Рабочая программа по предмету "Ремесло"
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Оболенская Марина Андревна

Рабочая программа. Учебная нагрузка - 4 часа в неделю. Программа составлена для детей с РАС с учётом их индивидуальных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл remeslo.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа  № 56»

«РАССМОТРЕНО»                          «СОГЛАСОВАНО»                               «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО                           Заместитель директора                      Директор школы «_____»______2016г.                     по УР                                              

председатель МО                       _______О.Н.Гагарина                    __________Н.В.Малыгина

__________________                 «___»___________ 2016 г.           «___»____________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО   КУРСА

Ремесло

  5 класс

 2016-2017 учебный год

                                                                Разработчик: Оболенская М.А.,

учитель ремесла

г. Нижний Новгород

Пояснительная записка

 Программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г., №288), устава школы , Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов». При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.

Уровень программы – коррекционно-развивающий.

Учебным планом предусматривается проведение в 5 классе предмета «Ремесло» в количестве 4 часов в неделю.

Ремесло – это программа, предназначенная для организации работы по трудовому обучению с текстильными, отделочными и другими материалами детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

Отсутствие специальных программ по ремеслу для этой категории детей явилось необходимостью создания данной программы.

Цель программы: обучение основам шитья, кроя, вышивки, бисероплетения, работы с цветной, гофрированной бумагой, пряжей, глиной, соленым тестом и декоративному оформлению различных изделий.

Задачи программы:

- обучить работе с различными материалами посредством поэтапного выполнения действий;

- развивать мелкую моторику, мышление, речь, пространственную ориентацию;

- воспитывать интерес, положительное отношение к трудовым навыкам.

Программой предусмотрены следующие разделы:

  • Урок – беседа (2 часа)
  • Вышивка в технике «изонить» (12 часов)
  • Вышивка «крестом» (13 часов)
  • Работа с бумагой, глиной, соленым тестом (42 часа)
  • Шитье (20 часов)
  • Работа с бисером и пайетками (32 часа)
  • Работа с пряжей (11 часов)
  • Роспись по дереву (5 часов)

По всем разделам программы возможны дополнительные варианты изготовления изделий из ниток, ткани, глины, цветной и гофрированной бумаги, кройки и шитья некоторых изделий, а также их замена на усмотрение учителя.  Для детей неспособных работать ножницами, выкройки даются готовые.

На каждом из уроков проводится работа, направленная на коррекцию мелкой моторики рук, глазомера, зрительного восприятия, умения ориентироваться на плоскости куска ткани, пространственной ориентировки, на коррекцию речи обучающихся.  При сообщении детям новых сведений о свойствах материалов уточняется и расширяется кругозор детей, формируется познавательный интерес к урокам ремесла. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к дальнейшему труду, который будет осуществляться в последующих классах.

Особенности психофизического развития данной категории детей являются причиной того, что на первых порах обучения дети нуждаются в значительной помощи учителя и ещё не могут самостоятельно выполнять многие трудовые задания. Однако помощь педагога на разных этапах обучения должна варьироваться и постепенно уменьшаться.

Основное содержание подготовки состоит в том, чтобы в процессе обучения сформировать у детей умения выполнять отдельные трудовые приемы, дать определённую сумму специальных знаний. На уроках ремесла учителю следует выявлять возможности каждого ученика обучению и соответствующим образом ориентировать его. При обучении ремеслу также необходимо систематически осуществлять эстетическое воспитание. Помочь детям понять и почувствовать красоту изделий, красоту материала, отличать аккуратные работы от плохих, некачественно сделанных работ. Учителю нужно в каждом конкретном случае определить, на чём именно заострить внимание обучающихся.

Требования к усвоению программы (ожидаемый результат):

Обучающиеся должны знать:

- свойства и особенности используемых материалов;

- применение и назначение материалов;

- лицевые и изнаночные стороны ткани;

- инструменты для работы с нитками, бисером, бумагой и тканью, их назначение;

- правила безопасности при работе с иглами и ножницами;

- назначение ручных стежков, их виды.

Обучающиеся должны уметь:

- организовывать своё рабочее место, соблюдать санитарно-гигиенические требования;

- контролировать правильность выполнения изделия;

- вдевать нитку в иголку, завязывать узелок на конце нитки, правильно держать ножницы, иглу;

- пришивать пуговицу с 2-мя, 4-мя дырочками;

- выполнять несколько видов швов самостоятельно и с частичной помощью учителя;

- пришивать один лоскут ткани к другому;

- составлять выкройку по трафарету;

- выполнять вышивку;

-  изготавливать цветы из ленты и ткани при частичной помощи учителя;

- осуществлять роспись изделий;

- изготавливать из бумаги различные изделия;

- плести и вышивать бисером.

ПРОГРАММА

5 КЛАСС  (136 ч; по 4 ч в неделю)

Урок-беседа (2 ч.)

 Беседа о ремесле, особенности уроков ремесла, требования поведения обучающихся на уроках, соблюдение порядка на рабочем месте. Правила безопасности: правильная рабочая поза, соблюдение порядка на рабочем месте, аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами, соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Подведение итогов: рефлексия. Выявление знаний и умений обучающихся.

Вышивка в технике «изонить»  

Сортировка ниток по цвету. Вдевание нитки в иголку. Завязывание узелка на конце нитки. Отрезание кончика нитки ножницами. Определение «лицевой» и «изнаночной» стороны изделия. Выполнение четкой и последовательной инструкции.

Вышивка «крестом» (13 часов)

 Сортировка ниток по цвету. Вдевание нитки в иголку. Завязывание узелка на конце нитки. Отрезание кончика нитки ножницами. Определение «лицевой» и «изнаночной» стороны изделия. Упражнение по вышиванию «крестом». Подготовка канвы для вышивания. Разметка квадратов. Вышивание по схеме. Соотнесение цвета ниток с цветом на схеме. Счет «крестиков». Вышивка нужным цветом и на заданном месте канвы.

Работа с бумагой, тестом, глиной (42 часа)

Вырезание ножницами заданных форм. Поэтапная лепка изделий. Примазывание отдельных деталей изделий. Роспись акриловыми красками слепленных изделий. Работа с гофрированной бумагой в технике «торцевание» (изготовление кроны дерева). Изготовление бумажного конверта. Аппликация из бумаги. Изготовление объемных и плоских цветов из бумаги, а также объемных фигурок животных.

Шитье (20 часов)

Упражнение по видам швов (обметочный, «назад иголку», «вперед иголку»). Пришивание пуговиц. Выкройка деталей. Шитье простой игрушки и прихватки. Использование шва «назад иголку» в декоративной отделке изделий.

Работа с бисером и пайетками (32 часа)

Составление схем для плетения из бисера. Плетение из бисера фенечек, брелоков.  Вышивка бисером и пайетками по заданному контуру.

Работа с пряжей (11 часов)

Изготовление помпонов и сборка игрушки из них. Наматывание ниток на картонную основу. Отрезание ниток заданной длины. Связывание ниток по образцу. Изготовление игрушки-куклы из ниток.

Учебно-методическое и материальное обеспечение

  1. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких./ И. М. Петрова. – Санкт-Петербург: филиал изд-ва Просвещение, 2002.
  2. Дидактический материал по трудовому обучению: 1- 4 классы. Пособие для учащихся. / И. Г. Майорова, В. И. Романина. – М.: Просвещение, 1979.
  3. Дидактический материал по обслуживающему труду: 1 – 4 классы. Пособие для учителя./ А. Я. Лабзина, Е. В. Васильченко, Н. В. Савельева. – М.: Просвещение, 1973.
  4. Методическое руководство к учебникам «Ручной труд» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителей и родителей/  Л. А. Кузнецова. – Санкт-Петербург: филиал изд-ва Просвещение, 2006.
  5. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей./ В. Г. Петрова. – М.: Просвещение, 1983.
  6. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей./ О. П. Гаврилушкина. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Основы трудового обучения во вспомогательной школе./ Г. М. Дульнев. – М.: Просвещение, 1969.
  8. Основы дефектологии./ В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – М.: Просвещение, 1990.
  9. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы./ Б. И. Пинский. – М.: Просвещение, 1969.
  10.  Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный. 1-4 классы. /под редак. В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2001.
  11. Ручной труд. Учебники по трудовому обучению для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ Л. А. Кузнецова. – Санкт-Петербург: филиал изд-ва Просвещение, 2006.
  12. Самоделки из текстильных материалов. Книга для учителя. / Г. И. Перевертень. – М.: Просвещение, 1990.
  13. Инструменты (ножницы, иголки, кисточки, палитры)
  14. Материалы (бумага, фетр, пряжа, клей, пуговицы, пайетки, бисер, наборы для творчества и т.д.)
  15. Готовые образцы работ
  16. Презентации с пошаговыми иллюстрированными инструкциями

Календарно-тематическое планирование уроков по ремеслу

в 5-ом классе (4 часа в неделю)

п\п

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

1

Вводный урок. Что такое ремесленное дело

2-7

Вышивка в технике «изонить»

8-9

Изготовление декоративного дерева. Формирование основы кроны из газеты. Соединение основы кроны со стволом. «Посадка» дерева в декоративный горшок

10-11

Изготовление декоративного дерева. Лепка яблок из соленого теста. Подготовка листьев из гофрированной бумаги

12-13

Изготовление декоративного дерева. Роспись яблок акриловыми красками и приклеивание к основе кроны

14

Изготовление декоративного дерева. Приклеивание листьев и ствола

15

Шитье. Вводный инструктаж по технике безопасности во время шитья

16

Шитье. Шов «вперед иголку»

17

Шитье. Шов «назад иголку»

18

Шитье. Обметочный шов

19

Изготовление игрушки из фетра. Перевод лекал

20

Изготовление игрушки из фетра. Выкройка деталей

20-21

Изготовление игрушки из фетра. Сшивание деталей

22

Изготовление игрушки из фетра. Пришивание глаз, носа и т.д.

23

Пришивание пуговиц

24-26

Декоративное оформление текстильных изделий. Шитье швом «назад иголку» по заранее нарисованному контуру фигуры (девочка, дерево, собачка и т.д)

27-28

Декоративное оформление текстильных изделий. Пришивание пуговиц в контуре фигуры.

29

Особенности работы с бисером. Подготовка рабочего места

30

Плетение из бисера. Рисование схемы фенечки

31-34

Плетение из бисера «фенечка»

35

Плетение из бисера. Рисование схемы брелока

36-38

Плетение из бисера брелока

39

Вышивка бабочки бисером. Перевод лекала и обработка краев обметочным швом

40-47

Вышивка бисером по схеме

48-50

Вышивка крестом. Вышивка полосы крестом

51

Вышивка крестом. Подбор ниток

52-60

Вышивка крестом картинки по схеме

61-66

Вышивка в технике «изонить»

67

Шитье прихватки. Построение выкройки

68

Шитье прихватки. Выкройка деталей

69-70

Шитье прихватки. Сборка деталей

71-72

Шитье прихватки. Декоративная отделка

73

Изготовление игрушки из пряжи. Подбор ниток по цвету и длине

74-75

Изготовление игрушки из пряжи. Соединение пряжи с помощью ниток

76-80

Изготовление игрушки из пряжи (помпонов). Изготовление помпонов и сборка

81-83

Изготовление игрушки из пряжи (помпонов). Декоративная отделка

84-86

Работа с пайетками и бисером. Нанесение контура рисунка на ткань

87-94

Работа с пайетками и бисером. Пришивание пайеток и бисера по намеченному рисунку

95-96

Роспись по дереву. Нанесение карандашного рисунка на плоскую деревянную основу

97-100

Роспись по дереву акриловыми красками

101

Лепка из глины фигурок по образцу

101-104

Роспись глиняных фигурок акриловыми красками

105

Лепка из соленого теста. Раскатывание теста и изготовление фигурок с помощью формочек

106-110

Роспись фигурок акриловыми красками

111

Оригами. Что можно сделать из бумаги

112

Изготовление конвертов

113-114

Декоративное оформление конвертов

115

Изготовление плоских цветов из бумаги

116-120

Изготовление объемных цветов из бумаги

121-123

Изготовление подставки-вазочки для цветов

124-135

Изготовление объемных фигурок из бумаги (кораблик, самолетик, птичка и т.д.)

136

Подведение итогов. Выставка работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...