Экологическое воспитание школьников
статья по технологии на тему

Пинигина Светлана Александровна

Отчет работы учителя Технологии за 2016-2017 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание школьников на уроках технологии. 

Автор: Пинигина  Светлана Александровна,

учитель технологии,

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Хомутовская средняя общеобразовательная школа № 2 «

МОУ ИРМО «ХСОШ № 2»,

 Иркутский р-он, Иркутской обл.

e-mail: cdtnf- jctym@mail. ru

С каждым годом, экологическая ситуация во всём мире, становится всё острее. Она толкает человечество к грани неизбежного и полного краха.  Решение экологической проблемы является одной из основных международных проблем.

В связи с этим, ухудшение экологической ситуации во всем мире и в нашей стране требует усиления внимания к экологическому образованию и воспитанию школьников. Которые основаны, во-первых, на экологической грамотности (как необходимом условии жизни человека в современном обществе), во-вторых, на отношении человека к окружающей среде, (что отражает уровень духовно-нравственного развития его личности).

Основными направлениями экологической работы в школе остаётся учебная и внеурочная деятельность, основными формами работы: урок, мастер-класс, конкурс, проектная деятельности, выставка творческих работ, беседа, игра, трудовая деятельность на пришкольном участке.

 Экологическое образование в предметной области Технология особенно просматривается при изучении   тем разделов курса «Экология и питание человека» (уроки кулинарии), «Экология жилья и быта» (уроки рукоделия, работа на пришкольном участке, проекты «Подарок своими руками»), «Семейная экономика» (деловые игры.  

Заинтересованность на уроках выливается в интересную работу ребят уже во внеурочное время, дополнительно развивая свой творческий потенциал.

Уроки кулинарии дают возможность поговорить с девушками о главных задачах и наиболее важных проблемах нашего питания в условиях современного общества и закрепить на практике основные знания. На таких уроках всегда находится место для детского творчества. И тогда, благодаря безграничной детской фантазии, из обычных продуктов прямо на ваших глазах рождаются маленькие кулинарные шедевры.

Например, начиная с первых уроков кулинарии в 5-х классах на примере  таких простых блюд, как бутерброды и салаты мы с девочками говорим о необходимости разнообразить рацион за счет свежих овощей, отдавая предпочтение натуральным продуктам, особенно если они выращены на собственном приусадебном участке, важности внешнего вида приготовленных блюд, об экономном использовании продуктов. Обычное задание по приготовлению закусочных бутербродов превращается в своеобразный кулинарный конкурс.

А, например, в 7 классах интересны, с экологической точки зрения, уроки, посвящённые блюдам из молока и молочно-кислых продуктов, напиткам (компотам, морсам). Тем более проживая в сельской местности и получая эти важные продукты питанияот собственного приусадебного хозяйства, многие школьники, иногда даже, привыкая к ним, забывают об их пользе, отдавая предпочтение продуктам из магазина.

На уроках «Гигиена жилья и быта»рассматриваем со школьниками и их родителями  реальную возможность сократить количество мусора, выбрасываемого в природу, и учиться использовать вторичные материалы в различных видах рукоделия и декоративного творчества.

В своей работе, в течении двух лет, я стала уделять больше времени использованию вторичногосырья (мусора) для выполнения творческих работ. Увидев красивые вещи, сделанные своими руками из обычного мусора повергло ребят в неподдельный восторг. А сделав одну, затем другую игрушку или сувенир своими руками, ребятам стало интересно заниматься таким творчеством. Ещё бы, превратить ненужное в нечто прекрасное!Тем более, желание использовать ненужный «бросовый» материал, так же как и желание экономить свои расходы, совсем не свидетельствует о нашей жадности и скупости. Это естественное желание любого нормального, рационально мыслящего человека.
Бросовый материал - это все, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, тем более с пользой. Такие материалы давно используются в изготовлении самых разных изделий. В ход идет все: старые газеты, остатки строительного материала, флаконы от шампуня или крема, трубочки, пробки, пластиковые бутылки, тюбики от помады, коробочки от сока, кусочки ткани, тесьмы, ниток, проволока. И все это можно использовать в работе с детьми на уроках технологии и на кружках прикладного творчества.
Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так как его можно использовать по своему усмотрению, а главное - этот материал всегда можно найти. Он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.
Использование «бытового мусора» приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание. А значит, такой ребенок в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Многие родителей детей, отмечают, что такая работа детей воспитывает у их чад- спокойствие, выдержку, уверенность в себе.
Применение на уроках «мусора» как художественного материала имеет ряд положительныхнаправлений:
-с экологической точки зрения: создавая работы из мусора, ребята приучаются к практическому использованию уже имеющего материала, давая «вторую жизнь вещам».
- с социальной точки зрения: работа с «бросовым материалом» очень часто привлекает и родителей, что радует и вдохновляет детей. Очень важно вовлекать взрослых в мир ребенка, привлекать к активному участию в школьной творческой жизни ребенка и радоваться его успехам
- с экономической точки зрения: ребенок учится понимать, что использование вторичного сырья позволяет в какой-то мере экономить природные ресурсы и семейный бюджет. Тем более, что это привлекает во внеурочную деятельность и детей из малообеспеченных и неблагополучных семей.

Используя «бросовый материал» мы не только помогаем в решении экологических проблем, но и дарим радость творчества, общения, совместной деятельности. Ведь это здорово, когданенужный вещь превращается в красивый подарок или полезную в обиходе вещь. Это стимулирует ребят на дальнейшее творческое развитие, на создание новых шедевров.

Занятия с применением бросового материала проводятся с детьми младшего и среднего звена, основываясь на возрастныхособенностях учеников. Накануне праздников проводим мастер-классы по изготовлению сувениров к 8 Марта, Дню Пожилого человека, Новому Году.

Для реализации любого проекта необходимо создавать материальную базу. Для этого в начале года провожу беседу с детьми, чтобы они собирали все интересные с их точки зрения «безделушки» из бросового материала (лоскутки ткани, обрезки ниток, тесьмы, проволока, ненужные украшения, заколки, диски, коробки, бумага и т.д.).Т.о. нужный «бросовый материал» накапливается и идёт в дело.

Впроцессе работыдети осваиваютразличные техники: «плетение из газет», «аппликация», «канзаши», «мягкая чулочная кукла», «тряпичная кукла» и др., продумывают и делают свои эскизы, определяются с техникой, изготавливают свои поделки.
Использование бросового материала, позволяет рождаться на светвсё новые и новые направления в искусстве. Которыми ребята интересуются и стараются использовать в своё творчество. Им это очень интересно! Тем более, что дети ни только творят, но и решают мировые экологические проблемы! Сейчас я предлагают вам посмотреть небольшую презентацию работ учащихся нашей школы из бросового материала.

Методическая разработка по технологии на тему: «Вместе спасём планету от мусора!» / Галина Шарафиева//- Режим доступа URL: http://www.maam.ru/ (дата обращения: 7.04.2017)

Экологическое воспитание на уроках технологии / Татьяна Клафтон//- Режим доступа URL:http://nsportal.ru/(дата обращения: 09.04.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»

Материал из опыта работы  по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....

Экологическое воспитание школьников

Сегодня экологическое образование и  воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом...

Экологическое воспитание школьников на уроках технологии

Экологически чистые продукты играют важную роль в  рационе питания человека, особенно школьника. Рациональное питание - основа здорового растущего организма ребёнка. На уроках технологии, при изу...

Экологическое воспитание школьников

В этой статье рассказывается как можно ввести экологическое воспитание на уроках математики. Экологические проблемы занимают важное место среди актуальных проблем современности. Заниматьс...

Экологическое воспитание школьников

Представлена программа экологического воспитания школьников...

Научно- исследовательская работа Краеведение в экологическом воспитании школьников.

История, природа родного края, общение с ними, изучение всего этого способствует формированию экологической культуры, правил поведения в природе. Мы предоставляем возможность увидеть насколько п...