Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках «Технологии»
статья по технологии (5 класс) на тему

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках «Технологии».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках «Технологии»

Гуняшова Ольга Анатольевна

учитель технологии

Интерес - мощный побудитель активной личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.

В формировании познавательного интереса учащимся выделяются три этапа.

1. Любопытство - естественная реакция человека на все неожиданное, интригующее.

Любопытство, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, это неустойчивый, ситуативный интерес.

2. Любознательность - учащийся проявляет желание глубоко разобраться, понять изучаемое явление.

В этом случае учащийся обычно активен на уроке, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении, читает дополнительную литературу, конструирует. Однако любознательность учащегося обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадает.

Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность стремиться сформировать учащихся устойчивый интерес к предмету.

3. Интерес - зарождается и развивается в процессе деятельности.

Поскольку познавательный интерес выражается в стремлении глубоко изучить данный предмет, вникнуть в сущность познаваемого, то развитие и становление интереса наблюдается в условиях развивающего обучения. Опыт самостоятельной деятельности учит тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности - познавательный интерес. Под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью.

Среди всех познавательных психических процессов основным является мышление. Мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Характерной чертой восприятия является его осмысленность. Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения - это активизировать их мышление.

В мыслительной деятельности учащихся  можно выделить три уровня.

1. Понимание. Это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации.

2. Логическое мышление. Это процесс самостоятельного решения задач. На этом уровне познавательной деятельности учащиеся должны уметь самостоятельно анализировать изучаемые объекты, сравнивать их свойства, строить обобщенные выводы.

3. Творческое мышление.

Процесс творчества совершается в три этапа.

Первый этап характеризуется возникновением в ходе познания проблемной ситуации, первоначальным анализом и формулировкой проблемы.

Второй этап творческого процесса - этап поиска пути решения проблемы, который может быть найден при изучении соответствующей литературы, при выполнении исследований, иногда интуитивно.

Третий этап творческого познания - этап претворения найденного (или угаданного) принципа решения проблемы и его проверка. На этом этапе принцип решения реализуется в виде определенных результатов творчества: разработка новой конструкции, разработка нового учебного проекта и т. д.

Для творческого мышления характерны не только развитость логических способностей, обширность знаний, но и гибкость, критический взгляд на проблему, быстрота актуализации нужных знаний, способность к высказыванию интуитивных суждений, разрешению различных ситуаций.

Важным приемом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них положительной мотивации обучения.

Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся, прежде всего, широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в дальнейшем овладеть желаемой специальностью, чувство долга, ответственности перед коллективом, родителями.

Положительная мотивация благотворно влияет на овладение учащимися способами учебно-познавательной деятельности.

Способы учебно-познавательной деятельности являются не только средствами удовлетворения познавательной потребности, но и сами становятся ими.

Учебный проект, как элемент творчества учащихся рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Вводя в педагогические технологии элементы исследовательской деятельности, учитель направляет познавательную деятельность учащихся.

Метод проектов - это система обучения, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей.

Проектный метод позволяет:

  1. Научить учащихся самостоятельно, критически мыслить.
  2. Приобщаться к практической деятельности.
  3. Связывает тему исследования с другими учебными дисциплинами.

При использовании проектной методики особенно важна организационная деятельность, начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее осуществления. Процесс проектирования вырабатывает у учащихся свой собственный аналитический взгляд на информацию.

Классификация проектов.

1. По доминирующей в проекте деятельности:

- исследовательские;

- творческие;

- ролевые, игровые;

- ознакомительно-ориентировочные (информационные);

- практико-ориентированные (прикладные).

2. По предметно-содержательной области:

- монопроекты - в рамках одной области знаний;

- межпредметные - на стыке различных предметных областей.

3. По количеству участников проекта:

- индивидуальные (личностные);

- парные;

- групповые;

- коллективные;

- массовые.

4. По продолжительности выполнения:

- краткосрочные (несколько уроков) - для решения небольшой проблемы или части крупной проблемы;

- средней продолжительности (от недели до месяца);

- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Практика показывает, внедрение проектной методики активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, позволяет добиваться более высоких результатов обучения.

Большую роль в формировании познавательных интересов играет использование в практике работы интерактивных методов обучения.

Результатом успешного применения интерактивных методов обучения является способность к коллективной работе и партнерскому общению учащихся между собой и с учителем. Один из интерактивных методов, используемых в практике работы, является метод конкретных ситуаций, который позволяет учащемуся научиться объективно, оценивать реальную обстановку, оперативно ориентироваться  в различных обстоятельствах, выделять профессиональную проблему, учитывать интересы и возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность.

Метод конкретных ситуаций совершается в четыре этапа:

Подготовительный этап - учитель конкретизирует цель, разрабатывает "конкретную ситуацию" и сценарий занятия;

Ознакомительный этап - вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации, развитие познавательных способностей повышается во время обсуждения идей и предлагаемых решений;

Аналитический этап - неизвестные знания, познавательная потребность, побуждает к интеллектуальной деятельности, включает его творческие способности и прошлый опыт;

Итоговый этап.

Проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний, осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в "открытии" новых знаний, способе или условиях выполнения действия.

"Страшная опасность - безделье час, безделье месяц и годы - это развращает, морально калечит человека, и никакая школьная бригада - ничто не может возместить упущенного в главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли", - писал В.А.Сухомлинский.

Используемая литература

  1. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.,1998
  2. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения учения школьников Ростов-на-Дону, 1970
  3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.,1982
  4. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории. М.,1981
  5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.,1987
  6. "Новые педагогические и информационные технологии" Бухаркина М.Ю., Полат Е.С.
  7. "Педагогика" 2000 № 7, "Интерактивные методы обучения".
  8. Пикасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении М.,1990
  9. "Современная школа" 2000 № 4,6, "Интерактивные методы обучения".
  10. "Учитель" 2000 № 1, "Интерактивные методы обучения".
  11. "Учитель" 2004 № 5, "Интерактивные методы обучения".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ

Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в ус...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии

В статье описаны методы развития у учащихся познавательного интересы к предмету  "Технологя"....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ

В презентации кратко освещаются возможности использования ИКТ на уроках технологии, даются название программ, которыми удобно пользоваться при проведении уроков....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.

Активизация познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретает всё большую остроту. Это не случайно, т.к. учение – это ведущий вид деятельности для школьников, в процессе чег...