рабочая программа Технология 2- 3 класс, автор Конышева
рабочая программа по технологии на тему

Разбежкина Марина Михайловна

Примерная рабочая программа Технология 2-  3 класс, автор Конышева 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_2-3_kl_konysheva.rar37.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 4  села Иглино

Муниципальный Район Иглинский район Республики Башкортостан»

«Согласовано»

Руководитель РМО

____________________

«____»________201_ г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

____________________

«____»____________201_г.

«Утверждаю»

Директор

__________________________

«___»______________201_г.

Рабочая программа учебного курса

«Технология»

для 2-3   классов 

Авторы: Н.М.Конышева

(УМК «Гармония»»)

 

Составитель: учитель изобразительного искусства, МХК

Разбежкина Марина Михайловна

2010-2011 учебный год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

1.​ Закон РФ «Об образовании»;

2.​ Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;

3.​ Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования;

4.​ Авторская программа по технологии Н.М.Конышева,  «Чудесная мастерская: учебник для учащихся 2-3 класса начальной школы.4 издание._ Издательство «Ассоциация XXI век».-160с.; ил. 2010г.

5.​ Обязательный минимум содержания основного общего курса по технологии ;

6.​ Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р;

        Рабочая программа разработана для курса «Технология» во 2 – 4 классах по традиционной образовательной системе образовательной программы «Гармония».

Цель начального курса технологии заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Изучение курса технологии способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формирования  мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

        Для достижения поставленных целей преподавания технологии в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
  • расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира;
  • развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
  • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки) через формирование практических умений;
  • развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции;
  • создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
  • воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в содержательную часть рабочей программы из авторской изменений не внесено.

Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение технологии во 2- 1 час в неделю, в год 34 часа, а в 3 классе - 2 часа в неделю , 68 часов в год

При организации образовательного процесса  используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры.

Для успешного решения задач курса приобретают навыки работы с линейкой, циркулем, угольником. На каждом уроке младшие школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нём, понимать назначение выполняемых заданий.

На уроках применяются технологии традиционного обучения, технологии, построенные на  основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, личностно ориентированного обучения, технология сотрудничества, игровая технология, дифференцированное обучение,  ИКТ.

Уроки технологии, построенные с учётом единства художественного и конструкторского аспектов деятельности, могут занять очень заметное место во всестороннем и гармоничном развитии личности школьниковпоскольку оказывают положительное воздействие на разные структуры личности.

Эмоционально-эстетическое развитие на уроках художественного конструирования связано с тем, что учащиеся, так или иначе, проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля.

        Если содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), то создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

        Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках художественного  конструирования может быть очень эффективным, если их содержание направить на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой по правилам современного дизайна. В этом случае школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

        Развитию духовности и нравственных принципов в художественно-конструкторской деятельности способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ним, и программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

        Важно, что эти вопросы ученики осваивают не на уровне абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.

        На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам.

        Физическое развитие на уроках практического труда обусловлено тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. При этом важно учесть, что рост крупных мышц у детей опережает рост мелких, поэтому дети 6–7 лет с трудом держат ручку, неуклюже выполняют различные виды работ, связанные с деятельностью мелкой мускулатуры: письмо, разметку, вырезание фигур. Кроме того, в этом возрасте у них ещё не сформировался узел связи предплечья и кисти, поэтому недостаточно развита координация движений руки. Предусмотренные на уроках художественного конструирования практические операции способствуют ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического развития ребёнка.

Оценивание различных видов деятельности учащихся: устные ответы, практические работы, выставление поурочных оценок (текущая и тематическая аттестация), триместровых (промежуточная аттестация) и годовых (итоговая аттестация), проводится согласно:

  • Положение о критериях оценивания знаний учащихся по общеобразовательным предметам (текущий контроль знаний);
  • Положение о системе оценок, формах, порядке, периодичности промежуточной аттестации и переводе обучающихся.

Согласно учебно-методическому комплексу «Гармония» и федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательном учреждении, используются:

учебники: 

  • «Технология». 2 класс «Чудесная мастерская», Н.М.Конышева, Смоленск «Ассоциация XXI», 2009;
  • «Технология». 3 класс «Наш рукотворный мир»,  Н.М.Конышева, Смоленск «Ассоциация XXI», 2009;
  • «Технология». 4 класс «Секреты мастеров», Н.М.Конышева., Смоленск «Ассоциация XXI», 2009.

учебные пособия:

  •  рабочая тетрадь «Технология». 2 класс в 2 ч., Н.М.Конышева, Смоленск «Ассоциация XXI», 2010;
  • рабочая тетрадь «Технология». 3 класс в 2 ч., Н.М.Конышева, Смоленск «Ассоциация XXI», 2010;
  • рабочая тетрадь «Технология». 4 класс в 2 ч., Н.М.Конышева, Смоленск «Ассоциация XXI», 2010.

.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.

Должны знать:

  • что такое развёртка объёмного изделия;
  • условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах развёрток;
  • что такое композиция;
  • что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме и конструкции предметов, каков их конструктивный и эстетический смысл;
  • как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
  • что разметку деталей прямоугольной формы на ткани с полотняным переплетением нитей удобнее всего выполнять способом продёргивания нити;
  • швы «вперёд иголку» и «через край».

Должны уметь:

  • с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов, чертить простые развёртки;
  • читать технический рисунок и схему с учётом условных обозначений и выполнять по ним работу;
  • выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия;
  • выполнять построение квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
  • лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
  • выполнять изображения в технике барельефа;
  • расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
  • изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
  • выполнять разметку и бахрому на ткани способом продёргивания нитей;
  • выполнять разметку на ткани по шаблону, выкраивать детали из ткани;
  • выполнять швы «вперёд иголку» и «через край»;
  • создавать простые фронтальные и объёмные композиции в соответствии с художественно-конструкторской задачей, подбирать материалы и способы их обработки;
  • анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
  • вносить изменения и дополнения в конструкцию в соответствии с поставленными условиями;
  • придумывать и выполнять несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.

Должны иметь представление:

  • о том, что вещи должны подходить окружающей обстановке и характеру и облику своего хозяина;
  • о том, что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
  • о том, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
  • о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
  • о том, что природа является источником для создания человеком образов и конструкций;
  • о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики.

        

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.

Должны знать:

  • что мир природы первичен по отношению к искусственно созданному миру вещей;
  • что в создании предметного мира человек многое заимствовал из природных конструкций, но очень многое ещё осталось им не раскрытым;
  • что при изготовлении бытовых вещей на основе природных форм эти формы должны быть переработаны и изменены в соответствии с новой функцией – иначе впечатление от вещи будет не художественным и неприятным;
  • что вещи, окружающие человека, обладают определённым «характером» и «настроением», которое выражается в их форме и отделке;
  • что выбор вещей определяется стилем (каждая вещь должна соответствовать общей обстановке);
  • что с помощью циркуля можно выполнить точные построения геометрических форм;
  • что такое силуэтное изображение;
  • что такое эстамп.

Должны уметь:

  • выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;
  • выполнять построение прямоугольника с помощью угольника и линейки;
  • оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;
  • выполнять швы «назад иголку», «стебельчатый», «тамбурный» и использовать их при изготовлении изделий;
  • изготавливать изделия из бисера по простым схемам;
  • сознательно вносить изменения в схемы в соответствии с поставленными задачами конструктивного и декоративного плана;
  • придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
  • изготавливать изделия из различных пластических материалов;
  • использовать комбинированные техники в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Должны иметь представление:

  • о бионике как науке, использующей для решения технико-технологических задач «конструктивные изобретения» природы;
  • о значении изучения природных форм и конструкций для конструирования человеком рукотворного мира;
  • о том, что для каждой вещи, создаваемой и используемой человеком, существует одно общее требование: она должна быть одновременно удобной в использовании и выразительной внешне (т. е. соответствовать формуле «красота + польза»);
  • о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область её применения, универсальные вещи отличаются строгостью и простотой;
  • о приёмах стилизации природных форм в вещах.

        

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.

Должны знать:

  • о том, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
  • о том, что мир вещей развивается в соответствии с историческими традициями, т. е. закономерно;
  • наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, знаки Солнца, Земли и Воды в форме и декоре бытовых вещей);
  • швы («петельный» и «козлик»).

Должны уметь:

  • выполнять швы «петельный» и «козлик», использовать их для решения декоративно-художественных задач;
  • вязать крючком цепочку и простое полотно;
  • изготавливать аппликацию из соломки; выполнять несложную чеканку по мягкому металлу;
  • выполнять более сложные виды бумажной пластики;
  • выполнять изделия в техниках плетения из полос и бисероплетения с учётом народных традиций;
  • выполнять окантовку картонных заготовок бумагой, изготавливать жёсткий переплёт упрощённого вида;
  • обрабатывать различные материалы соответствующими способами;
  • творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения конкретных конструкторских или художественных задач;
  • читать простую технико-технологическую документацию (эскиз, чертёж, схему) и работать по ней;
  • самостоятельно анализировать конструкцию изделия и воссоздавать его по образцу;
  • выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию (на плоскости или в объёме) и практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского или художественного плана на основе освоенных технологий работы;
  • создавать образный замысел с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале.

Должны иметь представление:

  • о значении продуктивной практической деятельности человека в жизни, культуре, истории человечества;
  • о требованиях и правилах, по которым создаётся гармоничная рукотворная среда обитания человека;
  •  о многообразии универсального дизайнерского принципа (единства в вещах функциональной целесообразности и внешней выразительности);
  • о социально-историческом и духовно-эстетическом смысле мира вещей, ценности существующих в нем культурных традиций;
  • о гармонии окружающей предметной среды и её связи с миром природы;
  • об утилитарно-конструктивных и декоративно-художественных возможностях различных материалов.

.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Должны знать:

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
  • влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
  • область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств основные источники информации.

Должны уметь:

  • выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи;
  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
  • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.

Должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, преобразования, хранения и применения информации для решения различных задач;
  • соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой;
  • создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
  • осуществления сотрудничества в совместной работе.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебник, учебное пособие

Учебники:

  • Н.М.Конышева. Технология. 2 класс «Чудесная мастерская»,   Смоленск «Ассоциация XXI», 2009.
  • Н.М.Конышева. Технология». 3 класс «Наш рукотворный мир», Смоленск «Ассоциация XXI», 2009.
  • Н.М.Конышева. Технология». 4 класс «Секреты мастеров», Смоленск «Ассоциация XXI», 2009.
  • Н.М.Конышева. Рабочая тетрадь «Технология». 2 класс в 2 ч.,   Смоленск «Ассоциация XXI», 2010.
  • Н.М.Конышева. Рабочая тетрадь «Технология». 3 класс в 2 ч.,  Смоленск «Ассоциация XXI», 2010.
  • Н.М.Конышева. Рабочая тетрадь «Технология». 4 класс в 2 ч., Смоленск «Ассоциация XXI», 2010
  • Н.М.Конышева. Контрольные задания, Смоленск «Ассоциация XXI», 2010.

Дополнительная литература для учителя и учащихся.

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва, «Просвещение», 2010 (Стандарты второго  поколения);
  • Примерные программы  по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч.,  Москва, «Просвещение», 2010 (Стандарты второго поколения);
  • Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Метод, рекомендации. - 2-е изд., доп. ИПКиПРО Курганской области, Курган, 2005;
  • Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. Смоленск, «Ассоциация XXI век»;
  • Петрушина С. В. Вырезаем силуэты. Смоленск, «Ассоциация XXI век»;
  • Конышева Н. М. Дарим людям красоту и радость. Материалы для организации кружковой работы с учащимися 1–4 классов;
  • Аппликационные работы в начальных классах. Щеблыкин И.К. и др. Москва, «Просвещение», 1990;
  • Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. Москва, «Просвещение», 1992;
  • Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Ярославль, «Академия развития», 1997;
  • Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки. Ярославль, «Академия развития», 1997;
  • Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль, «Академия развития», 1997.

Наглядный материал

(альбомы, атласы, карты, таблицы и др.)

Таблицы:

  • 1-4 классы, учебный альбом из 8 листов: Подготовка рабочего места. Способы разметки деталей. Приемы сгибания и складывания бумаги, картона. Приемы наклеивания бумаги. Приемы работы ножницами. Правила и приемы безопасной работы резаком. Правила и приемы безопасной работы с колющими инструментами. Приемы разметки по чертежу.

Демонстрационный и раздаточный материал:

  • Коллекции: «Бумага и картон», «Лен», «Хлопок», «Шерсть».
  • Раздаточные материалы (справочные).

Оборудование, приборы

  • циркуль;
  • линейка;
  • угольник;
  •  компьютер;
  • многофункциональное устройство;
  • мультимедиа проектор.

Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника А.Г. Мордкович

В рабочую программу входят пояснительная записка, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся 7 класса и календарно-тематическое планирование...

рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника Ю. Н. Макарычев

В программу входят пояснительная записка, региональный компонент, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по алгебре 8 класс автор учебника Ю.Н.Макарычев

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, календарно тематическое планирование....

рабочая программа по алгебре 9 класс автор учебника А.Г. Мордкович

содержит пояснительную записку, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, тематическое планирование к учебнику выпуска 2010 года...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по технологии 1-4 классы. Автор Конышева Н. М.

Рабочая программа по технологии 1-4 классы. Автор Конышева Н.М....

Рабочая программа по литературе 6 класс автор учебника Полухина программа Коровиной 102 часа

В рабочей программе содержится тематическое, календарно - тематическое планирование, содержание учебного предмета....