Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии
статья по технологии на тему

Дробышева Зинаида Викторовна

В статье описаны методы развития у учащихся познавательного интересы к предмету  "Технологя".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете.

Тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках    технологии»

Предмет “Технология” - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Он также играет  важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры.

Максим Горький писал:  “Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело. Всем хорошо известно,  что учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим отношением к делу.

Беда современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Причины этого явления неоднозначны. Это и перегрузка учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений учащихся, и не сложившиеся межличностные отношения, и утомляющая детей неорганизованность учебного процесса.

Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача учителя. Поэтому особое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю группе методов стимулирования учебно-познавательной деятельности. Данная группа включает в себя методы эмоционального стимулирования, методы развития   познавательного  интереса и методы формирования ответственности и обязательности.

Методы формирования ответственности и обязательности.

Данная группа методов предполагает формирование у учащихся личностной значимости учителя, предъявление учителем учебных требований, осуществление оперативного контроля. Как этого достичь?

Очень часто мы замечаем, что при обучении тому или иному конкретному приему работы одному ученику достаточно один раз его продемонстрировать, а другому и нескольких раз будет мало.  И дело здесь не только в руках. Показывая выполнение рабочих приемов, надо подробно объяснять, что за ними скрываются процессы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, формирование понятий и др.  Ведь что голова “прикажет”, то руки и сделают. Поэтому объяснение нужно начинать с анализа того действия, которому хотим научить. В тоже время обучение даже простейшим двигательным навыкам содействует развитию умственных способностей.

Интеллектуальное развитие детей нередко опережает их психическое и физическое развитие. Степень координации визуального восприятия и механического движения зависит от возраста ребенка и достигает необходимой полноты в 13-14 лет. Порой научить шить, вязать или вышивать сложнее, чем решать алгебраические задачи. Поэтому необходимо систематически и терпеливо приучать школьников координировать свои движения, работая двумя руками; организовывать свое рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений; учить рациональным приемам выполнения различных операций. Помня, что переучивать сложнее, нужно сразу обучать правильно держать инструменты, неукоснительно выполнять правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования.  Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем он полнее, тем меньше он со стороны учителя. Если учитель во всем направляет ученика, помогает ему в том, с чем он бы справился сам, то такое управление подавляет самодеятельность школьника, тормозит его развитие.

Через подражание, качественное копирование нужно неуклонно вести ребенка к творчеству. Известно, именно подражание является главным механизмом формирования креативности. Но в то же время даже при выполнении задания по инструкционно-технологическим картам или образцам не следует ограничивать учащихся жесткими рамками: “Делай так и не иначе!”. Нужно предлагать им найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставлять задуматься. И если кому-либо из учеников это удастся, надо обязательно его поощрить, даже если предложенный им способ более трудоемкий. Похвала стимулирует творческое саморазвитие.

Успешность обучения зависит от эффективного контроля за усвоением знаний и формированием умений и навыков. Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Цель учета и контроля знаний и умений – содействовать воспитанию у школьников ответственности за результаты своего труда, критического отношения к достигнутому, привычки к самоконтролю и самонаблюдению, что формирует навык самоанализа.

Контроль должен быть систематичным, гласным, быстрым и малотрудоемким. Надо учитывать, что выставленная учащемуся отметка должна с одной стороны, отражать его успехи в продвижении к знаниям и умениям, а с другой стороны – показывать объективные знания и умения, соответствовать нормам и образцам. Учителю нужно быть объективным и справедливым, стремиться к развернутой и содержательной оценке в доброжелательной форме.

Методы эмоционального стимулирования.

В основу данной группы методов положен принцип успешности в обучении, который включает в себя собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности.

Для реализации данного принципа  можно использовать в  работе   ПРИЁМ ПООЩРЕНИЙ.

Целью этого приёма является активизация мыслительной деятельности  и познавательного  интереса учащихся к предмету.

Средством поощрения учащихся  является  система накопления баллов.

Задачи, которые можно решить при помощи данного метода:

1. Определить уровень познания учащихся на данном этапе обучения через практические умения и навыки.

2. Поддерживать интерес к предмету и активность каждого учащегося, как на уроке, так и при выполнении домашнего задания.

3. Воспитывать ответственность за грамотные вопросы и верные, лаконичные ответы.

4. Развивать навык самоанализа  и самоконтроля за результатами учебного труда.

            Методика:

  1.  Система  поощрения:

“+” - оценивается работа, выполненная на уровне различия учебного материала (выбери правильный ответ, найди лишнее, ответь на вопросы “что?”, “где?”).

“++” - оценивается деятельность, выполненная на уровне восприятия учебного материала (перескажи …, назови …).

“Жёлтый” жетон - оцениваются ответы, требующие понимания учебного материала (установи причинно-следственные связи, выдели главное, ответь на вопросы “почему?”, “в связи с чем?”).

“Зелёный” - оцениваются вопросы, дополнения или ответы, имеющие логическую связь с темой, т.е. касающиеся уровня применения (выполни по образцу, правилу, алгоритму, определи свойства, выяви закономерность). “Красный” - оцениваются сложные, проблемные вопросы, ответы, требующие сравнения и доказательства (реши проблемную задачу, выскажи собственное суждение, предложи технологию изготовления изделия).

2. Установить  срок накопления жетонов (урок, месяц, тема, четверть). Обычно в конце изучения раздела программы.

3. В процессе всего урока ученики получают жетоны, в зависимости от качества ответов, дополнений, участия в обсуждении, соблюдения правил техники безопасности, приемов работы, проявленной творческой активности в ходе практической работы и т.д.

4. Плюсы называются устно, после чего учащиеся записывают  в лист контроля их количество.

5. В конце урока все накопленные плюсы и жетоны отмечаются в листе контроля и на обложке тетради, сами жетоны сдаются учителю.

6. Жетон – это не оценка, а возможность ее получения. Минимальное количество жетонов может соответствовать оценке:

“3” - три жетона “Ж”;    “4” - три жетона “З”;          “5” - три жетона “К”.

Количество “плюсов” участвует в наполнении баллов оценки “3” или “4”:

“3” соответствует трем “+”;

“4” соответствует трем “++”.

7. Оценку за жетоны ставить  в классный журнал в отдельную графу.

Данный прием очень эффективен. Он позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности учащихся и возможности оценивать каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условия для повышения интереса к предмету, увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.

Методы развития познавательного интереса.

     Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход я вижу в использовании на уроках методов развития познавательного интереса. Данная группа методов предполагает большое количество приемов:

- использование игр и игровых приемов на уроках (дидактические игры, кроссворды, лото, пазлы);

- различные конкурсы для выявления креативного мышления (конкурс рисунков моделей одежды, отделка и украшение одежды, конкурсы декоративно-прикладного творчества и т.п.);

- стимулирование занимательным сюжетом;

        Целью игрового обучения является обеспечение личностно - деятельного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку, усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.  Но учителю необходимо хорошо потрудится, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе. Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления. Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.

В заключении замечу, что каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересен для учащихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решение, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ

Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в ус...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ

В презентации кратко освещаются возможности использования ИКТ на уроках технологии, даются название программ, которыми удобно пользоваться при проведении уроков....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках «Технологии»

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках «Технологии»....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.

Активизация познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретает всё большую остроту. Это не случайно, т.к. учение – это ведущий вид деятельности для школьников, в процессе чег...