Главные вкладки

    Диагностика трудовых навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках швейного дела
    материал по технологии на тему

    Муратова Роза Нурсаетовна

    Уже несколько лет я веду диагностику трудовых навыков учащихся на своих уроках. На начало и конец учебного года заполняю таблицу результатов изучения уровня самостоятельности учащихся при выполнении трудовых операций. Данные диагностики позволяют определить уровень достижений каждого ученика, помогают анализировать уровень самостоятельности при выполнении отдельных операций, при изготовлении изделия и показывают, что для учениц является самым сложным.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл diagnostika_trudovyh_navykov_uchashchihsya.docx22.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Диагностика трудовых навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках швейного дела

                                                                     Учитель технологии Муратова Р.Н.

        Одной из главных задач педагогической деятельности учителя является планирование контроля над качеством знаний обучающихся, разработка содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках, во внеурочное время. При проведении анализа контроля особенно важным является накапливание информации о динамике качества знаний, выработка мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении учебного материала.

        Современный учитель, работающий в режиме личностно - ориентированного образования, должен владеть комплексным подходом к изучению личности школьника, учебной ситуации. Такой комплексный подход направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей: степени обученности, обучаемости (способности к обучению), познавательных интересов, мотивов учения, а также на установление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетворенности учащихся и учителя образовательным процессом.

         Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее - это умение пользоваться этим материалом. Процесс усвоения знаний - индивидуальный, поэтому необходимы такие формы диагностики - контролирующей работы на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса.

         Поэтапное отслеживание результатов требует определенной системы контроля. Целью такого системного контроля является отслеживание степени обученности учащихся, на основании чего делается вывод в соответствии требованиям образовательного стандарта. Способы оценки могут быть различными: устный контроль, письменный контроль, практическая работа, графический контроль, тестовый контроль, игровой контроль.

        Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет учителю оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.
       Программа, по которой мы работаем, предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья.

        Поэтому уже с 5 класса прослеживаю уровень самостоятельности учащихся при выполнении трудовых операций. Ежегодно на начало, и конец учебного года веду диагностику трудовых навыков учащихся, заполняю таблицу результатов изучения уровня самостоятельности учащихся при выполнении трудовых операций:

    - выполнение ручных стежков;                                                                                                            - заправка, чистка швейной машины;                                                                                            - правила безопасной работы инструментами и на оборудование;                                             - выполнение машинных швов;                                                                                                      - работа по составлению плана пошива изделия;                                                                         - умение делать отчет о качестве выполненной работы;                                                              - выполнение влажно-тепловой обработки;                                                                                  - снятие мерок;                                                                                                                                 - построение чертежей.

    Критерии выполнения работы

    - на 80 – 100% - 1 балл;                                                                                              - на 60 – 79% - 0,75 баллов;                                                                                           - на 40 – 59% - 0,5 баллов;                                                                                                                                                     - меньше 40% - 0,25 баллов;  

    - невыполнение или неправильное выполнение – 0 баллов.

        Данная диагностика (таблица результатов) включает в себя наблюдение за поведением ученика на уроке, анализ его устных и письменных ответов, выполнения практических действий, осуществляемых по следующим критериям:    

    - полнота усвоения знаний;                                                                                      - степень самостоятельности в изложении и применении;                                      - степень осознанности в их использовании.    

        Данные, полученные в результате проведения диагностики, позволяют определить уровень достижений каждого ученика, установить, каковы успехи в формировании его учебной деятельности: что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении и углублении, какие качества учебной деятельности сформированы, а какие необходимо формировать.   Диагностика помогает мне анализировать уровень самостоятельности учениц при выполнении отдельных операций и изготовлении изделий, контролировать знания и умения учащихся, установить причины трудностей и выбрать пути их устранения, даёт возможность проанализировать особенности педагогической методики, оценить эффективность проводимой на уроке работы, помогает увидеть негативные моменты, требующие изменений.                                                                                                                         Данные диагностики  показывают, что самым сложным для учениц являются: составление плана пошива изделия, умение делать отчет о качестве выполненной работы, работа по построению чертежей.


    Таблица результатов изучения уровня самостоятельности учащихся при выполнении трудовых операций (контроль знаний и умений учащихся)

    п/п

    Фамилия и имя учащихся

    Качест-во

    ручных

    швов

    Заправка

    и чистка

    шв.ма-шин

    Правила

    безопасной

    работы

    Машинные швы

    Работа по плану

    Влажно-

    тепловая

    обработка

    Снятие

    мерок

    Работа с

    изготовл.

    чертежа

    Сумма

    баллов

    Стач-

    ной

    Двой-ной

    Запоши- вочный

    Шов впод- гибку

    составл.

    плана

    отчет о

    качестве выполн.работы

    7 класс

    1.

    Любовь А.

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    0,75/1

    0,75/1

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    0,75/1

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    6,75/9,75

    2.

    Анжела К.

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    0,75/1

    0,75/1

    0,5/0,75

    0,25/0,5

    0,75/1

    0,5/0,75

    0,25/0,5

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    6,25/9,25

    3.

    Ксения Л.

    0,25/0,5

    0,25/0,5

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    0,25/0,5

    0,25/0,5

    0,5/0,75

    0,25/0,5

    0,25/0,5

    0,5/0,75

    0,25/0,5

    0,25/0,5

    4/7

    8 класс

    1.

    Екатерина В.

    0,75/1

    1/1

    1/1

    0,75/1

    0,75/1

    0,75/1

    1/1

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    0,75/1

    0,75/1

    0,75/1

    9,25/11,5

    2.

    Елена Е.

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    0,25/0,5

    0,5/0,75

    0,25/0,5

    0,25/0,5

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    0,25/0,5

    5/8

    3

    Юлия И.

    0,75/1

    0,75/1

    0,5/0,75

    0,75/1

    0,75/1

    0,5/0,75

    0,75/1

    0,5/0,75

    0,25/0,5

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    7/10,0

    4.

    Елена М.

    0,75/1

    0,75/1

    0,75/1

    0,75/1

    0,75/1

    0,75/1

    0,75/1

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    0,75/1

    0,75/1

    8,25/11,25

    5.

    Мария Т.

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    0,75/1

    0,75/1

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    0,75/1

    0,5/0,75

    0,25/0,5

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    0,5/0,75

    6,5/9,5

    6.

    Розалия Ш.

    0,75/1

    1/1

    1/1

    1/1

    1/1

    0,75/1

    1/1

    0,75/1

    0,5/0,75

    1/1

    0,75/1

    0,75/1

    10,25/11,75

    Таблица результатов изучения уровня самостоятельности учащихся при выполнении трудовых операций (контроль знаний и умений учащихся)

    п/п

    Фамилия и имя учащихся

    Качест-во

    ручных

    швов

    Заправка

    и чистка

    шв.ма-шин

    Правила

    безопасной

    работы

    Машинные швы

    Работа по плану

    Влажно-тепловая

    обработка

    Снятие

    мерок

    Работа с

    изготовл.

    чертежа

    Сумма

    баллов

    Стач-ной

    Двой-ной

    Запо-шивоч-ный

    Шов впод- гибку

    Состав-ление плана

    Отчет о качестве выполн. работы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему «Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»

    Доклад на тему: "Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения"....

    Мастер-класс на тему : "Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи.

    *«Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи»....

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

    Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....

    Организация психолого-педагогической диагностики учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

    Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида ставит задачу создать для каждого ребенка оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции присущих ему дефектов. Органи...

    «Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики»

    Квалификационная работа посвящена одной из актуальных проблем специального (коррекционного) образования – социально-трудовой адаптации учащихся с нарушениями в интеллектуальном  развитии, и...

    «Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики» (2)

    В практической части работы рассмотрен современный концептуальный подход к созданию модели факультативного курса по математике: определена его целевая ориентация,  дидактические принципы и принци...