Самообразование
учебно-методический материал по технологии (7, 8, 9 класс) на тему

Гаева Светлана Борисовна

Программа самообразования на 2015-20120 гг. учителя профильного труда (швейное дело)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_gaeva.docx63.61 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель МО

_______ /_________

Протокол №____        

от «__» _____20__г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

_________    /М.Н.Синякина/  

«__» ________ 20__г.

ПРОГРАММА

по самообразованию

учителя труда

Гаевой Светланы Борисовны

на 2015-2020 г.г.

1.1.

Фамилия

Гаева

1.2.

Имя

Светлана

1.3.

Отчество

Борисовна

1.4.

Должность, преподаваемый  предмет

Учитель труда, профильный труд (швейное дело)

1.7.

Стаж (педагогический)

16 лет

1.8.

Стаж (по специальности)

8 лет

1.9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии)  (реквизиты удостоверяющего документа)

Высшее,   Казанский государственный технологический университет, инженер – технолог, АВС 0434339, 30.06.1999г.;

1.10

Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Курсы повышения квалификации  для учителей – дефектологов и педагогов коррекционных учреждений по теме :

“Повышение профессиональной компетенции педагогов коррекционных учреждений VIII вида в условиях совершенствования содержания коррекционно-педагогического процесса в образовательных учреждениях”

Курсы переподготовки:

-  ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», «Образование и педагогика» по направлению «Педагогическое образование», профиль «Технология», КФУ ДПП 000477, 11.11. 2014г.;

-  Институт экономики, управления и права (г.Казань), «Дефектология», диплом 162401637487, 02.06.2014г.;

- Институт экономики, управления и права (г.Казань), «Менеджмент в образовании»,  диплом 162402677627, 22.04.2015г.

1.11

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

Высшая, 30 декабря  2011 г.- 30 декабря  2016 г.

1.12

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды,  год награждения)

Иные поощрения (Благодарственные письма и др.)

Почетная грамота МОН РТ, 2010г.,

Благодарственное письмо МТЗ и СЗ РТ, 2012г.

Методическая тема школы: «Создание образовательного пространства, обеспечивающего успешность учащихся в условиях внедрения ФГОС для детей с   ОВЗ»

Методическая тема МО: «Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС на уроках технологии, ИЗО, музыки, физической культуры и домоводства»

Тема самообразования «Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках профильного труда (швейное дело) »

Пояснительная записка

          Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически следует проходить соответствующие курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию, заниматься самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма. 

         Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя.

         Самообразование – процесс  сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.

         Опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка -

слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства. 

        Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно-коммуникативных технологий в области образования учителя МО ставят перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы:  

      Проблема: повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения.

Актуальность темы самообразования:

      В настоящее время существенное значение приобретает неблагоприятная обстановка, складывающаяся вокруг подростка - безработица, наличие криминогенных структур, распространение алкоголизма, наркомании и др. Все это осложняет реализацию положительных жизненных перспектив, особенно для выпускников коррекционных школ.

          Главная задача учителя профильного труда заключается в социальной адаптации: передачи обучающимся практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны и с другой, педагогическими возможностями производительного труда, обусловленными современным содержанием специального образования.

От человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах. 

Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках швейного дела  является очень актуальной и перспективной темой. Работу по развитию творческой активности и навыков самостоятельной деятельности на уроках следует рассматривать в качестве необходимого компонента  трудового обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Цель работы:

обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы обучающихся воспитанников с нарушением интеллекта, создание необходимых условий для развития у них познавательного интереса к швейному делу на основе использования различных приемов и форм обучения; достижение более высокого уровня профессиональной компетентности учителя.

Задачи:

  • Обеспечение высокого методического уровня проведения уроков профильного труда  (швейное дело) посредством внедрения новых технологий.
  • Совершенствование видов и форм диагностики и контроля.
  • Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов.
  • Развитие творческой активности  учащихся на уроках швейного дела, формирование  способности учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.
  • Повышение мотивации и качества знаний учащихся.
  • Активизация самостоятельности  и познавательной деятельности учащихся.
  • Формирование позитивного отношения к труду.

Основные направления самообразования:

  • профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),
  • охрана здоровья,
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),
  • социальное (участие в жизни социума школы).

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная); интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

индивидуальная – через индивидуальный план;

групповая – через участие в деятельности школьного методического

объединения учителей  труда, а также через участие в жизни школы.

Планируемые результаты:

1 Повышение мотивации и качества знаний на уроках швейного дела;

2. апробация новых видов и форм диагностики;

3. повышение результативности участия в конкурсах «Лучший по профессии»;

4. разработка и проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, обобщение опыта по исследуемой теме;

5. повышение качества учебных занятий по внедрению новых технологий.

Перспективный план

Направление работы

Учебный год

2015-16

2016-17

2017-18

2018-19

2019-20

Аттестация

*

Курсы

*

Переподготовка

Выступление на МО

*

*

*

*

*

Выступление на педсовете

*

*

*

*

*

Выступление на августовском совещании

*

Грант Главы

Участие в семинаре

*

*

*

*

*

Участие в предметной неделе

*

*

*

*

*

Публикации

*

*

*

*

*

Участие в олимпиадах

*

*

*

*

*

Участие в научно-практических конференциях

*

*

*

*

*

Воспитательная работа

*

*

*

*

*

Родительские собрания

*

*

*

*

*

Авторская программа

*

Национальное образование

*

*

*

*

*

Циклограмма по самообразованию

Ежедневно

  • Поурочные планы
  • Заполнение электронного журнала
  • Проверка тетрадей
  • Подготовка наглядности, презентации
  • Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учащимися
  • Работа по самообразованию (методические журналы, интернет ресурсы)

Еженедельно

  • Дежурство
  • Взаимопосещение уроков, классных  часов, мероприятий
  • Индивидуальная работа с родителями и детьми из «группы риска»
  • Индивидуальная работа со слабоуспевающимися учащимися

Ежемесячно

  • Участие в конкурсах различного уровня
  • Проведение контрольных срезов, тестов
  • Посещение семинаров
  • Посещение семей учащихся на дому
  • Аналитическая деятельность

Каждую четверть

  • Организация работы по преемственности
  • Отчеты по качеству, успеваемости, движению
  • Выступления на родительских собраниях
  • Посещение семинаров
  • Проведение контрольных работ, анализ
  • Участие в проведении школьных праздников

Один раз в полугодие

  • Посещение семинаров
  • Участие в конференциях

Один раз в год

  • Разработка и утверждение рабочей программы
  • Утверждение плана по самообразованию
  • Анализ входной контрольной работы
  • Подготовка задании к олимпиаде по предмету
  • Подготовка участников олимпиады
  • Открытый урок в рамках предметной недели, на семинарах
  • Промежуточная аттестация
  • Подготовка материалов к промежуточной аттестации
  • Отчет по проделанной работе

Накопление знаний по единой методической теме

Этапы работы

Содержание работы

Сроки выполнения

Информационно-аналитический

2015-2019 

Научно-исследовательская работа по единой методической теме:

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей профильного труда.

 

 

 

регулярно

 

 

Совершенствование психолого-педагогической подготовленности:

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

 

регулярно

Изучение методической и учебной литературы:

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по профильному труду.  

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения  швейному делу.

3. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей   профильного труда.

4. Организовать работу по подготовке и участию в  конкурсах «Лучший по профессии» среди коррекционных учреждений.

5. Изучать опыт работы лучших учителей, в том числе посредством Интернета.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Проводить самоанализ профессиональной деятельности.

 

 регулярно

 

 

 регулярно

 

 регулярно

 

 ежегодно

 

 

  регулярно

 

 регулярно

 

периодически

Повышение мировоззренченского уровня:

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по профильному труду (швейному делу),  педагогике, психологии.

5. Общение с педагогами на различных сайтах.

регулярно

 

регулярно

 

  2015-2020

 

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

регулярно

 

 регулярно

Работа с родителями

  1. Знакомить родителей с новыми формами, методами и приёмами обучения  швейному делу.
  2. Показать родителям широкие возможности Интернета для формирования связей внутри образовательного учреждения. Цели  в этом направлении могут быть различными:  переписка со своими родителями с целью обмена опытом;  участие в открытом обсуждении новейших тенденций в области образования; привлечение родителей к исследовательским проектам, основой которых будет совместное решение научных проблем, а инструментом обмена – электронная почта.

ПЛАН на 2015-2016 учебный год

Вид работы

Содержание

Сроки исполнения

Отметка о выполнении

Сентябрь

Нормативная база

  • Изучение положений, приказов, рекомендаций на новый учебный год (учебный план, положение об аттестации, график каникул)

1 неделя

выполнено

Выполнение закона о всеобуче

  • Заполнение социального паспорта.
  • Списки по группам здоровья.

До 05.09.

выполнено

Взаимопосещение уроков

  • Посетить уроки  Баклановой Е.Н..

Цель: определить эффективность педагогического работника по формированию трудовых  навыков.

3-я, 4-я неделя

выполнено

Работа с документацией

  • Заполнение электронного журнала
  • Корректировки тематического плана

В течение месяца

выполнено

Работа над методической темой, методическая работа. Работа учителя по ФГОС

  • Проведение входных контрольных работ
  • Определение темы открытого урока, мероприятий

2-4 неделя

выполнено

Октябрь

План взаимопосещений

Посещение уроков учителя Фоменковой Н.А..

Цель: выявить отношение учащихся к выполнению домашних заданий и основные факторы, влияющие на это отношение.

В течение месяца

выполнено

Работа с документацией

  • Заполнение электронного журнала.
  • Работа со слабоуспевающимися учащимися.

В течение месяца

По мере необходимости

выполнено

Работа над методической темой, методическая работа. Работа учителя по ФГОС

  • Участие в VII международной конференции «Педагогическое мастерство»
  • Проведение контрольной работы за первую четверть, анализ.

В соответствии со сроками

до 28 октября

выполнено

Воспитательная работа

Изготовление подарков учителям на  концерте, посвященном Дню учителя

До 05.10.15

выполнено

Ноябрь

План

взаимопосещений

Посещение уроков учителя Калимуллина Р.А.

Цель: обмен опытом.

в течение месяца

выполнено

Работа с документацией

  • Заполнение электронного журнала.

в течение месяца

выполнено

Работа над методической темой, методическая работа. Работа учителя по ФГОС

  • Педагогический совет «ФГОС для детей с ОВЗ: возможности и перспективы»
  • Заседание МО учителей ЕГЦ «Эффективность работы учителей по обеспечению качественного образования»

02.11.15

     03.11.15

выполнено

Воспитательная работа

  • Подготовка и проведение концерта, посвященного ко Дню матери.

30.11.15

выполнено

Декабрь

План

взаимопосещений

  • Посещение открытого урока учителя И.П.Савельевой

11.12.15

выполнено

Работа с документацией

  • Заполнение электронного журнала

Ежедневно

выполнено

Работа над методической темой, методическая работа. Работа учителя по ФГОС

  • Проведение контрольных работ за вторую четверть. Анализ контрольных работ.
  • Участие во всероссийском конкурсе «Мой лучший урок»

до 23.12.15

выполнено

Воспитательная работа

  • Просмотр мультфильма в Синема-5 «Добрый динозавр».
  • Новогодняя дискотека.

09.12.15

25.12.15

выполнено

Январь

План

взаимопосещений

  • Посещение открытых  уроков в рамках недели ЕГЦ учителей А.В.Яраевой, Л.И.Галиахметовой, Е.С.Мубаракшиной, Н.Н.Ларионовой. Ф.Н.Минибаева.

Цель: выявить пути повышения эффективности и качества обучения.

3-я неделя

выполнено

Работа с документацией

  • Заполнение электронного журнала.

Ежедневно

выполнено

Работа над методической темой, методическая работа. Работа учителя по ФГОС

  • Заседание МО учителей ЕГЦ «Внедрение оптимальных условий для развития способностей детей с ОВЗ»

3-я неделя

выполнено

Воспитательная работа

  • КВН по предиету профильный труд (швейное дело) среди учащихся 5-6 классов.

3-я неделя

выполнено

Февраль

Работа с документацией

  • Заполнение электронного журнала.

Ежедневно

выполнено

Работа над методической темой, методическая работа. Работа учителя по ФГОС

  • Открытый урок в рамках регионального семинара педагогов коррекционных учреждений.
  • Работа на интерактивной доске.
  • Пополнение банка презентаций.

2-я неделя

В течение месяца

выполнено

Воспитательная работа

  • Внеклассное мероприятие в  рамках регионального семинара педагогов коррекционных учреждений.

10-21 февраля

выполнено

Март

План

взаимопосещений

  • Посещение уроков Шаиховой С.Н.

Цель: изучить учет психологических особенностей обучающихся для развития на уроке познавательной активности обучающихся.

1-я неделя

выполнено

Работа с документацией

  • Заполнение электронного журнала.
  • Отчеты по качеству, успеваемости, движению.

В течение месяца

18.03.15

выполнено

Работа над методической темой, методическая работа. Работа учителя по ФГОС

  • Участие в педагогическом совете по теме: «Компетентный учитель- компетентный ученик»
  • Выступление на заседаний МО  учителей ЕГЦ
  • Проведение контрольных работ за третью четверть, анализ контрольных работ.

21.03.15

30.03.15

В течение месяца

выполнено

Воспитательная работа

  • Участие в республиканском конкурсе для детей с ОВЗ “Мы всё можем!”

24.03.15

выполнено

Апрель

План

взаимопосещений

  • Посещение уроков учителя В.В. Семёнова . Цель: Эффективность деятельности педагогического работника по достижению образовательных результатов.

В течение месяца

выполнено

Работа с документацией

  • Заполнение электронного журнала.

ежедневно

выполнено

Работа над методической темой, методическая работа. Работа учителя по ФГОС

  • Подготовка обучающихся к участию в республиканском конкурсе профессионального мастерства  для детей с ОВЗ «Лучший по профессии»
  • Участие в конкурсах профессиональной направленности: стенгазет, чтецов и т.д.
  • Участие в муниципальном Фестивале «Мир профессий»

В течение месяца

выполнено

Воспитательная работа

  • Экскурсия в парк Тукая

4-я неделя

выполнено

Май

Работа с документацией

  • Заполнение электронного журнала.
  • Дневники наблюдений и характеристики учащихся.

4-я неделя

3-я неделя

выполнено

Работа над методической темой, методическая работа. Работа учителя по ФГОС

  • Итоговые контрольные работы.
  • Результативность работы за год. Отчёты по успеваемости, качеству, движению.
  • Соотнесение полученных  данных с планируемыми.

3-я неделя

4-я неделя

4-я неделя

выполнено

Воспитательная работа

  • 9 мая – День Победы, встреча с ветеранами. Подготовка подарков.

5.05.15

выполнено выполнено

Анализ работы по теме самообразования за 2015-2016 уч. год.

Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача автора состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Этому, по его мнению, в полной мере способствует использование технологий по развитию познавательных интересов, что и легло в основу опыта.

Руководствуясь принципами организации процесса обучения, предложенными Н.М.Зверевой, я считаю, что учитель:

-переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности учащихся;

-мотивирует познавательную деятельность учащихся на уроке, формирует интерес к предмету.

Основная цель работы по теме самообразования является  создание необходимых условий для развития познавательного интереса у детей с нарушением интеллекта к  швейному  делу на основе использования различных приемов и форм обучения.

Основной характеристикой опыта развития познавательных интересов учащихся является разработка и внедрение в практику методического комплекса, в составе которого:

  1.  проблемные вопросы и задачи;
  2.  исследовательские вопросы и задания;
  3. творческие задания;
  4. применение информационных технологий и новых электронно-образовательных средств.

Использование проблемного метода обучения позволяет мне решить следующие задачи:

-формировать теоретические знания учащихся;

-развивать словесно-логическое мышление учащихся, речь обучающихся, познавательный интерес и волю обучаемых.

Считая, что проблемное преподавание в наибольшей степени соответствует проблемному обучению, работа ведется по следующим направлениям:

-проблемные вопросы;

-проблемные задачи.

-проблемный эксперимент.

Решение проблемных вопросов способствует воспитанию у учащихся внимания, наблюдательности и развитию графической грамотности.

При решении проблемных задач ответ на поставленный вопрос не может быть получен без вычислений. Проблемная задача – это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе качественного и количественного анализа с подсчетом тех или иных числовых характеристик изготавливаемого изделия. Их решение имеет большое воспитательное значение, так как с помощью проблемных задач знакомятся учащиеся   с достижениями науки и техники, воспитывается трудолюбие, настойчивость, воля, характер, целеустремленность.

При выполнении проблемного эксперимента появляется возможность установить причинно-следственные связи между величинами, характеризующими свойства предмета. В соответствии с целями и задачами исследования эксперимент может быть количественным или качественным, демонстрационным, исследовательским, техническим или научным. Применение эксперимента в школьном преподавании способствует формированию у учащихся представления об эксперименте как методе научного исследования.

В проблемном плане можно изучать почти все темы и разделы курса швейное  дело. Дело лишь в степени проблемности каждого конкретного урока. Не на каждом уроке удается строго выдерживать все элементы проблемного урока. Проблемное обучение начинается с организации проблемной ситуации.

В настоящее время важное место в развитии познавательного интереса учащихся занимает исследовательский метод обучения. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познание еще непознанного. Учебные исследования, проводимые учащимися, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации; регулярные наблюдения и измерения формируют умения учащихся самостоятельно работать; повышают ответственность ребят за регулярность и качество их выполнения; дают возможность на практике применить свои знания, полученные на уроках профильного труда. Формирование навыков исследовательской работы ведётся по двум направлениям:

-проведение учеником небольшого исследования с подготовкой сообщения;

-развитие исследовательских навыков при изучении материала на уроках и во внеурочное время с использованием исследовательских вопросов и заданий.

Самостоятельные исследования и наблюдения побуждают учащихся мыслить масштабно, делать самостоятельные выводы и обобщения. Активность учащихся определяется внутренними побудительными силами. Причем умственную активность сопровождает эмоциональный настрой, что приводит к развитию интереса к знаниям.

В процессе изучения швейного дела контроль знаний  позволяет прогнозировать темпы индивидуального продвижения  учащихся, определять способности и наклонности. Однако контроль  со стороны учителя должен быть систематическим, разнообразным, творческим по формам и методам, по выбранному материалу.

Для развития познавательного интереса я использую творческие заданиякоторые не только интересны для учащихся, но и очень полезны, так как им приходится применять на практике. Первый вид творческих заданий – практические работы.

Вторым видом творческих заданий являются программированные задания с заданными ответами, на решение которых отводится минимальное время, учащиеся выполняют их, как правило, дифференцированно.

Третий вид – разноуровневые контрольные работы, позволяющие учитывать психологические  особенности учащихся.

Четвертый вид творческих заданий – тематические тесты, которые удобно использовать на уроках в старших классах.

Пятый вид – дидактические карточки, содержащие задачи  пониженной и повышенной сложности.

Выполнение творческих заданий позволяет провести потом интересную беседу, глубже вскрыть суть изучаемого предмета.

Активно использую в своей работе такую форму нестандартных уроков, как УРОК – СОРЕВНОВАНИЕ.

Основу урока – соревнования составляют состязания команд при выполнении чередующихся заданий, предложенных учителем. Форма проведения таких уроков самая различная..

         В организации и проведении уроков – соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета состязаний.

Современное поколение знакомится с компьютером  раньше, чем начинает читать. Именно поэтому внедрение информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. В кабинете столярного дела установлено современное техническое оборудование (ноутбук, мультимедийный проектор, экран). Новые технические средства требуют особых форм и методов преподавания, инновационных подходов к процессу преподавания.

Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, и позволяет учителю продемонстрировать многие эффекты, которые невозможно показать с помощью имеющегося оборудования в кабинете швейного дела.

На уроках  швейного  дела я применяю  интерактивные технические средства для показа демонстраций, для подготовки различного рода раздаточного материала, для проведения различных игр, моделирования и проведения демонстрационных экспериментов.

         Анализ проблемы развития творческой активности учащихся в условиях современного образовательного процесса позволил выделить следующие противоречия: 
1. Между потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом родителей, общества на человека "социально активного, умеющего делать социальный выбор, сознающего и способного отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права” ("Федеральный компонент государственного стандарта общего образования”) и возможностями ребёнка, которые могут быть реально реализованы.

2.  Стремлением личности к творческой самореализации и недостаточным вниманием к развитию опыта творческой деятельности в содержании швейного дела.

  На основании теоретических и эмпирических обобщений можно определить качественные характеристики показателей и критериев творческой активности на низком, среднем и высоком, уровнях. 

  Низкий уровень развития творческой активности характеризуется отсутствием познавательного интереса. Обучающиеся активны только на начальных этапах деятельности. 

   У воспитанников со средним уровнем развития творческой активности познавательный интерес возникает ситуативно. Ученик активен при условии сотрудничества с учителем, зависим от его помощи и поддержки, нуждается во внешней мотивации. 

    Учащиеся с высоким уровнем развития творческой активности отличает устойчивый познавательный интерес, возникающий вне зависимости от внешних требований. Как правило, у них есть идея и желание воплотить ее. Обучающиеся воспитанники этого уровня склонны к экспериментированию, моделированию различных вариантов развития деятельности и ее возможных результатов. Они являются хорошими генераторами идей, их деятельность отличает высокая степень новаторства.

     Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся воспитанников гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью. Поэтому смысл моих преобразований состоит в том, чтобы воспитать детей с ограниченными возможностями здоровья с высоким уровнем творческой активности.

        В системе работы каждого учителя центральное место занимает урок.

При современном подходе к образовательному процессу урок уже нельзя рассматривать как основную несущую конструкцию этого процесса. Урок – лишь элемент в более крупной единице, предназначенной для изучения темы.

    Творчество - это высшая форма активности и самодеятельности человека. Хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности.

      Для того чтобы сделать урок более эффективным, чтобы активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к швейному делу, в моей системе работы есть и такие направления, как: 

- Творческие работы;

- Проектно-исследовательская деятельность;

- Игры-соревнования;

- Решение творческих технологических задач;

-  Дидактические игры.

       Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности. 

      Активность - качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся и прогрессирующе. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.  

    Творческие работы учеников состоят в активном участии создания:

- компьютерных презентаций к урокам, 
- кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад,
- викторин,

- соревнований.

       На мой взгляд, решить проблему развития творческой активности учащихся позволяют возможности внеурочной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность учащихся, по-моему, должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности. Такую работу наиболее эффективно проводить во внеурочное время, так как жёсткие временные рамки учебной программы по столярному делу и разный уровень развития детей и их подготовленности к предмету не позволяют сделать это во время уроков.

       Система работы складывается из традиционных и нетрадиционных  форм внеклассной работы:

- Организация массовых мероприятий.

- Организация и проведение исследовательских работ.

-  Подготовка и участие в городских, областных и всероссийских конкурсах. 

-  Беседа, рассказ.

-  Практикумы.

-  Экскурсии.

-  Походы.

-  Круглые столы.

-  Выполнение творческих работ, проектов.                                                        

  Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.

Задачи на следующий учебный год:

- сделать выбор рационального и оптимального уровня использования инновационных технологий;

- реализовать  творческие возможности учителя, как основы успешной учебной деятельности учащихся;

-Повысить  влияние инновационных процессов на качество  учебно - воспитательной работы по математике

ПЛАН на 2016-2017 учебный год

Вид работы

Содержание

Сроки исполнения

Отметка о выполнении

Сентябрь

Нормативная база

  • Изучение положений, приказов, рекомендаций на новый учебный год (учебный план, положение об аттестации, график каникул)

1 неделя

Выполнение закона о всеобуче

  • Заполнение социального паспорта.
  • Списки по группам здоровья.

До 05.09

Взаимопосещение уроков

  • Посетить уроки Шаиховой С.Н.

Цель: определить эффективность педагогического работника по формированию навыков самостоятельной работы учащихся.

3-я, 4-я неделя

Работа с документацией

  • Заполнение электронного журнала
  • Корректировки тематического плана

В течение месяца

Работа над методической темой, методическая работа. Работа учителя по ФГОС

  • Проведение входных контрольных работ.
  • Определение темы открытого урока, мероприятий

2-4 неделя

Октябрь

План взаимопосещений

Посещение уроков учителя  Семёнова В.В.  Цель: выявить отношение учащихся к выполнению домашних заданий и основные факторы, влияющие на это отношение.

В течение месяца

Работа с документацией

  • Заполнение электронного журнала.
  • Работа со слабоуспевающимися учащимися.

В течение месяца

По мере необходимости

Работа над методической темой, методическая работа. Работа учителя по ФГОС

  • Участие в VIII международной конференции «Педагогическое мастерство»
  • Проведение контрольной работы за первую четверть, анализ.

До 28 октября

Воспитательная работа

Подготовка номеров для концерта, посвященного Дню учителя

05.10.16

Ноябрь

План

взаимопосещений

Посещение уроков учителя Фоменковой Н.А. Цель: обмен опытом.

3-4 неделя

Работа с документацией

  • Заполнение электронного журнала.

В течение месяца

Работа над методической темой, методическая работа. Работа учителя по ФГОС

  • Педагогический совет «Современные педагогические технологии, обеспечивающие гибкость образовательного процесса для детей с ОВЗ»
  • Заседание МО учителей ЕГЦ «Развитие коммуникативных компетенции  учащихся как фактор повышения качества образования»

02.11.16

03.11.16

Воспитательная работа

  • Подготовка номеров  и подарков для  концерта, посвященного ко Дню матери.

29.11.16

Декабрь

План

взаимопосещений

  • Посещение открытого урока учителя Баклановой Е.Н.

14.12.16

Работа с документацией

  • Заполнение электронного журнала.

Ежедневно

Работа над методической темой, методическая работа. Работа учителя по ФГОС

  • Проведение контрольных работ за вторую четверть. Анализ контрольных работ.
  • Участие во всероссийском конкурсе «Мой лучший урок»

до 23.12.15

Воспитательная работа

  • Посещение кинотеатров года и татарского драматического театра им. Т.Миннуллина и просмотр спектакля в рамках декады инвалидов.
  • Новогодняя дискотека.

01.12.16 – 09.12.16

27.12.15

Январь

План

взаимопосещений

  • Посещение открытых  уроков и внеклассных мероприятий в рамках недели ЕГЦ учителей  профильного труда.  Цель: выявить пути повышения эффективности и качества обучения.

3-я неделя

Работа с документацией

  • Заполнение электронного журнала.

Ежедневно

Работа над методической темой, методическая работа. Работа учителя по ФГОС

  • Заседание МО учителей ЕГЦ «Формы и виды деятельности на уроках и во внеурочное время»
  • Выступление на заседаний МО  учителей ЕГЦ по теме: «Использование современных образовательных технологий на уроках для учащихся с ОВЗ»

3-я неделя

4-я неделя

Воспитательная работа

  •  «Поле чудес» - конкурс профессионального мастерства по Швейному делу среди учащихся 8-9 классов.

3-я неделя

Февраль

Работа с документацией

  • Заполнение электронного журнала.

Ежедневно

Работа над методической темой, методическая работа. Работа учителя по ФГОС

  • Открытый урок в рамках регионального семинара педагогов коррекционных учреждений.
  • Работа на интерактивной доске.
  • Пополнение банка презентаций.
  • Повышение квалификации на курсах по введению ФГОС.

2-я неделя

В течение месяца

По графику

Воспитательная работа

  • Участие  в декаде Международного Дня родного языка
  • Посещение памятника М.Джалиля

10-21 февраля

15.02.16

Март

План

взаимопосещений

  • Посещение уроков Калимуллина Р.А. Цель: изучить учет психологических особенностей обучающихся для развития на уроке познавательной активности обучающихся.

1-я неделя

Работа с документацией

  • Заполнение электронного журнала.
  • Отчеты по качеству, успеваемости, движению.

В течение месяца

18.03.16

Работа над методической темой, методическая работа. Работа учителя по ФГОС

  • Организация и проведение педагогического совета по теме: «Мотивация основное условие успешной учебной деятельности»
  • Заседание МО учителей ЕГЦ

“Творческие задания на уроках и во внеурочное время”

  • Проведение контрольных работ за третью четверть, анализ контрольных работ.

22.03.16

19.03.16

15.03.16 -  20.03.16

Воспитательная работа

  • Участие в республиканском конкурсе для детей с ОВЗ “Мы всё можем!”

29.03.16

Апрель

План

взаимопосещений

  • Посещение уроков учителя Камалиевой  Л.М.

Цель: Эффективность деятельности педагогического работника по достижению образовательных результатов.

В течение месяца

Работа с документацией

  • Заполнение электронного журнала.

В течение месяца

Работа над методической темой, методическая работа. Работа учителя по ФГОС

  • Подготовка обучающихся к участию в республиканском конкурсе профессионального мастерства  для детей с ОВЗ «Лучший по профессии»
  • Участие в конкурсах профессиональной направленности: стенгазет, чтецов и т.д.
  • Участие в муниципальном Фестивале «Мир профессий»

В течение месяца

Воспитательная работа

  • Экскурсия в парк Тукая

3-я неделя

Май

Работа с документацией

  • Заполнение электронного журнала.
  • Заполнение дневников наблюдений и характеристик учащихся.

4-я неделя

3-я неделя

Работа над методической темой, методическая работа. Работа учителя по ФГОС

  • Итоговые контрольные работы.
  • Результативность работы за год. Отчёты по успеваемости, качеству, движению.
  • Соотнесение полученных  данных с планируемыми.

3-я неделя

4-я неделя

4-я неделя

Воспитательная работа

  • Участие в подготовке и проведении  малого Сабантуя «Күңелле сабантуйлары»

30.05.16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...