Главные вкладки

    программа по технологии в 9-11 классах
    рабочая программа по технологии (9, 10, 11 класс) по теме

    Журавлева Светлана Сергеевна

     программа по агротехнике в 9-11 классах

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologiya_9-11_klass.doc105 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение Ключанская средняя школа муниципального образования Кораблинского  муниципального района Рязанской области

    «Утверждаю»                                                                            

    Директор муниципального

    образовательного учреждения

    Ключанской СШ

    Муниципального образования

    Кораблинский муниципальный район

    Рязанской области

    _______________   Видехина Т.И.

    «______» августа 2016г.                                                          «Согласовано»

                                                                                                  Заместитель директора по УР

                                                                                                   Муниципального образовательного  

                                                                                                 учреждения  Ключанской СШ

                                                                                                    Муниципального образования

                                                                                                   Кораблинский муниципальный район

                                                                                                 Рязанской области

                                                                                                __________________ Рогачева Л.Д.

                                                                                                        «__» августа 2016 г.                                                              

    Рабочая программа по технологии (агротехника) в 9,10-11 классах

     на 2016-2017 учебный год

    (Разработана  в соответствии с   Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта с учётом Примерной программы среднего полного образования)

                                                                                                      Учитель МОУ Ключанская СОШ

                                                                                                                                 Журавлёва С.С.

                                                                                             

                                                                      Ключ 2016 год

    Изучение раздела «Растениеводство»

    (декоративное садоводство и цветоводство с основами

    ландшафтного дизайна)

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная программа по направлению «Технология. Cельскохозяйственный труд» составлена на основе примерной образовательной  программе  для общеобразовательных школ, рекомендованных МО РФ (Закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г)

    Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации,  Приказ Министерства образования РФ « Об утверждении федерального компонента государственных и образовательных стандартов начального  общего, основного общего и среднего общего образования» (№ 1089 от 05.03.2004 г.).

      В современной школе  особое внимание должно уделяться практическому применению учащимися теоретических знаний, полученных в  курсах изучения естественных наук, в том числе биологии. Практическое применение теоретических знаний по ботанике  и экологии растений связано с разделом «Растениеводство», изучаемом в образовательной области «Технология». Поэтому межпредметные связи, которые возможно реализовать в предлагаемом курсе, помогут учащимся более полно представить связи между теорией и практикой.

    В связи с введением в образовательную область «Технология» модулей, посвященных организации жилого пространства, а также появлением в нашей стране частных земельных владений, хозяева которых хотели бы грамотно организовать свое жилое пространство,  в связи с растущим интересом учащихся к этой сфере профессиональной деятельности, возникла необходимость в подготовке учащихся старшего звена общеобразовательной школы в этом   направлении. Изучение данного  курса поможет учащимся определиться с профессиональным выбором в профессиях, основанных на изучении   разделов «Растениеводство» и «Ботаника» для основной школы. По окончании курса у  учащихся должно сложиться целостное представление о ландшафтном дизайне как разновидности архитектурно-проектной деятельности, направленной на создание предметно-пространственной среды на принципах удобства (функциональности), комфортности, красоты и  экономичности, а также о растениеводстве (декоративном садоводстве и цветоводстве) как  отрасли сельского хозяйства, занимающейся выращиванием красивоцветущих и лиственно-декоративных растений.

    Тема обустройства жилого пространства человека всегда актуальна. Формирование внешнего облика городов, сел, частных земельных владений играет прежде всего эстетическую, архитектурно-художественную, оздоровительную роль. Эстетика среды обитания человека – залог его успешности в профессиональной деятельности, восстановления трудоспособности, условие его полной самореализации.

    Курс предполагает изучение материала в течение 3-х лет в 9,10-11 классах по 34 часа в каждом классе.

    Основные цели курса:

    1. Познакомить учащихся с историей садово-паркового искусства.
    2. Познакомить учащихся с основами декоративного садоводства и цветоводства, повысив тем самым их интерес к изучению  теоретических и практических разделов наук о растениях (ботаника, экология, растениеводство, агрохимия).
    3. Познакомить учащихся с основами ландшафтного дизайна как способа формирования удобной жилой среды.
    4. Развить познавательный интерес учащихся и их коммуникативные качества, повысить интеллектуальные способности.
    5. Воспитывать активные положительные качества личности (самостоятельность, способность к взаимопомощи, взаимовыручку и сотрудничество и ответственность).

    Задачи курса:

    • формирование у учащихся базовой системы знаний о ландшафтном дизайне как части архитектурно-проектной деятельности и о декоративном садоводстве и цветоводстве как отрасли растениеводства, обеспечивающей выращивание и уход за декоративными растительными насаждениями;
    • формирование у учащихся элементарных умений проектирования ландшафтной  архитектурной среды земельных участков различного назначения и их декоративного оформления с помощью  зеленых насаждений;
    • развитие у учащихся художественного вкуса;
    • развитие творческого потенциала учащихся.

    Методы обучения: иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристическая беседа, метод проектов.

    Формы организации занятий: лекция, практическое занятие, индивидуальная, парная и групповая формы обучения.

    Технология обучения

    Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты, практические  работы, метод проектов. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за  цветочно-декоративными растениями . На практических работах  также изучаются улучшение почв(внесение органики в почву),  выращивание рассады сельскохозяйственных культур и цветочно-декоративных культур, пикировка рассады, уход за рассадой, высаживание рассады в открытый грунт, планировка и разбивка цветников, подбор растений для различных видов цветников, миксбордера, альпийской горки и др.

     Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Специфика сельскохозяйственных проектов такова, что их выполнение требует значительного времени. Продолжительность проекта определяется биологическими особенностями выращиваемых растений. Поэтому проектная деятельность организуется не как завершающий этап, а в тот период учебного года, когда необходимо начинать выполнение проекта в соответствии с агротехникой конкретных сельскохозяйственных культур. Предполагается, что значительная часть проектных работ будет выполняться во внеурочное время, в том числе во время летней практики.

    Формы и виды контроля:

    практические работы, проектные  и творческие работы

     Программа рассчитана на 102 часа, по 34 часа в каждом классе. Из них 30 часов –теория, 72 часа - практикум

    Учебно-тематический план

    "Изучение раздела "Растениеводство" (декоративное садоводство и цветоводство с основами ландшафтного дизайна) –  30 часов  (теория)

    Подтемы

    Тема

    Количество часов теории

    Практическая часть

    Проекты

                  30

    Практикум №1

    30

    1.Ландшафтный дизайн

    1.1

    Роль дизайнера в озеленении ландшафта

                    1

    1.2

    Исторический обзор садово-паркового искусства

                    1

    1.3

    Зарождение и развитие регулярных парков

                   1

    1.4

    Сады Греции, Рима, Испании

                   1

    1.5

    Пейзажные парки Англии

                   1

    1.6

    Регулярные парки 18 века

                   1

    1.7

    Садово-парковое искусство России начало 17-18 в.в.

                   1

    1.8

    Основы композиционного проектирования

                    1

    1.9

    Декоративно-цветочное и древесно-кустарниковое оформление улиц, площадей, аллей и рощ.

                    1

    1.10

    Роль цветников в ландшафтном строительстве. Устройство цветников.

                     1

    2.Основы декоративного садоводства и цветоводства и современного ландшафтного дизайна

    2.1

    Применение законов ландшафтного дизайна при озеленении земельных участков различного назначения

    2

    2.2

    Приемы зонирования пространства сада. Рукотворные ландшафты сада

    2

    2.3

    Условия выращивания декоративных растений. Свойства почв, подготовка почвы к посадке растений. Минеральные и органические удобрения, их свойства и применение в растениеводстве.

    3

    2.4

    Технологии выращивания и размножения растений

    3

    2.5

    Методика создания растительных композиций. Виды ландшафтных цветников: альпийская горка, водоемы, регулярные цветники, газоны, аптекарский сад, сад пряных трав.

    3

    2.6

    Подбор сортов декоративных растений для различных видов цветников. Разнообразие декоративной флоры по отношению к свету, температуре, плодородию почвы.

    3

    2.7

    Болезни и вредители декоративных растений. Технологии защиты растений.

    1

    3. Методика  разработки ландшафтного дизайн-проекта земельного участка различного назначения

    3.1

    Ландшафтный дизайн-проект  и его этапы.

    2

    1

    30

    Практикум №2

    42часа

     Теория 30 часов

    Практика 72 часа

    Итого:102 часа

     

    Практическая часть: 72 часа

    Практическая часть включает в себя различные виды практической деятельности на уроках технологии: уборка и учёт  урожая сельскохозяйственных культур, практические работы по уходу за розами в теплице (обрезка, прополка, рыхление, полив, подкормка, обработка от вредителей, размножение роз и др.),улучшение почв(внесение органики в почву),  выращивание рассады сельскохозяйственных культур и цветочно-декоративных культур, пикировка рассады, уход за рассадой, высаживание рассады в открытый грунт, планировка и разбивка цветников, подбор растений для различных видов цветников, миксбордера, альпийской горки и др.

    Содержание программы

    "Изучение раздела "Растениеводство" (декоративное садоводство и цветоводство с основами ландшафтного дизайна)

     Раздел 1. Ландшафтный дизайн  (10 часов)

     Тема1.1. Роль дизайнера в озеленении ландшафта (теория 1 час)

    Проекты, предлагаемые для озеленения населенных пунктов. Культура растений в интерьере.

    Тема1.2. Исторический обзор садово-паркового искусства ( теория 1 час)

    Исторический обзор садово-паркового искусства в произведениях писателей, философов и поэтов. Интересные материалы о декоративном садоводстве древних времен. Развитие ландшафтного искусства в трактатах древних историков, философов, а также в произведениях поэтов и писателей.

      Тема 1.3. Зарождение и развитие регулярных парков (теория 1 час)

    Назначение садов. Ассортимент насаждений и их утилитарный характер. Архитектура, взаимосвязь с ландшафтом.

     Тема 1.4. Сады Греции, Рима, Испании(теория 1 час)

    Горы, холмы, камни, вода, символы, украшения, звери, птицы.

    Использование инструментария в архитектуре данных садов.

     Тема 1.5. Пейзажные парки Англии(теория 1 час)

    Использование пейзажей: холмы, горы, вода, камни, украшения, звери, птицы.

     Тема 1.6. Регулярные парки 18 века (теория 1 час)

    Устройство регулярных парков 18 в.

     Тема 1.7. Садово-парковое искусство России начало 17-18 в.в.  (теория 1 час)

    Красные сады, барские усадьбы, дворцово-парковые ансамбли, бульвары, ботанические сады. Строительство летного сада резиденции Петра 1. Петродворец. Эрмитаж.

     Тема 1.8. Основы композиционного проектирования

    Выразительные средства композиционного проектирования: цвет, линии, форма, доминанта, баланс, равновесие, контраст. Средства композиции: пропорциональность, масштабность, контраст, нюанс, ритм.   (теория 1 час)

     Тема 1.9. Декоративно-цветочное и древесно-кустарниковое оформление улиц, площадей, аллей и рощ.

    Экскурсия: по страницам интернета.  Цветочное оформление улиц, площадей, аллей, куртин, рощ, рядовых посадок.  (1 час теория)

     Тема 1.10. Роль цветников в ландшафтном строительстве. Устройство цветников.

    Устройство цветников. Знакомство с условными знаками цветочных растений.

    Устройство цветников: разбивка цветника, элементы цветочного оформления, виды цветников: клумбы, рабатки, бордюры, солитеры, партеры, миксбордеры, массивы, рокарии. Устройство садовых дорожек, площадок.  ( теория 1 час)

    Раздел 2. Основы декоративного садоводства и цветоводства и современного ландшафтного дизайна ( 17 часов).

    Тема 2.1. Применение законов ландшафтного дизайна при озеленении земельных участков различного назначения ( Теория 2 часа)

    История садово-парковой архитектуры. Воздействие на ландшафтную архитектуру искусства.

    Современный ландшафтный дизайн  - технология создания равновесия природы и человека. Направления ландшафтного дизайна (сад как часть природы определенной местности, сад как часть инженерных систем, «зеленая архитектура».

    Тема 2.2  Приемы зонирования пространства сада. Рукотворные ландшафты сада. (2часа)

    Теория 2часа: Типы и стили садов. Основные функции сада.

     Приемы зонирования в садах (места для отдыха, детские площадки, огород, «тайный сад» и т.п.

    Тема 2.3.  Условия выращивания декоративных растений. Свойства почв, подготовка почвы к посадке растений. Минеральные и органические удобрения. Их свойства и применение в растениеводстве (3 часа)

    Теория 3часа.    Тепловой, водный, световой режим для разных видов декоративных растений. Питание растений.    

     Виды почв и их свойства.  

      Виды удобрений и особенности их применения под декоративные растения..

    Тема 2.4 Технологии выращивания и размножения растений (3часа)

    Теория 3часа:  Технологии размножения растений: семенное и вегетативное. Посадка растений.    

     Виды агротехнического ухода за декоративными растениями.        

    Технологии выращивания и размножения растений.

    Тема 2.5  Методика создания растительных композиций. Виды ландшафтных цветников: альпийская горка,  декоративные водоемы, регулярные цветники, газоны, аптекарский сад, сад пряных трав ( 3  часа ).  

    Теория ( 3 часа): Типы цветочных оформлений: клумбы, рабатки, бордюры,  миксбордеры, живые изгороди, рокарии, партеры, массивы, группы, солитеры, контейнеры и вазы, вертикальное озеленение.

    Цели цветочного озеленения: декоративность, непрерывное цветение.

     Основные законы подбора сортов декоративных растений: высота растений, цветовая гамма соцветий, последовательность цветения, оттенки листвы. Схемы посадки растений.

    .

    Тема 2.6  Подбор сортов декоративных растений для различных видов цветников. Разнообразие декоративной флоры по отношению к свету, температуре, плодородию почвы(3часа)

    Теория 3часа:  Разнообразие декоративной флоры, используемой для озеленения: красивоцветущие, с декоративной листвой, вечнозеленые растения.

    Формы растений: разнообразие силуэтов кроны, стелющиеся и низкорослые формы, виды декоративного кустарника для фигурной стрижки и устройства зеленых изгородей.

    Светолюбивые и теневыносливые виды растений. Холодостойкие и теплолюбивые виды декоративной флоры. Засухоустойчивые и влаголюбивые вилы декоративных растений.

    Тема 2.7  Болезни и вредители декоративных растений. Технологии защиты растений (1час).

    Теория 1час: Наиболее распространенные болезни и вредители декоративных растений. Сезонные особенности распространения болезней и вредителей. Биологические, агротехнические и химические средства и приемы борьбы с болезнями и вредителями. Экологически чистые приемы борьбы с болезнями и вредителями. Применение биологически активных веществ для усиления роста и развития декоративных растений.

    Раздел 3. Методика разработки ландшафтного дизайн-проекта земельного участка различного назначения (3 часа)

    Тема 3.1  Ландшафтный дизайн-проект и его этапы (3 часа).

    Теория 2часа: Основы метода проектов. Основные этапы проектирования (постановка проблемы, поиск вариативных идей, выбор и разработка лучшей идеи, оценка, презентация).

    Практика 1час.

    Моделирование  ландшафтного дизайна.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    Теоретические сведения излагаются в форме лекций проблемного характера. Изучение Раздела 1 позволяет учащимся познакомиться с условиями, необходимыми для оптимального роста и развития декоративных растений, с приемами коррекции и оптимизации условий выращивания. Учащиеся знакомятся с наиболее распространенными видами декоративных растений, применяемых для озеленения в данной климатической зоне. В Разделе 1 также изучаются приемы создания декоративных растительных композиций и вариантов озеленения различного назначения и стиля.  Учебное проектирование не предполагает практическую реализацию ландшафтного дизайн-проекта. Его цель – дать учащимся общее представление о ландшафтном  проектировании и основах декоративного садоводства и цветоводства.

    На лекциях следует использовать метод проблемного изложения и эвристическую беседу для повышения познавательной активности учащихся знаний. Практические работы направлены на развитие общетрудовых навыков  и умений по выращиванию цветочно-декоративных культур разными способами, проведение агротехнических мероприятий  по уходу  за цветочно-декоративными растениями.

    При изучении курса   учащиеся должны знать:

    Как организовать  архитектурно-пространственную среду;

    Что такое ландшафтный дизайн?

    Принципы ландшафтного дизайна.

    Современные стили ландшафтного дизайна

    Современные сорта декоративных растений. Требования к сортам..

    Методы и приемы выращивания декоративных растений.

    Современные агротехники для выращивания декоративных растений

    Зонирование садового участка.

    Приемы создания сада непрерывного цветения.

    Что такое ландшафтный дизайн-проект?

    Что понимается под комфортной жилой средой?

     При изучении курса учащиеся должны уметь:

    Проводить агротехнические мероприятия по выращиванию и уходу за цветочно-декоративными растениями;

    Уметь разбивать цветники, клумбы и другие типы цветочного оформления;

    Подбирать  цветочно – декоративные растения по принципу декоративности и непрерывности цветения , по цветовой гамме, по высоте и другим критериям.

    Материально-техническое обеспечение:

    Для реализации программы  имеется  наличие учебно-материальной базы для организации практической деятельности школьников. Школьный  учебно-опытные участок (УОУ), открытый класс, школьная теплица-розарий  являются основной базой изучения растениеводства в нашей школе.

    УОУ и школьная теплица  имеют  рекомендованный Министерством образования РФ набор ручных инструментов и оборудования для выполнения основных видов сельскохозяйственных работ. Большое внимание обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций.

    Лопата  штыковая – 10 шт.

    Тяпка – 20 шт.

    Лопата совковая – 1 шт.

    Рыхлитель ручной – 5 шт.

    Грабли – 10 шт.

    Вилы – 2 шт.

    Лейка  (7л) – 15 шт.

    Ведро (9л) – 10 шт.

    Секатор- 3 шт.

    Шланг поливочный -40м

    Трактор МТЗ-80 – 1

    Трактор Т-16 – 1

    Трактор «Беларусь» - 1

    Автомобиль ЗИЛ-157 – 1

    Автомобиль ГАЗ-3307 – 1

    Газонокосилка – 1

    Нитратомер-1

    Опрыскиватель «Орион»-1

    Прибор Н.И. Алямовского -1

    Овощехранилище

    Образовательные ресурсы

    Список основной литературы

    1. Дрягина И.В., Кудрявец Д.Б. Цветы для Подмосковья. М.: Московский рабочий, 1982.
    2. Бобылева О.Н. Цветоводство открытого грунта. Учебное пособие. М.: АКАкадема, 2004.
    3. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. М.: Архитектура-С, 2004..
    4. Забелина Е.В. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре. М.: Архитектура-С, 2005.
    5. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. М..: Архитектура-С, 2003.
    6. Минервин Г.Б., Шимко Т.В., Ефимов А.В. Дизайн. Словарь-справочник. М.: Архитектура-С, 2004.
    7. Кингсбери Н. Основы озеленения сада. М.: Кладезь-Букс, 2003.

    Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов. – М., 2004. Список образовательной литературы

                   1.Лимаренко А., Палеева Т. Атлас садовых растений. М.: Эксмо, 2004.

    2.Энциклопедия лекарственных растений. М.: Ридерз Дайджест, 2004.

    3.Дивный сад без лишних хлопот. М.: Ридерз Дайджест, 1999.

    4.1000 советов и идей для вашего сада. М.: Ридерз Дайджест, 2000.

    5. Диск «3d моделирование» ландшафтного дизайна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по "технологии" 10-11 класс (учебник "Технология профессионального успеха" под ред С.Н. Чистяковой)

    Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень), рассчитана на 68 часов....

    Рабочая программа по технологии 5-7 классы. Направление "Индустриальные технологии"

    Рабочая прогамма модифицированная с учетом материально-технического обеспечения образовательного учреждения, интересов и потребностей учащихся, разработана на основе примерной программы...

    Рабочая программа по технологии(девочки) 6 класс к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной

    Рабочая программа к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках направления «Технология ...

    Рабочая программа по технологии для 5 класса по направлению "Технологии ведения дома"

    Проект данной рабочей программы был представлен в качестве выпускной работы в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Отвечает требованиям ФГОС....

    Рабочая программа по технологии ФГОС 6 класс по направлению "Технологии ведения дома"

    Рабочая программа по технологии в 6 классе составлена в соответствии с ФГОС ООО по направлению "Технологии ведения дома". Рассчитана на 35 учебных недель, по 2 часа в неделю....

    Рабочая программа по технологии ФГОС 5 класс по направлению «Индустриальные технологии»

    Рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендов...

    Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

    Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...