Конспект урока" Машинные швы" 6 кл.
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Баклыкова Наталья Дмитриевна

"Машинные швы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_-_mashinnye_shvy_6_kl.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Машинные швы»

Цель: ознакомление учащихся с машинными швами, применяемыми при изготовлении юбки.

Задачи:

а) научить учащихся выполнять соединительные и краевые швы с соблюдением технологии выполнения предложенных швов и правил техники безопасности;

б) развить навыки и умения выполнять соединительные и краевые швы; развивать координацию движений рук; расширять кругозор учащихся;

в) воспитывать эстетический вкус, внимательность, аккуратность; формировать культуру труда.

Методы обучения: объяснение, показ наглядного материала, выполнение по образцу.

Дидактический материал: образцы готовых швов, электронный материал.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, рабочая тетрадь, ручка, рабочая коробка, ткань, ножницы, карандаши, линейка, утюг, нитки, швейная машинка.

Тип занятия: комбинированный.

Время: 2 урока по 45 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

  1. Опрос фронтальный, письменный в рабочей тетради [3], <Рисунок 1>. Самоконтроль: проверь ответы <слайд №3>.
  2. Опрос у доски: “В какой последовательности выполняется разборка челночного устройства?” <Приложение 1>, дополнительный вопрос: “Перечислить дефекты машинных строчек?”, ответ: слабая строчка, тугая строчка, строчка петляет снизу, строчка петляет сверху.

Ш. Изучение нового материала.

Сегодня мы узнаем о видах соединительных и краевых швов, их конструкции и назначении, применении, условном обозначении (введение в новую тему: повторение материала, известного из курса 5 класса, о соединительных и краевых швах).

Шов — место соединения двух или нескольких деталей строчкой. Детали соединяются между собой швами разной ширины.

Ширина шва — расстояние от строчки до края детали.

Машинные швы условно делятся на три группы: соединительные, краевые и отделочные <слайд №4>.

Вопросы:

- Какие соединительные швы вы помните? (Ответ: стачной шов взаутюжку и вразутюжку).

Кроме стачного шва к соединительным относятся: накладной, расстрочной, настрочной, запошивочный, двойной и другие.

На основе стачного шва выполняется расстрочной и настрочной швы:

1) сначала выполняют два стачных шва;

2) один из них разутюживают, а другой – заутюживают;

3) прокладывают строчки <слайд №5>.

Расстрочной шов применяют при соединении плечевых боковых рельефных срезов и т.д.

Последовательность выполнения расстрочного шва:

Две детали сложить лицевыми сторонами внутрь, срезы уровнять, сметать и стачать на 10 мм от края, выполняя закрепки в начале и в конце шва, затем детали и припуски шва разложить и разутюжить, расстрочить с лицевой стороны на 5 мм от шва.

- Какие краевые швы вы помните? (Ответ: швы вподгибку с закрытым и с открытым срезом) <слайд №6>.

К краевым швам относятся: обтачной, окантовочный шов с закрытым срезом, который применяется при обработке срезов горловины, различных отделочных деталей.

Соединительные швы служат для прочного соединения деталей швейного изделия между собой. Краевые швы служат для обработки краев и срезов и предохраняют их от осыпания.

Давайте рассмотрим назначение некоторых машинных швов и перечислим операции, выполняемые с их применением (учащиеся записывают схему “Машинный шов” в рабочую тетрадь) <слайд №7>.

Соединительные швы

Запошивочный шов применяется при изготовлении белья, женских блуз рубашечного покроя, мужских сорочек <слайд №8>.

Последовательность выполнения запошивочного шва: <слайд №9>.

Две детали сложить лицевыми сторонами внутрь, выпуская срез нижней детали на 5-8мм, сметать и стачать на расстоянии 5мм от среза, расправить шов, отогнув припуски на шов в сторону верхней детали, подогнуть срез нижней детали, настрочить на расстоянии 1-2мм от сгиба, приутюжить.

Электронная физминутка для глаз: “Осень” на 20 минуте <слайд №10>.

Двойной шов применяется при соединении отдельных частей изделия из тонких хлопчатобумажных материалов, для шитья постельного белья <слайд №11>.

Последовательность выполнения двойного шва: <слайд №12>.

Две детали сложить изнаночными сторонами внутрь, сметать и стачать на расстоянии 5мм от среза, вывернуть, сметать, располагая шов на сгибе, проложить машинную строчку на расстоянии 7мм от сгиба, приутюжить, развернуть детали и заутюжить шов на одну сторону.

Краевые швы

Обтачной шов применяется при обтачке бортов, пояса, клапанов и т.д. <слайд №13>.

Последовательность выполнения обтачного шва: <слайд №14>.

Две детали сложить лицевыми сторонами внутрь так, чтобы линии швов совпали, сметать и обтачать детали, т.е. проложить машинную строчку по контуру детали точно по линии шва, ставя закрепки в начале и в конце строчки, вывернуть детали на лицевую сторону, выметать шов, приутюжить.

Выполняя машинные швы, необходимо соблюдать требования, которые предъявляют к выполнению машинных работ, т.е. технические требования.

  • Все внутренние машинные строчки выполняют нитками в цвет ткани.
  • После выполнения работы нитки всех временных строчек (намёток) удаляют.

IV. Практическая часть.

  1. Для изготовления образцов машинных швов необходимо следующее оборудование, инструменты и приспособления: швейная машина, утюг, ножницы, иглы, булавки, напёрсток, карандаш, мел, сантиметровая лента, треугольник, линейка, подушечка для игл, лоскутки ткани <слайд №15>.
  2. Вы принесли материалы для выполнения образцов машинных швов. Сейчас мы займемся выполнением этого задания, но прежде вспомним инструктаж по охране труда <слайд №16>.

Беседа по вопросам:

- Какие инструменты, которые вы будете сегодня использовать, опасны?

- Где должны храниться иглы и булавки, и где храните их вы?

- Какие правила безопасности надо соблюдать при работе на швейной машине?

Весь второй урок ученицы делают образцы машинных швов под наблюдением учителя. Для этого им понадобиться 6 деталей из х/б ткани размером 10x10 см, иглу, линейку, х/б нитки, ножницы. Выполняют три шва: расстрочной, запошивочный шов и обтачной шов.

Когда образцы изготовлены, предлагается провести самопроверку, для чего класс разбивается на две половины, одна из которых “производители”, другая - “эксперты”. Затем они меняются местами.

V. Итог урока.

1. Закрепление изученного материала.

Вопросы для закрепления:

- Что называется швом?

- Что такое ширина шва?

- Что является основой настрочного и расстрочного швов? Чем они отличаются друг от друга?

- Какие швы относятся к краевым?

- Чем обтачной шов отличается от стачного?

- Какие требования предъявляют к выполнению машинных швов?

- Какие швы относятся к соединительным?

2. Выставление оценок, их аргументация.

VI. Домашнее задание

Приклеить образцы машинных швов в рабочей тетради.

Рисунок 1

http://festival.1september.ru/articles/630794/img1.jpg

Используемая литература:

  1. Технология. 5 класс: Поурочные планы по учебнику Ю.В. Крупской, Н.И. Кизеевой, Л.В. Сазоновой, В.Д. Симоненко (материаловедение, лоскутная техника, вышивка, кулинария, интерьер) / Авт.- сост. И.В. Бобунова – Волгоград: Учитель, 2004. Стр. 32-34.
  2. Технология. 6 класс (вариант для девочек): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко / авт.- сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. Стр. 39-44.
  3. Технология. Тетрадь для 6-го класса. Вариант для девочек: в 2 ч. / сост. Ю.В. Межуева. – Саратов: Лицей, 2007. – Ч. 2., стр. 15, зад. № 19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...