Внеурочная деятельность по художественно-эстетическому направлению
электронный образовательный ресурс по технологии (6 класс)

Сандугей Владимир Леонидович

Рабочий материал по кружковой работе  по выпиливанию и выжиганию 5-9 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Рышковская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 кружка по художественно-эстетическому направлению

 «Декоративно-прикладное искусство»

 на 2016-17 учебный год

 

 учителя

 Сандугея В.Л.

Класс :5-9

2016г

МКОУ «Рышковская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»

Рассмотрена на заседании школьного МО учителей естественно-математического цикла. Протокол  от 29.08.2016г №1

Принята на заседании педагогического совета. Протокол от 29 августа 2016г №1

Введена в действие приказом и.о.директора школы от 29.08. 2016г № 53

____________В.Л.Сандугей

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 кружка по художественно-эстетическому направлению

 «Декоративно- прикладное искусство»

 на 2016-17 учебный год

 учителя Сандугея Владимира Леонидовича

Класс :5-9

2016г

Пояснительная записка.

                  Школьное образование призвано обеспечить функциональную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Главной целью школьного и дополнительного образования является развитие ребенка как компетентной творческой личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. Технология интеллектуальной деятельности - учебный курс, который раскрывает основные методы, приемы и способы умственного труда человека в процессе его творческой, познавательной и научно-исследовательской работы и направлен на формирование личностных интеллектуальных качеств и использование врожденных творческих возможностей каждого учащегося.              

            Актуальность программы заключается в преемственности развития творческой активности учащихся в процессе технологической подготовке в школе и в системе дополнительного образования. Вызвана постоянно растущей ролью информации в жизни человека на современном этапе, сталкиваясь с которой неподготовленный человек не в состоянии правильно ее обработать и использовать в своей профессиональной деятельности. Огромный поток научной, технической и другой информации требует от современного человека высокой мыслительной культуры; навыков точной и быстрой ориентации в научных теориях, экономических и технических проектах; умений грамотно вычленить и рационально решить любую теоретическую или практическую проблему.

                В основу данной программы заложено духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание среднего школьного возраста через знакомство с историей народных промыслов по художественной обработке древесины. Образовательная программа актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование творческой, целостной самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. Данная программа рассчитана на один  год обучения на обучающихся  5-9 классов и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "декоративно-прикладное искусство".

            Особое место уделяется отработки практических навыков и умений полученных на уроках технологии. В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам Т.Б.

            Целью обучения по курсу " Декоративно- прикладное искусство " является - формирование и закрепление знаний, первоначальных умений и навыков, полученных на уроках технологии, а также обеспечение развития творческой личности подростка.

Обучение предполагает решение следующих задач: 

  • Расширить и углубить знания по истории и роли народного творчества, декоративно-прикладного искусства Курского  края
  • По программе кружковой деятельности, способствовать развитию творческой активности учащихся;
  • Реализовать навыки и умения по выполнению творческих проектов;

              Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами, с новыми формами проектной деятельности; В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров. Некоторые занятия, целесообразно провести в историко-краеведческом музее г.Железногорск и  предприятии «Артель».

              Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов, готовят творческие проекты. Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий. В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций. Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности. Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным. Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями.

         Планируемые результаты:

        Освоение детьми программы «Декоративно- прикладное искусство» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС:

- учащиеся получат начальные представления о материальной культуре, как к основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;

- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;  

- получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту;

- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

Личностные универсальные учебные действия:

-осознание своих творческих возможностей;

-проявление познавательных мотивов;

-развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

-ознакомление с миром профессий;

-осознание этнической принадлежности и культурной идентичности;

-формирование чувства сопричастности своей Родине, народу; истории;

-развитие Я- концепции и самооценки личности;

-развитие толерантности, доброжелательности, позитивного отношения к жизни;

-формирование моральных норм и самооценки;

-выделение нравственного содержания своих поступков;

-формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

  - принимать и сохранять учебную задачу;

  - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  - различать способ и результат действия;

  - адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

  - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

 Коммуникативные универсальные учебные действия:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной   трудовой, творческой деятельности.

           Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":

  • материаловедение;
  • технология обработки древесины;
  • художественная обработка древесины;
  • элементы машиноведения;
  • графика;
  • техническое творчество;
  • введение в художественное конструирование.

Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей обучающихся. В программе предложена система самопроверки знаний обучающимися  и контроля знаний - учителем технологии.

Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний обучающимися. Для чего в работе используются:

  • учебники, справочники;
  • дидактический материал;
  • дополнительная литература;
  • компьютерный класс.

Формы организации учебной деятельности: 

  • индивидуальная;
  • коллективная (бригадная).

Для реализации данной программы необходимы следующие условия:

-кабинет с хорошей вентиляцией и качественным освещением;

-наличие рабочих мест, соответствующих возрасту и количеству обучаемых;

-учебная доска или интерактивная доска;

-аудио-видео-аппаратура; цифровые образовательные ресурсы;

-канцелярские товары;

-ручные инструменты, приспособления и материалы для творчества;

-дидактический материал по теме программы;

-дидактические игры для повышения мотивации;

-учебные пособия (список литературы);

Системы контролирующих материалов:

-тесты;

-индивидуальные карточки-задания, дешифраторы для самопроверки;

-компьютерные тесты;

-кроссворды, различные задачи;

-компьютерные дидактические игры.

Работа с родителями:

-анкетирование;

-родительские собрания;

-индивидуальные консультации;

-подготовка буклетов для родителей (о способах и последовательности работы);

-разработка правил, памяток;

-объявления, приглашение на мероприятия, выставки;

-вечера совместного опыта, открытые мероприятия с приглашением родителей;

-привлечение родителей к организации мероприятий.

Итогом детской деятельности и результативностью курса являются:

-организация выставок (раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду);

-выход за пределы занятий (участие в мероприятиях школы, села; в конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня; размещение интересных работ в Интернете;

-Портфолио достижений учащихся.

Методы оценки результативности программы:

-количественный анализ;

-статистические данные;

-фиксация занятий и посещаемости в рабочем журнале;

-отслеживание результата (наблюдение, диагностика);

-практические материалы.

 

Тематический план

работы кружка «Декоративно-прикладное искусство»

п/п

                                     Темы

Количество  часов

Теория

Практика

 Всего

Выпиливание  лобзиком

26

46

72

1.

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

1

1

2

2.

Основы материаловедения.

1

1

2

3.

Виды  резьбы  по  дереву.

1

1

2

4.

Выпиливание лобзиком как разновидность

оформления изделия.

4

4

8

5.

Материалы, инструменты и приспособления.

2

2

4

6.

Технические приёмы выпиливания орнамента.

4

6

10

7.

Сборочные и отделочные работы.

2

4

6

8.

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

2

2

4

9.

Работа над конструкцией изделия.

2

8

10

10.

Построение орнамента.

2

4

6

11.

Конструирование различных изделий.

2

8

10

12.

Техника выполнения различных изделий.

1

3

4

13.

Отделка изделия.

1

1

2

14.

Изготовление изделия.

1

1

2

Художественное  выжигание

14

58

72

1.

Декорирование изделий выжиганием.

2

8

10

2.

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.                                                                      

2

4

6

3.

Основы композиции.

2

4

6

4.

Подготовка инструмента  к работе.

2

4

6

5.

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

2

4

6

6.

Основные приёмы выжигания.

2

10

12

7.

Техника выполнения приёмов выжигания

6

6

8.

Отделка изделия.

2

4

6

9.

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

14

14

Календарно – тематическое  планирование  занятий

п/п.

Тема раздела

Запланировано часов

Основные вопросы

рассматриваемые на занятии

Формы и методы работы, виды контроля

Выпиливание  лобзиком   72  часов

1.

Вводное  занятие

Охрана труда при производстве художественных изделий.

2

Правила:

- поведения и техника безопасности;

- пожарной и электробезопасности;

- задачи на год

Инструктирование.

Беседа.

2.

Основы материаловедения.

2

Древесина:

- основные свойства и пороки;

- характеристика пород;

- фанера, шпон, нетрадиционные и   отделочные материалы, клеи.

Беседа.

Практическая работа:

«Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами».

3.

Виды  резьбы  по  дереву.

2

- народные художественные традиции;

- виды и особенности резьбы;

- источники орнаментальных узоров.

Беседа.

Демонстрации.

4.

Выпиливание лобзиком – разновидность оформления изделия.

8

- Особенности работы лобзиком;

- источники и особенности узоров для выпиливания.

Беседа.

Демонстрации.

Практическая работа.

5.

Материалы, инструменты и приспособления.

4

- Основные свойства материалов;

- характеристики инструмента и приспособлений.

Беседа.

Практическая работа

«Знакомство с видами материалов и инструментом».

6.

Технические приёмы выпиливания орнамента.

10

- Подготовка материалов, рисунков;

- перевод рисунка на заготовку;

- приёмы выпиливания;

- способы соединения деталей.

Практическая работа

«Подготовка материалов. Приёмы выпиливания. Способы соединения деталей».

7.

Сборочные и отделочные работы.

6

-Облицовывание шпоном;

- циклевание и шливование;

- устранение дефектов;

- сборка изделия;

- прозрачная отделка.

Практическая работа

«Сборка и отделка изделий».

8.

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

4

- Конструкция, форма изделия;

- фурнитура;

- виды орнамента применяемые в работах лобзиком.

Беседа.

(призентация)

9.

Работа над конструкцией изделия.

10

- Основные принципы композиции;

- форма и конструкция изделия;

- работа над проектом;

- фурнитура, её изготовление, установка.

Практическая работа:

«Построение композиции. Разработка формы. Изготовление и установка.

10.

Построение орнамента

6

- Назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- орнаментальные розетты и полосы;

- сетчатый орнамент.

Практическая работа:

«Важнейшие средства и приёмы композиции орнамента».

11.

Конструирование различных изделий.

10

- Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

Практическая работа:

12.

Техника выполнения различных конструкций изделий.

4

- Плоские  изделия;

- объёмные изделия.

Практическая работа:

13.

Отделка изделия

2

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- облицовывание шпоном;

- циклевание и шлифование;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа:

«Отделка изделия».

14.

Изготовление изделия по выбору учащихся

2

Практическая работа:

Художественное  выжигание  72  часов

1.

Вводное занятие.

1

Правила:

- поведения и техники безопасности;

- пожарной и электробезопасности при производстве художественных изделий из дерева.

Инструктирование.

Беседа.

2

Основы материаловедения для художественных работ из дерева

1

- Основные свойства и пороки древесины;

- отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы.

Беседа.

Практическая работа:

«Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами».

3.

Декорирование художественных изделий выжиганием.

8

- Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания.

Практическая работа:

«Подготовка материалов. Приёмы выжигания».

4.

Инструменты,  приспособления для выполнения работ.

6

- Инструменты и приспособления для выжигания.

Практическая работа:

«Подготовка инструмента».

5.

Основы композиции.

6

- Основные принципы композиции;

- форма и конструкция изделия.

Беседа

Практическая работа:

«Построение композиции. Разработка формы».

6.

Подготовка инструмента к работе.

6

- Основные требования к инструменту;

- уход за инструментом.

Практическая работа.

7.

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.  

6

- Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания;

- способы соединения деталей;

- сборка изделия;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа:

«Подготовка материалов. Приёмы выжигания.

Способы соединения деталей.

Сборка и отделка изделий».

8.

Основные приёмы выжигания.

12

- Освоение приёмов выжигания.

Практическая работа.

9.

Техника выполнения выжигания различных изделий.

6

- Совершенствование приёмов выжигания.

Практическая работа.

10.

Отделка изделия.

6

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа:

«Отделка изделий».

11.

Изготовление художественного изделия и декорирование его выжиганием.

14

- Форма и конструкция изделия;

- назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- изделия со сложным орнаментом.

Практическая работа:

«Изготовление изделия».

Учебно-методические средства обучения

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.

2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.

3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.

4. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.

5. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.

6. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

7. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.

8. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000.

9. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976.

10. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1986.

11. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.

12. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

13. Работа с деревом. /Сост. Белов Н.В./. - Минск.: Современная литература, 1999.

14. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н.В., Яценко В.А./. - М.: АСТВ Гамма - СА, 1998.

15. Резьба по дереву. /Сост.Мольнар А.А./.- М.: Спектр сезам - маркетинг, 1997.

16. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.

17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.

18. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.

19. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2003.

Образовательные ресурсы

№ п/п

Адрес

Название

1

http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция образовательных ресурсов

2

http://fcior.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

3

http://www.umelye-ruki.com

Энциклопедия для мальчика. Сделай сам

4

http://technologys.info

Технологии

5

http://standart.edu.ru

Федеральный государственный образовательный стандарт

        

Приложение 1

Охрана труда и правила безопасной работы при пилении лобзиком и выжигании по древесине.

При пилении лобзиком в школьной учебной мастерской необходимо сидеть прямо, не горбясь и дышать через нос. Прочно закреплять в верстаке выпиловочный столик. Работать лобзиком и шилом с хорошо насаженными и исправными (без трещин) ручками. Надёжно закреплять пилку в рамке. Не работать изогнутой пилкой. Пилить по всей длине пилки. Не наклонять лобзик влево или вправо. Пилить строго под прямым углом к заготовке из древесины. Не нажимать на лобзик при движении вперёд. Не спешить и не увеличивать частоту движений. Прижимать заготовку из древесины к выпиловочному столу. Не делать резких движений лобзиком и надфилем, не наклоняться низко над заготовкой. Не сдувать опилки, а убирать их щёткой-смёткой.

При выжигании по древесине учащийся должен включать электроприбор для выжигания в сеть только с разрешения преподавателя. Использовать только исправный электроприбор. Сидеть за верстаком во время выжигания надо прямо, как при письме. Свет должен падать на рисунок спереди и слева (если выжигаешь правой рукой). Рука, держащая ручку с пером, должна твёрдо опираться на крышку верстака. Оберегать руки и одежду от прикосновения раскалённого пера. Не следует слишком наклоняться над изделием при выжигании, потому что в результате обугливания древесины образуется едкий дым. Периодически проветривать помещение, в котором происходит выжигание по древесине. Не выжигать вблизи горючих веществ. Обязательно вставлять в держатель электроприбора ручку с пером в промежутках между работой. Не оставлять прибор включённым при покидании учебного места.

Приложение 2

Материально-техническая  база для проведения кружковой работы

Школа имеет  комплексную учебную мастерскую для преподавания уроков технологии.  Мастерская  оборудована  столярными верстаками, соответствующих возрасту и количеству обучающихся. Имеется учебная доска, аудио-видео- аппаратура, цифровые образовательные ресурсы. Кабинет снабжен  лобзиками и выпиловочными столиками, закрепляемыми в  зажимах верстаков. Имеются  электрические выжигательные приборы  по количеству обучающихся.  Мастерская имеет оборудование  с инструментами для ручного использования как индивидуально, так и общего пользования различные приспособления и материалы для творчества. По разделам  курса имеются дидактические материалы, дидактические игры для повышения мотивации и учебные пособия по выпиливанию и выжиганию.

Приложение 3

Комплектация кабинета

Столярное дело

№ п/п

Наименование

Количество

1

Стол преподавателя

1

2

Стул преподавателя

1

3

Верстак столярный ученический с табуретом

10

4

Станок токарный деревообрабатывающий СТД-120М

1

5

Станок вертикально-сверлильный 5В-501

1

6

Станок заточный школьный с двумя камнями ЕС

1

7

Станок фуговально-отрезной

1

8

Линейка 0,5 м металлическая

10

9

Лобзик 300 мм

15

10

Набор инструментов столяра

10

11

Набор пил для лобзиков 125 мм (20 шт.)

10

12

Полуфуганок 250 × 50 (мм) металлический

10

13

Рубанок 240 × 60 (мм) деревянный

10

14

Стусло универсальное

2

15

Угольник столярный 300 мм пластиковый

10

Демонстрационные печатные материалы

16

Комплект плакатов «Безопасность труда при деревообработке»
(5 шт.)

1

17

Комплект плакатов «Электробезопасность при напряжении
до 1000 В» (3 шт.)

1

18

Плакаты «Правила ВТР при работе в мастерских»

        Приложение 4

Дополнительная комплектация мастерской

№ п/п

Наименование

Количество

1

Компьютер

1

2

Проектор

1

3

Принтер

1

4

Колонки

2

5

Вольтметры

10

6

Амперметры

10

7

Электроконструкторы

10

8

Мастерки и шпатели

5

9

Паяльники

10

10

Электрические выжигатели

10

11

Лобзик ручной

20

12

Надфили ручные

1 компл

13

Шило

5

14

Столик выпиловочный

20

15

Киянка

10

16

Набор рисунков и трафаретов

1 компл

 ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ  УЧЕБНОЙ  ПРОГРАММЫ

Номер

и дата

внесения                    изменения

Тема занятия

Причина изменения

Основания для внесения изменения

Лицо, вносящее изменения

ФИО

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе "Я в окружающем мире"

данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе по программе "Перспектива"...

Особенности реализации процесса духовно-нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления

Внеурочная деятельность является благотворительной почвой формирования духовно-нравственных качеств личности школьника......

Программа по внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление)«Юный краевед» для 1 класса.

Курс «Юный краевед» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Курс входит в раздел  учебног...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования

         Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...

Программа внеурочной деятельности естественно - научной направленности «Юный эколог» (направление -экология растений)

Экологическая грамотность необходима каждому, кто живет и работает в ХХI веке. Природа – это прежде всего живая, чувствительная и очень сложная система. И даже самый тихий наш шаг для природы ощ...