Открытый урок "Нитяная графика (изонить)"
план-конспект урока по технологии на тему

Исраэлова Татьяна Витальевна

Изонить-очень интересный вид графики. Развивает фантазию у детей, усидчивость, моторику рук. Этой техникой занимаются на уроках не только девочки, но и мальчики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_nityanaya_grafika.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ

Учитель: Исраэлова Татьяна Витальевна

Тема урока: «Техника нитяной графики (изонить). Праздничная открытка».

Раздел: « Рукоделие»

Цели урока:

обучающие – закрепить знания выполнения работ в технике нитяной  графики, полученные на  предыдущих уроках;          

                           способствовать  формированию умения работать с  инструкционными картами;

развивающие – развитие художественного вкуса, улучшение моторных и  сенсорных навыков у учащихся, развитие

                               самостоятельности;

воспитательные – воспитание эстетических качеств, воспитание уважения к труду            

Вид урока: традиционный

Тип урока: закрепление изученного материала

Формы обучения: индивидуальная, групповая

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Межпредметные связи: изобразительное искусство, геометрия, история

Практическая работа: праздничная открытка

Оснащение урока: рабочие тетради, набор ручных инструментов, нитки, ножницы, картон

Дидактическое оснащение: схемы рисунков, технология  выполнения основных приемов, порядок выполнения работы.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний учащихся
  3. Повторение и пройденного материала
  4. Практическая часть
  5. Анализ и оценка урока
  6. Подведение итогов
  7. Рефлексия
  8. Домашнее задание

                                                                                               ПЛАН – КОНСПЕКТ  УРОКА

Содержание действий учителя

Действия учителя на уроке

Действие учащихся на уроке

                          1.

                                    2.

                               3.

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я вижу, что  вы готовы к уроку. Очень хорошо! Мы уже несколько уроков с вами выполняем работы в одной и той же технике, скажите как она называется

А что такое изонить или нитяная графика?

Правильно.

Дети готовятся к уроку

(Предполагаемые ответы)

 - изонить или нитяная графика;

- это графический рисунок, выполненный нитями на твердой основе.

2.Актуализация знаний учащихся

- а какая страна является родоначальной этого вида искусства?

Посмотрите какие прекрасные работы можно выполнить в этой технике (видеоролик)

- Англия

Дети смотрят видеоролик

3.Повторение пройденного материала

 

                     

Мы с вами уже на предыдущих уроках разбирали приемы, которые используются при работе, давайте сейчас вспомним их. Скажите, пожалуйста,

- для освоения техники изонити какие приемы необходимо  знать?

- кто сможет показать и объяснить как заполняется угол?

- для чего нужны цифры?

- как заполняется окружность?

- можно ли окружность заполнить по-другому?

- скажите, а какую геометрическую фигуру вы видите на доске?

- а как его можно заполнить в технике нитяной графики?

- скажите, а какой скоро праздник?  

И вот сегодня мы на уроке будем заниматься оформлением новогодней открытки.

Новый год это что? (задаются наводяшие вопросы)

А кто знает, какое животное является символом 2011 года?                              

Дети слушают и отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

- два приема: заполнение угла и окружности;

- все стороны угла делятся на равные части и расставляются цифры;

- для того, чтобы знать очередность продевания нити;

- окружность делится на равные части и также расставляются цифры;

- можно, это зависит от того как расставить цифры очередности выполнения работы;

- треугольник;

- можно двумя способами:

1 – заполнить каждый угол в отдельности;

2 – заполнить по кругу, как окружность;

- Новый год;

- елка, Дед Мороз, Снеговик, мандарины и т.д.

- Кот или Кролик;

                                   

4.Практическая часть

Я вам сейчас раздам заготовки открыток. Ваша задача – расставить цифры.

Давайте вспомним, с какой стороны расставляют цифры?

Приступаем к работе.

А в технологических картах  вы найдете подсказку.

(Учитель проверяет и помогает  расставить  цифры)

Молодцы, цифры вы расставили, а теперь напомните мне, какие нити мы используем?

- какого цвета?

- как закрепляется нить?

- с какой цифры начинаем?

- на изнаночной стороне какие стежки мы получаем?

 - с изнаночной

Ребята выполняют работу.

- шерстяные, шелковые, нитки для шитья, мулине, ирис и т.д.

- контрастного цвета по отношению к фону;

- нить закрепляется с изнаночной стороны скотчем;

- с нуля;

- короткие;

                    1.

                              2.

                                  3.

Правила техники безопасности

Критерии оценки готового изделия

- а с лицевой стороны какой получается рисунок?

- какие инструменты нам необходимы?

Мы с вами повторили все приемы работы и, прежде чем приступить к выполнению работы, мы должны с вами повторить как пользоваться с применяемыми инструментами и оборудованием, т.е. повторить правила техники безопасности. Сейчас я буду говорить начало фразы, а вы ее должны будите закончить .

- ножницы передавать…

- лезвия ножниц…

- ножницы нужно хранить…

- иглы и булавки хранить…

- в рот иглы и ножницы…

- инструменты должны быть всегда…

Запомните! Изделие, которое мы сейчас с вами выполняем праздничное, вы его сможете кому-нибудь подарить, поэтому оно должно быть выполнено аккуратно, красиво, без ошибок. Линии рисунка должны быть ровными. Нить одинарная и хорошо натянута.

- с лицевой стороны стежки длинные и накладываются крест на крест;

- иглы, нитки, шило или булавка с головкой, ножницы, картон;

- кольцами вперед;

- закрыты и находятся в руке;

- на столе с сомкнутыми лезвиями от работающего;

- в игольнице или на подушечке;

- не брать;

- исправными.

Слушают.

                    1.

                              2.

                           3.

Приступаем к выполнению работы.

Учитель контролирует выполнение работы:

-следит и помогает выполнять ее;

-инструктирует по выполнению отдельных операций и задания в целом;

-оказывает помощь учащимся не справляющимся с заданием.

Дети выполняют работу.

5. Анализ и оценка выполненного задания

Ребята, перед вами выставлены ваши работы, оцените их, посмотрите, как они выполнены, есть ли ошибки и какие

Дети дают оценку выполненным работам

6. Домашнее задание

Девочки, а сейчас откройте дневники я всем выставлю оценки, а потом вы запишите домашнее задание.

Кто не закончил выполнять свою работу вы должны будите закончить ее дома, а также составить оригинальный текст – поздравления с Новым годом. На следующем уроке посмотрим у кого лучше.

Записывают домашнее задание.

7. Рефлексия

И в конце занятия скажите

- понятна ли вам последовательность выполнения работы?

- какие трудности вы испытывали выполняя ее?

- вам ясна технология выполнения нитяной графики?

- понадобятся ли вам знания  и умения в дальнейшее вашей деятельности?

Дети отвечают на вопросы

                                             ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НИТЯНОЙ ГРАФИКИ

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Заполнение угла:

- начертить на изнаночной стороне картона угол;

- каждую сторону угла разбить на равные отрезки;

- количество отрезков на каждой стороне угла должно быть одинаковым;

- расставить цифры очередности продевания нити;

- взять нить контрастного цвета, вдеть ее в иголку и закрепить скотчем с изнаночной стороны в точке 0;

- далее игла с ниткой опускается в точку 1 с лицевой стороны;

- далее из точки 1 в точку 2,из точки 2 в точку 3 ит.д.  

Заполнение окружности:

- начертить окружность;

- разделить ее на равные части (их должно быть четное количество);

- выбирается любая хорда в окружности;

- иголка с ниткой вставляется с изнаночной стороны в точке 0, затем опускается в точку 1, из точки 1 в точку 2 и т.д.;

- эта хорда должна «совершить» два целых круга

Заполнение  окружности (2 способ):

- начертить окружность;

- разделить ее на равные части;

- расставить точки очередности протягивания нити: выбрать любую точку и обозначить ее 0, разделить количество точек на 2 равные части и обозначить ее точкой 1, рядом точка 2, точки 3 и 4 с другой стороны точки 0, точки 5 и 6 рядом с точками 1и 2 и т.д.

 

Заполнение треугольника

Заполняется аналогично окружности

                                    Самоанализ урока по технологии в 5 классе

Учитель   технологии ГОУ СОШ № 735 ЮВАО Лефортово - Татьяна Витальевна Исраэлова

Тема урока: «Праздничная открытка в технике нитяной графики».

Раздел программы: «Рукоделие»

Тип урока: закрепление изученного материала

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний учащихся
  3. Повторение пройденного материала
  4. Практическая часть:

- правила техники безопасности

- критерии оценки готового изделия

       5.   Анализ и оценка выполненного задания

       6.   Домашнее задание

       7.   Рефлексия

    Данный урок является одним из заключительных уроков закрепления по теме «нитяная графика или изонить» раздела «Рукоделие». Раздел «Рукоделие» по учебному плану рассчитан на 10 часов. Изучение основных приемов выполнения нитяной графики

(заполнение угла и круга) на предыдущих уроках, поможет ребятам в выполнении более сложных узоров. В процессе изучения и выполнения нитяной графики учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами, с элементами изобразительного искусства, с историей возникновения данного вида техники, а также учатся работать с иглой и ниткой – это выполнение элементарных стежков.

    В 5 классе 29 человек, из них 16 девочек и 13 мальчиков. Отношения между учащимися хорошие. Класс работоспособный, дети любознательные и общительные, что учитывалось при планировании урока.

    Цель урока объединяет в себе обучающие, развивающие и воспитательные аспекты. Это: - закрепление знаний, умение работать с инструкционными картами;

        - развитие художественного вкуса, улучшение моторики рук, развитие

          самостоятельности;

        - воспитание и уважение к труду.

     В соответствии с целью урока были использованы разные  методы обучения: словесные, наглядные, практические, а также формы обучения: групповая и индивидуальная, которые помогли в выполнении практической работы. Основной  этап урока – это самостоятельное выполнение  практической работы «Праздничная открытка». Эта часть урока показала на сколько сформированы знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках.

    Анализируя этот этап урока, выявлены следующие сложности – у некоторых учащихся возникли трудности не в самом процессе выполнения основных элементов, а в том, что у этих ребят слабо развито воображение и не присутствует творческая активность, не до конца развиты навыки работы с иголкой и ниткой.

    Время, отведенное на этапы урока, было распределено рационально. На уроках технологии основное время занимает практическая часть, поэтому на организационный момент, актуализацию знаний учащихся и повторение пройденного материала отведено около 20 минут при продолжительности урока в 1,5 часа. На  самоанализ, рефлексию и подведение итогов проведения урока – 10 минут. Между этапами логические переводы, которые связывают в единое целое.

    На уроке были использованы дидактические материалы: схемы рисунков нитяной графики, технологическая схема выполнения основных приемов изонити, образцы готовых изделий, фото иллюстрации выполненные в данной технике.

    На уроке осуществлялся дифференцированный подход в закреплении техники изонить, используя групповые и индивидуальные формы обучения. На предыдущих занятиях  были созданы малые группы, в которых ребята работали самостоятельно.  С  целью взаимопомощи сильные учащиеся помогали более слабым.

    Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на одном из заключительных этапах урока. Завершив работу – изготовление открытки, каждый ученик охарактеризовал и оценил работу других учащихся. Ребята указали на допущенные ошибки и степень аккуратности выполненных работ одноклассниками. Объяснили как можно эти ошибки устранить.

    При ведении урока использовались деловой и научный стили общения. Цели и задачи, поставленные в начале урока были реализованы. Учащиеся выполнили практическое задание самостоятельно и аккуратно. Овладели техникой изонить, свободно стали разбираться в схемах, появился у учащихся интерес к выполнению изделий в технике нитяной графики.

    В дальнейшем планируется расширить сферу изучения техники изонить, создать выставку работ учащихся, выполненных  в технике нитяной графики.

       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Изонить" - нитяная графика

“ Нитяная графика “ или изонить - это графический рисунок выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне....

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

Презентация к уроку технологии в 6 классе "Изонить - нитяная графика"

Изонить называют нитяной графикой, потому что рисунок выполняют нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Этой основой может служить картон, наждачная бумага или бархатная. Данная п...

Программа внеурочной деятельности "Изонить. Нитяная графика" 5 класс

Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе «Изонить» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рук...

Изонить. Нитяная графика

Изонить – это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом порядке на твёрдой основе. Привлекает внимание изонить потому, что выполняется она быстро и придумать можно много...