Разработка рабочих программ внеурочной деятельности
методическая разработка по теме

Шандалёва Татьяна Александровна

Материал содержит информацию о требованиях к рабочей программе ВУД ФГОС и правилах ее составления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка рабочих программ ВУД152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка рабочих программ внеурочной деятельности

Слайд 1. ФГОС 2 поколения.  Разработка программ внеурочной деятельности.   

Слайд 2   Цель Федерального государственного образовательного стандарта воспитать  идеал личности– высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Новшества, которые будут замечены большинством учащихся и их родителями, это, прежде всего, появление в учебном плане школы внеурочной деятельности.

Слайд 3. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.  

В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное спортивно-оздоровительное)
Согласно требованиям начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям (слайд  4)

Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности (слайд 4).

 Содержание внеурочной деятельности учащихся начальных классов складывается из совокупности направлений  и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения совместно с социальными партнерами – учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта.

Деятельность младшего школьника рассматривается как обязательная компонента содержания образования, что и определяет новизну и современность образования.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  •  Спортивно-оздоровительное
  •  Художественно-эстетическое
  •  Научно-познавательное
  •  Военно-патриотическое
  •  Общественно-полезная   деятельность
  •  Проектная деятельность
  •  Игровая;
  •  Познавательная;
  •  Проблемно-ценностное общение;
  •  Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  •  Художественное творчество;
  •  Социальное творчество (социально значимая  добровольческая деятельность);
  •  Техническое творчество
  •  Трудовая (производственная) деятельность;
  •  Спортивно-оздоровительная деятельность;
  •  Туристско-краеведческая деятельность.

Все направления  внеурочной деятельности   строго ориентированы на воспитательные результаты и являются основанием для построения соответствующих программ.

Каждый  учитель вправе  составить   рабочую программу  внеурочной деятельности по любому направлению на основе примерной (авторской программы.

Слайд 5. Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Необходимо заметить, что законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Но, исходя из рекомендаций ведущих методических центров РФ, выработаны и определены структурные элементы образовательной (учебной) программы.

Текст образовательной (учебной) программы включает основные структурные элементы:

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
  3. Структура курса
  4. Учебно-тематический план
  5. Содержание курса
  6. Планируемые результаты обучения
  7. Предполагаемая результативность курса
  8. Информационно-методическое обеспечение

Каждый раздел  программы строго обязателен, все структурные элементы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям.

Слайд 6. Титульный лист - структурный элемент программы, он должен содержать информацию:

Название ОУ

Грифы утверждения и /или согласования.

Название программы

Направление развития личности школьника

Класс

Составитель и его квалификационная категория

Учебный год

Слайд 7 Пояснительная записка - структурный элемент программы, поясняющий

нормативно-правовую базу

назначение программы

актуальность и перспективность курса

возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия

объем часов, отпущенных на занятия

продолжительность одного занятия

цели и задачи реализации программы

изменения, внесенные в программу

формы и методы работы

СЛАЙД 8 Структура курса должна содержать:

 перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы

СЛАЙД 9 Учебно-тематический план - структурный элемент программы, содержащий:

наименование раздела

темы занятий,

общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия).

Учебно-тематический план составляется в виде таблицы

Содержание курса - структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане.

Любая деятельность должна получить результат не исключение и внеурочная деятельность.

   Требования к уровню подготовки обучающихся- структурный элемент программы, дающий представление о том, какими именно универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.  

СЛАЙД 10 Деятельностный  подход к обучению,  реализован в программе универсальных учебных действий.  

Что же такое универсальные учебные действия? В широком значении этот термин означает умение учиться, способность человека к саморазвитию.

Ребенку необходимо уметь учиться.

В школе ученикам дают определенные знания, но не учат пользоваться ими в повседневной жизни.

Как показала действительность, ученики окончившие школу с золотой медалью зачастую не достигали в дальнейшем карьерных высот, так как не смогли на практике успешно применить свои знания.

Педагог должен организовать условия, в которых УУД формируются наиболее эффективно. Это дает возможность ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться

 Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные (см. схему):

http://ciot-anapa.ru/images/stories/for_parents/uud-shema.jpg

Регулятивные УУД

Уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированны регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Сейчас любую нужную нам информацию мы можем черпать из интернета, а зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими сведениями.

Личностные УУД

Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Он учиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь.

Познавательные УУД

Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ребенок как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат.

Так из ученика, который лишь механически запоминает школьный материал и выполняет действия по образцу учителя, зачастую не понимая смысла, школьник постепенно превращается в активного человека, саморазвивающуюся личность.

Коммуникативные УУД

Школьник учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.

Немаловажно школьникам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работах в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье.

СЛАЙД 11 Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Предполагаемая результативность курса - характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа (3 уровня)

СЛАЙД 12 Перечень информационно-методического обеспечения - структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, дидактический материал, в том числе и перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы.

СЛАЙД 13 Соблюдая все требования стандарта необходимо получить портрет выпускника начальной школы именно таким:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий

мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  •    доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,   обосновывать   свою позицию, высказывать  свое мнение;
  •    выполняющий правила здорового и безопасного для себя и  окружающих   образа жизни.

Возможно, новые стандарты позволят изменить в этой сфере школьной жизни многое. Но никакой стандарт ничего не поменяет, если нет душевного огня в сердцах тех, кто будет его реализовывать.

         Мои личные пожелания коллегам : современный учитель  должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное образование. Но начинать надо с себя, и не надо бояться трудностей. Работать будет интересней. Просто надо принять это душой и сердцем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (спортивное направление) "Хитрый мяч".

Методическая разработка:РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (спортивное направление) "Хитрый мяч".        Сегодня спорту принадлежит значительная роль в воспи...

Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса "Петербургский квест"". Автор: Шилова Елена Юрьевна, учитель ГБОУ СОШ № 264 Кировского района СПб

Программа внеурочной деятельности для учащихся6-ых классов "Петербугский квест" - это творческое, личностное изучение городских краеведческих объектов на маршруте, разгадка тайн истории и городской ку...

Методическая разработка: «Рабочая программа внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Методическая разработка:«Рабочая программа внеурочной деятельностидля детей с ограниченными возможностями здоровья»...

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для  1-5 классов....

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для 5-6 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для  5-6 классов. 34 часа....

Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика""

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения. Данная рабочая пр...