образования

Характеристика деятельности обучающихся

Основные виды учебной деятельности

Виды контроля

Д/з

Дата

1-2

1. Санитария и гигиена. Правила ТБ при кулинарных работах и оказание первой помощи при ожогах

Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.

Необходимый набор посуды для приготовления пищи.

Правила и последовательность мытья посуды.

Уход за поверхностью стен и пола.

Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.

Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и кухонными приспособлениями.

Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком

Питание как физиологическая потребность.

Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека.

Пищевая пирамида.

Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах.

Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать.

Первая помощь при отравлениях.

Режим питания

Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи и  хранении продуктов.

Организовывать рабочее место.

Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии.

Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью.

Оказывать первую помощь при порезах и ожогах

Находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов.

Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов и питьевой воды.

Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды

Беседа.

Изучение нового материал.

Фронтальный опрос

Текущий контроль

Тест

§5,6

набор продуктов, спец.форма

3-4

2.Здоровое питание

Технология приготовления пищи

10 ч.

№ урока в теме

Тема урока

Основное содержания образования

Характеристика деятельности обучающихся

Основные виды учебной деятельности

Виды контроля

Д/з

Дата

5-6

1. Правила первичной обработки овощей. Технология приготовления блюд из сырых и варёных овощей

Значение хлеба в питании человека. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Профессия пекарь.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.

Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка их к заморозке. Хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду.

Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.

Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей.

Инструменты и приспособления для нарезки. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и гарниров к мясным и рыбным блюдам.

Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью. Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей.

Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при кулинарной обработке яиц. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в мешочек, вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.

Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка к варке. Время варки.

Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд

Приготавливать и оформлять бутерброды.

Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах.

Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере.

 Приготавливать горячие напитки (чай, кофе, какао). Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. Находить и представлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. Дегустировать бутерброды и горячие напитки.

Знакомиться с профессией пекарь.

Определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и с помощью индикаторов.

Выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов. Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов.

Осваивать безопасные приёмы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приёмов нарезки.

Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте.

Готовить салат из сырых овощей или фруктов. Осваивать безопасные приёмы тепловой обработки овощей.

Готовить гарниры и блюда из варёных овощей.

Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд.

Находить и представлять информацию об овощах, применяемых в кулинарии, о блюдах из них, влиянии на сохранение здоровья человека, о способах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов.

Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады.

Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды. Готовить блюда из яиц.

Находить и представлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам.

Читать маркировку и штриховые коды на упаковках. Знакомиться с устройством кастрюли-кашеварки.

Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы. Готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу. Определять консистенцию блюда.

Готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий. Находить и представлять информацию о крупах и продуктах их переработки; о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий. Дегустировать блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Знакомиться с профессией повар.

Изучение нового материала.

Беседа.

Практические работы:

Приготовление блюд из сырых и вареных

овощей.

Приготовление блюд из яиц (по выбору).

Приготовление бутербродов.

Приготовление вязкой каши, варка макарон

Фронтальный опрос

Текущий контроль качества выполнения работ.

Тест

§10, 11,

набор продуктов, спец.

форма

§12

§7

§9

7-8

2. Способы и формы нарезки овощей. Приготовление блюд из сырых и варёных овощей

9-10

3. Способы и формы нарезки овощей. Приготовление блюд из сырых и варёных овощей (Продолжение)

11-12

4. Блюда из яиц, приспособления и оборудование для их приготовления. Способы определения свежести яиц и их хранения

13-14

5. Бутерброды и горячие напитки. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку

15-16

6. Технология пригот овления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий

Сервировка стола

2 ч

17-18

1. Составление меню
на завтрак и правила подачи горячих напитков.

Сервировка стола и этикет за столом

Меню завтрака.

Понятие о калорийности продуктов.

 Понятие о сервировке стола.

Особенности сервировки стола к завтраку.

Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака.

Способы складывания салфеток.

Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами

Подбирать столовое бельё для сервировки стола к завтраку.

Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака.

Составлять меню завтрака.

Рассчитывать количество и стоимость продуктов для приготовления завтрака.

Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола.

Складывать салфетки.

Беседа.

Рассмотрение способов сервировки стола к завтраку.

Выполнение сервировки стола к завтраку, складывание салфеток.

Текущий контроль сервировки стола и складывания салфеток.

§13

Тема

Творческие проектные работы

Кол-во

часов

6

Цель и задачи

изучения

темы

Развивать самостоятельность при выборе творческой работы; творчество, художественный вкус, трудолюбие.

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

УУД:

Личностные: следить за систематичностью выполнения своей работы; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.

Метапредметные:

- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением работ; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

- регулятивные: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Самостоятельность и инициативность выбора проекта, ответственность при выполнении проекта, доведения начатого дела до конца, умение презентовать свою работу.

Выпускник научится:

- планировать и выполнять учебные технологические проекты; выполнять и формировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ, составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

- представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной деятельности; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться:

- организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать те6хнологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и условий;

- осуществлять презентацию, экономическую оценку проекта, дать примерную оценку стоимости произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать варианты рекламы для продукта труда.

Творческие проектные работы

6 ч

№ урока в теме

Тема урока

Основное содержания образования

Характеристика деятельности обучающихся

Основные виды учебной деятельности

Виды контроля

Д/з

1-2

1. Выбор оборудования инструментов и приспособлений, составление технологической последовательности выполнения проекта

Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах.

Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе.

Составные части годового творческого проекта пятиклассников.

Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический).

Определение затрат на изготовление проектного изделия.

Испытания проектных изделий.

Подготовка презентации, пояснительной записки  и доклада для защиты творческого проекта

Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников.

Определять цель и задачи проектной деятельности.

Изучать этапы выполнения проекта.

Выполнять проект по разделу «Технологии жилого дома».

Выполнять проект по разделу «Кулинария».

Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».

Выполнять проект по разделу «Художественные ремёсла».

(ПО ВЫБОРУ)

Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту.

Подготавливать электронную презентацию проекта.

Составлять доклад для защиты творческого проекта.

Защищать творческий проект

Проект, банк проектов

Технология, план работы.

Товарный знак, реклама.

Экономический расчет, защита.

Беседа, просмотр готовых изделий.

Составление плана работы.

Рассмотрение и изучение товарных знаков, рекламных проспектов.

 

Работа над проектом

Защита проекта

§1,2

3-4

2. Выбор оборудования инструментов и приспособлений, составление технологической последовательности выполнения проекта

5-6

3. Технологический этап выполнения творческого проекта (конструирование. Моделирование, изготовление изделия)

4. Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....